Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 ноября 2017 г. N Ф08-7565/17 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
04 июля 2017 г. |
дело N А32-5060/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования г. Краснодар: представитель по доверенности от 30.12.2016 Василенко В.В.;
от общества с ограниченной ответственностью "Кэпитал Инвест": представитель по доверенности от 15.02.2017 Емельянова М.И.; представитель по доверенности от 02.03.2017 Горбатенко С.А.;
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования г. Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2017 по делу N А32-5060/2017 по заявлению Администрации муниципального образования г. Краснодар и Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, заинтересованные лица: департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар; общество с ограниченной ответственностью "Кэпитал Инвест", принятое в составе судьи Гордюка А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация, заявитель) и Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент, заявитель) обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" в г. Краснодаре по ул. Северная, 269/3 - ул. Аэродромная, 2/1" от 03.06.2011 N RU23306000-1802-р и внесенные приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 11.08.2014 N 237 в него изменения.
Определением от 13.02.2017 по делу приняты обеспечительные меры в виде запрета ответчику, иным лицам осуществлять строительные работы на объекте в рамках выданного разрешения на строительство как собственными силами, так и путем привлечения подрядной организации.
Также наложен запрет Управлению федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю совершать регистрационные действия в отношении строящегося объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0205049:89, площадью 3421 кв.м, по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 269/3 - ул.Аэродромная, 2/1.
ООО "ГиС" и ООО "Кэпитал Инвест" обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о снятии обеспечительных мер.
В судебном заседании от 06.03.2017 администрация заявила ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2017 ходатайство о привлечении в качестве третьего лица департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края отклонено. В удовлетворении заявления отказано. Суд также отменил ранее принятые обеспечительные меры.
Администрация муниципального образования г. Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 11.08.2014 N 237 внесены изменения в разрешение на строительство от 03.06.2011 N 233006000-1802-р в части касающейся этажности здания, дополнения апартаментами в количестве 450 и продления срока разрешения на строительство. При этом согласно договору от 16.09.2008 N0000001923, заключенному с ООО "Кэпитал Инвест", земельный участок предоставлялся для строительства и эксплуатации здания высшей школы бизнеса. Несмотря на это разрешение на строительство было выдано на строительство Многофункционального центра с помещениями "Высшей школы бизнеса". Кроме того, указанные доводы свидетельствуют также о нарушении условий договора аренды земельного участка от 16.09.2008 N 0000001923, в соответствии с которым на предоставленном земельном участке не предусмотрено строительство многофункционального центра с помещениями. Таким образом, податель жалобы полагает, что полученное разрешение на строительство Многофункционального центра с помещениями "Высшей школы бизнеса" свидетельствует о существенном нарушении условий договора аренды земельного участка.
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что отсутствуют отступы от существующих строений, расположенных на смежных земельных участках, чем нарушены противопожарные, санитарно-эпидемиологические нормативы. Объект многофункциональный центр с помещениями "Высшая школа бизнеса" расположен в границах исторического поселения город Краснодар. Таким образом, несоблюдение требований по размещению зданий, строений и сооружений относительно красных линий улиц, установленных градостроительной документацией, свидетельствует о нарушении законодательства при выдаче разрешения на строительство.
Также администрация ссылается на то, что согласно распоряжению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2008 N 725-р земельный участок, площадью 3421 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0205049:83, видом разрешённого использования - "для строительства и эксплуатации здания высшей школы бизнеса" по ул.Северной, 269/3/ ул.Аэродромной, 2/1, в городе Краснодаре предоставлялся в аренду в целях строительства и эксплуатации здания высшей школы бизнеса, при этом разрешение на строительство предполагает строительство апартаментов, предусматривающих возможность проживания в них, можно сделать вывод о фактическом обходе установленной нормами земельного законодательства процедуры предоставления по результатам аукциона земельных участков для жилищного строительства.
Податель жалобы пишет о том, что в заявлениях ООО "Кэпитал Инвест" в адрес Департамента по вопросу внесения изменений в разрешение на строительство отсутствовала информация, подтверждающая выявление в процессе строительства объективной необходимости отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, влекущей изменение проектной документации и разрешения на строительство. В связи с этим, внесение изменений в разрешение на строительство является необоснованным. Более того, администрация муниципального образования город Краснодар полагает, что судом необоснованно отказано в удовлетворения заявления о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края, поскольку строительство объекта ведется с нарушением строительных норм, что подтверждается письмом Департамента от 10.02.2017 N 69-1680/17-04.
