Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2017 г. N Ф07-9431/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
21 июня 2017 г. |
Дело N А66-1707/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 июня 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
при участии от фонда Кулик Н.В. по доверенности от 28.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" и государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 апреля 2017 года по делу N А66-1707/2017 (судья Романова Е.В.),
установил:
акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь" (ОГРН 1026900564129, ИНН 6900000364; место нахождения: 170026, город Тверь, улица Фурманова, дом 12/4; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к государственному учреждению - Тверскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026900510801, ИНН 6903005360; место нахождения: 170008, город Тверь, улица Ротмистрова, дом 31; далее - фонд) о признании незаконными решений от 31.01.2017 N 25 и N 52.
Решением суда от 20 апреля 2017 года заявленные требования удовлетворены частично: решение фонда от 31.01.2017 N 25 признано недействительным в части неуплаты страховых взносов: на сумму 470 205,19 руб. (недоимка 12 458,24 руб.); на материальную помощь к юбилею на сумму 1 144 098,74 руб. (недоимка 29 640 руб.), многодетным семьям - 218 384 руб. (недоимка по страховым взносам 5 340,87 руб.), на лечение - 809 900,50 руб., (недоимка 22 907,12 руб.), в связи с тяжёлым материальным положением - 73 000 руб. (недоимка 2 117 руб.), при бракосочетании - 422 672 руб. (недоимка 12 257,49 руб.), при увольнении на пенсию - 1 900 076,96 руб. (недоимка 55 102,23 руб.), к праздникам - 11 056 419 руб. (недоимка 275 787,20 руб.); на премии за участие в конкурсах профмастерства - 210 779,82 руб. (недоимка 6112,61 руб.); на прочие поощрения - 477 193 руб. (недоимка 10 125,90 руб.), начисления соответствующего штрафа и пеней; решение фонда от 31.01.2017 N 52 признано недействительным в части неуплаты страховых взносов на сумму 470 205,19 руб. (недоимка 940,25 руб.); на материальную помощь к юбилею - 1 144 098,74 руб. (недоимка 2288,20 руб.), многодетным семьям - 218 384 руб. (недоимка по страховым взносам 436,77 руб.), на лечение - 809 900,50 руб., (недоимка 1619,80 руб.), в связи с тяжёлым материальным положением - 73 000 руб. (недоимка 146 руб.), при бракосочетании - 422 672 руб. (недоимка 845,34 руб.), при увольнении на пенсию - 1 900 076,96 руб. (недоимка 3 800,15 руб.), к праздникам - 11 056 419 руб. (недоимка 22 104,04 руб.); на премии за участие в конкурсах профмастерства - 210 779,82 руб. (недоимка 421,56 руб.); на прочие поощрения - 477 193 руб. (недоимка 954,39 руб.), начисления соответствующего штрафа и пеней. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Общество и фонд с указанным судебным актом не согласились и обратились с апелляционными жалобами.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении его требований отменить, требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование своей позиции указывает, что излишне выплаченная по листкам нетрудоспособности сумма в размере 82 337,12 руб. в силу части 5 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) является недоимкой по страховым взносам и не подлежит включению в базу для обложения страховыми взносами.
Фонд в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы общества отклонили, просили решение суда первой инстанции в оспариваемой обществом части оставить без изменения.
Фонд в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований общества. В обоснование своей позиции указывает, что уменьшить базу для исчисления страховых взносов могут только выплаты, указанные в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действующего на момент вынесения фондом оспариваемых решений.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве просит решение суда первой инстанции в обжалуемой фондом части оставить без изменения, жалобу фонда - без удовлетворения.
Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, своих представителей в суд не направило, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя фонда, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, решение суда первой инстанции надлежит отменить в части в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении общества проведены плановая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования российской Федерации и документальная выездная проверка начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств, по результатам которой составлены акты от 28.12.2016 N 1664, 1014.
