г. Чита |
|
03 июля 2017 г. |
Дело N А78-3556/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Монаковой О.В., судей Барковской О.В., Ошировой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифоновой Ю.О., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 апреля 2017 года по делу N А78-3556/2016 по заявлению ФНС России о признании недействительным решения, принятого 07.03.2017 на собрании кредиторов закрытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий" по второму вопросу повестки дня об утверждения порядка продажи имущества должника, в деле о признании несостоятельным (банкротом) закрытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий" (ОГРН 1027501066812, ИНН 7530008632, адрес: 674674, Забайкальский край, город Краснокаменск, северная часть города, Промышленная зона) (суд первой инстанции: Антонова О.П.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от ФНС России - Шахурова А.А. представитель по доверенности от 16.01.2017 г.
установил:
производство по делу N А78-3556/2016 о признании несостоятельным (банкротом) закрытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий" (ОГРН 1027501066812, ИНН 7530008632, адрес: 674674, Забайкальский край, город Краснокаменск, северная часть города, Промышленная зона, далее - должник, ЗАО "ЗЖБИ") возбуждено Арбитражным судом Забайкальского края на основании заявления должника, принятого к производству определением суда от 12 мая 2016 года.
Определением от 8 июля 2016 года в отношении ЗАО "ЗЖБИ" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Дюбин Сергей Викторович.
Решением суда от 24 ноября 2016 года ЗАО "ЗЖБИ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Дюбин С.В. (далее - конкурсный управляющий).
Федеральная налоговая служба в лице Управления по Забайкальскому краю (далее - ФНС России, уполномоченный орган) 24.03.2017 обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением (входящий N А78-Д-4/12557), в котором просит признать недействительным решение, принятое 07.03.2017 на собрании кредиторов ЗАО "ЗЖБИ" по второму вопросу повестки дня, в части утверждения порядка продажи имущества должника.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 апреля 2017 года в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы о признании недействительным решения, принятого 07.03.2017 на собрании кредиторов закрытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий" по второму вопросу повестки дня об утверждения порядка продажи имущества должника, отказано.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ФНС России обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что стоимость имущества, представленная конкурсным управляющим в положении о порядке продажи как его остаточная стоимость, в разы занижена по сравнению с балансовой стоимостью имущества. Согласно положению о порядке продажи имущества без проведения торгов в список реализуемого имущества включено 309 наименований имущества, стоимость каждого наименования снижена примерно в два раза. Таким образом, арбитражным управляющим нарушена статья 139 Закона о банкротстве - предложено на утверждение положение о порядке продажи имущества без проведения оценки.
Конкурсным управляющим представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, конкурсным управляющим проведена инвентаризация имущества должника, по результатам которой в конкурсную массу включено имущество ЗАО "ЗЖБИ" балансовой стоимостью 22 249 550 рублей 78 копеек, в том числе:
- основные средства на сумму 3 273 123 рубля 67 копеек (всего 7 наименований: автобус, компрессор, 4 компьютера и здание столовой (инвентаризационная опись основных средств N 1 от 06.02.2017 (л.д. 28 т.22));
- готовая продукция на сумму 17 998 517 рублей 44 копейки (всего 208 наименований, инвентаризационная опись готовой продукции на складах N 3 от 20.12.2016 (л.д. 21-24 т.22));
- материалы на складах на сумму 977 909 рублей 68 копеек (всего 96 наименований, инвентаризационная опись материалов на складах N 2 от 06.02.2017 (л.д. 25-27)).
Информация о результатах инвентаризации в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 129 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) размещена 10.02.2017 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (сообщение N 1594325).
15.02.2017 конкурсный управляющий направил в адрес кредиторов уведомления от 09.02.2017 о проведении 07.03.2017 собрания кредиторов для утверждения порядка реализации имущества должника.
21.02.2017 ФНС России направила конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика N 2.13-13/02471 от 17.02.2017, в котором, сославшись на статью 139 Закона о банкротстве, просила привлечь независимого оценщика для проведения оценки рыночной стоимости имущества, принадлежащего ЗАО "ЗЖБИ", указанного в инвентаризационной описи от 20.12.2016, опубликованной 10.02.2017 в ЕФРСБ (л.д.29 т.22).
07.03.2017 конкурсным управляющим проведено собрание кредиторов ЗАО "ЗЖБИ" с повесткой дня:
1) отчет конкурсного управляющего о своей деятельности;
2) утверждение порядка продажи имущества ЗАО "ЗЖБИ";
3) продление процедуры конкурсного производства.
