Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2005 г. N АЖ-ПР-4494, в соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 1215-р, и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. N 287 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План действий Федерального агентства по образованию в кризисных ситуациях.
2. Подведомственным Рособразованию образовательным учреждениям начального, среднего и высшего профессионального образования разработать и утвердить планы действий в кризисных ситуациях.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя А.А. Казенова.
Руководитель |
Г.А. Балыхин |
План действий Федерального агентства по образованию в кризисных ситуациях
(утв. приказом Федерального агентства по образованию от 26 декабря 2005 г. N 1699)
План действий Федерального агентства по образованию (далее - Агентство) в кризисных ситуациях разработан в соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 1215-р, и планом действий Министерства образования и науки Российской Федерации в кризисных ситуациях, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. N 287, устанавливает порядок деятельности Агентства в кризисных ситуациях.
I. Общие положения
1. Под кризисной ситуацией понимаются обстоятельства чрезвычайного, в том числе террористического характера, определенные в статье 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" (при этом порядок действий Агентства в условиях военного времени, военного положения и проведения мобилизационных мероприятий определяется соответствующими планирующими документами).
2. Кризисные ситуации подразделяются на:
- кризисные ситуации террористического характера;
- кризисные ситуации криминогенного характера, не связанные с терроризмом;
- кризисные ситуации природного и техногенного характера.
Кризисные ситуации в зависимости от территории их возникновения подразделяются на:
- локальные (в пределах объекта производственного или социального назначения);
- муниципальные (в пределах муниципальных образований);
- межмуниципальные (в пределах двух и более муниципальных образований, расположенных в одном субъекте Российской Федерации);
- региональные (в пределах субъекта Российской Федерации);
- межрегиональные (в пределах двух и более субъектов Российской Федерации);
- федеральные (в пределах Российской Федерации);
- трансграничные (произошедшие за рубежом и затрагивающие территорию Российской Федерации).
3. Под "силами и средствами Агентства" понимаются структурные подразделения жизнеобеспечения, пожарной безопасности, а также штаб и нештатные формирования гражданской обороны (посты радиационного, химического и биологического наблюдения), выделяемые для предупреждения и ликвидации последствий кризисных ситуаций.
4. Под "органами повседневного управления" в системе Агентства понимаются:
- пункт управления Агентства (приемная Федерального агентства по образованию);
- пункты управления подведомственных образовательных учреждений (приемные руководителей подведомственных образовательных учреждений);
- дежурно-вахтенные службы и секретариаты образовательных учреждений, научных и иных организаций.
5. Систему управления и связи Агентства составляют орган управления Агентства в чрезвычайных ситуациях (штаб гражданской обороны Агентства), служба ответственных дежурных, службы подразделений центрального аппарата и средства связи (телефонные аппараты).
6. При возникновении кризисной ситуации Правительством Российской Федерации в установленном порядке принимается решение о введении режима функционирования органов управления, сил и средств государственной системы - комплекса мероприятий, осуществляемых органами управления и силами государственной системы при угрозе возникновения, возникновении, пресечении и ликвидации последствий кризисных ситуаций. Правительством Российской Федерации в установленном порядке могут вводиться:
- режим террористической опасности (вводится при наличии информации, свидетельствующей о возможной подготовке или угрозе совершения террористической акции; при этом имеются обстоятельства, не позволяющие проверить такую информацию, а также обеспечить безопасность граждан и объектов, подвергшихся террористической угрозе, обычными силами и средствами без применения дополнительных мер и временных ограничений);
- режим контртеррористической операции (вводится при получении сообщения о совершении террористической акции);
- режим повышенной готовности (вводится при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций);
- режим чрезвычайной ситуации (вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
7. Одновременно с принятием в установленном порядке решения о введении режима функционирования органов управления, сил и средств государственной системы решением председателя Правительства Российской Федерации по представлению руководителя ФСБ России, МВД России или МЧС России может быть создан орган оперативного управления в кризисных ситуациях (далее - орган оперативного управления), определен его состав.
Основная задача органа оперативного управления заключается в организации взаимодействия, координации и управлении привлекаемыми в кризисных ситуациях силами и средствами.
К основным функциям органа оперативного управления относятся:
- сбор и анализ информации об оперативной обстановке;
- принятие решений о применении сил и средств федеральных и региональных органов исполнительной власти;
- постановка задач, организация и поддержание взаимодействия в ходе выполнения задач;
- приведение сил и средств в состояние готовности к действиям в кризисных ситуациях;
- организация всестороннего обеспечения;
- организация связи и автоматизированного управления;
- организация скрытого управления силами и средствами;
- взаимодействие со средствами массовой информации;
- информирование министра образования и науки Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о ходе выполнения задач.
В состав органа оперативного управления может входить заместитель руководителя Федерального агентства по образованию.
8. Действия Агентства в кризисных ситуациях определяются и осуществляются с учетом следующих основополагающих принципов:
- приоритет безопасности жизни и здоровья человека и безопасности общества в целом;
- разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций в кризисных ситуациях;
- заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение кризисных ситуаций и минимизацию последствий в случае их возникновения;
- планирование и осуществление мероприятий по защите обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций в кризисных ситуациях с учетом экономических, природных и иных особенностей территорий и степени опасности возникновения кризисных ситуаций;
- обеспечение достаточности сил и средств для осуществления мероприятий по защите населения и территорий в кризисных ситуациях и возможности их наиболее рационального использования;
- гласность при осуществлении деятельности, связанной с предупреждением и ликвидацией последствий кризисных ситуаций, обеспечение государственных органов, органов местного самоуправления, обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций полной, достоверной и своевременной информацией об угрозах и о возможных опасностях;
- учет экономических возможностей государства при реализации мероприятий, направленных на предупреждение кризисных ситуаций;
- международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации кризисных ситуаций в установленной сфере деятельности Агентства.
9. Основными задачами Агентства в области защиты обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций в кризисных ситуациях являются:
- участие в выработке государственной политики в области защиты от кризисных ситуаций, разработка и совершенствование обеспечивающих ее практическую реализацию в установленной сфере деятельности нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МЧС России, Минобрнауки России, осуществлении целевых и научно-технических программ, направленных на решение задач по предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций, повышение устойчивости функционирования образовательных учреждений, научных и иных организаций;
- разработка, ввод в действие и обеспечение практической реализации нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и порядок планирования, проведения, взаимодействия и обеспечения защиты, повышения устойчивости функционирования в кризисных ситуациях;
- организация, правовое регулирование, контроль за проведением мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий кризисных ситуаций в сфере образования;
- планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников от кризисных ситуаций;
- создание, подготовка, поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных и кризисных ситуаций;
- обучение работников центрального аппарата, образовательных учреждений и организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных и кризисных ситуациях в составе гражданских организаций гражданской обороны;
- создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения;
- организация и обеспечение работ по созданию систем управления сферой образования в кризисных ситуациях и мониторинга в области предупреждения кризисных ситуаций террористического, техногенного и природного характера;
- обеспечение реализации прав и обязанностей обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций в области защиты от чрезвычайных и кризисных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в их ликвидации;
- координация работы подведомственных образовательных учреждений, организаций по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций;
- осуществление взаимодействия в области предупреждения и ликвидации кризисных ситуаций с федеральными и региональными органами исполнительной власти.
10. При ликвидации последствий кризисных ситуаций Агентство в соответствии со своей компетенцией и во взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти выполняет следующие задачи:
- осуществляет непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне кризисной ситуации и о ходе проведения работ по ее ликвидации;
- осуществляет прогнозирование возможной обстановки;
- организует и поддерживает непрерывное взаимодействие органов повседневного управления и должностных лиц центрального аппарата, подведомственных образовательных учреждений, научных и иных организаций.
11. В чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Агентство в соответствии со своей компетенцией во взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти дополнительно выполняет следующие задачи:
- организует выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и всестороннего обеспечения действий сил и средств;
- принимает участие в поддержании общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечении при необходимости в установленном порядке формирований МЧС России и других федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных организаций при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- проводит мероприятия по жизнеобеспечению обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций в чрезвычайных ситуациях.
