Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к выписке из протокола заседания
Центральной избирательной комиссии РФ
от 28 февраля 2006 г. N 172-1-4
О выполнении Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы
Общие положения
Комплекс мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы (далее - Комплекс мер), утвержденный постановлением ЦИК России от 20 октября 2000 года N 113/1176-3, стал логичным продолжением мероприятий Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 228.
Функции головного исполнителя Комплекса мер, согласованного с федеральными органами исполнительной власти, были возложены на Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России (далее - РЦОИТ).
Практическое осуществление Комплекса мер аккумулировало не только усилия ЦИК России, РЦОИТ, Федерального центра информатизации при ЦИК России (далее - ФЦИ), Научно-методического совета при ЦИК России (далее - НМС), избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, но и федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации. К реализации Комплекса мер привлекались также ведущие вузы и научно-исследовательские центры Российской Федерации, представители ученого сообщества, специалисты по связям с общественностью, просветительские и иные, в том числе молодежные, организации.
Основной объем работы, связанной с выполнением Комплекса мер, осуществлялся в соответствии с ежегодно утверждаемыми ЦИК России Сводными планами основных мероприятий по повышению профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий и правовому просвещению избирателей (далее - сводные планы). Мероприятия Комплекса мер включались в Планы работы ЦИК России и Тематические планы изданий ЦИК России.
В составе Комплекса мер также разрабатывались и выполнялись программы исследований в области совершенствования законодательства о выборах и референдумах в Российской Федерации и оказания научно-методической помощи участникам избирательного процесса (далее - программы исследований), планы организации обучения кадров избирательных комиссий Российской Федерации (далее - планы обучения), а также Программа информационно-разъяснительной деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в период подготовки и проведения федеральных избирательных кампаний 2003-2004 годов (далее - Программа ИРД).
Перечень мероприятий Комплекса мер включал шесть разделов:
организационно-методическое обеспечение реализации Комплекса мер;
повышение профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий;
повышение правовой культуры представителей политических общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей;
правовое просвещение избирателей;
средства массовой информации и правовое обучение;
информационно-аналитическое сопровождение Комплекса мер.
В целом реализация Комплекса мер осуществлялась по следующим основным направлениям:
оказание организационной и методической помощи участникам избирательного процесса;
повышение уровня профессиональной подготовки кадров системы избирательных комиссий Российской Федерации;
информационно-разъяснительная деятельность;
работа с отдельными категориями участников избирательного процесса (представителями политических партий, средств массовой информации и др.);
издательская деятельность.
В 2000-2001 годах велась работа организационного характера, формировалась система планирования и контроля выполнения мероприятий Комплекса мер.
Все избирательные комиссии субъектов Российской Федерации разработали долгосрочные региональные планы мероприятий по правовому обучению избирателей и организаторов выборов и референдумов, в соответствии с которыми в дальнейшем принимались ежегодные планы работы избирательных комиссий. ЦИК России и РЦОИТ оказывали всестороннее, в том числе финансовое, содействие избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в реализации этих планов, осуществляли контроль за их выполнением и расходованием выделенных денежных средств.
В 2001 году при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации был создан Координационный совет по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов Российской Федерации, в состав которого вошли представители различных министерств и ведомств, ведущих вузов Российской Федерации, других учреждений и организаций. Основной задачей совета являлась координация деятельности федеральных министерств и иных исполнительных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в области повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов.
Аналогичные координационные советы были созданы на региональном уровне избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
В 2001-2002 годах был проведен цикл межрегиональных семинаров и совещаний с участием представителей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в ходе которых обсуждались вопросы взаимодействия избирательных комиссий с органами государственной власти, развития и совершенствования практики подготовки и реализации планируемых мероприятий.
На протяжении всего периода действия Комплекса мер органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывали содействие избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в их работе по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов.
