Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 27 марта 2006 г. N 174/1121-4 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
Методические рекомендации
по организации деятельности избирательных комиссий* и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе
29 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г.
В соответствии со статьями 59 и 60 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации контроль за формированием и расходованием средств избирательных фондов, организацию проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках осуществляют избирательные комиссии и созданные при них контрольно-ревизионные службы (далее - КРС). Эффективность работы избирательных комиссий и КРС по указанным направлениям зависит от совершенства законодательной базы, качественности организационной подготовки выборов и выполнения всех мероприятий, связанных с проверкой сведений, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, контролем за избирательными фондами.
1. Общие положения
1.1. Совершенствование действующего избирательного законодательства субъектов Российской Федерации
Избирательное законодательство субъекта Российской Федерации, основываясь на нормах Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации") должно предусматривать следующее.
В части контроля за избирательными фондами:
- кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, обязаны создавать избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании и открывать специальный избирательный счет в филиалах Сбербанка России; избирательный фонд создается кандидатом - в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для регистрации этой избирательной комиссией, избирательным объединением - в период после регистрации его уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующей избирательной комиссией;
- при проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится; в этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах;
- законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах органов местного самоуправления сельских поселений перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет необязательно в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают трех тысяч рублей;
- кандидат вправе, а в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, обязан, избирательное объединение обязано назначить уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) по финансовым вопросам; регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется избирательными комиссиями в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;
- порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов на региональных и местных выборах определяет избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации;
- гражданин перечисляет пожертвование в избирательный фонд через кредитную организацию или отделение связи;
- юридические лица вносят пожертвования в избирательный фонд только в безналичном порядке; при этом в платежном документе наряду с другими обязательными реквизитами платежа делают общую отметку об отсутствии ограничений по источникам формирования избирательного фонда, установленных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона;
- ограничения на внесение пожертвований в избирательные# фонд юридическими лицами, учрежденными государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациями, учрежденными юридическими лицами, указанными в пунктах "д" и "и" части 6 статьи 58 Федерального закона; организациями, имеющими в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в пунктах "д" и "и" части 6 статьи 58 Федерального закона, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);
- сроки возврата пожертвований либо их перечисления в доход соответствующего бюджета устанавливаются законом субъекта Российской Федерации;
- запрет на расходование с целью достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды; причем законом должно быть предусмотрено право использовать только те денежные средства избирательного фонда, которые поступили в избирательный фонд в установленном законом порядке и были перечислены отправителями на специальный избирательный счет до дня голосования;
- возможность материальной поддержки кандидата, избирательного объединения, направленной на достижение определенного результата на выборах, при условии ее обязательной компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда;
- право использования избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, для целей своей избирательной кампании без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов;
- избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения единовременно и в полном объеме; избирательный залог считается внесенным в случае представления кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа с отметкой филиала Сбербанка России о перечислении избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии, а при отсутствии на территории, где проводятся выборы, филиала Сберегательного банка Российской Федерации - с отметкой другой кредитной организации, которую определяет организующая выборы избирательная комиссия; повторное внесение избирательного залога допускается только в случае повторного представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов;
- законом субъекта Российской Федерации размер избирательного залога может быть уменьшен до суммы, составляющей менее 15 процентов, но не менее 10 от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
- если кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, после представления в избирательную комиссию подписных листов и иных документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, перечислит на ее специальный счет избирательный залог и (или) представит в соответствующую избирательную комиссию копию платежного документа с отметкой кредитной организации о перечислении избирательного залога на ее специальный счет, избирательная комиссия возвращает избирательный залог кандидату, избирательному объединению и (или) отказывает в приеме указанной копии платежного документа. Если кандидат, избирательное объединение после поступления избирательного залога на указанный счет и (или) представления в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа с отметкой кредитной организации о перечислении избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии представит подписные листы, избирательная комиссия отказывает в приеме подписных листов. В случае одновременного представления кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, и копии платежного документа с отметкой кредитной организации о перечислении избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии избирательная комиссия отказывает в приеме подписных листов;
- основаниями возврата избирательного залога в избирательный фонд среди прочих обстоятельств являются:
- поступление на специальный счет в качестве избирательного залога средств без представления в избирательную комиссию копии соответствующего платежного документа с отметкой филиала Сбербанка России;
- внесение избирательного залога за счет средств, поступивших в избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных законом;
- снятие кандидатом своей кандидатуры по вынуждающим к тому обстоятельствам;
- основаниями отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов среди прочих обстоятельств являются:
- внесение кандидатом, избирательным объединением избирательного залога в меньшем размере, чем это установлено законом,
- внесение избирательного залога за счет средств, поступивших в избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных законом;
- отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов;
- изготовление всех агитационных материалов производится не ранее оплаты указанных расходов за счет средств соответствующего избирательного фонда;
- законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что кандидатом, избирательным объединением одновременно с представлением документов для регистрации представляется первый финансовый отчет; порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливает соответствующая избирательная комиссия;
- вместе с итоговым финансовым отчетом кандидата, избирательного объединения представляются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств; перечень этих документов определяет комиссия, организующая выборы;
- законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет;
- с целью соблюдения гласности в вопросах финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательная комиссия периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения об избирательных фондах; объем подлежащих опубликованию сведений устанавливается законом субъекта Российской Федерации;
- поступающие в избирательный фонд пожертвования подлежат проверке на предмет их правомерности;
- меры ответственности за финансовые нарушения.
