В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 38, ст. 3779) утвердить прилагаемый План действий Федерального агентства морского и речного транспорта в кризисных ситуациях.
Руководитель |
А.А. Давыденко |
План
действий Федерального агентства морского и речного транспорта в кризисных ситуациях
(утв. распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 3 октября 2005 г. N АД-268-р)
Настоящий план, разработанный в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 13.09.2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом" и планом действий Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.08.2005 г. N 1215-р, устанавливает порядок деятельности Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) в кризисных ситуациях.
I. Общие положения
1. В настоящем плане применяются следующие основные понятия:
"кризисная ситуация" - обстоятельства чрезвычайного, в том числе террористического, характера, определенные в статье 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении";
"государственная система" - государственная система предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисных ситуаций, включающая в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисных ситуаций (субъекты антикризисной деятельности);
"силы и средства государственной системы" - специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные и выделяемые для предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисных ситуаций;
"режим функционирования органов управления, сил и средств государственной системы" - комплекс мероприятий, осуществляемых органами управления и силами государственной системы при угрозе возникновения, возникновении, пресечении и ликвидации последствий кризисных ситуаций. Правительством Российской Федерации, в установленном планом действий Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях порядке, могут вводиться:
режим террористической опасности (вводится при наличии информации, свидетельствующей о возможной подготовке или угрозе совершения террористической акции; при этом имеются обстоятельства, не позволяющие проверить такую информацию, а также обеспечить безопасность граждан и объектов, подвергшихся террористической угрозе, обычными силами и средствами, без применения дополнительных мер и временных ограничений);
режим контртеррористической операции (вводится при получении сообщения о совершении террористической акции);
режим повышенной готовности (вводится при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций);
режим чрезвычайной ситуации (вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций);
"критически важные объекты Российской Федерации" - объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта Российской Федерации либо административно-территориальной единицы или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный срок;
"объекты морского и речного транспорта" - морские и речные суда, суда смешанного "река-море" плавания, вокзалы, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, объекты систем связи, навигации и управления движением судов;
"силы и средства" - сосредоточенные на определенной территории для выполнения конкретной задачи в кризисной ситуации органы управления, силы и средства государственной системы, сформированные в группы по предназначению, а также дополнительные ресурсы, выделенные Правительством Российской Федерации;
"силы оперативного реагирования" - силы и средства специального назначения, выделяемые органами исполнительной власти для предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисных ситуаций на территории Российской Федерации;
"специальная операция" - комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации террористического характера, а также иного криминогенного характера, не связанной с терроризмом.
2. Кризисные ситуации в зависимости от территории их возникновения подразделяются на:
локальные (в пределах объекта производственного или социального назначения);
муниципальные (в пределах муниципального образования);
межмуниципальные (в пределах двух и более муниципальных образований, расположенных в одном субъекте Российской Федерации);
региональные (в пределах субъекта Российской Федерации);
межрегиональные (в пределах двух и более субъектов Российской Федерации);
федеральные (в пределах Российской Федерации);
трансграничные (произошедшие за рубежом и затрагивающие территорию Российской Федерации).
3. Действия Росморречфлота в кризисных ситуациях определяются и осуществляются с учетом следующих основополагающих принципов:
приоритет безопасности жизни и здоровья человека и безопасности общества в целом;
заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение кризисных ситуаций, а также минимизация последствий в случае их возникновения;
планирование и осуществление мероприятий по защите объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров в кризисных ситуациях с учетом экономических, природных и иных особенностей объектов и степени опасности возникновения кризисных ситуаций;
обеспечение достаточности сил и средств для осуществления мероприятий по защите объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров в кризисных ситуациях и возможности их наиболее рационального использования;
гласность при осуществлении деятельности, связанной с предупреждением и ликвидацией последствий кризисных ситуаций, обеспечение государственных органов, органов местного самоуправления и населения полной, достоверной и своевременной информацией об угрозах и о возможных опасностях для объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров;
учет экономических возможностей при реализации мероприятий, направленных на предупреждение кризисных ситуаций;
международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации кризисных ситуаций.
