г. Москва |
|
13 июня 2017 г. |
Дело N А41-90821/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Бархатова В.Ю., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Балкаровым А.З.,
при участии в заседании:
от заявителя Индивидуального предпринимателя Колпакова К.А. - Вишняков Р.В. по доверенности от 21 июля 2016 года,
от заинтересованного лица ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области - Шуклин А.В. по доверенности от 10 апреля 2017 года,
от заинтересованного лица УФНС России по Московской области - Павелина Р.В. по доверенности от 07 февраля 2017 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Колпакова К.А. на решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2017 года по делу N А41-90821/16, принятое судьей Захаровой Н.А., по иску Индивидуального предпринимателя Колпакова К.А. к ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области и УФНС России по Московской области о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Колпаков Константин Александрович (далее - предприниматель, ИП Колпаков К.А.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Павловскому Посаду Московской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо) и Управлению Федеральной налоговой службы по Московской области (далее - управление) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Павловскому Посаду Московской области от 27 июня 2016 года N 1033 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе судебного разбирательства представителем заявителя заявлено ходатайство об отказ от заявленных требований в части признания незаконным решения УФНС России по Московской области от 28 сентября 2016 года N 07-12/66816@ и прекращении производства по делу в указанной части.
Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает увеличение или уменьшение истцом размера исковых требований, если это противоречит закону или нарушает права других лиц, в этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Учитывая, что в данном случае уменьшение размера исковых не противоречит закону и не нарушает права других лиц, на основании статьи 49 АПК РФ суд обоснованно удовлетворил ходатайство истца.
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с частью 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этом случае суд рассматривает дело по существу.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2017 года суд прекратил производство по делу в части признания незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 28 сентября 2016 года N 07-12/66816@, в связи с принятием отказа заявителя от указанной части требований; в признании незаконным решения ИФНС по г. Павловскому Посаду Московской области от 27 июня 2016 года N 1033 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказал (л.д. 67-75 т. 4).
Не согласившись с данным судебным актом, предприниматель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители инспекции и управления возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ИП Колпакову К.А. на праве собственности в 2014 году принадлежали 132 земельных участка, расположенных в Московской области, Павлово-Посадский район, сельское поселение Рахмановское, северо-восточнее д. Субботино, и 5 земельных участков, расположенных в Московской области, Павлово-Посадский район, сельское поселение Рахмановское, д. Грибаново, с категорией "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования "для дачного строительства".
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, представленной ИП Колпаковым К.А. в инспекцию 26 ноября 2015 года, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 11 марта 2016 года N 454 и принято решение от 27 июня 2016 года N 1033 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 75 041 руб. 20 коп.
Согласно вынесенному налоговым органом решению доначислен земельный налог в размере 375 207 руб., в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени в размере 58 400 руб. 81 коп.
Решением УФНС России по Московской области от 28 сентября 2016 года N 07-12/66816@ решение инспекции от 27 июня 2016 года N 1033 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводам суда первой инстанции, в связи с чем полагает, что оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 01 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно статье 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором совершены указанные ошибки (искажения).
Как следует из материалов дела, ИП Колпакову К.А. на праве собственности в 2014 году принадлежали 132 земельных участка, расположенных в Московской области, Павлово-Посадский район, сельское поселение Рахмановское, северо-восточнее д. Субботино, и 5 земельных участков, расположенных в Московской области, Павлово-Посадский район, сельское поселение Рахмановское, д. Грибаново, с категорией "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования "для дачного строительства".
Являясь плательщиком земельного налога, заявителем в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой налогоплательщиком исчислен земельный налог в сумме 93 821 руб. в отношении 137 земельных участков с применением ставки налога - 0,3%.
Указанная сумма налога уплачена заявителем в полном объеме 30 января 2015 года.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (подпункт 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 ЗК РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно нормам пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1,5%.
Таким образом, устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства законодателем под дачным хозяйством подразумевалась форма некоммерческого землепользования.
Принадлежащие заявителю земельные участки расположены в границах сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: "для дачного строительства", следовательно, расчет земельного налога должен производиться на основании Решения Совета депутатов сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 25 июня 2015 года N 88/23 (далее - Решение Совета).
Согласно пункту 2.2 указанного Решения Совета устанавливаются следующие налоговые ставки:
0,3 процента - в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, животноводства, личного подсобного хозяйства.
ИП Колпаков К.А., ссылаясь на письмо Минфина России от 04 марта 2010 года N 03-05-05-02/12, считает, что в отношении земельных участков с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельных участков с разрешенным использованием "для дачного хозяйства".
Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Законе N 66-ФЗ и признается таковым садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 ЗК РФ, регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Таким образом, по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 305-КГ15-13502 по делу N А41-8191/14.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения ИП Колпаковым К.А. пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Основным видом деятельности ИП Колпакова К.А. является покупка и продажа земельных участков.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией проведен допрос Колпакова К.А., согласно которому налогоплательщик подтвердил, что основным видом деятельности является покупка и продажа земельных участков; на территории были построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки; участки реализовывались физическим лицам, в аренду не предоставлялись.
Исходя из системного толкования подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, пункта 2 статьи 7, статьи 77, статьи 81 и пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Закона N 66-ФЗ допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3%, тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, либо непосредственно физическим лицам.
Таким образом, если земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства" приобретались не для указанных выше целей, а используются в коммерческих целях, то применение ставки земельного налога 0,3% неправомерно.
В рамках мероприятий налогового контроля инспекцией направлен запрос Главе сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области по вопросу применения ИП Колпаковым К.А. пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности и используемых в предпринимательской деятельности.
Согласно ответу Администрации сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 25 мая 2016 года N 167, подписанному Главой сельского поселения Рахмановское, по смыслу действующего законодательства пониженные налоговые ставки земельного налога по пункту 2.2 Решения Совета устанавливается для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства.
Заявитель ссылается на ответ Администрации сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 23 марта 2017 года N 35, подписанный Главой сельского поселения Рахмановское, согласно которого Глава разъясняет пункт 2.5 Решения Совета и указывает, что "ставка земельного налога, указанная в пункте 2.5 Решения, зависит не от целей и видов деятельности, как то коммерческая или предпринимательская деятельность, а от правообладателя и в данном случае в пункте 2.5 Решения, под коммерческими организациями понимаются юридические лица".
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно не принял данный довод в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
С учетом того, что в рассматриваемом случае земельные участки, принадлежащие ИП Колпакову К.А., предназначены для последующей перепродажи, то есть используются в предпринимательской деятельности налогоплательщика, инспекцией правомерно рассчитан земельный налог исходя из ставки 1,5%.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение налоговой инспекции является законным, оснований для признания его недействительным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2017 года по делу N А41-90821/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-90821/2016
Истец: ИП Ип Колпаков Константин Александрович, ИП КОЛПАКОВ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчик: ИФНС России по г. Павловскому Посаду Московской области
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ПАВЛОВСКОМУ ПОСАДУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной налоговой службы по Московской област