В части организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках:
- избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие государственные органы с представлением о проверке сведений об имуществе кандидата, (каждого кандидата из списка кандидатов), его доходах и их источниках;
- соответствующие государственные органы осуществляют проверку сведений об имуществе и доходах и представляют в избирательную комиссию данные о результатах проверки в течение 20 дней, а если представление избирательной комиссии поступило за 10 и менее дней до дня голосования, эти органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией;
- избирательная комиссия доводит до избирателей сведения, представленные кандидатами при их выдвижении, направляет в средства массовой информации данные о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных кандидатами, размещает их вместе с другими материалами на информационных стендах в помещениях участковых избирательных комиссий.
В части организации деятельности КРС:
- КРС создаются при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, и при иных (в том числе территориальных) избирательных комиссиях);
- специалисты, привлекаемые из государственных органов и иных органов и учреждений для работы в КРС при избирательных комиссиях, откомандировываются в распоряжение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - на срок не менее пяти месяцев, в распоряжение иных избирательных комиссий - на срок не менее двух месяцев.
1.2. Организационные мероприятия по реализации контрольных функций
Избирательные комиссии выполняют контрольные функции во взаимодействии с правоохранительными органами, филиалами Сбербанка России, иными государственными органами и учреждениями.
После назначения выборов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации необходимо:
- провести расширенное рабочее совещание с участием федерального инспектора в субъекте Российской Федерации, представителей законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представителей высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителей прокуратуры, суда, правоохранительных органов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, ведающих вопросами финансов, налогов, государственной регистрации юридических лиц, печати, телерадиовещания, связи, руководителя филиала Сбербанка России, руководителей организаций телерадиовещания и главных редакторов периодических печатных изданий, действующих на территории субъекта Российской Федерации, руководителей полиграфических предприятий, действующих на территории субъекта Российской Федерации. На совещании определить комплекс совместных мероприятий, обеспечивающий соблюдение участниками избирательного процесса законодательства о выборах, в том числе меры по контролю за финансированием избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений проверке достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов;
- инициировать издание исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации акта, определяющего задачи по оказанию содействия избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнителей этих задач (примерная форма дана в приложении N 1);
- заключить соглашение о порядке взаимодействия избирательных комиссий и филиалов Сбербанка России (используя соглашение, данное в приложении 2);
- своевременно уточнить в территориальном управлении федерального казначейства (финансовом органе) реквизиты счета для перечисления в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями, неизрасходованных средств, оставшихся на специальных избирательных счетах, а также избирательного залога в случаях, предусмотренных законодательством.
Наряду с этим избирательным комиссиям рекомендуется:
- определить и согласовать формы взаимодействия с правоохранительными органами в части оперативного реагирования на нарушения избирательного законодательства;
- организовать мониторинг агитационных материалов;
- определить членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, имеющих право на составление протоколов об административных правонарушениях;
- провести рабочее совещание с участием кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений по финансовым вопросам.
1.3. Организация деятельности КРС
КРС создается избирательной комиссией из членов избирательной комиссии с привлечением специалистов государственных и иных органов и учреждений на срок полномочий комиссии.
Для повышения эффективности деятельности, оперативного решения возникающих вопросов целесообразно включать в состав КРС руководителей и специалистов территориальных органов Центрального банка Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Сберегательного банка Российской Федерации, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Избирательная комиссия после официального опубликования решения о назначении выборов (после формирования окружных, территориальных, муниципальных избирательных комиссий) направляет в соответствующие территориальные органы министерств и ведомств и организации запросы о направлении специалистов для работы в КРС с указанием сроков их откомандирования.
Руководство контрольно-ревизионной службой возлагается на заместителя председателя избирательной комиссии.
Положение о КРС утверждается избирательной комиссией.
Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности КРС осуществляется избирательной комиссией, при которой эта служба создана.
Деятельность КРС в период избирательной кампании направлена на оказание содействия избирательной комиссии по следующим направлениям ее деятельности:
- контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов;
- выявление фактов расходования средств на проведение избирательной кампании помимо избирательного фонда кандидата, избирательного объединения;
- проверка финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений;
- организация проведения проверок достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов;
- контроль за возвратом бюджетных средств;
- контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов.