4. Основными задачами Росморречфлота в области защиты объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров в кризисных ситуациях являются:
обеспечение гарантированной безопасности и условий нормальной деятельности объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров при угрозе любых кризисных ситуаций, минимизация их последствий;
организация и осуществление комплексной защиты объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров при возникновении кризисных ситуаций и ликвидации их последствий;
сотрудничество с государствами, подвергшимися воздействию кризисных ситуаций, и оказание им помощи в рамках международного сотрудничества.
5. В соответствии со своей компетенцией Росморречфлот через Минтранс России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, к компетенций которых относится выполнение задач по разрешению кризисной ситуации, привлекается к выполнению следующих задач:
- в кризисных ситуациях террористического характера:
предупреждение и пресечение захвата критически важных объектов морского и речного транспорта;
- в кризисных ситуациях криминогенного характера, не связанных с терроризмом:
предупреждение и пресечение захвата и угона морских и речных судов;
- в кризисных ситуациях природного и техногенного характера:
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного характера;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
6. При подготовке к выполнению задач Росморречфлот через Минтранс России участвует в разработке планов действий, совместных приказов и других руководящих документов, регламентирующих порядок привлечения и участия сил и средств взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти при выполнении задач в кризисных ситуациях, а также при подготовке и проведении совместных учений и тренировок.
7. В ходе выполнения задач Росморречфлот через Минтранс России своевременно информирует взаимодействующие федеральные органы исполнительной власти о проявлениях террористического характера и иных кризисных ситуациях на объектах морского и речного транспорта, а также о сложившейся обстановке. Оказывает содействие в перевозке сил и средств в районы проведения специальных операций.
8. По окончании выполнения задач Росморречфлот через Минтранс России участвует в подготовке отчетных материалов о результатах проведения специальных операций для направления их в заинтересованные органы и во внесении коррективов в планы совместных действий.
9. Одновременно с принятием решения о введении режима функционирования органов управления, сил и средств государственной системы решением Председателя Правительства Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России), Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) или Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) может быть создан орган оперативного управления в кризисных ситуациях (далее - орган оперативного управления) и определен его состав. В зависимости от содержания решаемых задач в состав органа оперативного управления могут войти заместители руководителей взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти.
Основная задача органа оперативного управления заключается в организации взаимодействия, координации и управлении привлекаемыми в кризисных ситуациях силами и средствами.
К основным функциям органа оперативного управления относятся:
сбор и анализ информации об оперативной обстановке;
принятие решений о применении сил и средств федеральных органов исполнительной власти;
постановка задач, организация и поддержание взаимодействия в ходе выполнения задач;
приведение сил и средств в состояние готовности к действиям в кризисных ситуациях;
организация всестороннего обеспечения;
организация связи и автоматизированного управления;
организация скрытого управления силами и средствами;
взаимодействие со средствами массовой информации;
информирование Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о ходе выполнения задач.
Орган оперативного управления осуществляет управление силами и средствами из основного пункта управления (центра оперативного управления). При необходимости может создаваться запасной или выездной (мобильный) пункт управления.
Организационно-техническое обеспечение деятельности органа оперативного управления осуществляет федеральный орган исполнительной власти, представитель которого является руководителем органа оперативного управления.
10. В случае если решение о создании органа оперативного управления не принято, управление привлекаемыми силами и средствами в кризисных ситуациях осуществляет руководитель того федерального органа исполнительной власти, к компетенций которого относится выполнение задач по разрешению кризисной ситуации.
11. Для оперативного управления действиями Росморречфлота в кризисных ситуациях решением руководителя создается оперативный штаб.
