Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 октября 2017 г. N Ф02-5213/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
16 июня 2017 г. |
Дело N А33-21287/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" июня 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Новоангарский обогатительный комбинат": Данильченко А.А., представителя по доверенности от 02.12.2016, от ответчика (ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому
краю): Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 16.10.2015 N 19/2015,
от ответчика (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю): Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 16.12.2016 N 70-55/122, удостоверение ТО N041931 от 28.03.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06"апреля 2017 года по делу N А33-21287/2016, принятое судьёй Тимергалеевой О.С.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новоангарский обогатительный комбинат" (далее - заявитель, ООО "Новоангарский обогатительный комбинат") (ИНН 2426003607, ОГРН 1032401345547) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - ответчик, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю) (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757):
- о признании незаконными решений об отказе в осуществлении кадастрового учета от 16.06.2016 N 24/16-2-52668 и N Ф24/16-2-52670;
- об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю осуществить постановку на государственный кадастровый учет объектов недвижимости: "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2", расположенного по адресу: 663412, Россия, Красноярский край, Мотыгинский район, п. Новоангарск, ул. 1 квартал, дом 3, Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3", расположенного по адресу: 663412, Россия, Красноярский край, Мотыгинский район, п. Новоангарск, ул. 1 квартал, дом 4, на основании заявлений от 10.03.2016 и представленных документов.
Определением от 30.01.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Решением от 06.04.2017 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал на несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что определение назначения здания общежития, не являющегося многоквартирным домом, при осуществлении государственного кадастрового учета как "многоквартирный дом", "жилой дом" не соответствует действующему законодательству; назначение такого здания, как общежитие должно быть определено как "нежилое здание" (иметь при этом наименование - "общежитие", "общежитие квартирного типа"), в связи с чем, представленные заявителем на кадастровый учет документы содержат противоречивые сведения об объекте учета, поскольку технический план является неотъемлемой частью разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и должен соответствовать требованиям Закона о кадастре, а также приказам Минэкономразвития Российской Федерации, устанавливающим формы и требования к подготовке технических планов; представленные при постановке на учет объектов капитального строительства - "Вахтовый поселок ООО "НОК" общежитие N 2" и "Вахтовый поселок ООО "НОК" общежитие N 3" технические планы оформлены в соответствии с нормами действующего законодательства.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 14.06.2017.
От ответчиков в материалы дела поступили отзывы, в которых доводы апелляционной жалобы отклонены.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
10.03.2016 заявитель обратился в Федеральное бюджетное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Красноярскому краю (далее орган кадастрового учета) с заявлениями (N 35-3437921 и N 35-3437918) о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества:
* здания, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Мотыгинский район, п.Новоангарск, улица 1 квартал, дом N 4;
* здания, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Мотыгинский район, п.Новоангарск, улица 1 квартал, дом N 3.
В качестве оснований для постановки вышеуказанных объектов на кадастровый учет, заявителем в орган кадастрового учета представлены:
* технические планы зданий, выполненные кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью "ИК "Землеустроитель" от 10.03.2016;
* разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.02.2016 N 24-526-2-2016 на объект "Вахтовый поселок общество с ограниченной ответственностью "НОК, общежитие N3" по адресу: п.Новоангарск, улица 1 квартал, дом N 4;
* разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.02.2016 N 24-526-1-2016 на объект "Вахтовый поселок общество с ограниченной ответственностью "НОК, общежитие N2" по адресу: п.Новоангарск, улица 1 квартал, дом N3.
Решениями кадастрового органа от 15.03.2016 N N ф24/16-2-21035 и ф24/16-2-21032 процедура постановки на кадастровый учет приостановлена. В качестве оснований для приостановления, кадастровый орган указал в решениях следующее:
- технические планы не соответствуют части 10 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 22 1 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) и Требованиям к подготовке технического плана здания, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 г. N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке" (далее - Требования): согласно представленного пакета документов (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) наименование объекта "Вахтовый поселок ООО "НОК, общежитие N 2" и "общежитие N3" технический план представлен на жилые дома. Согласно статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, так же и жилые помещения в общежитиях. В связи с этим, общежитие относится к специализированному фонду, который должен быть отнесен к нежилым зданиям.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.09.2016 по делу N А33-10923/2016 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Новоангарский обогатительный комбинат" п.Новоангарск Мотыгинского района Красноярского края о признании незаконными решений от 15.03.2016 N Ф24/16-2-21035, N Ф24/16-2-21032 о приостановлении осуществления кадастрового учета, отказано.