Деятельность КРС в период выборов осуществляется в соответствии с утверждаемым избирательной комиссией планом мероприятий. При этом создаются рабочие группы по вышеуказанным направлениям деятельности и распределяются обязанности членов КРС. Такими могут быть возглавляемые членами комиссии группы:
- по обработке сведений, получаемых от филиалов Сбербанка России;
- по организации проверки достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов;
- по проверке сведений о жертвователях;
- по проверке финансовых отчетов;
- по установлению фактов финансирования избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений помимо избирательного фонда; при этом целесообразно специализировать членов КРС этой группы на проверке оплаты услуг полиграфических предприятий, наружной рекламы, СМИ, проведения массовых мероприятий и других направлениях, связанных с выборами;
- по подготовке материалов, связанных с составлением протоколов об административных правонарушениях;
- другие.
Текущую работу по контролю за избирательными фондами в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации должен осуществлять специалист, исполняющий обязанности на штатной основе. При этом его необходимо ввести в состав КРС с целью обеспечения взаимодействия избирательной комиссии с филиалом Сбербанка России, проведения аналитической работы по направлениям деятельности КРС, участия в проверках расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение избирательной кампании нижестоящим избирательным комиссиям. Специалист должен владеть устойчивыми навыками применения программных средств ГАС "Выборы" (задачи "Контроль избирательных фондов").
Состав КРС по возможности должен быть стабильным на протяжении всего периода полномочий избирательной комиссии.
Срок исполнения обязанностей в КРС привлеченными специалистами прекращается только после того, как соответствующая избирательная комиссия сдаст отчет о расходовании бюджетных средств на выборы.
Руководителю КРС целесообразно иметь информацию о соблюдении в отношении указанных специалистов требований пункта 3 статьи 60 Федерального закона в части сохранения за ними установленных должностных окладов и иных выплат по основному месту работы.
После окончания избирательной кампании желательно продолжать взаимодействие со специалистами - членами КРС, практикуя проведение семинаров, совещаний КРС и в период между выборами.
Специалистам, привлеченным в состав КРС, может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательным комиссиям, при которых создаются КРС, целесообразно заблаговременно предусмотреть указанные средства в смете расходов на подготовку и проведение выборов.
2. Контроль за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений
2.1. Особенности формирования избирательных фондов
Избирательные фонды формируются только за счет денежных средств. Граждане и юридические лица вправе оказывать кандидатам, избирательным объединениям материальную поддержку при условии ее обязательной компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Пожертвования граждан и юридических лиц вносятся в избирательные фонды добровольно. Пожертвования граждан и юридических лиц в избирательные фонды в счет погашения задолженности за других граждан и юридических лиц не допускаются и в случае выявления признаются неправомерными.
При исчислении допустимых законом размеров пожертвований (перечислений) в избирательные фонды и предельных расходов средств фондов в ходе проведения региональных избирательных кампаний следует руководствоваться Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Однако при изменении регионального законодательства целесообразно отказываться от исчисления размеров пожертвований и расходов исходя из минимального размера оплаты труда и устанавливать предельный размер расходов избирательных фондов в абсолютных величинах, а размер пожертвований и перечислений в избирательный фонд - соответственно в долях или в процентах от этих величин.
2.2. Специальный избирательный счет, порядок его открытия и ведения
Кандидат, избирательное объединение обязаны создать собственный избирательный фонд, денежные средства которого аккумулируются на специальном избирательном счете. Порядок открытия, ведения и закрытия этих счетов (далее - Порядок) устанавливается при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Банка России в субъекте Российской Федерации.
Специальный избирательный счет открывается в филиале Сбербанка России, а при его отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа. В случае отсутствия на территории избирательного округа кредитных организаций кандидат, избирательное объединение определяют кредитную организацию, в которой открываются специальные избирательные счета, по согласованию с соответствующей комиссией.
Кандидат открывает специальный избирательный счет своего избирательного фонда в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении до представления документов для регистрации этой избирательной комиссией, а избирательное объединение - в период после заверения списка кандидатов и регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам до регистрации списка кандидатов.
Для открытия специального избирательного счета кандидат, избирательное объединение представляют в филиал Сбербанка России следующие документы:
- обращение по форме, предусмотренной Порядком;
- разрешение избирательной комиссии на открытие специального избирательного счета;
- паспорт или заменяющий его документ кандидата (уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам), уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам;
- карточку с образцами подписей и оттиска печати (для кандидата, уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения);
- нотариально удостоверенную доверенность (для уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения).
Разрешение на открытие специального избирательного счета дает избирательная комиссия либо этим правом наделяется ее председатель. В разрешении указывается конкретный филиал Сбербанка России и его адрес.
