Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 декабря 2017 г. N Ф10-4535/17 настоящее постановление оставлено без изменения
30 июня 2017 г. |
Дело N А83-5300/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сикорской Н.И., судей Остаповой Е.А., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глазуновой М.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бахчисарайского районного потребительского общества (РайПО) на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 февраля 2017 года по делу N А83-5300/2016 (судья Гайворонский В.И.),
по исковому заявлению Бахчисарайского районного потребительского общества (РайПО)
к индивидуальному предпринимателю Ириховой Зульфие Веждиевне,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора: Муниципальное унитарное предприятие Республики Крым "Бахчисарайское торгово-производственное предприятие", Администрация Бахчисарайского района Республики Крым, Бахчисарайский районный совет Республики Крым, Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым "Управляющая компания "Бахчисарай", Совет Министров Республики Крым, Государственный совет Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская торговая компания"
о взыскании 32 475,68 руб.,
установил:
Бахчисарайское районное потребительское общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением, в котором просит взыскать с индивидуального предпринимателя Ириховой Зульфие Веждиевны задолженность по арендной плате за период с 01.04.2016 по 01.08.2016 года в размере 32 000,00 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.04.2016 и по день вынесения решения; расходы по оплате госпошлины.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07 февраля 2017 года по делу N А83-5300/2016 в удовлетворении иска Бахчисарайского районного потребительского общества отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Бахчисарайское районное потребительское общество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на то, что судом первой инстанции не установлены и не исследованы имеющие значение для дела обстоятельства, в связи с чем, по мнению апеллянта, судом дана ненадлежащая оценка доказательствам, которые содержатся в материалах дела, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 истцу восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы, которая принята к производству суда апелляционной инстанции.
19.06.2017 от Администрации Бахчисарайского района Республики Крым в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо указывает на то, что на момент заключения Договора аренды от 01.02.2016 N 54 между истцом и ответчиком, имущество, которое передавалось в аренду принадлежало муниципальному образованию городское поселение Бахчисарай в лице Администрации города Бахчисарая Республики Крым, в связи с чем, суд первой инстанции принял правомерное решение об отказе в удовлетворении исковых требований. На основании изложенного просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
19.06.2017 от индивидуального предпринимателя Ириховой Зульфие Веждиевны в материалы дела поступили письменные пояснения, в которых ответчик указал, что с 01.04.2017 оплата арендной платы не производилась, в связи с тем, что на момент заключения Договора аренды от 01.02.2016 N 54 между истцом и ответчиком, имущество, которое передавалось в аренду не принадлежало Бахчисарайскому районному потребительскому обществу.
22.06.2017 от Государственного Совета Республики Крым, в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо также указывает на то, что судом первой инстанции принято обоснованное решение, а доводы апелляционной жалобы основаны на не верном толковании норм законодательства и не содержат основания для отмены принятого судом первой инстанции решения.
23.06.2017 от Государственного Совета Республики Крым в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
26.06.2017 лица, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле, в удовлетворении ходатайства третьего лица об отложении судебного разбирательства отказать.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.02.2016 между Бахчисарайским районным потребительским обществом и индивидуальным предпринимателем Ириховой Зульфие Веждиевной был заключен договор аренды N 54, по условиям которого истец предоставил ответчику в аренду нежилое помещение, площадью 339 кв.м., расположенное по адресу: Бахчисарайский район, с. Соколиное, ул. Ленина, 3, 4, а последний обязался своевременно оплачивать арендную плату за предоставленный ему объект аренды.
В соответствии с пунктом 5.2 вышеуказанного договора арендная плата за арендованное нежилое помещение уплачивается Арендатором на счет Арендодателя до 10-го числа каждого месяца, в котором осуществляется пользование объектом аренды и в соответствии с пунктом 5.1. договора составляет 8 000 руб. в месяц.
21.06.2016 истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием, оплатить образовавшуюся задолженность, ответчиком данная претензия была оставлена без ответа.