С целью всестороннего освещения вопросов повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации и более широкого информирования избирателей и других участников избирательного процесса о деятельности ЦИК России, РЦОИТ, ФЦИ, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на сайте ЦИК России в информационной сети Интернет в 2001 году была создана страница (сайт) РЦОИТ. С учетом накопленного в этой области опыта в 2005 году при содействии ФЦИ был разработан новый сайт РЦОИТ, в котором существенно расширены возможности пользователей при работе с размещенными материалами. Изменен дизайн и структура сайта, увеличено количество разделов.
В 2001 году ЦИК России учредила приложение к официальному печатному органу ЦИК России журналу "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" - "Журнал о выборах". "Журнал о выборах" был задуман как аналитико-публицистическое периодическое издание, в котором представлены различные аспекты избирательного процесса. До 2005 года журнал выходил с периодичностью четыре раза в год, а с 2005 года в связи с возрастающим интересом к публикуемым в журнале материалам - шесть раз в год.
Еще одним значимым событием стало создание в 2001 году Российского фонда свободных выборов (далее - РФСВ), одним из учредителей которого является ЦИК России. Среди основных направлений деятельности фонда - содействие становлению и развитию институтов гражданского общества, участие в программах повышения правовой культуры избирателей.
В 2000-2001 годах была заложена основа формирования непрерывной и многоуровневой системы обучения кадров избирательных комиссий в Российской Федерации, которая в последующие годы получила свое развитие.
В 2003-2004 годах основной объем работ по реализации мероприятий Комплекса мер был связан с выполнением Программы ИРД, которая включала широкий спектр мероприятий для различных категорий участников избирательного процесса.
Программа ИРД была разработана в целях повышения уровня электорально-правовой культуры участников избирательного процесса, формирования у них представления о выборах как о демократически открытой и честной процедуре, формирования позитивного отношения избирателей к участию в выборах, повышения уровня доверия граждан Российской Федерации к институтам парламентской демократии, в первую очередь к институту выборов федеральных органов законодательной власти и Президента Российской Федерации, и, как следствие, активизации участия граждан в избирательном процессе.
На разработку и реализацию Программы ИРД РЦОИТ объявил открытый одноэтапный конкурс. К участию в конкурсе допускались организации, отвечающие требованиям действующего законодательства, обладающие необходимыми материально-техническими ресурсами и имеющие в своем распоряжении сотрудников соответствующей квалификации.
Мероприятия Программы ИРД были ориентированы на ряд целевых аудиторий - избирателей, в том числе молодежь, кандидатов на выборные должности, представителей средств массовой информации, представителей политических партий и избирательных объединений, организаторов выборов и других категорий участников избирательного процесса.
В рамках Программы ИРД проводились социологические исследования и мониторинг, готовились аналитические материалы и рекомендации, разрабатывались и выпускались методические материалы, производились и распространялись информационно-разъяснительная аудио- и видеопродукция на радио- и телеканалах, размещались информационно-разъяснительные материалы в печатных СМИ, а также на сайте ЦИК России и других интернет-площадках в международной информационной сети Интернет.
Организационно-методическое обеспечение реализации Комплекса мер
Кроме организационных мероприятий, запланированных только на 2001 год, работа в рамках этого раздела осуществлялась по следующим основным направлениям:
подготовка, издание и распространение учебно-методической, справочной и иной литературы по вопросам избирательного права и избирательного процесса, рекомендаций для различных категорий участников избирательного процесса (издательская деятельность);
разработка учебных программ для повышения квалификации кадров избирательных комиссий;
обобщение и распространение опыта работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов;
совершенствование технологии финансового контроля за формированием избирательных фондов кандидатов, расходованием средств этих фондов, деятельности контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях;
международное сотрудничество.
В процессе реализации Комплекса мер издательская деятельность выделилась в самостоятельное направление работы, которое осуществлялось в соответствии со сводными планами, тематическими планами, программами исследований.
За время действия Комплекса мер было издано более 60 наименований различной печатной продукции в области избирательного права и избирательного процесса общим тиражом свыше 600 тысяч экземпляров.
Среди них следует отметить учебник для вузов "Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации", который выдержал уже два издания и рекомендован Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция", и научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также различные рекомендации, инструкции и разъяснения, разрабатываемые ЦИК России для организаторов выборов и референдумов.