Карточка с образцами подписей и оттиска печати оформляется и заверяется в соответствии с указанием Банка России от 21 июня 2003 года N 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" (в редакции указания Банка России от 25 марта 2004 года N 1403-У).
Уполномоченный представитель по финансовым вопросам действует в пределах полномочий, предоставленных кандидатом, избирательным объединением и оформленных нотариально удостоверенной доверенностью (примерная форма дана в приложении N 3). Избирательной комиссии целесообразно иметь копию этой доверенности.
Нотариально удостоверенная доверенность уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения оформляется, как правило, до момента открытия специального избирательного счета и ее оплата не включается в расходы средств избирательного фонда. В случае назначения (замены) уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения в ходе избирательной кампании расходы по оформлению доверенности осуществляются за счет средств соответствующего избирательного фонда.
При открытии счета между кандидатом, избирательным объединением и банком заключается договор о специальном избирательном счете.
В случае открытия счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения договор заключается от имени кандидата, избирательного объединения.
После представления документов банк незамедлительно (в тот же день) открывает специальный избирательный счет.
Реквизиты открытого специального избирательного счета представляются кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию в установленный ею срок.
В рамках конкретной избирательной кампании кандидат вправе открыть только один специальный избирательный счет в соответствующем избирательном округе. Если кандидат одновременно участвует в выборах различного уровня в пределах одной и той же территории, он создает избирательный фонд при выдвижении в каждом округе. При этом предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности по наибольшему из указанных предельных размеров. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации следует обобщать сведения о расходовании средств избирательных фондов такого кандидата и информировать соответствующие избирательные комиссии.
После регистрации кандидата, списка кандидатов продолжается ведение ранее открытого специального избирательного счета.
Если кандидат в нарушение положения пункта 9 статьи 32 Федерального закона одновременно выдвинут в нескольких избирательных округах на одних и тех же выборах, он может быть зарегистрирован только по одному из этих округов. В этом случае избирательные комиссии избирательных округов, где этот кандидат не был зарегистрирован, осуществляют контроль за тем, чтобы он представил итоговый финансовый отчет.
При изменении кандидатом, зарегистрированным кандидатом избирательного округа в случае, предусмотренном законодательством, избирательная комиссия осуществляет контроль за:
- возвратом бюджетных средств, выделенных зарегистрированному кандидату избирательной комиссией;
- закрытием специального избирательного счета;
- представлением итогового финансового отчета.
Кроме того, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в Порядке предусматривает следующее:
- прекращение расходных операций банком, а также их возобновление в случаях, предусмотренных законодательством;
- зачисление на специальный избирательный счет только средств, направленных до дня голосования;
- прекращение (возобновление) финансовых операций банком только по письменному указанию избирательной комиссии.
Специальные избирательные счета закрываются кандидатами, избирательными объединениями до представления ими итоговых финансовых отчетов. При этом процедура закрытия специальных избирательных счетов должна контролироваться соответствующими избирательными комиссиями, что необходимо прежде всего в отношении специальных избирательных счетов тех кандидатов, по которым предполагается осуществление возврата избирательного залога в их избирательный фонд.
2.3. Получение и проверка сведений по избирательным фондам, передача их в средства массовой информации для опубликования
Филиал Сбербанка России - держатель специального избирательного счета обязан предоставлять в соответствующую избирательную комиссию сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов (в электронном виде либо на бумажном носителе). Для передачи в электронном виде используется система "Клиент - Сбербанк". В случае открытия специального избирательного счета в другой кредитной организации сведения предоставляются на бумажном носителе.
Периодичность представления филиалом Сбербанка России (другой кредитной организацией) сведений по избирательным фондам на региональных выборах устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации, а форма (формат) представления сведений - нормативным актом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по согласованию с филиалом Сбербанка России (другой кредитной организацией).
Избирательная комиссия проверяет полученные от банка сведения о движении средств на специальных избирательных счетах в несколько этапов.
На первом этапе проверяется соответствие формы (формата) полученных сведений формам (формату), установленным нормативными актами, договором о передаче сведений по системе "Клиент - Сбербанк".
Далее каждый платеж подлежит проверке на наличие установленных законом обязательных реквизитов и сведений: для юридического лица - идентификационного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки* об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона; для гражданина - фамилии, имени, отчества, даты рождения и адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, информации о гражданстве.
Предприниматель без образования юридического лица при внесении пожертвования в платежных документах указывает реквизиты, обязательные для жертвователей-граждан.