В ходе судебного разбирательства по делу N А33-10923/2016 суду представлены решения органа кадастрового учета от 16.06.2016 N Ф24/16-2-52670 и N Ф24/16-2-52668 об отказе в осуществлении кадастрового учета по заявлениям от 10.03.2016.
Решениями федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю от 16.06.2016 N Ф24/16-2-52670 и N Ф24/16-2-52668 заявителю отказано в осуществлении кадастрового учета, на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку срок приостановления осуществления кадастрового учета истек и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Заявителем в материалы дела представлена выполненная ПСБ ООО "СТС" проектная документация на объекты недвижимости: "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2", расположенного по адресу: 663412, Россия, Красноярский край, Мотыгинский район, п. Новоангарск, улица 1 квартал, дом 3; "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3", расположенного по адресу: 663412, Россия, Красноярский край, Мотыгинский район, п. Новоангарск, улица 1 квартал, дом 4, в составе:
Раздел 1. Пояснительная записка ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2");
Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2");
Раздел 3. Архитектурные решения ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2");
Раздел 4. Конструкции железобетонные. 020/2-2013-КЖ ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2");
Раздел 4. Конструкции железобетонные. Изделия 020/2-2013-КЖ.И ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2");
Раздел 4. Конструкции металлические. Изделия 020/2-2013-КМ ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2");
Подраздел 5.1. Электроснабжение ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2");
Подраздел 5.2. Водоснабжение и канализация ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2");
Подраздел 5.3. Отопление, вентиляция ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие
N 2");
Подраздел 5.4. Пожарная сигнализация ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие
N 2");
Раздел 1. Пояснительная записка ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3");
Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3");
Раздел 3. Архитектурные решения ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3");
Раздел 4. Конструкции железобетонные. 020/2-2013-КЖ ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3");
Раздел 4. Конструкции железобетонные. Изделия 020/2-2013-КЖ.И ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3");
Раздел 4. Конструкции металлические. Изделия 020/2-2013-КМ ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3");
Подраздел 5.1. Электроснабжение ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3");
Подраздел 5.2. Водоснабжение и канализация ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3");
Подраздел 5.3. Отопление, вентиляция ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие
N 3");
Подраздел 5.4. Пожарная сигнализация ("Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие
N 3");
- разрешение на строительство от 05.08.2015 N 22(С), выданное обществу с ограниченной ответственностью "Новоангарский обогатительный комбинат" на строительство объекта капитального строительства "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2";
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.02.2016 N 24-526-1-2016, выданное Администрацией Мотыгинского района обществу с ограниченной ответственностью "Новоангарский обогатительный комбинат" в отношении объекта капитального строительства: "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2" из которого следует, что общая площадь нежилых помещений, в том числе, площадь общего имущества в многоквартирном доме - 521,49 кв.м.;
- разрешение на строительство от 05.08.2015 N 23(С), выданное обществу с ограниченной ответственностью "Новоангарский обогатительный комбинат" на строительство объекта капитального строительства "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3";
* разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.02.2016 N 24-526-2-2016, выданное Администрацией Мотыгинского района обществу с ограниченной ответственностью "Новоангарский обогатительный комбинат" в отношении объекта капитального строительства: "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3", из которого следует, что общая площадь нежилых помещений, в том числе площадь общего имущества в многоквартирном доме - 537,21 кв.м.;
* технический план здания от 10.03.2016, в котором в графе раздела "Характеристики здания" указаны сведения о назначения здания "жилой дом"; наименование здания "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2", с приложением заключения кадастрового инженера ООО "ИК" Землеустроитель", из которого следует, что общая площадь нежилых помещений, в том числе площадь общего имущества в многоквартирном доме - 521,49 кв.м.;
* технический план здания от 10.03.2016, в котором в графе раздела "Характеристики здания" указаны сведения о назначения здания "жилой дом"; наименование здания "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3", с приложением заключения кадастрового инженера ООО "ИК "Землеустроитель", из которого следует, что общая площадь нежилых помещений, в том числе площадь общего имущества в многоквартирном доме - 537,21 кв.м.