Для участковых избирательных комиссий к федеральным выборам разработаны и изданы рабочие блокноты участковой избирательной комиссии, содержащие подробные разъяснения норм федерального законодательства о выборах в части процедуры голосования и подсчета голосов избирателей.
На протяжении всего периода действия Комплекса мер проводилось обобщение и распространение опыта работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в области повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов и референдумов. За время действия Комплекса мер подготовлено и опубликовано в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" 37 информационно-аналитических обзоров о деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Большая работа проводилась ЦИК России и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в части совершенствования работы контрольно-ревизионных служб (КРС) при избирательных комиссиях.
Работа в этой области проводилась регулярно и в различных формах, таких, как совещания руководителей КРС при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, разработка различных методических рекомендаций и инструкций и так далее.
Важным направлением является изучение и распространение зарубежного опыта работы по организации и проведению выборов и референдумов, изучение международных избирательных стандартов.
Эта работа велась в различных формах, включая участие в международном наблюдении за выборами и референдумами, прием иностранных (международных) наблюдателей в Российской Федерации, проведение международных конференций, семинаров и встреч по вопросам избирательного права и избирательного процесса, подготовку и выпуск различных справочных, информационно-аналитических материалов и документов.
По инициативе и при непосредственном участии ЦИК России разработан ряд международно-правовых документов по проблеме развития и кодификации международных избирательных стандартов - Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (вступила в силу в 2003 году), проект Европейской конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод (ожидается его официальное внесение от имени России на рассмотрение Совета Европы), Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (их новая редакция одобрена Межпарламентской Ассамблеей СНГ и действует с 2004 года), проект положения о Межгосударственном избирательном совете СНГ (одобрен МПА СНГ и направлен на дальнейшее рассмотрение в Исполнительный комитет СНГ).
Подготовлено и в декабре 2004 года выпущено фундаментальное издание - сборник документов "Международные избирательные стандарты", объединивший в себе (это первый опыт издания такого рода в отечественной и зарубежной практике) почти полтораста международно-правовых документов.
Усилиями НМС и РЦОИТ издано в рамках издательской серии "Зарубежное и сравнительное избирательное право" несколько серьезных исследований зарубежного избирательного законодательства и избирательной практики.
На протяжении 2001-2005 годов осуществлялось информационное наполнение разработанной страницы (сайта) РЦОИТ на сайте ЦИК России в информационной сети Интернет.
В целом работа по первому разделу Комплекса мер выполнена в полном объеме. Наиболее эффективными следует признать мероприятия, которые осуществлялись систематически - такие, как издательская деятельность, международное сотрудничество и ряд других.
Повышение профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий
Мероприятия, запланированные в этом разделе, условно можно распределить по следующим направлениям:
повышение квалификации кадров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
повышение квалификации кадров окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий;
проведение семинаров и совещаний с отдельными категориями участников избирательного процесса (организаторов выборов);
обучение организаторов выборов по вопросам проведения голосования российских граждан, проживающих за рубежом;
обобщение практики рассмотрения избирательных споров.
Повышение квалификации кадров избирательных комиссий - центральное направление Комплекса мер. Учитывая постоянные изменения в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, интенсивность и непрерывность выборов, ротацию кадров избирательных комиссий и опираясь на накопленный опыт работы в области профессионального обучения кадров избирательных комиссий, возникла необходимость систематической плановой организации этой работы.
Для определения стратегии развития этого приоритетного направления деятельности, в 2000-2001 году на основании материалов, поступивших от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, было изучено состояние профессиональной подготовки кадров системы избирательных комиссий.
В июне 2000 года в Калининградской области был проведен межрегиональный семинар председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации "О практике работы по подготовке резерва кадров избирательных комиссий и повышению правовой культуры организаторов выборов", а в сентябре 2001 года в Алтайском крае - межрегиональный семинар председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по вопросам профессиональной подготовки кадров системы избирательных комиссий и содействия в деятельности по проведению выборов.