В случае отсутствия одного из следующих обязательных реквизитов: для юридического лица - идентификационного номера налогоплательщика, названия, банковских реквизитов, а для гражданина - фамилии, имени, отчества и адреса места жительства, пожертвование признается поступившим от анонимного жертвователя. В соответствии с Федеральным законом пожертвование, поступившее от анонимного жертвователя, не может быть использовано на оплату расходов по проведению избирательной кампании и подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета. В случае отсутствия любого другого из обязательных реквизитов пожертвования в соответствии с законом подлежат возврату жертвователю. При наличии всех обязательных реквизитов проверяется соблюдение положений закона, устанавливающих перечень жертвователей, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды. Если запрет нарушен, то избирательная комиссия письменно уведомляет об этом кандидата, избирательное объединение, которые обязаны возвратить средства жертвователю.
Сведения о каждом жертвователе - юридическом лице направляются в уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц для проверки их достоверности (примерная форма представления дана в приложении N 4). В настоящее время такими органами являются Федеральная налоговая служба, Федеральная регистрационная служба и их территориальные органы. В Федеральной регистрационной службе и ее территориальных органах подлежат проверке жертвователи - юридические лица с целью определения их принадлежности к благотворительным организациям и религиозным объединениям. В перечень юридических лиц, направляемых на проверку в органы Федеральной регистрационной службы, следует включать только те из них, в отношении которых такая проверка является очевидной (в соответствии со статьей 54 ГК России название некоммерческой организации должно содержать указание на характер его деятельности).
При этом рекомендуется проведение предварительной проверки сведений о жертвователе - юридическом лице с использованием доступа к сайту Федеральной налоговой службы в сети Интернет, содержащему открытые и общедоступные сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Для получения доступа к сведениям из ЕГРЮЛ избирательной комиссией заявка направляется в Федеральную налоговую службу по форме, приведенной в приложении N 5.
Представления на проведение проверки жертвователей - юридических лиц целесообразно направлять в регистрирующий орган только по тем юридическим лицам, по которым требуется документальное подтверждение результатов предварительной проверки: в случаях выявления запрета на внесение (перечисление) пожертвования, отсутствия данных либо их неполного представления в ЕГРЮЛ, проверки сведений, доступ к которым ограничен (банковские реквизиты), необходимости уточнений отдельных сведений.
Порядок предоставления данных с использованием сети Интернет установлен приказом Федеральной налоговой службы от 21 октября 2004 года N САЭ-3-09/7@ "Об утверждении порядка предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
В случае необходимости проверки правомерности внесения (перечисления) добровольного пожертвования гражданином избирательная комиссия направляет сведения о нем в органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (примерная форма дана в приложении N 6). В настоящее время такими органами являются Министерство внутренних дел Российской Федерации и территориальные органы внутренних дел.
При этом рекомендуется проведение предварительной проверки сведений о жертвователях - физических лицах с использованием данных Регистра избирателей, участников референдума.
Представления на проведение проверки жертвователей - физических лиц целесообразно направлять в регистрирующий орган только по тем физическим лицам, по которым требуется документальное подтверждение этим органом результатов предварительной проверки: в случаях выявления запрета на внесение (перечисление) пожертвования, отсутствия данных либо их неполного представления в Регистре избирателей, участников референдума, необходимости уточнений отдельных сведений.
Если пожертвование, поступившее правомерно, превышает установленный законом размер, то превышающая этот размер часть пожертвования должна быть возвращена жертвователю кандидатом, избирательным объединением.
Внесение (перечисление) в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, установленных законом средств, не относящихся к добровольным пожертвованиям, характеризуется следующими особенностями:
- при внесении собственных средств в избирательный фонд кандидатом в платежном документе указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа и делается запись "Собственные средства кандидата";
- при внесении собственных средств кандидата его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в платежном документе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного лица и делается запись "Собственные средства кандидата";
- при внесении собственных средств избирательным объединением, выдвинувшим кандидата, в избирательный фонд этого кандидата в платежном документе указывается наименование избирательного объединения и делается запись "Средства избирательного объединения, выдвинувшего кандидата";
- при перечислении средств избирательной комиссией в платежном документе делается запись "Средства избирательной комиссии";
- при внесении собственных средств избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, в платежном документе указывается наименование избирательного объединения и делается запись "Собственные средства избирательного объединения".
Избирательная комиссия незамедлительно информирует кандидата, избирательное объединение обо всех поступлениях на их специальные избирательные счета с нарушением установленного порядка. В случае необходимости избирательная комиссия вправе обратиться в банк для уточнения полученных сведений.
Избирательная комиссия до дня голосования на выборах периодически (желательно не реже одного раза в две недели) направляет в средства массовой информации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, подлежащих опубликованию в соответствии с законом. При определении объема этих сведений целесообразно учитывать: общий объем поступлений в соответствующий избирательный фонд; количество жертвователей; пожертвования, превышающие определенную величину; пожертвования, поступившие с нарушением установленного порядка; а также расходы, включая общую сумму расходов; расходы, превышающие определенную величину; сумму расходов на залог и различные виды предвыборной агитации (примерные формы даны в приложениях N 7, 8).