Согласно протоколу собрания кредиторов от 07.03.2017, на собрании кредиторов присутствовали представитель уполномоченного органа с правом голоса (20,141 % голосов) и представитель акционерного общества "Региональное управление строительства" (далее - АО "РУС") с правом голоса (79,859 % голосов), потому собрание кредиторов ЗАО "ЗЖБИ" было правомочно принимать решения по вопросам повестки дня.
При обсуждении второго вопроса повестки дня выступил конкурсный управляющий, представил Положение о порядке продажи имущества ЗАО "ЗЖБИ" (далее - Положение), предложил его утвердить.
Представитель ФНС России на собрании кредиторов указала о необходимости проведения оценки в отношении всего имущества должника.
По второму вопросу повестки дня на собрании кредиторов большинством голосов (79,859% голосов) было принято решение об утверждении порядка продажи имущества должника.
В соответствии с Положением, утвержденным решением собрания кредиторов от 07.03.2017, имущество должника, балансовая стоимость которого составляет менее чем сто тысяч рублей (309 наименований), продается конкурсным управляющим самостоятельно без проведения торгов; объявление публикуется в местном органе печати и в региональном органе печати; договор купли-продажи имущества заключается с покупателем на условиях, определенных конкурсным управляющим без согласования с собранием кредиторов; оплата по договору купли-продажи осуществляется в размере 100% до подписания договора в кассу предприятия с последующим зачислением на расчетный счет или на расчетный счет, указанный конкурсным управляющим; денежные средства, вырученные от продажи имущества, включаются в состав имущества должника. Продажа объекта недвижимого имущества - здания столовой (2 этажа, 350,2 кв.м., 2003 года постройки) осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона с открытой формой представления предложений о цене имущества; начальная цена продажи составляет 1 000 000 рублей.
Полагая, что принятое собранием кредиторов решение об утверждении Положения нарушает права ФНС России, уполномоченный орган обратился с заявлением о признании его недействительным.
Сославшись на пункт 4 статьи 15 Закона о банкротстве, уполномоченный орган мотивировал предъявленное требование тем, что в нарушение статьи 139 Закона о банкротстве конкурсным управляющим предложено для утверждения на собрании кредиторов положение о порядке продажи имущества без проведения оценки, при этом стоимость имущества снижена в 2 раза по сравнению с его балансовой стоимостью. Начальная цена здания столовой составила 1 000 000 рублей, что в 2,68 раз меньше его балансовой стоимости (2 679 680 рублей 67 копеек). Стоимость иного имущества (309 наименований) снижена примерно в два раза.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным указанным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве решение собрания кредиторов может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, в двух случаях:
1) если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц;
2) решение собрания кредиторов принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов.
Кроме того, пункт 4 статьи 15 Закона о банкротстве устанавливает, что заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения (абзац второй). Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, но не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов (абзац третий).
Как правильно установлено судом первой инстанции, решение собрания кредиторов от 07.03.2017 принято в пределах компетенции собрания кредиторов (пункт 2 статьи 12, пункт 2 статьи 15 Закона о банкротстве).
Из материалов дела следует, что заявление уполномоченного органа о признании недействительным решения собрания кредиторов от 07.03.2017 подано в Арбитражный суд Забайкальского края нарочным 24.03.2017, то есть в пределах срока, установленного абзацем третьим пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве.
Доводы уполномоченного органа о том, что принятое на собрании кредиторов 07.03.2017 решение по второму вопросу повестки дня нарушает его права и законные интересы, судом первой инстанции правомерно отклонены как необоснованными в связи со следующим.
Закон о банкротстве не предусматривает необходимости обязательного привлечения оценщика для оценки имущества должника, поскольку решение об установлении начальной продажной цены имущества принимает собрание кредиторов, а величина рыночной стоимости, которая может быть получена от оценщика, для общего собрания кредиторов носит лишь рекомендательный характер.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возлагается обязанность привлечь оценщика для оценки имущества должника лишь в тех случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации или оценки имущества должника в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника.
Обязанность конкурсного управляющего по привлечению оценщика для определения рыночной стоимости имущества в целях последующего установления собранием кредиторов начальной цены продажи объектов должника возникает исключительно по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа, обладающих необходимым для этого размером требования, включенного в реестр требований кредиторов. При этом такое требование должно быть направлено арбитражному управляющему в срок, установленный Законом о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 139 Закона о банкротстве в течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.