В ходе проведения указанных проверок фондом установлено, что в нарушение части 1 статьи 7; части 1 статьи 8; статьи 9; части 2, части 3, части статьи 15; части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ, подпункта 2 пункта 2 статьи 17, статей 20.1, 20.2, пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), пункта 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, плательщик страховых взносов в проверяемом периоде (2013 - 2015 года) не начислил страховые взносы на суммы материальной помощи, оказываемой работодателем своим работникам в сумме, превышающей 4000 рублей на одного работника за расчетный период, а именно:
- оплата дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка согласно пункту 4.13 Коллективного договора на общую сумму в 2014 году - 227 981,43 руб., в 2015 году - 242 223,76 руб.;
- материальная помощь к юбилею согласно пункту 6.2 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников на общую сумму в 2014 году - 589 522,74 руб., в 2015 году - 554 576 руб.;
- материальная помощь многодетным семьям согласно пункту 2.4а Положения о Социальном обеспечении работников на общую сумму в 2014 году - 138 208 руб., в 2015 году - 80 176 руб.,
- материальная помощь на лечение согласно пункту 2.12 Положения о социальном обеспечении работников на общую сумму в 2014 году 494 928 руб., в 2015 году - 314 972,50 руб.;
- материальная помощь в связи с тяжелым материальным положением согласно пункту 2.12 Положения о социальном обеспечении работников на общую сумму в 2014 году- 33 000 руб., в 2015 году - 40 000 руб.;
- материальная помощь при бракосочетании согласно пункту 2.7 Положения о социальном обеспечении работников на общую сумму в 2014 году 180 480 руб., в 2015 году - 242 192 руб.;
- материальная помощь при увольнении на пенсию согласно пункту 2.11 Положения социальном обеспечении работников на общую сумму в 2014 году 889 924,81 руб., в 2015 году - 1 010 152,15 руб.;
- материальная помощь к праздникам согласно пункту 2.12 Положения о социальном обеспечении работников на общую сумму в 2014 году 6 074 901 руб., в 2015 году - 4 981 518 руб.,
- премирование за участие в конкурсах профмастерства (материальная помощь оказана по решению генерального директора) согласно пунктом 2.12 Положения о социальном обеспечении работников на общую сумму в 2014 году 140 240 руб., в 2015 году - 70 539,82 руб.;
- прочие поощрения (материальная помощь оказана по решению генерального директора) согласно пункту 2.12 Положения о социальном обеспечении работников на общую сумму в 2014 году 419 169 руб., в 2015 году - 58 024 руб.
Кроме того, в это же период обществом с нарушением действующего законодательства произведены расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в размере 82 337,12 руб.
Решением фонда от 31.01.2017 N 25 общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47, статье 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа на общую сумму 86 847,37 руб., названным решением обществу начислены пени в сумме 38 452,98 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 434 236,84 руб.
Решением фонда от 31.01.2017 N 52 общество привлечено к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 6744,27 руб., ему предложено уплатить пени в сумме 2301,77 руб., а также недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 33 721,33 руб.
Общество не согласилось с названными решениями фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные обществом требования.
Апелляционная коллегия при рассмотрении настоящего дела исходит из следующего.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно ранее действовавшей редакции статьи 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Законом N 212-ФЗ регулировались правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а Законом N 125-ФЗ регламентируются отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
При этом база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Выплаты, не подлежащие обложению обязательными страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установлены в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Как определено статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
ТК РФ предусматривает различные компенсационные выплаты.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.
Статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в ТК РФ.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 названного Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда, а выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
В ходе проверки фондом установлено, что заявителем не включены в базу для исчисления страховых взносов суммы, израсходованные на оплату дополнительных отпусков работников с сохранением среднего заработка (связанных с рождением ребенка, регистрацией брака, днем знаний, смертью родственника), а также выплаты на материальную помощь работникам к юбилею, многодетным семьям, на лечение, в связи с тяжелым материальным положением, при бракосочетании, при увольнении на пенсию, к праздникам, выплаты на премии за участие в конкурсах профмастерства и прочие поощрения.
В связи с этим фонд доначислил заявителю страховые взносы, пени и штрафы в соответствующих суммах.
Между тем фондом не учтено, что в данном случае основанием для таких выплат являлись Коллективный договор общества на 2015-2017 годы, утвержденный решением Совета директоров общества от 30.07.2015, а также Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников общества.
В силу пункта 4.13 Коллективного договора по заявлению работника предоставляется дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка в следующих случаях:
- рождения ребенка - 3 календарных дня;
- регистрация собственного брака - 2 календарных дня;
- в день знаний (1 сентября) - 1 день (для родителей, дети которых учатся в 1-4 классах);
- смерти супруга (супруги) родителей, детей, обоих супругов, родных братьев и сестер - 3 календарных дня.