По мнению истца за период пользования объектом аренды с 01.04.2016 по 01.08.2016 ответчик не внес арендную плату в сумме 32 000 рублей, чем по мнению истца, нарушил свои договорные обязательства. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с данным иском в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с часть 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
В соответствии со статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое - имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Таким образом, правовой анализ вышеуказанных норм позволяет суду сделать вывод, что Российская Федерация на переходной период предоставила Республике Крым право регулирования имущественных правоотношений на территории Республики Крым.
В соответствии со статьей 75 Конституции Республики Крым к ведению Государственного Совета Республики Крым относится принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым, внесение в них изменений.
Статьей 69 Конституции Республики Крым установлено, что Государственный Совет Республики Крым - Парламент Республики Крым является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым.
Государственный Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает законы и постановления, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Крым. Порядок принятия Государственным Советом законов и постановлений определяется Конституцией Республики Крым, данным Законом, Регламентом Государственного Совета.
Из вышеизложенного следует, что принятие Постановлений Государственного Совета Республики Крым, определение их содержания, внесение в них изменений, а также определение процедуры принятия постановлений и внесение в них изменений, относится к исключительной компетенции Государственного Совета Республики Крым.
Государственным Советом Республики Крым был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), с последующим внесением в него изменений согласно Закону Республики Крым от 19.01.2015 N 72- ЗРК/2015 "О внесении изменений в Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым.
В пункте 2 статьи 2 Закона N 38-3PK закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
В пункте 1 статьи 2-1 Закона N 38-3PK установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Государственным Советом Республики Крым 30.04.2014 принято Постановление N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Постановлением Государственного совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" было установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
03.09.2014 Государственный Совет Республики Крым принял Постановление N 2474-6/14 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", согласно которому, пункт 1 Постановления N 2085-6/14 после слов "на территории Республики Крым" дополнен словами: "а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению" (спорное имущество указанно в пункте 29.11 Приложения).
Согласно данному постановлению как собственность Республики Крым также учитывается имущество, указанное в Приложении к Постановлению N 2085-6/14, в том числе рынки (пункты 1-28 приложения), иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ ''Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть" (пункт 29 Постановления N 2085-6/14).
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 10.09.2014 N 2504-6/14 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 от 30.04.2014 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" пункт 29 изложен в следующей редакции: "29. Иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории Республики Крым".
Таким образом, постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозное имущество, а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Во исполнение указанного постановления Бахчисарайский районный совет 1-гo созыва на 26-й сессии принял решение N 274 от 11.01.2016 года "О даче согласия на принятие в муниципальную собственность Бахчисарайского района Республики Крым имущества находящегося в государственной собственности Республики Крым".
Указанным решением Бахчисарайский районный совет дал согласие на прием из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность Бахчисарайского района Республики Крым движимого и недвижимого имущества, находящегося на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть" и расположенного на территории муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым.
14.01.2016 Советом министров Республики Крым принято распоряжение N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность", в соответствии с которым принято решение о безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность все движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах районных потребительских обществ, Крымского республиканского союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым, а также предприятий, учреждений, организации, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное в том числе на территории муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, (спорное имущество указанно в пункте 30 Распоряжения N3-р).
Пунктом 6 указанного распоряжения Совета министров Республики Крым установлено, что право муниципальной собственности на имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, возникает со дня утверждения акта приема-передачи.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 20 мая 2016 N 515-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N3-р" внесены изменения в пункт 30 Распоряжения N3-р, которым в муниципальную собственность передавалось в том числе, 59/100 магазина (литеры А, А1, А2, А3) площадью 290,2 м2, расположенного по адресу: Бахчисарайский район, с. Соколиное, ул. Ленина, 3; здание кафе площадью 230,7 м2, расположенное по адресу: Бахчисарайский район, с. Соколиное, ул. Ленина, 4.
