Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2017 г. N Ф02-4390/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
15 июня 2017 г. |
Дело N А19-19254/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 марта 2017 года по делу N А19-19254/2016 по заявлению Акционерного общества "Иркутскэнерготранс" (ОГРН 1033802461879, ИНН 3827016725 место нахождения: 664043, Иркутская область, г. Иркутск, бульвар Рябикова, д. 43) к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, д. 35) о признании недействительными в части решений от 16.08.2016 N 93осс/д, N 123н/с, N 79осс/р,
(суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Акционерное общество "Иркутскэнерготранс" (далее - АО "Иркутскэнерготранс", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ИРО ФСС РФ, фонд социального страхования) о признании недействительным решений:
от 16.08.2016 N 79осс/р "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части непринятия к зачету расходов в сумме 129 682,96 руб.;
от 16.08.2016 N 123н/с "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 181,56 руб., доначисления страховых взносов в сумме 907,78 руб.;
от 16.08.2016 N 93 осс/д "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 752,16 руб., доначисления страховых взносов в сумме 3 760, 80 руб., начисления пеней в сумме 147,81 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 марта 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из отсутствия у ГУ ИРО ФСС РФ правовых оснований как для отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных АО "Иркутскэнерготранс" в связи с выплатой в проверяемом периоде работникам Хачатуровой Т.И. и Трофимову Н.В. пособий по временной нетрудоспособности в общей сумме 129682,96 руб., так и для включения соответствующих выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также начисления пеней и штрафных санкций.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, фонд социального страхования обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, поставив вопрос об его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что размер пособия снижается по всем листам нетрудоспособности, в том числе по тем, которые не содержат отметку о нарушении режима, но следуют за листком нетрудоспособности с такой отметкой, поскольку это один страховой случай и пособие назначается с первого дня временной нетрудоспособности до ее восстановления либо до установления инвалидности.
Фонд социального страхования полагает, что судом первой инстанции не было учтено то, что страхователь вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте выездной проверки, а также выводами и предложениями проверяющих представить письменные возражения, а также документы (в данном случае, протокол совещания комиссии по социальному страхованию, объяснительные работников и др.) в качестве обоснования противоположной позиции. В ходе проведения филиалом N 1 Иркутского регионального отделения выездной проверки АО "Иркутскэнерготранс" страхователем не были представлены документы, подтверждающие уважительность причины неявки работников Хачатуровой Т.И., Трофимова Н.В., Александрова В.И., Назарова С.А., в частности, пояснения застрахованных лиц, заключения комиссии по социальному страхованию, из которых возможно было определить степень вины и иные существенные обстоятельства. Заявителем в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств наличия объективных препятствий к своевременному представлению документов в период проведения выездной проверки.
Обществом в материалы дела представлено возражение на апелляционную жалобу, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.05.2017.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решений от 04.05.2016 N 118 н/с, N 118 осс/д филиалом N 1 ГУ ИРО ФСС РФ проведены выездные проверки с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании решения от 04.05.2016 N 118 осс/р проведена проверка правильности произведенных АО "Иркутскэнерготранс" расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В ходе проведенной проверки Фондом установлено, что обществом в проверяемый период (2013-2015) в нарушение пункта 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности при неявке без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр назначено и выплачено неправомерно из среднего дневного заработка без учета снижения размера пособия из минимального размера оплаты труда с районным коэффициентом 1,2 (по г. Иркутску) следующим работникам:
Хачатуровой Т.И. по листкам нетрудоспособности N 102530834251, N 102531621150, N 102531984871. Сумма излишне начисленного и выплаченного пособия составила 85 898,42 руб., в том числе за счет средств ФСС 85 892,24 руб.;
Трофимову Н.В. по листкам нетрудоспособности N 152554854997, N 152555185228, N 152562953788, N 152568427507. Сумма излишне начисленного и выплаченного пособия составила 43 790,72 руб., в том числе за счет средств ФСС 43 790,72 руб.;
Александрову В.И. по листку нетрудоспособности N 189475145298 (продолжение листа нетрудоспособности N 164613514324). Сумма излишне начисленного и выплаченного пособия составила 2203,71 руб., в том числе за счет средств ФСС 2203,71 руб.;
Назарову С.А. по листку нетрудоспособности N 189473146458 (продолжение листа нетрудоспособности N 189471996703). Сумма излишне начисленного и выплаченного пособия составила 11 698,17 руб., в том числе за счет средств ФСС 11 698,17 руб.