Из материалов дела следует, что требование ФНС России N 2.13-13/02471 от 17.02.2017 о привлечении оценщика для определения рыночной стоимости имущества должника, указанного в инвентаризационной описи от 20.12.2016, опубликованной в ЕФРСБ 10.02.2017, направлено уполномоченным органом в адрес конкурсного управляющего 21.02.2017 (регистрируемое почтовое отправление N 67200208106947) и получено адресатом в 18 часов 40 минут 06.03.2017.
Письмо N 2.13-13/04230 от 23.03.2017, в котором УФНС России по Забайкальскому краю уточняет требование N 2.13-13/02471 от 17.02.2017 и просит провести оценку всего имущества, указанного в инвентаризационных описях, опубликованных в ЕФРСБ 10.02.2017, направлено уполномоченным органом в адрес конкурсного управляющего по почте 24.03.2017 вместе с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов от 07.03.2017 (регистрируемое почтовое отправление N 67200209495477) и получено адресатом 30.03.2017.
Следовательно, с требованием о привлечении оценщика уполномоченный орган обратился к конкурсному управляющему с пропуском 10-дневного срока, установленного пунктом 1 статьи 139 Законом о банкротстве.
Согласно абзацу третьему пункта 5.1 статьи 110 Закона о банкротстве при недостаточности денежных средств должника для проведения оценки имущества по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа внешний управляющий уведомляет об этом лицо, заявившее соответствующее требование, в течение двух рабочих дней с даты его поступления. В данном случае оценка имущества должника проводится, если конкурсный кредитор или уполномоченный орган, заявившие требование о проведении оценки имущества, перечислит на счет должника денежные средства для оплаты услуг оценщика в размере их стоимости.
Указанной выше нормой обеспечивается баланс интересов кредиторов должника, ограничиваются возможные необоснованные расходы на проведение конкурсного производства, и исключается возможность злоупотребления правами кредиторами должника.
Конкурсным управляющим в материалы дела представлен счет N 046/1 от 17.03.2017 на оплату за оценку рыночной стоимости недвижимого имущества, в котором указана стоимость оценки 28 200 рублей, а также выписка по расчетному счету должника, содержащая сведения об отсутствии на счете должника денежных средств.
Ввиду несвоевременного обращения уполномоченного органа с требованием о привлечении оценщика и отсутствия денежных средств на финансирование оценки, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что обязанность по проведению оценки всего имущества должника у конкурсного управляющего не наступила.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов уполномоченного органа условиями, содержащимися в Положении, утвержденном на собрании кредиторов 07.03.2017, а также подтверждающих, что реализация имущества должника по цене, предложенной конкурсным управляющим, приведет к продаже имущества по заниженной цене, повлечет уменьшение конкурсной массы, в материалах дела не содержится.
Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что уполномоченный орган в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое решение собрания кредиторов нарушает его права и законные интересы, в связи, с чем в удовлетворении заявления правомерно отказал.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Согласно пункту 3 статьи 61 Закона о банкротстве и разъяснениям, содержащимся в пункте 35.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", постановление суда апелляционной инстанции, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на определение суда первой инстанции, которое может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение четырнадцати дней со дня его вынесения, является окончательным, возможно дальнейшее обжалование судебного акта в надзорном порядке.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 апреля 2017 года по делу N А78-3556/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Монакова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3556/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2018 г. N Ф02-1871/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: ЗАО "Завод железобетонных изделий"
Кредитор: ЗАО "Завод железобетонных изделий"
Третье лицо: АО "Региональное управление строительства", Диденко Ю.Н., Конкурсный управляющий Дюбин С.В., Межрайонная ИФНС N4 по Забайкальскому краю, НП "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Альянс управляющих", ОАО "Региональное управление строительства", ОАО "РУС", ООО "Вивен", ООО "ГК "Новотранс", ООО "Грузовая компания "Новотранс", ООО "Мангазея Майнинг", ПАО "ППГХО", ПАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение", Представитель работников Горшкова Е.В., Союз "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо-Запада", Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, Филонич А.И.
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2765/17
18.05.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1871/18
22.03.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2765/17
02.03.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2765/17
31.01.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2765/17
13.12.2017 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-3556/16
03.07.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2765/17
26.05.2017 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-3556/16
24.04.2017 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-3556/16
24.11.2016 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-3556/16
08.07.2016 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-3556/16