В результате сложилась определенная система работы в этой области, включающая в себя целый комплекс мероприятий, связанных с организацией и проведением обучения организаторов выборов и референдумов.
В 2001-2003 годах были впервые разработаны планы обучения, охватывающие все уровни избирательных комиссий - от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации до участковых.
Обучение проводилось в два этапа.
Первый этап (сентябрь 2001 года - июнь 2002 года) - предусматривал организацию и проведение курсов повышения квалификации для руководителей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на базе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - РАГС).
Второй этап (вторая половина 2002 года - 2003 год) предусматривал обучение членов окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий и работников аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
В 2003 году в соответствии с утвержденным планом-графиком обучения кадров избирательных комиссий было организовано обучение следующих категорий работников избирательных комиссий:
руководителей контрольно-ревизионных служб (заместителей председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации);
бухгалтеров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
работников аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, на которых возложены функции контроля за формированием и расходованием средств избирательных фондов;
председателей и секретарей окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва;
председателей и секретарей территориальных избирательных комиссий;
председателей и секретарей участковых избирательных комиссий;
системных администраторов комплексов средств автоматизации (КСА) ГАС "Выборы" избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и системных администраторов, обеспечивающих работу окружных и территориальных избирательных комиссий.
Практика организации и проведения обучения кадров избирательных комиссий в 2001-2003 годах показала целесообразность и перспективность дальнейшей работы в этом направлении.
Опыт проведения последних федеральных избирательных кампаний выявил настоятельную потребность обновления уже разработанных учебных программ для членов и работников аппаратов избирательных комиссий всех уровней.
Задача целевой подготовки организаторов выборов и референдумов, прежде всего, членов и работников аппаратов избирательных комиссий всех уровней, была реализована в соответствии с утвержденным постановлением ЦИК России планом организации обучения кадров избирательных комиссий Российской Федерации на 2004-2007 годы, охватывающим основные категории кадров избирательных комиссий в зависимости от их функциональных обязанностей, уровня ответственности и подготовки. При его разработке учитывались такие факторы, как периодическая ротация составов избирательных комиссий, федеральные и региональные избирательные кампании, необходимость обновления учебных программ. Был расширен перечень категорий обучающихся, в частности, впервые было предусмотрено обучение работников аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, обеспечивающих правовое и документационное сопровождение деятельности избирательных комиссий.
Одновременно совершенствовались формы организации и проведения учебного процесса, его методического обеспечения.
К федеральным выборам 2003-2004 годов была подготовлена серия учебно-методических пособий, в том числе для окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, разработаны учебные программы.
С 2004 года проводится компьютерное тестирование слушателей с целью выявления наиболее проблемных тем и последующей корректировки учебных программ.
ЦИК России и РЦОИТ во взаимодействии с РАГС являлись организаторами обучения членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и работников их аппаратов. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации на региональном уровне проводили обучение членов окружных, территориальных, участковых избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований по примерным учебным программам, разработанным ЦИК России и РЦОИТ.
По отдельным программам, связанным с работой ГАС "Выборы", обучение проводил ФЦИ.
В рамках Комплекса мер на базе РАГС и ЦИК России повысили свою квалификацию более 1200 членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и работников их аппаратов. По программам ФЦИ прошли обучение более 4 тысяч человек.
С 2001 года на базе Дипломатической академии МИД России проводилась учеба организаторов выборов по вопросам проведения голосования граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом.
Этот раздел Комплекса мер предусматривал также блок мероприятий, связанных с проведением семинаров, совещаний, консультаций по вопросам взаимодействия с избирательными комиссиям и участием в выборах и референдумах таких категорий участников избирательного процесса, как представители органов прокуратуры и судов, работников органов внутренних дел и юстиции, военнослужащих. Основной объем этих мероприятий проводился на региональном уровне избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
Кроме того, ЦИК России ежегодно проводила семинары-совещания председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по вопросам совершенствования правоприменительной практики при подготовке и проведении выборов всех уровней, в которых принимали участие представители администрации Президента Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители Верховного суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Регулярно обобщается практика рассмотрения избирательных споров, обращений граждан. Работа в этом направлении ведется в соответствии с планами работы ЦИК России и программами исследований. Подготовлен ряд публикаций в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", принято несколько постановлений ЦИК России, изданы сборники законодательных и иных нормативных актов и решений Конституционного Суда Российской Федерации, а также решений Верховного Суда Российской Федерации, в которых эти документы систематизированы по уровням выборов, референдумов, характеру рассмотренных вопросов, срокам их рассмотрения.