Ссылаясь на то, что решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 16.06.2016 N 24/16-2-52668 и N Ф24/16-2-52670 являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, общество с ограниченной ответственностью "Новоангарский обогатительный комбинат" просит признать незаконными решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 16.06.2016 N24/16-2-52668 и N Ф24/16-2-52670; обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю осуществить постановку на государственный кадастровый учет объектов недвижимости: "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2", расположенного по адресу: 663412, Россия, Красноярский край, Мотыгинский район, п. Новоангарск, ул. 1 квартал, дом 3, Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3", расположенного по адресу: 663412, Россия, Красноярский край, Мотыгинский район, п. Новоангарск, ул. 1 квартал, дом 4, на основании заявлений от 10.03.2016 и представленных документов.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя; обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Как верно установил суд первой инстанции и сторонами не оспаривается, решения об отказе в осуществлении кадастрового учета вынесены полномочным органом в пределах его компетенции.
Отзывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре).
В силу статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1).
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы) (часть 2).
На основании части 1 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1 Закона о кадастре).
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случаях, когда: имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом; объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями; объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер; с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо; истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении; межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе; на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы (часть 2 статьи 27 Закона о кадастре).
Исходя из положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что кадастровый учет осуществляется только в отношении объектов недвижимости, является нормативно обоснованным.
Из материалов дела следует, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю отказано в осуществлении кадастрового учета в отношении следующих объектов:
* здания - вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Мотыгинский район, п.Новоангарск, улица 1 квартал, дом N3.
* здания - вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Мотыгинский район, п.Новоангарск, улица 1 квартал, дом N4;
В обоснование отказов ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю указало, что технические планы не соответствуют части 10 статьи 41 Закона о кадастре и Требованиям к подготовке технического плана здания, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке": согласно представленного пакета документов (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) наименование объекта "Вахтовый поселок ООО НОК, общежитие N 2" и "общежитие N3" технический план представлены на жилые дома. Согласно статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, так же и жилые помещения в общежитиях. В связи с этим общежитие относится к специализированному фонду, который должен быть отнесен к нежилым зданиям.
Согласно статье 22 Закона о кадастре необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. В частности, необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства).
В орган кадастрового учета представлены заявления N 35-3437921 и N 35-3437918 о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и технические планы объектов недвижимости, подготовленные 10.03.2016 ООО "ИК "Землеустроитель" на основании разрешений N 24-526-1-2016, от 11.02.2016 N 24-526-2-2016 на ввод объекта в эксплуатацию, выданных Администрацией Мотыгинского района 11.02.2016.
Решениями кадастрового органа от 15.03.2016 N N ф24/16-2-21035 и ф24/16-2-21032 процедура постановки на кадастровый учет приостановлена.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.09.2016 по делу N 10923/2016 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Новоангарский обогатительный комбинат" п.Новоангарск Мотыгинского района Красноярского края о признании незаконными решений от 15.03.2016 N Ф24/16-2-21035, N Ф24/16-2-21032 о приостановлении осуществления кадастрового учета, отказано. При этом в ходе судебного разбирательства по делу N 10923/2016 суду представлены решения органа кадастрового учета от 16.06.2016 N Ф24/16-2-52670 и N Ф24/16-2-52668 об отказе в осуществлении кадастрового учета по заявлениям от 10.03.2016.
Решениями федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю от 16.06.2016 N Ф24/16-2-52670 и N Ф24/16-2-52668 заявителю отказано в осуществлении кадастрового учета, на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку срок приостановления осуществления кадастрового учета истек и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
В силу статьи 16 Закона о кадастре, государственный кадастровый учет здания осуществляется на основании заявления о государственном кадастровом учете и необходимых в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре для осуществления такого учета документов, в том числе, технического плана здания, форма и требования к которому утверждены приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403 (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 38 Требований в графу "6" раздела "Характеристики здания" технического плана здания вносятся сведения о назначении здания: нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом.
В силу части 8 статьи 41 Закона о кадастре, пункта 16 Требований сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.