Решением Бахчисарайского районного совета 1-гo созыва на 33-й сессии принято решение N 333 от 27.05.2016 года "О принятии в муниципальную собственность Бахчисарайского района Республики Крым имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым".
Указанным решением Бахчисарайский районный совет принял из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность Бахчисарайского района Республики Крым движимое и недвижимое имущество, находящегося на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть" и расположенного на территории муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым. А также поручил Администрации Бахчисарайского района зарегистрировать право на объекты муниципального имущества согласно приложению в установленном законом порядке.
Передаточным актом от 18.01.2016, а так же дополнением к нему от 14.06.2016 Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым передано Администрации Бахчисарайского района Республики Крым имущество, в том числе, 59/100 магазина (литеры А, А1, А2, А3) площадью 290,2 м2, расположенного по адресу: Бахчисарайский район, с. Соколиное, ул. Ленина, 3; здание кафе площадью 230,7 м2, расположенное по адресу: Бахчисарайский район, с. Соколиное, ул. Ленина, 4.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, с момента подписания акта приема-передачи (18.01.2016) законным собственником имущества, в том числе указанного в пункте 29.11 приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" является Администрация Бахчисарайского района Республики Крым.
Судебная коллегия отмечает, что Постановление N 2085-6/14 фактически является правоустанавливающим документом, который подтверждает право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему имущество.
Аналогичная правовая позиция высказана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2016 N 310-КГ16-11632, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 25.01.2017 по делу N А83-4991/2015.
Как следует из материалов дела, Администрация Бахчисарайского района Республики Крым, получив недвижимое имущество из числа имущества находящегося в собственности Республики Крым, оформила право муниципальной собственности муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 17.08.2016 N 90-90/016-90/003/991/2016-9205/1 в отношении здания кафе площадью 230,7 м2, расположенное по адресу: Бахчисарайский район, с. Соколиное, ул. Ленина, 4 (т.д. 2, л.д. 20) и от 19.08.2016 N 90-90/016-90/003/991/2016-9268/1 в отношении 59/100 магазина (литеры А, А1, А2, А3) площадью 290,2 м2, расположенного по адресу: Бахчисарайский район, с. Соколиное, ул. Ленина, 3 (т.д. 2, л.д. 21).
В соответствии с частью 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре аренды" следует, что по смыслу названной статьи арендодатель, заключивший договор аренды и принявший на себя обязательство по передаче имущества арендатору во владение и пользование либо только в пользование, должен обладать правом собственности на него в момент передачи имущества арендатору.
Как следует из пункта 2 статьи 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статье 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Положения статьи 295 ГК РФ не предусматривают для собственника возможности сдачи в аренду имущества предприятия.
Таким образом, в случае, если недвижимое имущество передано собственником предприятию на праве хозяйственного ведения, арендодателем указанного имущества может быть само предприятие.
Постановлением Администрации Бахчисарайского района от 30.06.2016 N 276 "О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения" муниципальное имущество, в том числе, находящееся по адресу: Бахчисарайский район, с. Соколиное, ул. Ленина, 4 и Бахчисарайский район, с. Соколиное, ул. Ленина, 3, было передано 30.06.2016 по акту приема-передачи Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым "Управляющая компания "Бахчисарай" в хозяйственное ведение (пункт 12, 13 Акта).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре аренды" судам следует иметь в виду, что по смыслу названной статьи арендодатель, заключивший договор аренды и принявший на себя обязательство по передаче имущества арендатору во владение и пользование либо только в пользование, должен обладать правом собственности на него в момент передачи имущества арендатору.
В пункте 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" (далее - Обзор N 66) разъяснено, что в связи со сменой собственника арендованного имущества прежний арендодатель (в данном случае - Бахчисарайское районное потребительское общество) перестает быть стороной по договору аренды.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 Обзора N 66, при перемене собственника арендованного имущества независимо от того, ставился ли вопрос о переоформлении договора аренды, прежний собственник утрачивает, а новый приобретает право на получение доходов от сдачи имущества в аренду.