Наиболее разработанными и успешно реализованными направлениями в этом разделе Комплекса мер являются повышение квалификации кадров избирательных комиссий Российской Федерации всех уровней и обобщение практики рассмотрения избирательных споров.
Повышение правовой культуры представителей политических партий и иных общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей
ЦИК России ежегодно проводит семинары-совещания с представителями политических партий, на которых освещаются вопросы участия политических партий в выборах, новеллы законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
В частности, в связи с принятием Федерального закона "О политических партиях" в октябре 2001 года совместно с Министерством юстиции Российской Федерации был проведен семинар-совещание с представителями общероссийских политических общественных объединений на тему "Правовые аспекты создания политических партий и их участия в избирательном процессе". В работе семинара приняли участие представители практически всех общероссийских политических объединений, принимавших участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 году, а также представители федеральных органов государственной власти, избирательных комиссий и органов юстиции субъектов Российской Федерации, научных учреждений, члены ЦИК России и руководители структурных подразделений Аппарата ЦИК России.
В 2002 году проведен семинар-совещание с представителями общероссийских политических общественных объединений на тему "Правовые аспекты деятельности политических партий", на котором обсуждались проблемы прозрачности деятельности политических партий, финансирования избирательных кампаний и другие актуальные вопросы, касающиеся деятельности политических партий.
В 2003 году был проведен семинар-совещание с представителями политических партий по вопросам реализации норм Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а в 2004 году совещание на тему "Проблемы и перспективы выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с использованием пропорциональной избирательной системы".
В сентябре 2005 года в связи с изменениями в законодательстве о выборах и референдумах был проведен семинар с представителями политических партий на тему "Новеллы избирательного законодательства и участие политических партий в избирательных кампаниях". В работе семинара приняли участие 34 из 37 политических партий, обладающих правом участия в выборах.
Избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации проводятся аналогичные мероприятия для представителей региональных отделений политических партий по вопросам их участия в выборах.
Проведен ряд мероприятий с участием организаций, осуществляющих политтехнологическое сопровождение избирательных кампаний кандидатов на выборную должность.
Центральными событиями данного направления стали Общественно-политический форум политических партий и подписание Общественного договора "Выборы-2003". Для организации и проведения форума был сформирован Оргкомитет, в который вошли представители ЦИК России, политических партий, общественных организаций.
Общественно-политический форум "Выборы-2003" состоялся 22-27 августа 2003 года в Москве, в Центральном выставочном зале "Манеж". В первый день работы форума лидеры 27 политических партий и руководители шести союзов и ассоциаций в области массовой информации, политических технологий подписали Общественный договор "Выборы-2003" и Декларацию его участников.
В ходе форума были организованы выставочные экспозиции 21 политической партии, 29 иных организаций, связанных с избирательным процессом в России. В четырех тематических межпартийных дискуссиях под руководством сотрудников РФСВ приняли участие 77 представителей от 16 партий. Состоялись также презентации 19 партий, 12 "круглых столов", 28 пресс-конференций, свыше 70 сеансов связи с пятью регионами России в режиме видеоконференции.
В общей сложности Форум посетило свыше 105 тысяч человек, о нем только в печатных изданиях опубликовано около тысячи статей.
Подготовлено несколько пособий, ориентированных на представителей политических партий и иных общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей, в том числе издания серии "Современные избирательные технологии". Разработаны и изданы памятки для наблюдателей на федеральных выборах. Издано несколько брошюр, посвященных вопросам участия политических партий в выборах, среди которых следует отметить издание 2005 года "Партии и выборы: опыт избирательных кампаний 2003-2004 годов".
