Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Доклад
о принципах построения отраслевой системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений
Вопрос организации оплаты труда работников сферы образования, где непосредственно формируются профессиональные кадры для всех отраслей экономики, как с точки зрения его организации, так и уровня оплаты, является весьма важным.
Существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы подтверждают необходимость совершенствования системы организации оплаты труда в бюджетной сфере.
Организация оплаты труда работников всей бюджетной сферы в рамках Единой тарифной сетки не позволяет учитывать особенности организации труда по категориям работников и по отраслям экономики, не создает заинтересованности в повышении качества и результативности работы.
Главными недостатками существующей системы оплаты труда в отрасли образования являются сложившаяся в результате применения ETC "уравниловка" в оплате труда педагогических работников, а также крайне низкий уровень ставок (окладов) заработной платы.
Несмотря на постоянный рост бюджетных расходов на сферу образования заработная плата педагогических работников (особенно учителей) многие годы составляет лишь около 50-60% от средней заработной платы в экономике страны и приближается к уровню жизни беднейших групп населения России.
Таким образом, настоятельность реформирования системы оплаты труда в образовании определяется необходимостью:
- повышения мотивации специалистов к качественному результату труда;
- создания условий для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров;
- учета особенностей условий труда отдельных категорий педагогических работников по критериям ответственности и напряженности;
- повышения уровня оплаты труда, способного в полной мере обеспечивать восстановление способности к труду;
- систематизации надтарифных выплат, усиления их стимулирующего воздействия.
Труд учителя имеет инновационный, творческий характер. Его многогранность, сложность и индивидуальность не поддается простой регламентации и учету. В связи с этим при определении основных принципов организации заработной платы педагогических работников необходимо рассматривать многочисленные факторы как объективного, так и специфического характера.
Для построения отраслевой системы оплаты труда работников образования вводятся базовые размеры ставок (окладов), дифференцированные по уровню профессионального образования работников.
Базовые размеры ставок заработной платы (окладов)
N п/п |
Уровни образования |
Коэффициенты соотношений по уровню образования (количество лет профессиональной подготовки) |
Базовый размер ставки (оклада) |
I. |
Высшее профессиональное образование |
1,5 |
3975 |
II. |
Среднее профессиональное образование |
1,3 |
3445 |
III. |
Начальное профессиональное образование |
1,2 |
3180 |
IV. |
Среднее (полное) общее образование |
1,0 |
2650 |
Примечание. Базовый размер ставки работников, имеющих среднее (полное) общее образование, рассчитывается исходя из величины прожиточного минимума и принимается с коэффициентом 1 (в настоящих материалах принята величина прожиточного минимума в среднем по РФ за II квартал 2005 г. в размере 2650 руб.). Коэффициенты устанавливаются исходя из количества лет профессионального обучения для получения соответствующего образования.
В целях повышения требований к уровню квалификации педагогических работников, достижения более высоких результатов труда при установлении ставок (окладов) заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений предусматривается их дифференциация в зависимости от уровня образования, профессионального стажа и занимаемой должности.
Вводятся следующие стажевые группы и межстажевые коэффициенты:
Стаж педагогической работы | ||||
до 2 лет |
от 2 до 5 лет |
от 5 до 10 лет |
от 10 до 15 лет |
от 15 лет и более |
k = 1 |
k = 1,20 |
k = 1,17 |
k = 1,15 |
k = 1,14 |
Установление определенного количества стажевых групп и возможность изменения межстажевых соотношений позволяет решать проблему привлечения и сохранения квалифицированных кадров.
Одной из наиболее острых проблем системы образования является проблема старения кадров, слабая закрепляемость молодых специалистов в образовательных учреждениях, связанная, прежде всего, с низким уровнем оплаты труда, несоизмеримым с интеллектуальными, психоэмоциональными и физическими затратами.
С целью закрепления в общеобразовательных учреждениях молодых специалистов по второй стажевои группе предлагается установить максимальный коэффициент k = 1,20.
Ставки заработной платы (оклады) педагогических работников
Наименование должностей |
Месячные ставки заработной платы работников при стаже педагогической работы |
|||||
стаж педагогической работы | ||||||
до 2 лет |
от 2 до 5 лет |
от 5 до 10 лет |
от 10 до 15 лет |
от 15 лет и более |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Учитель, преподаватель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, воспитатель, концертмейстер, руководитель физвоспитания, тренер-преподаватель, мастер производственного обучения |
а) высшее профессиональное образование |
|||||
4770 |
5720 |
6700 |
7700 |
8780 |
||
б) среднее профессиональное образование | ||||||
4130 |
4960 |
5800 |
6670 |
7600 |
||
Педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, инструктор по труду, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, |
а) высшее профессиональное образование |
|||||
3975 |
4770 |
5580 |
6420 |
7300 |
||
концертмейстер в учреждениях дополнительного образования детей, старший вожатый, инструктор по физической культуре |
б) среднее профессиональное образование |
|||||
3445 |
4130 |
4840 |
5560 |
6340 |
Примечания: Дифференциация в оплате труда I и II групп должностей составляет 20%.
Ставки заработной платы (оклады) педагогических работников значительно повышаются при наличии квалификационной категории: второй, первой и высшей.
Квалификационные категории устанавливаются с учетом результатов труда и в соответствии с аттестацией педагогических работников на основе отраслевого положения о порядке аттестации и отраслевых требований к квалификационным категориям педагогических работников.
Ставки заработной платы (оклады) педагогических работников, имеющих по результатам аттестации квалификационные категории
Наименование должностей |
Квалификационные категории: |
||
II |
I |
высшая |
|
Учитель, преподаватель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, воспитатель, старший воспитатель, концертмейстер, руководитель физвоспитания, мастер производственного обучения, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель |
8000 |
8560 |
9590 |
Педагог-психолог, педагог-организатор, инструктор по труду, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, концертмейстер учреждения дополнительного образования детей, старший вожатый, инструктор по физической культуре |
6400 |
6850 |
7670 |
Оклады руководящих работников устанавливаются в зависимости от группы по оплате труда руководителей. Группы по оплате труда определяются на основе объемных показателей: численности обучающихся, наличия структурных подразделений, уровня технической оснащенности и других показателей, характеризующих объем работы.
Размеры должностных окладов руководящих работников
Наименование должностей работников |
Месячные должностные оклады (руб.) по группам оплаты труда руководящих работников |
|||||
0 |
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Директора (начальники, заведующие), имеющие высшее профессиональное образование |
14150 |
12860 |
11690 |
10630 |
9660 |
8780 |
Заместители директоров (начальников, заведующих), руководители филиалов, других структурных подразделений, УПК, учебно-производственных мастерских, имеющие высшее профессиональное образование |
12730 |
11570 |
10520 |
9560 |
8690 |
7900 |
Отнесение образовательных и иных учреждений образования к группам по оплате труда руководящих работников осуществляется учредителями или уполномоченными ими органами в соответствии с показателями и порядком, устанавливаемыми государственными органами управления образованием субъектов РФ для образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В целях стимулирования высококвалифицированного педагогического труда, а также учета специфики работы в общеобразовательных учреждениях различных видов ставки заработной платы (оклады) педагогических и руководящих работников увеличиваются:
- на 1500 руб. - за государственную награду - почетное звание "Народный учитель";
- на 900 руб. - за государственные награды - почетные звания "Заслуженный учитель", "Заслуженный преподаватель" и другие почетные звания Российской Федерации, СССР и республик, входивших в состав бывшего Союза ССР, установленные для работников различных отраслей, название которых начинается со слов "Заслуженный", при условии соответствия профилю деятельности учреждения или преподаваемых дисциплин.
Ставки (оклады) педагогических и руководящих работников устанавливаются с применением следующих повышающих коэффициентов:
1,2
- в образовательных учреждениях (классах, группах, структурных подразделениях) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для работников этих учреждений, не относящихся к педагогическим и руководящим применяется коэффициент 1,15);
- в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в дли тельном лечении; образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; классах, группах, структурных подразделениях для обучающихся, воспитанников, детей с отклонениями в развитии или нуждающихся в длительном лечении в иных образовательных учреждениях; педагогическим работникам за время индивидуального обучения детей и инвалидов на дому либо в образовательных учреждениях (при наличии соответствующего медицинского заключения), а также индивидуального или группового обучения детей, находящихся на длительном лечении в учреждениях здравоохранения;
- работникам образовательных учреждений, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях;
1,15
- учителям лицеев, гимназий, колледжей при реализации образовательных программ повышенного уровня;
- работникам общеобразовательных школ-интернатов всех наименований, за исключением школ-интернатов, где применяется коэффициент 1,2;
- учителям и преподавателям за часы занятий по русскому языку и литературе в образовательных учреждениях (структурных подразделениях) с не русским языком обучения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа;
1,5
- работникам специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (для детей с девиантным поведением).
Применение коэффициентов к ставкам заработной платы и должностным окладам, а также увеличение ставок (окладов) за почетные звания и наличие ученой степени образуют новые размеры ставок заработной платы (окладов), в соответствии с которыми исчисляется заработная плата с учетом объема учебной нагрузки (педагогической работы).