2.4. Расчеты кандидатов, избирательных объединений с гражданами и юридическими лицами
В целях обеспечения проведения предвыборных мероприятий для выполнения соответствующих работ и оказания услуг могут привлекаться граждане и юридические лица. Запрещается без письменного согласия кандидата, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнять оплачиваемые работы, реализовывать товары, оказывать платные услуги, прямо или косвенно связанные с выборами и направленные на достижение определенного результата на выборах.
Основанием произведенных из избирательного фонда расходов является договор, заключенный между кандидатом (или от имени кандидата - его уполномоченным по финансовым вопросам), уполномоченным по финансовым вопросам избирательного объединения и гражданином или юридическим лицом. Федеральный закон не предоставляет возможность другим лицам заключать подобные договоры. Экземпляр договора представляется в избирательную комиссию вместе с итоговым финансовым отчетом. Договоры возмездного выполнения работ (оказания услуг) гражданином либо юридическим лицом заключаются только в письменной форме.
Избирательному объединению, выдвинувшему список кандидатов, предоставлено право использования для целей своей избирательной кампании без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Избирательной комиссии целесообразно ознакомить кандидатов, уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения с примерными формами договоров об оказании услуг (выполнении работ) гражданином, юридическим лицом (приложения N 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).
Обязательства граждан и юридических лиц по договорам возмездного оказания услуг (выполнения работ) в отношении кандидата, избирательного объединения прекращаются с момента подписания сторонами акта приемки оказанных услуг (выполненных работ). Следует обращать внимание на соответствие конкретного вида услуг (работ), предусмотренных заключенным договором, оказанным услугам (выполненным работам), указанным в акте (примерная форма дана в приложении N 17).
2.5. Отчетность по средствам избирательных фондов
После официального опубликования результатов выборов кандидаты, избирательные объединения обязаны в тридцатидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Эта обязанность распространяется и на случай, когда в соответствии с законом о выборах субъекта Российской Федерации при проведении выборов органов местного самоуправления сельских поселений для создания кандидатом избирательного фонда специальный избирательный счет им не открывается (в случае, если совокупные расходы из избирательного фонда не превышают трех тысяч рублей). При освобождении кандидата в соответствии с законом субъекта Российской Федерации от обязанности создания избирательного фонда он должен проинформировать соответствующую избирательную комиссию об отсутствии каких-либо затрат на проведение своей избирательной кампании.
Форма финансового отчета и требования к оформлению прилагаемых к нему документов, устанавливается избирательной комиссией.
Целесообразно, чтобы избирательная комиссия, принимая финансовый отчет кандидата, избирательного объединения зафиксировала факт представления каждого финансового отчета документом по форме, определяемой избирательной комиссией, копия которого выдается лицу, представившему отчет. Представление первого финансового отчета фиксируется в справке при приеме документов (примерные формы даны в приложениях N 18, 19).
Первичные финансовые документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа и дату его составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должности, фамилию и инициалы лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись указанного лица.
Первичные финансовые документы должны быть сброшюрованы в хронологической последовательности по мере отражения финансовых операций на специальных избирательных счетах. При этом к выпискам банка со специального избирательного счета прилагаются документы, подтверждающие расходование денежных средств. Примерный перечень первичных финансовых документов приведен в приложении N 20.
Финансовый отчет подписывается кандидатом (зарегистрированным кандидатом), уполномоченным представителем (уполномоченными представителями) по финансовым вопросам избирательного объединения.
При необходимости уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов, избирательных объединений по запросу соответствующей избирательной комиссии представляют пояснительную записку к финансовому отчету.
2.6. Взыскание задолженности кандидата, избирательного объединения по бюджетным средствам
В случае если кандидат, избирательное объединение не погасят задолженность по бюджетным средствам, избирательная комиссия взыскивает причитающиеся ей средства в судебном порядке, направляя в суд общей юрисдикции исковое заявление о взыскании бюджетных средств, перечисленных в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения (примерная форма дана в приложении N 21). К исковому заявлению прилагаются копии следующих документов:
- решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, избирательного объединения;
- разрешение избирательной комиссии на открытие специального избирательного счета;
- решение избирательной комиссии об установлении размера средств, выделяемых избирательной комиссией кандидату, избирательному объединению на формирование избирательного фонда;
- копии платежных документов, подтверждающих перечисление бюджетных средств;
- протокол о результатах выборов;
- уведомление избирательной комиссии о сумме имеющейся задолженности и необходимости ее погашения, направленное ранее кандидату, избирательному объединению (гражданину, общественному объединению, политической партии, выступавшим в качестве кандидата, избирательного объединения).