Администрация муниципального образования город Краснодар полагает, что выводы суда об отмене обеспечительных мер, принятых определением Краснодарского краевого суда от 13.02.2017, является преждевременным, ввиду того, что ООО "Кэпитал-Инвест" не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих, что указанные в письме Департамента от 10.02.2017 N 69-1680/17-04 нарушения в настоящее время устранены.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Кэпитал Инвест" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя четвертого судебного состава судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 26.06.2017 в связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в очередном трудовом отпуске произведена замена судьи Филимоновой С.С. на судью Соловьёвой М.В. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела произведено с самого начала.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представители ООО "Кэпитал Инвест" в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы администрации Краснодарского края от 09.09.2008 N 725-Р земельный участок площадью 3421 к.м. с кадастровым номером 23:43:0205049:83 с видом разрешенного использования "для строительства и эксплуатации здания высшей школы бизнеса" по ул. Северная/Аэродромная, 269/3-2/1 предоставлено в аренду ООО "Кэпитал Инвест" сроком на 49 лет на основании договора аренды N 0000001923 от 16.09.2008.
Департамент архитектуры выдал ООО "Кэпитал Инвест" разрешение от 03.06.2011 N RU23306000-1802-р на строительство объекта капитального строительства "Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса": площадь застройки 2371 кв.м., количество этажей надзенмных - 22, подземных -3 этажа, площадь здания 40 065 кв. м.
Приказом департамента архитектуры от 11.08.2014 N 237 в разрешение на строительство внесены изменения в части этажности здания, дополнения апартаментами в количестве 450 и продления срока разрешения на строительство.
Полагая, что разрешение на строительство не соответствует требованиям закона, администрация и департамент собственности обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с разрешением на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу части 1 которой разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления.
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. К ним, в частности, относятся правоустанавливающие документы на земельный участок, его градостроительный план, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, а также материалы, содержащиеся в проектной документации.
При этом правоустанавливающие документы на земельный участок, его градостроительный план, а также разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства запрашиваются уполномоченными органами в государственных (муниципальных) органах (подведомственных им организациях), в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил их самостоятельно (пункт 7.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган отказывает в выдаче разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В абзаце третьем пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, а также с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Истребование иных документов для получения разрешения на строительство не допускается (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. При отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в выдаче разрешения на строительство должно быть отказано. Отказ в выдаче разрешения на строительство, а также отказ в продлении срока его действия может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (части 11, 13, 14 и 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, пунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выдачи администрацией оспариваемого по настоящему делу разрешения - 27.06.2012) к полномочиям органов местного самоуправления отнесена выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Следовательно, наличие градостроительного плана на земельный участок, на котором предполагается строительство объекта капитального строительства (его реконструкция), является необходимым условием для получения разрешения на строительство (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи.
Как верно указано судом первой инстанции, частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения действия разрешения на строительство. Этот перечень не предусматривает такое основание, как выдача разрешения на строительство на основании незаконного градостроительного плана. Кроме того, заявителем в материалы дела не представлены доказательства незаконности градостроительного плана.
Как следует из договора аренды земельного участка от 16.09.2008 N 0000001923, земельный участок площадью 3421 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0205049:83, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 269/3/ ул. Аэродромная, 2/1, ООО "Кэпитал Инвест" использует на законных основаниях. В данном договоре предусмотрен вид разрешенного использования указанного земельного участка - для строительства и эксплуатации высшей школы бизнеса.
Согласно оспариваемым разрешению на строительство и приказу ООО "Кэпитал Инвест" разрешено строительство объекта капитального строительства "Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса".
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Исходя из положений статьи 307 и 432 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка не вправе самостоятельно изменять разрешенное использование земельного участка (выбирать соответствующий вид разрешенного использования), поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение характеристик земельного участка, выступающего предметом договора аренды.
В данном случае изменение формулировки разрешенного использования земельного участка площадью 3421 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0205049:83, по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 269/3/ ул. Аэродромная, 2/1 с "для строительства и эксплуатации здания высшей школы бизнеса" на "Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" не влечет изменение характеристик земельного участка, выступающего предметом договора аренды земельного участка от 16.09.2008 N 0000001923, не направлено на использование земельного участка иным образом, чем установлено в договоре, и не ущемляет права собственника указанного земельного участка.
Следовательно, возведение на земельном участке площадью 3421 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0205049:83, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 269/3 ул. Аэродромная, 2/1 объекта "Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" соответствует его целевому использованию.
Более того, Администрация муниципального образования г. Краснодар не представила доказательств того, что параметры возводимого объекта не соответствуют параметрам, указанным в разрешении на строительство (с изменениями).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод подателя жалобы о том, что разрешение на строительство объекта капитального строительства "Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" в г. Краснодаре по ул. Северной, 269/3 - ул. Аэродромная, 2/1 от 03.06.2011 выдано в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации по причине того, что данное разрешение на строительство выдано на строительство Многофункционального центра с помещениями "Высшей школы бизнеса", тогда как договором аренды от 16.09.2008 г. N 0000001923 земельный участок предоставлялся для строительства и эксплуатации здания высшей школы бизнеса.
Довод администрации о том, что объект "Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" возводится с нарушением требований по размещению зданий, строений и сооружений относительно красных линий улиц, установленных градостроительной документацией, что свидетельствует о нарушении законодательства при выдаче спорного разрешения на строительство, также подлежит отклонению судом апелляционной инстанции ввиду необоснованности.