В нарушение части 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ, пункта 28 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.06.2011 N 624н, получателю Новикову А.Н. на основании листка нетрудоспособности N 164574748086 за период с 11.06.2015 по 08.07.2015 пособие назначено и выплачено сверх установленного срока до даты, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ (дата регистрации МСЭ 08.07.2015). Излишне выплаченная сумма пособия составила 1173,57 руб.
Результаты проверок зафиксированы в соответствующих актах от 20.07.2016 N N 118 н/с, 118 осс/д, 118 осс/р.
Решением от 16.08.2016 N 79осс/р "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не приняты к зачету расходы, произведенные АО "Иркутскэнерготранс", в сумме 144 758,41 руб.
Решением от 16.08.2016 N 123н/с АО "Иркутскэнерготранс" привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 202,66 руб., обществу доначислены страховые взносы в сумме 1013,30 руб. и начислены пени за их несвоевременную уплату в сумме 234,52 руб.
Решением от 16.08.2016 N 93осс/д АО "Иркутскэнерготранс" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 839,60 руб., обществу доначислены страховые взносы в сумме 4197,98 руб. и начислены пени за их несвоевременную уплату в сумме 12 255,89 руб.
Не согласившись с решениями ГУ ИРО ФСС РФ в оспариваемой части, АО "Иркутскэнерготранс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Законность названных решений в части непринятия к зачету расходов за цели обязательного социального страхования, привлечения к ответственности, доначисления страховых взносов и начисления пени за их несвоевременную уплату по эпизодам, связанным с неправомерностью выплаты пособий, выплаченным работникам Александрову В.И., Назарову С.А. и Новикову А.Н., заявителем не оспаривалась.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для удовлетворения требований заявителя является совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному акту и нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (действовал до 01.01.2017, далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Закона N 255-ФЗ).
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Согласно пунктам 1, 2, 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Как правильно указано судом первой инстанции, факты наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, сомнений у фонда не вызывали.
Наличие права на оказание медицинских услуг учреждениями здравоохранения, врачами которой и выданы спорные листки нетрудоспособности, также не оспаривалось фондом.
Из материалов дела следует, что в ходе выездных проверок нарушения установлены в отношении выплат пособий Хачатуровой Т.И. (на основании листков нетрудоспособности N 102530834251, N 102531621150, N 102531984871), Трофимову Н.В. (на основании листков нетрудоспособности N 152554854997, N 152555185228, N 152562953788, N 152568427507).
Так, согласно листку нетрудоспособности N 102530834251 Хачатурова Т.И. должна была явиться на прием к врачу 13.09.2013, фактически же явилась 16.09.2013. Согласно листку нетрудоспособности N 152554854997 Трофимов Н.В. должен был явиться на прием к врачу 17.09.2014, фактически же явился на прием 18.09.2014. В связи с чем, в листки нетрудоспособности были внесены отметки о нарушении режима.
Фонд указал, что в ходе проверки страхователем не были представлены документы, подтверждающие уважительность причин неявки работников на врачебный осмотр. Сумма пособий, излишне начисленных и выплаченных Хачатуровой Т.И. и Трофимову Н.В. за счет средств ФСС, составила соответственно 85 892,24 руб. и 43 790,72 руб.
В соответствии со статьей 8 Закона N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:
1) нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
2) неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;
3) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
При наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 настоящей статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов:
1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, - со дня, когда было допущено нарушение;
2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, - за весь период нетрудоспособности.
Из содержания пункта 2 части 1 статьи 8 Закона N 255-ФЗ следует, что неявка застрахованного лица на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности лишь в том случае, если причины неявки не являются уважительными. Отметка о нарушении режима в листке нетрудоспособности сама по себе не свидетельствует об отсутствии уважительности причин нарушения режима.