В случае необходимости дополнительного выдвижения кандидатов, списка кандидатов в связи с тем, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру или избирательное объединение без вынуждающих к тому обстоятельств отозвало зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов либо в связи с тем, что регистрация кандидата, списка кандидатов была отменена судом или аннулирована избирательной комиссией на основании пункта 3 или 4 статьи 76 Федерального закона (за исключением аннулирования регистрации из-за выбытия кандидата из списка кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам), все расходы, понесенные избирательной комиссией, организующей выборы, при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет такого кандидата, избирательного объединения. При несогласии кандидата, избирательного объединения избирательная комиссия взыскивает причитающиеся ей средства в судебном порядке, направляя в суд общей юрисдикции исковое заявление о взыскании бюджетных средств. К заявлению прилагаются копии следующих документов:
- решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, избирательного объединения;
- разрешение избирательной комиссии на открытие специального избирательного счета;
- протокол о результатах выборов;
- уведомление избирательной комиссии о сумме имеющейся задолженности и необходимости ее погашения, направленное ранее кандидату, избирательному объединению (гражданину, общественному объединению, политической партии, выступавшим в качестве кандидата, избирательного объединения);
- решение избирательной комиссии об обращении в суд с исковым заявление# о взыскании бюджетных средств.
2.7. Использование программных средств ГАС "Выборы"
Контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений в избирательных комиссиях осуществляется с использованием программных средств ГАС "Выборы" (задача "Контроль избирательных фондов" ГАС "Выборы".
Применение данного программного продукта должно носить комплексный характер - целесообразно использовать полный набор функциональных возможностей задачи "Контроль избирательных фондов", который включает не только функции обработки сведений Сбербанка России по специальным избирательным счетам, но и функции проверки источников пожертвований, финансовых отчетов, ведения специального счета для внесения избирательного залога, формирования сведений о доходах и об имуществе кандидатов и результатах их проверки.
В целях организации эффективного финансового контроля и повышения результативности применения программных средств целесообразно использовать кадровый и технический потенциал действующих на постоянной основе территориальных избирательных комиссий. При этом на них возлагаются обязанности по взаимодействию с филиалами Сбербанка России, обработке сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, представление соответствующей информации в окружные избирательные комиссии для принятия решения. Учитывая скоротечность избирательных кампаний и сжатые сроки на принятие решений, такой подход возможен только при условии обеспечения оперативности в доведении информации до нижестоящих избирательных комиссий.
3. Выявление фактов расходования средств на проведение избирательной кампании помимо избирательного фонда кандидата, избирательного объединения
С целью выявления и документального подтверждения нарушений финансового характера при оплате расходов на предвыборную агитацию помимо избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и применения мер ответственности избирательной комиссии необходимо:
- осуществлять учет экземпляров печатных агитационных материалов или их копий, экземпляров аудиовизуальных агитационных материалов, фотографий иных агитационных материалов, которые в соответствии с законом представляются в избирательные комиссии кандидатом, избирательным объединением;
- рассматривать в установленные законом сроки поступившие в избирательную комиссию заявления и обращения по вопросам нарушения порядка финансирования избирательной кампании кандидатом, избирательным объединением;
- привлекать соответствующих специалистов для подготовки экспертных оценок и заключений о характере размещенных в СМИ или изготовленных и распространенных материалов, касающихся выборов.
Для экспертной оценки и подготовки заключения при избирательной комиссии может создаваться экспертная группа из представителей территориальных органов Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Минюста России, Союза журналистов России, организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий и других организаций.
Для изучения материалов предвыборной агитации проводится мониторинг как самостоятельно, так и с привлечением иных организаций, исходя из финансовых возможностей за счет и в пределах средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов:
- распространяемых организациями телерадиовещания аудиовизуальных материалов, связанных с предвыборной агитацией (рекламные видеоролики, авторские программы, интервью, дебаты, "круглые столы" и др.);
- печатных материалов (периодические печатные издания, брошюры, листовки и иные печатные материалы), связанных с предвыборной агитацией;
- наружной рекламы, связанной с предвыборной агитацией (рекламные щиты, растяжки, бегущие строки, и др.).
Мониторинг предусматривает:
- проведение экспертной оценки всех материалов на предмет содержания в них признаков предвыборной агитации;
- определение исполнителя работ (услуг) и его местонахождения;
- проведение стоимостной оценки каждого агитационного материала;
- выявление наличия отметки об оплате из избирательного фонда;
- накопление экземпляров агитационных материалов в избирательной комиссии;
- оценку распространяемых материалов по другим критериям.
Кроме того, избирательной комиссии целесообразно организовать получение информации:
- о распространении предвыборных агитационных материалов на улицах и в жилом секторе (по возможности эта информация должна содержать указание на примерный объем, количество экземпляров, объяснения, протоколы и т.п.);
- о проведении массовых мероприятий в поддержку кандидата, избирательного объединения;
- о массовой доставке печатной продукции, связанной с выборами и изготовленной не на территории субъекта Российской Федерации, где проводятся выборы.