Большое количество материалов, посвященных проблемам участия политических партий в выборах, опубликовано в "Журнале о выборах".
В результате работы по этому разделу Комплекса мер сформированы устойчивые связи с представителями партийно-политического сообщества, сложилась определенная система работы в этой области.
Правовое просвещение избирателей
Правовое просвещение избирателей регулярно осуществлялось на федеральном и региональном уровнях с различной степенью интенсивности и в различных формах по следующим основным направлениям:
информационно-разъяснительная деятельность;
работа с молодежью.
Основной формой работы, ориентированной на избирателей, является разъяснение законодательства о выборах и референдумах в средствах массовой информации.
Особенно активно она проводилась в ходе федеральных и региональных избирательных и референдумных кампаний.
В период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2003 году и выборов Президента Российской Федерации в 2004 году изготовлено 60 видео- и 7 аудиороликов информационно-разъяснительного характера, два документально-публицистических фильма. Видеоролики были размещены на всех федеральных и 350 региональных телеканалах в более чем в 50 субъектах Российской Федерации.
В соответствии с Программой ИРД были подготовлены и выпущены в эфир общественно-политические и информационно-аналитические телепередачи, касающиеся выборов, в том числе в рамках новых телевизионных проектов "Час ЦИК" и "Избирком.ру".
Кроме того, были созданы и успешно функционировали интернет-порталы "Выборы-2003" и "Выборы-2004", которые с июня 2003 года по март 2004 года посетило более 3 миллионов 300 тысяч пользователей сети Интернет.
В центральных и региональных печатных СМИ, в журналах "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и "Журнал о выборах", а также на сайте ЦИК России в информационной сети Интернет регулярно публикуются интервью Председателя ЦИК России, членов ЦИК России и председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по актуальным проблемам федерального и регионального законодательства о выборах и референдумах, другие материалы по вопросам проведения выборов и референдумов в Российской Федерации и за рубежом.
Одним из приоритетных направлений являлась работа с молодежью.
В этой связи следует отметить участие РЦОИТ совместно с "Учительской газетой" и Межрегиональной ассоциацией "За гражданское образование" в организации и проведении ежегодной Всероссийской олимпиады школьников по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву. ЦИК России и РЦОИТ принимали активное участие в организации и проведении всероссийских, межрегиональных и региональных конференций, семинаров по вопросам участия молодежи в выборах.
Осуществлялось активное взаимодействие с молодежными парламентскими структурами, по результатам совместной работы подготовлено и издано несколько сборников материалов и документов о работе молодежных парламентов, в том числе брошюра "Эстафета политической и социальной конструктивности. Опыт взаимодействия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с молодежными парламентскими структурами".
На базе ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации было организовано регулярное прохождение учебной практики студентов юридических вузов Российской Федерации по спецкурсу "Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации".
В рамках сотрудничества с Московской государственной юридической академией (МГЮА) студентам старших курсов Академии преподавалась дисциплина "Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации". Всего с 2001 по 2005 год на базе МГЮА было подготовлено 324 специалиста в области избирательного права и избирательного процесса.
Значительный объем работы в области повышения правовой культуры избирателей выполняется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации: организуются клубы избирателей, проводится работа с военнослужащими, молодежью, в том числе проводятся совместные мероприятия с комитетами по делам молодежи и молодежными объединениями, конкурсы среди студентов и аспирантов на лучшую работу по вопросам избирательного права, олимпиады среди школьников, деловые игры для студентов и школьников, налаживается взаимодействие с юридическими вузами региона, организуется работа молодежных парламентов, школ молодых избирателей и так далее.
В период подготовки и проведения федеральных и региональных избирательных кампаний избирательные комиссии проводят информационно-разъяснительные мероприятия, которые включают в себя разнообразные формы работы с избирателями, такие, как выпуск и распространение наглядных агитационных материалов в виде листовок, плакатов, буклетов, постеров, трансляцию видео- и аудиопродукции и другие.