Как следует из материалов дела, 03.06.2016 между Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым "Управляющая компания "Бахчисарай" (МУП "УК Бахчисарай") (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Ириховой Зульфие Веждиевной (Арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества (нежилого помещения, здания сооружения) N 8/ТА, в соответствии с которым ИП Ирихова З.В. арендует нежилое здание магазина общей площадью 339 кв.м., торговая площадь 50 кв.м., расположенное по адресу: Бахчисарайский район, с. Соколиное, ул. Ленина, 3, 4.
С момента заключения договора аренды Арендатор производит оплату арендной
платы на счет Арендодателя - МУП "УК Бахчисарай".
Таким образом, ввиду того, что спорное имущество выбыло из фактического владения истца, а собственником является другое лицо, которое заключило договор аренды с ИП Ириховой З.В., по которому последним вносится арендная плата, судебная коллегия пришла к выводу, что каких-либо оснований для взыскания с ответчика в пользу истца арендной платы не имеется, поскольку только собственник (владелец) вправе получать плату за сданное в аренду имущество.
С учетом изложенного выше, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования Бахчисарайского районного потребительского общества о взыскании задолженности по арендной плате с 01.04.2016 по 01.08.2016 года в размере 32 000,00 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.04.2016 и по день вынесения решения удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно того, что у суда первой инстанции не было правовых оснований привлекать Администрацию Бахчисарайского района Республики Крым, Бахчисарайский районный совет Республики Крым, Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым "Управляющая компания "Бахчисарай", Совет Министров Республики Крым, Государственный совет Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская торговая компания" к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судебная коллегия считает несостоятельными ввиду следующего.
На основании части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Согласно системному толкованию изложенной нормы привлечение третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является правом, а не обязанностью суда.
При этом предусмотренный в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации институт третьих лиц призван обеспечить судебную защиту всех заинтересованных в исходе спора лиц и не допустить принятия судебных актов о правах и обязанностях этих лиц без их участия.
С учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, то судом первой инстанции правомерно привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрацию Бахчисарайского района Республики Крым, Бахчисарайский районный совет Республики Крым, Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым "Управляющая компания "Бахчисарай", Совет Министров Республики Крым, Государственный совет Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская торговая компания".
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции, принимая решение, с учетом отзывов ответчика и третьих лиц, которые не были направлены в адрес истца, допустил нарушения прав истца, а также нарушил принципы равноправия и состязательности сторон арбитражного процесса, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку это не повлияло на правильность принятого судебного акта.
При этом судом апелляционной инстанции обращает внимание на то, что представитель истца мог воспользоваться правом, предусмотренным частью 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ознакомление с материалами дела.
В силу части 4 статьи 44 АПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Доказательств того, что истец был лишен возможности осуществлять свои права, предусмотренные статьей 41 АПК РФ, не представлено.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что рассмотрение дела в исковом порядке, а не в порядке упрощенного производства не привело к принятию судом первой инстанции неправильного решения (часть 3 статьи 270 АПК РФ).
Коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает, что апелляционная жалоба Бахчисарайского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.02.2017 по делу N А83-5300/2016, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 февраля 2017 года по делу N А83-5300/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Бахчисарайского районного потребительского общества без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
Е.А. Остапова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5300/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 декабря 2017 г. N Ф10-4535/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: БАХЧИСАРАЙСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
Ответчик: ИП Ирихова Зульфие Веджиевна
Третье лицо: Администрация Бахчисарайского района Республики Крым, Бахчисарайский районный совет Республики Крым, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГУП Республики Крым "Крымская торговая компания", Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, МУП МО Бахчисарайский район "УК Бахчисарай", МУП Республики Крым "Бахчисарайское торгово-производственное предприятие", СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