Учитывая изложенное, характеристики объекта, подлежащие указанию в техническом плане, в том числе назначение здания, не могут произвольно определяться кадастровым инженером, а подлежат отражению с учетом указанных выше документов.
Согласно техническим планам спорных объектов при подготовке технических планов кадастровым инженером использовался следующий перечень документов: кадастровый план территории N 24/15-735123 от 14.10.2015, выписка координат геодезических пунктов N 53-сп от 28.01.2016, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 11.02.2016 NN 24-526-12016, 24-526-2-2016.
Разрешения от 05.08.2015 N 22(С), от 05.08.2015 N 23(С) выданы обществу с ограниченной ответственностью "Новоангарский обогатительный комбинат" на строительство объектов капитального строительства "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2", "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3".
В материалы дела представлена проектная документация в отношении спорных объектов, из содержания которой следует, что каждый из проектируемых объектов представляет собой двухэтажное общежитие из крупноблочных полистеролобетонных элементов для проживания 140 вахтовых работников ООО "Новоангарский обогатительный комбинат". Здание общежития - коридорного типа, в плане прямоугольное, с размерами в осях 13,4x53,0 м. здание двухэтажное, высота помещений первого и второго этажа 2,750 м;
высота до конька - 8,710 м. В общежитии предусмотрены - жилые комнаты, вахта, кухни, постирочная, телевизионная и хоз.помещения.
Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 11.02.2016 N 24-526-1-2016, 24-526-22016 выданы Администрацией Мотыгинского района обществу с ограниченной ответственностью "Новоангарский обогатительный комбинат" в отношении объектов капитального строительства: "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2" и "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3".
В технических планах здания от 10.03.2016 указаны сведения о назначения спорных зданий "жилой дом"; наименование зданий "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2", "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3".
В заключениях кадастрового инженера, приведенных в технических планах зданий от 10.03.2016, указана общая площадь нежилых помещений, в том числе площадь общего имущества в многоквартирном доме, а также общая площадь жилых помещений. Названные измерительные характеристики совпадают с характеристиками спорных объектов, указанных в разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию.
Принимая обжалуемое решения, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством предусмотрена возможность определения одного из трех вариантов назначения здания при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.
На основании ст. 1 Закона о кадастре к объектам недвижимости, подлежащим учету в государственном кадастре недвижимости, относятся земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Частью 2 ст. 7 Закона о кадастре предусмотрено внесение в государственный кадастр недвижимости дополнительных сведений об объекте недвижимости, в том числе:
- назначение здания (нежилое здание, жилой дом, многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание (п. 15);
* назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение (п. 16);
* вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме.
Таким образом, учитывая ограниченную действующим законодательством возможность при постановке на кадастровый учет указания сведений о назначении здания одним из трех вариантов: нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что назначение здания общежития при осуществлении кадастрового учета должно быть определено как "нежилое здание".
Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к жилым помещениям относятся:
жилой дом (индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании), часть жилого дома;
квартира (структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении), часть квартиры;
комната (часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире).
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47).
Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определяют состав общего имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
При этом на основании статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 94 Жилищного кодекса Российской Федерации к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами и предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Кроме того, согласно пункту 3.1 Санитарных правил N 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.03.2011 N 23, в общежитиях, кроме общежитий квартирного типа (жилых домов, квартир), должны быть предусмотрены жилые комнаты и помещения общего пользования (представленные в материалы дела документы: проектная документация, разрешения на ввод спорных объектов в эксплуатацию предусматривают наличие указанных помещений).
С учетом изложенного в здании общежития могут располагаться жилые помещения (комнаты; в общежитиях квартирного типа - квартиры) и помещения общего пользования;
при этом жилые помещения в общежитии должны быть пригодными для проживания граждан.