ЦИК России и РЦОИТ оказывали консультационную и методическую помощь избирательным комиссиям в этих вопросах. В помощь избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации выпущен сборник печатных материалов "Информационно-просветительская деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в период федеральных избирательных кампаний 2003-2004 годов".
Развитие этого направления работы на федеральном уровне будет продолжено.
Средства массовой информации и правовое обучение
На протяжение всего рассматриваемого периода вопросу взаимодействия избирательных комиссий и средств массовой информации уделялось постоянное внимание.
Так, в целях содействия в разработке механизма взаимодействия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с общероссийскими и региональными СМИ в Тверской области в 2001 году прошел межрегиональный семинар "О взаимодействии избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и средств массовой информации по повышению профессиональной подготовки журналистов, освещающих избирательный процесс".
По итогам работы участниками семинара были приняты рекомендации, которые опубликованы в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Регулярно организуются семинары-совещания для журналистов, специализирующихся на освещении избирательных кампаний, по разъяснению основных положений законодательства о выборах и референдумах. Проводятся пресс-конференции, организуются интервью Председателя ЦИК России А.А. Вешнякова и членов ЦИК России в средствах массовой информации.
В целях более полного и объективного информирования избирателей о ходе подготовки и проведения избирательных кампаний и разъяснения вопросов законодательства о выборах и референдумах, ЦИК России совместно с Союзом журналистов России ежегодно проводит Всероссийский конкурс на лучший материал в средствах массовой информации, освещающий выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской федерации. В соответствии с условиями проведения конкурса, представленные материалы должны быть направлены на дальнейшее развитие демократии, гласности и открытости выборов, на правовое просвещение граждан в Российской Федерации по вопросам избирательного права и избирательного процесса, побуждение избирателей к активному использованию своих избирательных прав, способствовать их осознанному волеизъявлению при голосовании.
С 2000 по 2005 год на конкурс было представлено более 400 материалов, причем прослеживается тенденция к увеличению количества участников конкурса, в том числе журналистов, представляющих региональные средства массовой информации.
Аналогичные конкурсы проводят избирательные комиссии субъектов Российской Федерации на региональном уровне.
Кроме того, избирательные комиссии регулярно организуют семинары-совещания, встречи, интервью с представителями региональных средств массовой информации. Избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации проводилось обучение представителей средств массовой информации по проблемам участия СМИ в избирательных кампаниях. В ряде субъектов Российской Федерации в региональных печатных изданиях открыты постоянные рубрики, посвященные вопросам избирательного права и избирательного процесса, выходят тематические передачи на местном радио и телевидении.
Значительный объем мероприятий по данному разделу был связан с выполнением Программы ИРД, в соответствии с которой осуществлялось тесное взаимодействие избирательных комиссий с электронными и печатными СМИ, с информационными агентствами.
В рамках Программы ИРД проводились пресс-туры представителей СМИ в ряд субъектов Российской Федерации, связанные с организацией и проведением федеральных и региональных избирательных кампаний, рассылались информационные материалы о ходе избирательной кампании. Организация пресс-туров позволила привлечь внимание журналистов к технологической стороне выборов, показать особенности работы избирательных комиссий.
Было издано несколько пособий о работе избирательных комиссий со средствами массовой информации.
Систематический характер работы избирательных комиссий со средствами массовой информации позволил сформировать круг представителей журналистского сообщества, специализирующихся на освещении вопросов, связанных с организацией и проведением выборов и референдумов.
Информационно-аналитическое сопровождение Комплекса мер
В составе разнообразных мероприятий, включенных в этот раздел Комплекса мер, основное место занимала работа с молодежью, международная деятельность, а также проведение социологических исследований.
Запланированные в рамках этого раздела социологические исследования проводились в соответствии с программами исследований и Программой ИРД.
Социологические исследования, предусмотренные Программой ИРД, проводились в форме массовых опросов, экспертных интервью с представителями политических и деловых региональных элит, дискуссионных фокус-групп.