Надтарифные выплаты в отраслевой системе оплаты труда в образовании предназначены для стимулирования высоких конечных результатов деятельности работников образования. Учитывая значительную численность работников, занятых педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, необходимо повысить размер надтарифного фонда в отрасли, который должен составлять в фонде оплаты труда не менее 40%. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях он составляет в среднем 20%.
Увеличение размера надтарифного фонда является принципиальным с точки зрения установления зависимости системы оплаты труда от качества образования.
Многообразие специфики педагогической работы и условий, в которых она осуществляется, требуют индивидуального стимулирования работников за напряженность, качество и результаты работы. В связи с этим устанавливаются следующие надтарифные выплаты:
- стимулирующие надбавки за напряженность, качество работы и др. премии, порядок выплаты и размеры которых устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в пределах фонда оплаты труда;
- доплаты за выполнение работы, не входящей в круг основных обязанностей работника, но непосредственно связанной с их выполнением.
Работникам общеобразовательных учреждений при исправительно-трудовых учреждениях Минюста России выплачиваются надбавки за непрерывный стаж работы в порядке и на условиях, предусмотренных для работников учреждений, при которых они созданы.
Вовлечение в процесс распределения надтарифного фонда общественности (школьные советы) позволит дифференцировать заработную плату непосредственно с участием потребителей образовательных услуг.
Расчет потребности в дополнительных средствах на оплату труда работников общеобразовательных учреждений при введении отраслевой системы оплаты труда
Для расчетов использованы данные по состоянию на 1 сентября 2005 года.
Численность педагогических работников общеобразовательных учреждений, кроме руководящих работников, - 1 395 399 чел.
Численность руководящих работников общеобразовательных учреждений - 157 800 чел.
1. Для педагогических работников среднесхемная ставка заработной платы (оклад) по ETC (7-14-й разряды) - 2 296,8 руб.
Фонд оплаты труда педагогических работников в 2005 году (с учетом надтарифа 20%):
1 395 399 х 2 296,8 + 20% = 3,8 млрд руб. в месяц.
Для руководящих работников общеобразовательных учреждений среднесхемная ставка заработной платы (оклад) по ETC (13-15-й разряды) - 2 666,4 руб.
Фонд оплаты труда руководителей общеобразовательных учреждений в 2005 году (с учетом надтарифа 20%):
157 800 х 2 666,4 + 20% = 0,5 млрд руб. в месяц.
2. Для педагогических работников среднесхемная ставка заработной платы (оклад) по отраслевой системе - 5860 руб.
Фонд оплаты труда педагогических работников при введении отраслевой (с учетом надтарифа 40%):
1 395 399 х 5860 + 40% = 11,4 млрд руб. в месяц.
Для руководящих работников общеобразовательных учреждений средне-схемная ставка заработной платы (оклад) по отраслевой системе - 10 730 руб.
Фонд оплаты труда руководителей общеобразовательных учреждений при введении отраслевой системы (с учетом надтарифа 40%):
157 800 х 10 730 + 40% = 2,4 млрд руб. в месяц.
Дополнительная потребность в средствах:
([2,4 млрд руб. - 0,5 млрд рубл.] + [11,4 млрд руб. - 3,8 млрд руб.]) х 12 мес. = 114,0 млрд руб. в год.
С учетом районного коэффициента (~1,2) и единого социального налога (26,2%) дополнительная потребность в средствах:
(114,0 млрд руб. х 1,2) - (114,0 млрд руб. х 1,2 х 0,262) = 172,6 млрд руб. в год.
В соответствии с действующим законодательством регионы и территории самостоятельно выбирают системы оплаты труда в подведомственных им учреждениях и устанавливают порядок их применения.
В этой ситуации существует реальная опасность, что в дальнейшем может быть утрачена единая система оценки квалификации работников образования и сложности выполняемых ими работ в различных регионах страны.
Отраслевой принцип организации заработной платы в образовании должен основываться на одинаковых подходах в оплате труда работников учреждений и организаций отрасли независимо от уровня бюджета, из которого осуществляется финансирование.
К ним следует отнести базовый размер ставки заработной платы (оклада) в качестве гарантии минимального уровня оплаты труда педагогических работников, а также единые для всех межстажевые и междолжностные коэффициенты.
В случае принятия решения о введении отраслевой системы оплаты труда на федеральном уровне, министерство совместно с Минфином России и Минздравсоцразвития России подготовит соответствующие рекомендации субъектам РФ с учетом изложенных базовых принципов.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2005 г. N МООН-П-1684 "Об оплате труда педагогов в школьных учреждениях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.