Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 сентября 2017 г. N Ф05-12537/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
16 июня 2017 г. |
дело N А40-246041/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Румянцев П.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2017
по делу N А40-246041/16, принятое судьей Нагорной А.Н.
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса" (125047, Москва, улица 1-ая Тверская - Ямская, дом 23, строение 1, ОГРН 1157746735497)
к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) (127006, Москва, бульвар Страстной, дом 7, корпус 1; 115114, Москва, Шлюзовая набережная, дом 6, строение 3, ОГРН 1027700532298)
о признании незаконными решений в части;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2017 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) признаны незаконными решения Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице его филиала N 11) от 30.11.2016 N 11-09/02/10335 и от 17.03.2017 N 06-21/06/2421 в части отказа Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса" в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расходов на выплату страхового обеспечения в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 2.038.813, 38 руб. и на Фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса" путем принятия решения о возврате ему излишне уплаченных за 2015 год страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по расходам на выплату страхового обеспечения в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 2.038.813, 38 руб.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители Фонда и учреждения в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса" реорганизовано в Федеральное государственное бюджетное учреждения "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса" о чем 10.08.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса" путем реорганизации в форме преобразования.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса" состоит на учете в качестве страхователя в филиале Фонда N 11 с регистрационным номером 7711000192/7711068930.
Учреждение 25.11.2016 в адрес фонда направлено письмо N 09-05-517 о возврате учреждению переплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2015 год в размере 2.038.813, 38 руб. с приложением промежуточного расчета по форм 4-ФСС за 10 месяцев 2016 с отражением переплаты страховых взносов за 2015 и заявления на возврат переплаты по страховым взносам.
Сумма переплаты образовалась в результате реорганизации организации в форме преобразования и в базе не учтены суммы, выплаченные сотрудникам до даты внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица.
30.11.2016 Фондом отказано (письмо N 11-09/02/10395) страхователю в возврате переплаты со ссылками на положения ст. ст. 8, 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", мотивируя тем, что при реорганизации юридического лица путем преобразования создается новая организация и, соответственно при определении базы для начисления страховых взносов данная организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Следовательно, в силу положений ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.
Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. При реорганизации в форме преобразования трудовые отношения с согласия работников продолжаются, и оплата труда им начисляется по прежним трудовым договорам. Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников.
Факт продолжения трудовых отношений между работниками и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников.
Выплаты и вознаграждения, являющиеся облагаемой базой плательщиков страховых взносов, представляют собой оплату труда, которая является существенным условием трудового договора.
Поскольку при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя, то выплаты, осуществляемые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении облагаемой базы плательщика страховых взносов реорганизованной организации.
Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы.
Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
На основании принятых Фондом уточненных отчетов по форме 4-ФСС за 2015 и корректировочного отчета за 2016, справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пенями штрафам N 70 от 03.02.2017 учреждение вновь обратилось в Фонд с заявлением о возврате переплаты по страховым взносам.
Рассмотрев указанное обращение за исх. N 09-05-112 от 09.03.2017 о возврате переплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2015 год в размере 2.038.813, 38 руб. Фонд решением, оформленным письмом от 17.03.2017 N 06-21/06/2621 указал на то, что данная переплата будет возвращена страхователю на основании вступившего в законную силу решения суда по настоящему делу.
Судом установлено, что отраженные в расчетах по форме 4-ФСС данные базы для начисления страховых взносов, суммах начисленных страховых взносов и, соответственно, излишне уплаченных обществом страховых взносах, соответствуют положениям ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 N 1306 и представленными в материалы дела копиями платежных поручений учреждения подтверждено наличие у него переплаты по страховым взносам, то с учетом положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ подлежат признанию незаконными решение Фонда от 30.11.2016 N 11-09/02/10335 и решение от 17.03.2017 N 06-21/06/2621 в части отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения в Фонд социального страхования Российской Федерации на сумму 2.038.813, 38 руб.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд в случае удовлетворения заявленных требований в судебном акте указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2017 по делу N А40-246041/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246041/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 сентября 2017 г. N Ф05-12537/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГБУ "ЦДУ ТЭК", ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА"
Ответчик: ГУ - МОСКОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ МРО ФСС РФ (филиал N 11), ГУ МРО ФСС РФ филиала N 11
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12537/17
16.06.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23328/17
06.04.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-246041/16
31.03.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-246041/16