К основным функциям оперативного штаба относятся:
сбор и анализ информации об оперативной обстановке;
подготовка и принятие решений о применении сил и средств Росморречфлота;
постановка задач, организация и поддержание взаимодействия в ходе выполнения задач;
приведение сил и средств в состояние готовности к действиям в кризисных ситуациях;
организация всестороннего обеспечения;
организация связи и автоматизированного управления;
организация скрытого управления силами и средствами;
взаимодействие со средствами массовой информации;
информирование Минтранса России о ходе выполнения задач.
II. Порядок действий Росморречфлота при предупреждении, пресечении и ликвидации последствий кризисных ситуаций террористического характера, а также иного криминогенного характера, не связанных с терроризмом
12. При наличии достаточной информации о подготовке к проведению террористической акции может быть введен по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в компетенции которого находится выполнение задач по разрешению конкретной кризисной ситуации, по решению Правительства Российской Федерации режим террористической опасности в одном или нескольких субъектах Российской Федерации либо на территории всей страны.
13. При введении режима террористической опасности Росморречфлот продолжает выполнять повседневные задачи, при этом:
производятся оповещение и сбор руководителей и сотрудников, привлекаемых к выполнению задач в условиях режима террористической опасности;
вводится круглосуточное дежурство руководящего состава;
уточняются соответствующие планы действий подведомственных организаций в кризисных ситуациях;
проверяется готовность систем управления и связи;
привлекаемые силы и средства приводятся в состояние готовности N 2;
усиливается охрана важных объектов и объектов жизнеобеспечения, а также пропускной режим на них;
при наличии информации о возможной террористической акции с применением аварийно химически опасных веществ и ядерных компонентов принимаются адекватные меры защиты;
о проведенных мероприятиях и об изменении оперативной обстановки докладывается в Минтранс России.
14. При получении сообщения о совершении террористической акции может быть введен по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в компетенции которого находится выполнение задач по разрешению конкретной кризисной ситуации, по решению Правительства Российской Федерации режим контртеррористической операции в одном или нескольких субъектах Российской Федерации либо на территории всей страны.
15. При введении режима контртеррористической операции, а также при возникновении криминогенной кризисной ситуации, не связанной с терроризмом, Росморречфлот проводит мероприятия, направленные на организацию сбора, анализа, обобщения данных об оперативной обстановке в районе кризисной ситуации, оценку оперативной обстановки, подготовку предложений для принятия решения о применении сил и средств на первоначальном этапе действий в районе кризисной ситуации, а также продолжает выполнять повседневные задачи, при этом:
производятся оповещение и общий сбор руководителей и сотрудников, привлекаемых к выполнению задач в условиях режима контртеррористической операции, по решению Руководителя Росморречфлота необходимые сотрудники отзываются из отпусков и командировок;
устанавливается круглосуточное дежурство руководящего состава;
вводятся планы действий подведомственных организаций в кризисных ситуациях, развертываются соответствующие системы управления, связи и всестороннего обеспечения;
привлекаемые силы и средства приводятся в состояние готовности N 1 и приступают к выполнению поставленных задач;
охрана важных объектов морского и речного транспорта и объектов жизнеобеспечения осуществляется в усиленном режиме;
в кризисной ситуации, связанной с применением аварийно химически опасных веществ и ядерных компонентов принимаются адекватные меры защиты;
о проведенных мероприятиях и об изменении оперативной обстановки докладывается в Минтранс России.
16. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации кризисных ситуаций террористического характера, а также иного криминогенного характера, не связанных с терроризмом, порядок приведения их в состояние готовности к действиям определяются соответствующими нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
III. Порядок действий Росморречфлота при ликвидации кризисных ситуаций природного и техногенного характера
17. При получении информации об угрозе возникновения кризисной ситуации природного или техногенного характера (далее - чрезвычайная ситуация) в установленном порядке вводится режим повышенной готовности.