Подготовлен и опубликован в журналах "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и "Журнал о выборах" цикл аналитических материалов различной тематической направленности, в том числе о работе с кадрами избирательных комиссий, с молодежью, со средствами массовой информации, с политическими партиями.
Одним из наиболее успешных проектов, разработанных и реализованных в рамках информационно-аналитического сопровождения Комплекса мер, стало ежегодное проведение конкурса среди студентов и аспирантов высших юридических учебных заведений (юридических факультетов вузов) Российской Федерации на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса.
С 2000 по 2005 год в конкурсе приняли участие 741 студент и 90 аспирантов юридических специальностей, многие из победителей конкурса связали свою дальнейшую профессиональную деятельность с избирательной системой Российской Федерации.
В рамках Программы ИРД реализован проект "Молодежь и выборы", который включал в себя проведение Всероссийского конкурса молодежного плаката "Выборы - наше дело", встречи студентов с кандидатами на выборные должности, проведение различных массовых акций.
Проведено несколько выставочных мероприятий, в том числе выставка "Политические партии и избирательные блоки на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которая была посвящена основному этапу избирательной кампании - предвыборной агитации. Посетители получили возможность ознакомиться с образцами агитационных печатных материалов политических партий и избирательных блоков, принимавших участие в выборах депутатов Государственной Думы в 2003 году.
В течение всех пяти лет проводился анализ и обобщение законодательства и практики организации и проведения выборов в государствах - участниках СНГ. Осуществляется наблюдение за выборами и референдумами в этих странах.
Такому наблюдению за 2000-2005 годы (на двусторонней или многосторонней основе в составе мониторинговых миссий ряда международных организаций) подверглись 26 избирательных кампаний, причем большинство из них прошло в два тура.
Результаты анализа и обобщения результатов наблюдения публиковались в изданиях ЦИК России.
В 2001 году в ЦИК России состоялась встреча делегаций организаторов выборов стран СНГ, на которой был одобрен проект Конвенции о стандартах демократических выборов избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
Конвенция была разработана в целях утверждения прав человека и достоинства личности, обеспечения и защиты избирательных прав и свобод граждан, усиления гарантий проведения демократических выборов. Конвенция, которая учитывает общедемократические тенденции правового регулирования выборов и практики их проведения и является эффективным международно-правовым инструментом, определяющим стандарты демократических выборов и механизмы защиты избирательных прав и свобод граждан в государствах Содружества, была подписана лидерами государств - участников СНГ в 2002 году, а вступила в силу в 2003 году.
Кроме того, были разработаны и опубликованы Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (редакции 2002 и 2005 гг.).
В рамках информационно-аналитического сопровождения Комплекса мер ежегодно готовились отчеты о выполнении сводных планов, в соответствии с которыми проводилась основная работа по реализации Комплекса мер.
Выпущено два сборника документов и материалов "Правовая культура избирателей и организаторов выборов и референдумов", в которые включены документы и материалы по вопросам подготовки и реализации разнообразных проектов, касающихся формирования и развития правовой культуры избирателей и организаторов выборов в период с 1994 по 2001 год и с 2001 по 2004 год.
***
В целом по всем разделам Комплекса мер выполнен большой объем работы, прослеживается положительная динамика в развитии ряда направлений деятельности ЦИК России и РЦОИТ в области повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, в том числе, связанных с взаимодействием с субъектами Российской Федерации и оказанием им организационно-методической и консультационной помощи, повышением квалификации кадров избирательных комиссий, работой с молодежью, информационно-разъяснительной и выставочной деятельностью, использованием интернет-ресурсов.
Анализ выполнения Комплекса мер позволил выявить и отдельные недостатки, в частности, в его структуре. Ряд мероприятий, например такие, как работа с молодежью, международная деятельность, логично было выделить в отдельный раздел или блок мероприятий в рамках уже существующих разделов.
Кроме того, целесообразно планировать мероприятия, реализация которых осуществляется регулярно, а не разово.
Эти предложения будут учтены при формировании Комплекса мер на 2006-2008 годы.
<< Назад |
||
Содержание Выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 28 февраля 2006 г. N 172-1-4 "О выполнении Комплекса... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.