Право на выплату материальной помощи к юбилею, многодетным семьям, на лечение, в связи с тяжелым материальным положением, при бракосочетании, при увольнении на пенсию, материальная помощь к праздникам, премирование за участие в конкурсах профмастерства, прочие поощрения предусмотрены пунктами 2.4а, 2.7, 2.11, 2.12, 6.2 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников.
При этом в соответствии с пунктом 6.3 трудового договора работник имеет право на получение материальной помощи согласно Положению о социальном обеспечении работников общества и Коллективному договору.
Поскольку в спорный период действовали указанные локальные акты, которые приняты в целях создания системы социально-трудовых отношений, которая бы способствовала стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников, установлению социально-трудовых прав и гарантий, реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон, то социальные выплаты, основанные на данных документах, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов.
Спорные выплаты являются выплатами социального характера, не имеют стимулирующего характера, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, вышеперечисленные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доводы апелляционной жалобы фонда о том, что в базу для исчисления страховых взносов не могут включаться только выплаты, установленные статьей 9 Закона N 212-ФЗ, основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оплата данных выплат работникам общества является выплатой социального характера и не относится к выплатам, связанным с выполнением работниками общества трудовых обязанностей, следовательно у фонда отсутствовали основания для включения данных выплат в базу для исчисления страховых взносов.
Кроме того, фондом в ходе проверки выявлены нарушения обществом при расходовании средств социального страхования на сумму 82 337,12 руб., связанных с выплатой пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По мнению фонда, поскольку в результате выявленных нарушений спорные выплаты утратили статус пособий, то они подлежали обложению страховыми взносами на общих основаниях
Суд первой инстанции согласился с данными выводами фонда.
Апелляционная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Аналогичное положение содержится в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ в части права на непринятие к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 5 указанной статьи Закона N 255-ФЗ решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Формы решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и требования об их возмещении утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В случае, если в срок, установленный в указанном требовании, страхователь не произвел возмещение расходов, не принятых к зачету, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется страховщиком в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (пункт 6 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Приведенными нормами Закона N 255-ФЗ не установлены какие-либо иные правовые последствия непринятия страховщиком расходов страхователя на выплату пособий к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Исходя из указанных выше норм, факт непринятия расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции, и не обязывает плательщика страховых взносов включать суммы таких расходов в базу для исчисления страховых взносов.
В этой связи не могут быть признаны основанными на нормах материального права выводы фонда о том, что не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы общества на выплату пособий, сами по себе должны дополнительно облагаться страховыми взносами.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, поскольку у фонда отсутствовали основания для включения в базу для исчисления страховых взносов суммы 82 337,12 руб. и доначисления соответствующих сумм страховых взносов, пеней и привлечения заявителя к ответственности.
Таким образом, решение суда первой инстанции надлежит отменить в части отказа обществу в признании недействительными решений фонда от 31.01.2017 N 25 и N 52 о доначислении страховых взносов в сумме 164 руб. 67 коп. и 2387 руб. 78 коп., соответствующих сумм пеней и штрафов. Оспариваемые решения фонда в указанной части следует признать недействительными. В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы общества, исходя из положений статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате госпошлины в сумме 1500 руб. за рассмотрение жалобы подлежат взысканию с фонда в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20 апреля 2017 года по делу N А66-1707/2017 отменить в части отказа в удовлетворении заявления акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" о признании незаконными решений государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 31.01.2017 N 25 и N 52 о доначислении страховых взносов в сумме 164 руб. 67 коп. и 2387 руб. 78 коп., соответствующих сумм пеней и штрафов.
Признать недействительными решения государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 31.01.2017 N 25 и N 52 в указанной части.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Взыскать с государственного учреждения - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026900510801, ИНН 6903005360; место нахождения: 170008, город Тверь, улица Ротмистрова, дом 31) в пользу акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" (ОГРН 1026900564129, ИНН 6900000364; место нахождения: 170026, город Тверь, улица Фурманова, дом 12/4) 1500 руб. расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1707/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2017 г. N Ф07-9431/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРЬ"
Ответчик: ГУ - ТВЕРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