18. При введении режима повышенной готовности Росморречфлот продолжает выполнять повседневные задачи, при этом:
усиливается контроль за состоянием окружающей среды на объектах морского и речного транспорта;
вводится при необходимости круглосуточное дежурство руководящего состава;
осуществляются непрерывный сбор, обработка и передача в Минтранс России данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях;
с использованием возможностей администраций морских портов, ГБУВПиС, региональных подразделений Госморспасслужбы, ФГУП "Росморпорт" принимаются оперативные меры по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
проводятся при необходимости эвакуационные мероприятия;
о проведенных мероприятиях и об изменении оперативной обстановки докладывается в Минтранс России для последующего информирования МЧС России.
19. При введении режима чрезвычайной ситуации Росморречфлот продолжает выполнять повседневные задачи, при этом:
осуществляется непрерывный контроль за состоянием окружающей среды на объектах морского и речного транспорта, прогнозирование развития возникшей чрезвычайной ситуации и их последствий;
проводится оповещение соответствующих органов исполнительной власти и персонала о возникшей чрезвычайной ситуации;
с использованием возможностей администраций морских портов, ГБУВПиС, региональных подразделений Госморспасслужбы, ФГУП "Росморпорт" проводятся мероприятия по защите объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров от чрезвычайной ситуации;
организуются работы по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации чрезвычайной ситуации;
осуществляются непрерывный сбор и анализ информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о ходе проведения работ по ее ликвидации, а также обмен такой информацией;
организуется и поддерживается непрерывное взаимодействие с взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий;
проводятся мероприятия по жизнеобеспечению в чрезвычайной ситуации;
о проведенных мероприятиях и об изменении оперативной обстановки докладывается в Минтранс России для последующего информирования МЧС России.
20. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок приведения их в состояние готовности к действиям определяются соответствующими нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
IV. Организация управления, связи и взаимодействия
21. Организация управления, связи и взаимодействия в ходе выполнения задач по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций в зависимости от их характера возлагается на орган оперативного управления (в случае его создания), МВД России, ФСБ России или МЧС России, которые осуществляют указанные функции через создаваемые или функционирующие в постоянном режиме органы управления, пункты управления с использованием необходимых средств связи и автоматизации Росморречфлота.
V. Всестороннее обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций
22. Всестороннее обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций в установленном порядке осуществляется Правительством Российской Федерации, Минтрансом России, Росморречфлотом, другими взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
23. Для ликвидации кризисных ситуаций формируются резервы финансовых и материальных ресурсов.
Создание, использование и восполнение указанных резервов финансовых и материальных ресурсов осуществляются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом" утверждается План действий Федерального агентства морского и речного транспорта в кризисных ситуациях.
В соответствии с Планом под кризисными ситуациями понимаются обстоятельства чрезвычайного, в том числе террористического, характера, определенные в Федеральном конституционном законе "О чрезвычайном положении". В Плане определяются виды кризисных ситуаций, основополагающие принципы действия Росморречфлота в таких ситуациях, закрепляются основные задачи Росморречфлота: обеспечение гарантированной безопасности и условий нормальной деятельности объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров при угрозе любых кризисных ситуаций, минимизация их последствий; организация и осуществление комплексной защиты объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров при возникновении кризисных ситуаций и ликвидации их последствий; сотрудничество с государствами, подвергшимися воздействию кризисных ситуаций, и оказание им помощи в рамках международного сотрудничества.
В Плане определяется порядок действий Росморречфлота при предупреждении, пресечении и ликвидации последствий кризисных ситуаций террористического характера, а также иного криминогенного характера, не связанных с терроризмом; при ликвидации кризисных ситуаций природного и техногенного характера. Установлены направления взаимодействия Росморречфлота с МВД России, ФСБ России, МЧС России и другими органами при осуществлении названных мероприятий.
Распоряжение Федерального агентства морского и речного транспорта от 10 октября 2005 г. N АД-268-р "Об утверждении Плана действий Федерального агентства морского и речного транспорта в кризисных ситуациях"
Текст распоряжения официально опубликован не был