Причины неявки работников Хачатуровой Т.И. и Трофимова Н.В. на врачебный осмотр фондом не исследовались, документы, подтверждающие уважительность неявки работников у АО "Иркутскэнерготранс" фондом не рассматривались. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение.
Так, согласно объяснительной Хачатуровой Т.И., которая после продолжительного лечения перенесла операцию, неявка к врачу в назначенный срок была связана с плохим состоянием здоровья.
Как следует из объяснительной Трофимова Н.В., причиной неявки послужило то обстоятельство, что в назначенный день явки к врачу он водил на прием в детскую поликлинику своего ребенка, который был болен, а затем находился с ним дома (справка ОГАУЗ "Ангарская городская детская больница N 1", выписка из амбулаторной карты).
Получив объяснения от работников, АО "Иркутскэнерготранс" признало причины их неявки к врачу уважительными и приняло решение о выплате пособий по временной нетрудоспособности в полном объеме, что следует из протоколов совещания с членами комиссии по социальному страхованию общества от 14.10.2013 и от 18.09.2014.
С учетом изложенного, основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности для данных работников у работодателя отсутствовали в силу части 1 статьи 8 Закона N 255.
Законодатель связывает снижение пособия по временной нетрудоспособности за весь период нетрудоспособности только со случаем, когда заболевание или травма, наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения (пункт 2 части 1 статьи 8 Закона N 255-ФЗ).
Во всех остальных случаях, законодатель указал иное последствие: что пособие по временной нетрудоспособности подлежит снижению со дня, когда было допущено нарушение, не указав при этом обязательный период такого снижения.
Таким образом, Закон N 255 не содержит предписания о том, что неявка застрахованного лица в назначенный срок на врачебный осмотр влечет снижение размера пособия по временной нетрудоспособности со дня, когда было допущено нарушение, на весь период нетрудоспособности.
Между тем, из оспариваемых ненормативных актов следует, что фонд не принял к зачету расходы на выплату страхового обеспечения, рассчитанные исходя из расчета среднего заработка за весь период болезни работников со дня нарушения режима до дня окончания временной нетрудоспособности.
Следовательно, вывод филиала N 1 ГУ ИРО ФСС РФ о том, что в случае однократной неявки на прием к врачу пособие по временной нетрудоспособности подлежит снижению на весь период нетрудоспособности основано на неверном толковании норм Закона N 255.
Более того, ГУ ИРО ФСС РФ не принят во внимание тот факт, что после допущенного нарушения режима оба работника продолжали оставаться нетрудоспособными в течение продолжительного времени (более 1 месяца) и впоследствии нарушений режима не допускали, в связи с чем, АО "Иркутскэнерготранс" не произвело снижение выплачиваемых работникам пособий на весь период их нетрудоспособности правомерно.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые решения не соответствуют принципам соразмерности и справедливости, которые предполагают установление ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, вины и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении мер ответственности.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 14.02.2012 N 14379/11 по делу N А45-18204/2010.
Фонд при вынесении решения, исходя из обстоятельств дела, должен был учесть, что принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в
зависимости от тяжести содеянного, вины и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении мер ответственности. Однако фондом данные требования выполнены не были.
Оценка толкования нормы пункта 1 части 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ, предусматривающего порядок снижения пособия в случае неявки застрахованного лица к врачу без уважительных причин со дня, когда было допущено нарушение, в данном случае не влияет на вышеуказанный вывод суда, поскольку установлена уважительность причин неявки к врачу работников Хачатуровой Т.И. и Трофимова Н.В.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у ГУ ИРО ФСС РФ правовых оснований как для отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных АО "Иркутскэнерготранс" в связи с выплатой в проверяемом периоде работникам Хачатуровой Т.И. и Трофимову Н.В. пособий по временной нетрудоспособности в общей сумме 129682,96 руб., так и для включения соответствующих выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также начисления пеней и штрафных санкций.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 марта 2017 года по делу N А19-19254/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19254/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2017 г. N Ф02-4390/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Иркутскэнерготранс"
Ответчик: ГУ - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации