Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2017 г. N Ф06-25612/17 настоящее постановление отменено
г. Самара |
|
27 июня 2017 г. |
Дело N А55-31496/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 июня 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.06.2017 в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Деулина Григория Михайловича на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2017 по делу N А55-31496/2016 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Деулина Григория Михайловича (ИНН 631580963144, ОГРН 316631300183870), г.Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, г.Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента градостроительства городского округа Самара, г.Самара, общества с ограниченной ответственностью "МЖКстрой", г.Самара, об оспаривании решения,
о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
Короленко О.Ю. - представитель индивидуального предпринимателя Деулина Григория Михайловича (доверенность от 24.01.2017),
представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара Шалыгина Е.К. (доверенность от 12.12.2016 N 1088),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Деулин Григорий Михайлович обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения Департамента управления имуществом городского округа Самара от 08.11.2016 N 15-07-10/48671 и бездействия Администрации городского округа Самара (в лице уполномоченного им органа местного самоуправления), выразившегося в ненаправления в адрес Деулина Г.М. проекта договора купли-продажи земельного участка в срок, установленный статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), по цене 40 %, а также об обязании Администрации городского округа Самара (в лице уполномоченного ею органа) устранить допущенные нарушения путем направления в адрес предпринимателя Деулина Г.М. проекта договора купли-продажи земельного участка по цене 40% и начисления с 01.01.2017 платы за пользование землей в размере 1,5 % кадастровой стоимости (в размере земельного налога) (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент градостроительства городского округа Самара и общество с ограниченной ответственностью "МЖКстрой" (далее - ООО "МЖКстрой").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2017 по делу N А55-31496/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель Деулин Г.М. просил отменить указанное судебное решение и удовлетворить заявленные им требования. По мнению предпринимателя Деулина Г.М., обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Предприниматель Деулин Г.М. также представил дополнительные пояснения к апелляционной жалобе.
Департамент управления имуществом городского округа Самара в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
В судебном заседании представитель предпринимателя Деулина Г.М. поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) дополнен статьей 3.3, согласно пункту 2 которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Законом Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД (далее - Закон N 11-ГД), вступившим в силу 01.03.2015, в Закон Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" (далее - Закон N 134-ГД) внесены изменения, согласно которым из полномочий органов государственной власти Самарской области (Правительства Самарской области и органов исполнительной власти Самарской области, определяемых Правительством Самарской области) исключены предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 3 Закона N 134-ГД полномочия в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городском округе Самара, то есть исключены отнесенные к полномочиям органов государственной власти Самарской области полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Законом N 137-ФЗ должно быть осуществлено органами местного самоуправления.
Кроме того, Законом N 11-ГД из статьи 5 Закона N 137-ФЗ, согласно которой отдельные государственные полномочия в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области передаются органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Самарской области, исключено указание на то, что органам местного самоуправления городского округа Самара не могут быть переданы полномочия, предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 134-ГД органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области, в том числе предусмотренными частью 1 статьи 3 данного закона полномочиями органов государственной власти Самарской области, за исключением, установленными этим пунктом.
Пункт 1 статьи 6 признан недействующим Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2016 N 46-АПГ16-10 со дня вступления данного судебного акта в законную силу.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, в рассматриваемый период осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов. предоставляющих государственные услуги.
Во исполнение Закона N 134-ГД Администрацией городского округа Самара было принято постановление от 01.04.2015 N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (далее - Постановление N 287), действовавшее в период возникновения спорных правоотношений.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ административный регламент -нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Во исполнение Законов N 210-ФЗ и N 134-ГД Министерство строительства Самарской области приказом от 30.06.2015 N 262-П утвердило Административный регламент Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2.2 Административного регламента, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, предоставление государственной услуги осуществляется уполномоченными органами - в части предоставления государственной услуги, формирования и ведения базы данных по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов - регистр предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также предоставления министерству информации о заявителях и принятых в отношении них решений о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги.
Постановлением N 287 было установлено, что уполномоченным органом по прием заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы администрации городского округа Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, о предоставлении земельного участка, является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (в настоящее время - Департамент градостроительства городского округа Самара).
В соответствии с пунктом 2.8 Административного регламента для получения государственной услуги в части предоставления земельного участка заявитель самостоятельно представляет в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению N 4 к Административному регламенту.
Как видно из материалов дела, 16.06.2015 ООО "МЖКстрой" обратилось в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 5491,00 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ташкентская.
Данное заявление 25.06.2015 переадресовано Департаментом градостроительства городского округа Самара в Департамент управления имуществом городского округа Самара.
21.10.2016 Деулин Г.М. обратился с заявлением к Главе городского округа Самара о замене ООО "МЖКстрой" на него (Деулина Г.М.) в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность в связи со сменой собственника недвижимости, расположенной на испрашиваемом земельном участке.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Письмом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 08.11.2016 N 15-07-10/48671 Деулин Г.М. и ООО "МЖКстрой" были уведомлены о невозможности замены заявителя в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность, поскольку данная замена не предусмотрена действующим законодательством. Департаментом управления имуществом городского округа Самара также указано, что с целью оформления испрашиваемого земельного участка в собственность необходимо обратиться в Департамент градостроительства городского округа Самара.
Заявление Деулина Г.М. о замене заявителя в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность рассмотрено в порядке, установленном Законом N 59-ФЗ, поскольку форма заявления не соответствовала форме заявления, определенной Административным регламентом, и это заявление было подано не в орган местного самоуправления, уполномоченный Постановлением N 929 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
При отсутствии заявления по форме, установленной приложением N 4 Административного регламента, государственная услуга "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов" не может быть оказана.
При указанных обстоятельствах и с учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что письмо Департамента управления имуществом городского округа Самара от 08.11.2016 N 15-07-10/48671 не противоречит закону.
Суд первой инстанции также сделал правильный вывод о том, что предпринимателем Деулиным Г.М. не соблюдены предусмотренные пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Кроме того, статья 39.17 ЗК РФ, определяющая порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, не предусматривает возможность замены лица, подавшего заявление, на другое лицо.
Обжалуемое судебное решение не препятствует Деулину Г.М. обратиться в надлежащий орган с заявлением, отвечающим установленным требованиям.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные предпринимателем Деулиным Г.М. в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на предпринимателя Деулина Г.М. расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25 апреля 2017 года по делу N А55-31496/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31496/2016
Истец: ИП Деулин Григорий Михайлович
Ответчик: Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: Департамент градостроительства и архитектуры г.о. Самара, ООО "МЖКстрой"
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-64059/20
05.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4009/20
25.05.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-59669/20
17.01.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19944/19
12.10.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-31496/16
19.10.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25612/17
27.06.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7604/17
25.04.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-31496/16