II. Порядок действий Агентства при предупреждении, пресечении и ликвидации последствий кризисных ситуаций террористического характера, а также иного криминогенного характера, не связанных с терроризмом
12. При введении режима террористической опасности Агентство продолжает выполнять повседневные служебные задачи и проводит оповещение и сбор руководителей и ответственных работников Агентства, привлекаемых к выполнению задач в условиях режима террористической опасности:
- вводит круглосуточное дежурство из числа руководящего состава;
- уточняет соответствующие планы действий в кризисных ситуациях;
- организует взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти, к компетенции которых относится выполнение задач по разрешению кризисной ситуации;
- проверяется готовность систем управления и связи;
- усиливается охрана важных государственных объектов и пропускной режим на них.
При наличии информации о возможной террористической акции с применением химически опасных веществ и ядерных компонентов, по указанию руководителя Агентства защитные сооружения гражданской обороны приводятся в состояние готовности, силы и средства Агентства переводятся на круглосуточный режим работы.
О проведенных мероприятиях и об изменении оперативной обстановки докладывается министру образования и науки Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
13. При введении режима контртеррористической операции, а также при возникновении криминогенной кризисной ситуации, не связанной с терроризмом, Агентство во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти проводит следующие мероприятия:
- организует сбор, анализ, обобщение данных оперативной обстановки в районе кризисной ситуации;
- дает оценку оперативной обстановки;
- готовит предложения заинтересованным федеральным и региональным органам исполнительной власти для принятия решения о применении сил и средств государственной системы на первоначальном этапе действий в районе кризисной ситуации;
- выполняет повседневные служебные задачи;
- проводит оповещение и сбор руководителей и ответственных работников центрального аппарата, привлекаемых к выполнению задач в условиях режима контртеррористической операции;
- по решению руководителя Агентства отзывает необходимых работников из отпусков и командировок;
- устанавливает круглосуточное дежурство из числа руководящего состава;
- организует взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти, к компетенции которых относится выполнение задач по разрешению кризисной ситуации;
- вводит планы действий в кризисных ситуациях, развертывает систему управления и связи Агентства и всестороннего обеспечения;
- по указанию руководителя Агентства развертывает силы и средства, которые приступают к выполнению задач по ликвидации последствий кризисной ситуации;
- изменяет режим охраны важных государственных объектов и осуществляет его в усиленном режиме;
- в кризисной ситуации, связанной с применением химически опасных веществ и ядерных компонентов, приводит защитные сооружения гражданской обороны в состояние готовности;
- переводит силы и средства на круглосуточный режим работы.
III. Порядок действий Агентства при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
14. При получении информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (далее - чрезвычайная ситуация) в установленном порядке может вводиться режим повышенной готовности.
15. При введении режима повышенной готовности Агентство продолжает выполнять повседневные служебные задачи:
- организует контроль за оповещением подведомственных образовательных учреждений, научных и иных организаций;
- организует взаимодействие с МЧС России;
- усиливает контроль за состоянием окружающей среды, осуществляет прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- вводит, при необходимости, круглосуточное дежурство должностных лиц центрального аппарата;
- определяет возможности и средства на стационарных пунктах управления;
- осуществляет непрерывный сбор, обработку и передачу органам повседневного управления данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирует обучающихся, воспитанников и работников о приемах и способах защиты от них;
- принимает оперативные меры по предупреждению, возникновению и развитию чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь, в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования подведомственных образовательных учреждений, научных и иных организаций в чрезвычайных ситуациях;
- уточняет планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- приводит, при необходимости, силы и средства в состояние готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации;
- развертывает оперативные группы, организует их выдвижение в предполагаемый район действий;
- восполняет, при необходимости, резерв финансовых и материальных ресурсов, созданных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- проводит, при необходимости, эвакуационные мероприятия;
- докладывает министру образования и науки Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации о проведенных мероприятиях.
16. При получении информации о возникновении чрезвычайной ситуации в установленном порядке вводится режим чрезвычайной ситуации.