Материалы, прошедшие экспертизу и признанные агитационными, проверяются на наличие установленных законом выходных данных:
- в материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации;
- в печатных и аудиовизуальных материалах должны содержаться наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
При проверке оплаты изготовления агитационных материалов из избирательного фонда используются поступившие от филиала Сбербанка России сведения: фамилия, имя, отчество кандидата или наименование избирательного объединения, наименование получателя средств на изготовление (распространение) агитационных материалов; сумма, оплаченная из избирательного фонда; вид агитационного материала; документ, подтверждающий расход средств; иные данные.
С целью определения фактических объемов и стоимости агитационного материала избирательная комиссия вправе запросить соответствующие данные у изготовителя, кандидата, избирательного объединения. В случае необходимости членами КРС совместно с представителями правоохранительных органов может быть инициирована встречная проверка организации, осуществившей выпуск (распространение) агитационной продукции.
Если распространяемые в соответствии со статьей 54 Федерального закона агитационные материалы не содержат необходимые выходные данные, то избирательная комиссия в соответствии с пунктом 9 статьи 56 Федерального закона обращается в правоохранительные органы для принятия мер по пресечению их распространения и проведению мероприятий, позволяющих определить источник их происхождения, объем распространения, стоимость и участие кандидата, избирательного объединения в их изготовлении и распространении.
При установлении фактов оплаты агитационных материалов помимо избирательного фонда избирательная комиссия в зависимости от степени нарушения:
- выносит кандидату, избирательному объединению предупреждение о недопустимости нарушения правил ведения предвыборной агитации;
- информирует избирателей, направляя соответствующую информацию в организации СМИ;
- производит учет фактов нарушений по каждому кандидату, избирательному объединению с обязательной оценкой стоимости изготовленных агитационных материалов.
Если общие расходы на проведение избирательной кампании, оплаченные помимо избирательного фонда кандидатом, избирательным объединением превысили 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или предельный размер расходования средств избирательного фонда был превышен более чем на 5 процентов, избирательная комиссия обращается в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов.
Если общие расходы на проведение избирательной кампании, оплаченные помимо избирательного фонда избранным кандидатом, избирательным объединением, список кандидатов которого допущен к распределению депутатских мандатов, составляют более 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, то избирательная комиссия обращается в суд с заявлением о признании результатов выборов недействительными.
С целью привлечения к ответственности других участников избирательного процесса (включая лиц, действующих по поручению кандидата, избирательного объединения) за финансовые нарушения могут применяться соответствующие нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Организация проведения проверок достоверности сведений о доходах и об имуществе, представляемых кандидатом, избирательным объединением
4.1. Сведения о доходах и об имуществе
Одновременно с письменным уведомлением о выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию представляются сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, в том числе совместной собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.
Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах представляются в установленной Федеральным законом форме (приложение N 22). Сведения, за исключением сведений о доходах, указываются по состоянию на первое число месяца, в котором официально опубликовано решение о назначении выборов.
Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, он указывает об этом в заявлении о согласии баллотироваться, поданном в соответствующую избирательную комиссию.
Факт представления сведений о размере и об источниках доходов и об имуществе кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов) наряду с другими необходимыми документами необходимо оформить в виде сведений об их получении в двух экземплярах, заверенных подписями уполномоченного на то члена избирательной комиссии, кандидата, уполномоченных представителей избирательного объединения (примерная форма дана в приложении N 23). При этом один экземпляр сведений выдается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона.
Порядок регистрации представленных сведений о размере и об источниках доходов и об имуществе кандидата (кандидата из списка кандидатов) определяется избирательной комиссией.
Избирательная комиссия направляет сведения о доходах и об имуществе, представленные кандидатом, в отношении каждого зарегистрированного кандидата, кандидата из списка кандидатов, как правило, не позднее трех дней со дня завершения регистрации в редакции государственных и муниципальных (соответственно уровню выборов), а также негосударственных периодических печатных изданий для опубликования. При этом форма и объем сведений о кандидатах утверждается избирательной комиссией, организующей выборы.
4.2. Проверка достоверности сведений о доходах и об имуществе, представленных кандидатами
Избирательная комиссия обязана направить в соответствующие государственные органы представления о проверке достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидата, каждого кандидата из списка кандидатов (приложение N 24).
Соответствующие органы обязаны проверить достоверность указанных сведений и в двадцатидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии, а если представление избирательной комиссии о проведении проверки поступило за десять и менее дней до дня голосования, эти органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.
Сведения о доходах и об имуществе кандидатов, информация о результатах проверки достоверности этих сведений обобщаются избирательной комиссией, направляются в средства массовой информации и размещаются на информационном стенде в помещении для голосования.
С информацией о выявленных фактах недостоверности сведений о доходах и об имуществе кандидата (кандидата из списка кандидатов) избирательная комиссия знакомит кандидата, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов.
______________________________
* Указывается наименование избирательного объединения, если речь идет о кандидатах, включенных в список кандидатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.