В связи с изложенным, повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, в том числе проектную документацию, из содержания которой следует, что проектируемые объекты - "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 2", "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3", предназначены для проживания вахтовых работников ООО "Новоангарский обогатительный комбинат (характер пребывания которых в спорных объектах является временным), а также с учетом жилищного законодательства (не исключающего наличие в общежитиях жилых помещений), суд апелляционной инстанции соглашается с правомерностью вывода суда первой инстанции о том, что определение в целом назначения здания общежития, не являющегося многоквартирным домом, при осуществлении государственного кадастрового учета как "жилой дом" не соответствует действующему законодательству, назначение здания общежития при осуществлении кадастрового учета должно быть определено как "нежилое здание", в связи с чем, представленные заявителем на кадастровый учет документы содержат противоречивые сведения об объекте учета, поскольку технический план является неотъемлемой частью разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и должен соответствовать требованиям Закона о кадастре, а также приказам Минэкономразвития Российской Федерации, устанавливающим формы и требования к подготовке технических планов.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемых решений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю об отказе в осуществлении кадастрового учета от 16.06.2016 N 24/16-2-52668 и N Ф24/16-2-52670 и отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, истец указал на несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что определение назначения здания общежития, не являющегося многоквартирным домом, при осуществлении государственного кадастрового учета как "многоквартирный дом", "жилой дом" не соответствует действующему законодательству; назначение такого здания, как общежитие должно быть определено как "нежилое здание" (иметь при этом наименование - "общежитие", "общежитие квартирного типа"), в связи с чем, представленные заявителем на кадастровый учет документы содержат противоречивые сведения об объекте учета, поскольку технический план является неотъемлемой частью разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и должен соответствовать требованиям Закона о кадастре, а также приказам Минэкономразвития Российской Федерации, устанавливающим формы и требования к подготовке технических планов; представленные при постановке на учет объектов капитального строительства - "Вахтовый поселок ООО "НОК" общежитие N 2" и "Вахтовый поселок ООО "НОК" общежитие N 3" технические планы оформлены в соответствии с нормами действующего законодательства.
Указанные доводы не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
В обжалуемом решении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отнесении спорных объектов к нежилым зданиям, поскольку данные объекты не отвечают понятиям "жилой дом" и "многоквартирный дом" в тех определениях, которые даны в законодательстве - ст.ст.15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47.
Помещения в спорных объектах не предназначены для постоянного проживания в них граждан, что следует из наименований этих объектов.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают указанные обстоятельства, а сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, связанными с толкованием норм права.
В апелляционной жалобе истец указывает, что представленные при постановке на учет объектов капитального строительства - "Вахтовый поселок ООО "НОК" общежитие N 2" и "Вахтовый поселок ООО "НОК" общежитие N 3" технические планы оформлены в соответствии с нормами действующего законодательства.
Указанный довод не соответствует материалам дела, а также нормам действующего законодательства.
Сведения о здании включаются в технический план здания на основании документов, предусмотренных ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре, п. 16 Требований технического плана здания, форма и требования к которому утверждены приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403.
С учетом изложенного, сведения о назначении здания могут быть внесены в технический план здания на основании проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта такого здания.
Таким образом, указанные характеристики объекта берут свое начало из указанных документов технического содержания.
Согласно имеющихся в материалах дела разрешений на ввод объекта в эксплуатацию наименование объекта "Вахтовый поселок" ООО "НОК", общежитие N 2 и 3.
В проектной документации наименование объекта, как и его назначение - "Вахтовый поселок ООО "НОК", общежитие N 3.
Из разрешений на ввод объектов в эксплуатацию указанных общежитий следует, что оно недействительно без технического плана.
В технических планах здания, подготовленных ООО "Новоангарский обогатительный комбинат" от 10.03.2016 в заключениях кадастрового инженера указано об общей площади нежилых помещений, в том числе площади общего имущества многоквартирного дома, в то время как в жилом доме указанного имущества нет, а вводу в эксплуатацию согласно документам, подлежали объекты-общежития.
Таким образом, поскольку в эксплуатацию введены объекты, назначение и наименование которых "общежитие", соответственно, объекты с наименованием "жилой дом" и "многоквартирный жилой дом" не вводились в эксплуатацию.
Между тем, для постановки на кадастровый учет были представлены технические планы, в которых невозможно определить объект учета ("жилой дом" или многоквартирный дом").
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что представленные заявителем на кадастровый учет документы содержат противоречивые сведения об объекте учета.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" апреля 2017 года по делу N А33-21287/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21287/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 октября 2017 г. N Ф02-5213/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Новоангарский обогатительный комбинат"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по КК, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю
Третье лицо: служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края