17. При введении режима чрезвычайной ситуации Агентство продолжает выполнять повседневные служебные задачи:
- осуществляет непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирует развитие возникшей чрезвычайной ситуации и ее последствий;
- проводит оповещение подведомственных образовательных учреждений, научных и иных организаций о возникшей чрезвычайной ситуации;
- проводит мероприятия по защите обучающихся, воспитанников, работников центрального аппарата и подведомственных образовательных учреждений, научных и иных организаций от чрезвычайной ситуации, поддерживает общественный порядок в ходе их проведения, а также привлечению (при необходимости в установленном порядке) общественных организаций, обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций к ликвидации чрезвычайной ситуации;
- организует работу по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий сил и средств;
- осуществляет непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о ходе проведения работ по ее ликвидации;
- организует и поддерживает непрерывное взаимодействие подведомственных образовательных учреждений, научных и иных организаций по вопросам ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
- докладывает министру образования и науки Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации о проведенных мероприятиях.
18. Силы и средства Агентства, привлекаемые к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также порядок приведения их в состояние готовности к действиям определяются нормативными правовыми актами министерства и Агентства.
IV. Основы организации управления, связи и взаимодействия
19. Организация управления, связи и взаимодействия в ходе выполнения задач по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций в сфере образования в зависимости от их характера возлагается на орган оперативного управления (в случае его создания в порядке, предусмотренном планом действий Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях), МВД России, ФСБ России, МЧС России. Этот орган осуществляет указанные функции через создаваемые или функционирующие в постоянном режиме органы управления, пункты управления с использованием необходимых средств связи и автоматизации Агентства.
20. Мероприятия по предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций осуществляются в соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях, планом действий Министерства образования и науки Российской Федерации и настоящим планом. Аналогичные планы разрабатываются подведомственными образовательными учреждениями, научными и иными организациями.
V. Всестороннее обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций
21. Всестороннее обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций в установленном порядке осуществляется Правительством Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Агентством, федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
22. Для ликвидации кризисных ситуаций формируются резервы финансовых и материальных ресурсов.
Создание, использование и восполнение указанных резервов финансовых и материальных ресурсов осуществляется в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержденный План действий в кризисных ситуациях закрепляет общие положения, а также устанавливает порядок действий Рособразования при предупреждении, пресечении и ликвидации последствий кризисных ситуаций террористического характера, а также иного криминогенного характера, не связанных с терроризмом, и при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Планом со ссылкой на ФКЗ "О чрезвычайном положении" закреплено определение кризисной ситуации, установлены категории таких ситуаций. Указано, что действия Агентства в кризисных ситуациях определяются с учетом следующих принципов: приоритет безопасности жизни и здоровья человека и безопасности общества в целом; разграничение полномочий органов власти в области защиты обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций в кризисных ситуациях; заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение кризисных ситуаций; планирование и осуществление мероприятий по защите обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений; гласность при осуществлении деятельности, связанной с предупреждением и ликвидацией последствий кризисных ситуаций и т.д.
Задачами Агентства в области защиты обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций в кризисных ситуациях являются: участие в выработке государственной политики в области защиты от кризисных ситуаций; разработка, ввод в действие и обеспечение практической реализации соответствующих нормативных правовых актов; организация мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий кризисных ситуаций в сфере образования; планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников от кризисных ситуаций; создание, подготовка, поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных и кризисных ситуаций; обучение способам защиты и действиям в чрезвычайных и кризисных ситуациях в составе гражданских организаций гражданской обороны; создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения и д.р.
При ликвидации последствий кризисных ситуаций Рособразование осуществляет сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне кризисной ситуации и о ходе проведения работ по ее ликвидации; прогнозирует возможную обстановку; организует непрерывное взаимодействие органов управления центрального аппарата, подведомственных учреждений.
В чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Агентство, наряду с названными функциями, проводит мероприятия по жизнеобеспечению обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций в чрезвычайных ситуациях.
Приказ Федерального агентства по образованию от 26 декабря 2005 г. N 1699 "Об утверждении плана действий федерального агентства по образованию в кризисных ситуациях"
Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", 2006 г., N 6, в журнале "Вестник образования России", февраль 2006 г., N 4