Письмо Центрального комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. N 11-06-инфо
С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ*, более известном как закон о монетизации льгот, тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных учреждений - органами местного самоуправления.
На федеральном уровне предусмотрено регулирование вопросов оплаты труда только для работников федеральных государственных учреждений.
В то же время в целях сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда работников образовательных учреждений, а также недопущения снижения размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты) работников образовательных учреждений, предусмотренных по состоянию на 31 декабря 2004 г. (как это определено статьей 153 указанного выше Федерального закона), Министерством образования и науки Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ были подготовлены Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений (приложение к письму от 26.10.2004 N 947/96)** (далее - Рекомендации), в которых были закреплены условия оплаты труда педагогических и других работников образовательных учреждений, в том числе осуществляющих по медицинским показаниям обучение детей на дому.
Так, в пункте 4.1 указанных Рекомендаций определено, что месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений по основаниям, указанным в разделе VI Рекомендаций, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.
В этом же пункте Рекомендаций предусмотрено, что в таком же порядке исчисляется месячная заработная плата учителей, для которых данное учреждение является местом основной работы, при возложении на них обязанностей по обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением.
В пункте 6.1.11 Рекомендаций определено, что за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, предусмотрено повышение ставок заработной платы на 20%.
За время работы учителей в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, не совпадающих с их ежегодным отпуском, оплата труда производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Принимая во внимание то, что часы индивидуального обучения детей на дому по медицинским показаниям включаются в учебную нагрузку учителей на общих основаниях, а также то, что каникулы предусмотрены не только для обучающихся непосредственно в условиях школы, но и для обучающихся на дому, в каникулярное время за учителями, ведущими это обучение, должна сохраняться заработная плата, установленная при тарификации на начало каникул.
При этом следует иметь в виду, что справки медицинских учреждений, ограничивающие, например, обучение детей на дому только по 31 мая, не являются основанием для прекращения выплаты заработной платы учителям с учетом учебной нагрузки, установленной для обучения ребенка на дому, поскольку эта работа и оплата за нее относятся к существенным условиям трудового договора.
Эксперт ЦК профсоюза |
В.Н. Понкратова |
_____________________________
* См. Официальные документы в образовании. - 2004. - N 32, 33.
** См. Официальные документы в образовании. - 2005. - N 3. - С. 42 - 93.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ дает разъяснения по вопросу оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих по медицинским показаниям обучение детей на дому.
ЦК указывает, что в связи с принятием ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 1 января 2005 года полномочия федеральных органов государственной власти по регулирования оплаты труда ограничены и распространяются только на работников федеральных государственных учреждений. Однако для сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда работников образовательных учреждений Минобрнауки России и Профсоюз работников народного образования и науки РФ разработали Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений.
Согласно данным Рекомендациям, месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений по основаниям, указанным в разделе VI Рекомендаций, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю. Такой же порядок применяется в отношении учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением. Кроме того, в соответствии с п. 6.1.11 Рекомендаций, за индивидуальное обучение на дому детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, предусмотрено повышение ставок заработной платы на 20%.
С учетом того, что часы индивидуального обучения детей на дому включаются в учебную нагрузку учителей на общих основаниях, и того, что каникулы должны быть предусмотрены в том числе для детей, обучающихся на дому, в каникулярное время за учителями должна сохраняться заработная плата, установленная при тарификации на начало каникул.
ЦК специально указывает, что справки медицинских учреждений, ограничивающие обучение детей на дому определенными сроками (например, до 31 мая), не являются основанием для прекращения выплаты заработной платы учителям с учетом учебной нагрузки, установленной для обучения ребенка на дому, поскольку эта работа и оплата за нее относятся к существенным условиям трудового договора.
Письмо Центрального комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. N 11-06-инфо
Текст письма опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", март 2006 г., N 7, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", апрель 2006 г., N 12