Согласно статье 38 Градостроительного Кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетание, в том числе и минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, такие отступы указываются в составе градостроительного плана земельного участка (подпункт 3 части 3 статьи 44 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в котором указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничений и является документом, служащим основанием для подготовки проектной документации объекта капитального строительства.
Согласно градостроительного плана земельного участка от 23.11.2010 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0205049:83 по ул. Северной -Аэродромной, 269/2-2/1 в г. Краснодаре находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (зона Ж2).
Пунктом 3 данного градостроительного плана земельного участка установлены предельные параметры разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0205049:83 по ул. Северной - Аэродромной, 269/2-2/1 в г. Краснодаре, из которых следует, что минимальный отступ зданий, строений, сооружений от красной линии улиц, проездов составляет 5 метров.
Однако в абзаце 7 листа 7 данного градостроительного плана указано, что допускается уменьшение отступа, либо расположение зданий, строений и сооружений по красной линии с учетом сложившейся градостроительной ситуации и линии застройки (в соответствии с пунктом 1.41 решения Городской Думы Краснодара от 19.08.2010 N 81, пунктом 5 "О внесении изменений в решение Городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 пунктом 6 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар").
Судом апелляционной инстанции установлено, что строительство спорного объекта "Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" осуществляется с учетом существующей линии застройки, фактически спорное здание является продолжением существующей линии застройки квартала, что также подтверждается представленной в материалы дела схемой и не оспорено администрацией.
Уменьшение отступа и расположение спорного объекта указано, в том числе в чертеже градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:83 по ул. Северной - Аэродромной, 269/2-2/1, в г. Краснодаре от 23.11.2010.
Согласно статье 13 решения Городской Думы Краснодара N 19 пункта 6 от 30.01.2007 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар" подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, а также линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Согласно пункта 1.41. решения Городской Думы Краснодара от 19.08.2010 г. N 81, пункта 5 "О внесении изменений в решение Городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 пункта 6 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар", в подразделе "Предельные параметры земельных участков и разрешенного строительства:" подраздела "Ж. 2. Зоны застройки многоэтажными жилыми домами" раздела "ЖИЛЫЕ ЗОНЫ:" приложения после абзаца: "1) минимальный отступ зданий, строений и сооружений от красной линии улиц, проездов - 5 метров;" дополнены абзацем следующего содержания: "Допускается уменьшение отступа, либо расположение зданий, строений и сооружений по красной линии с учетом сложившейся градостроительной ситуации и линией застройки".
Таким образом, предельный параметр размещения зданий в г. Краснодаре состоит из двух частей: первый - 5 метров от красной линии; второй - размещение зданий по существующей линии застройки. На момент выдачи разрешения на строительство застройщиком и органом муниципального образования было принято решение о строительство объекта по существующей линии застройки.
Кроме того, основные градостроительные принципы размещения здания на указанном земельном участке и его очертания в плане определены в Схеме планировочной организации земельного участка Раздела 2 Схема планировочной организации земельного участка 24-2010-ПЗУ Проектной документации Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" в г.Краснодаре по ул. Северная, 269/3 - ул. Аэродромная, 2/1, который сопоставим с чертежом Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:83 по ул. Северной - Аэродромной, 269/2-2/1 в г. Краснодаре от 23.11.2010.
Данный раздел был исследован ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" и которому наряду с другими разделами проектной документации указанного объекта недвижимости было дано положительное заключение государственной экспертизы N 23-1-4-0276-11 от 11.05.2011.
Указанная проектная документация вместе с положительным заключением государственной экспертизы N 23-1-4-0276-11 от 11.05.2011 была представлена в уполномоченный орган на выдачу разрешений на строительство, который, проверив данные документы на соответствие их требованиям градостроительного плана земельного участка выдал оспариваемое разрешение на строительство.
С учетом требований статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по результатам которых уполномоченный орган выдает разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, либо отказывает в выдаче такого разрешения.
Исходя из смысла данной статьи публичные слушания проводятся в случае отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. В данном случае отклонений от предельного параметра нет, строительство осуществляется по существующей линии застройки.
Поскольку с учетом подпункта 3 части 3 статьи 44 Градостроительного Кодекса Российской Федерации отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений указываются в составе градостроительного плана земельного участка, который является документом, служащим основанием для подготовки проектной документации объекта капитального строительства, строительство спорного объекта "Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" осуществляется с допустимым Градостроительным планом земельного участка от 23.11.2010 отступом размещения объекта с учетом сложившейся градостроительной ситуации и линии застройки (абз. 7 листа 7 Градостроительного плана земельного участка от 23.11.2010 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0205049:83).
Кроме того, обществом предоставлены в материалы дела сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) муниципального образования город Краснодар, по запросу на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0205049:83, расположенный по адресу: ул.Северная/ул. Аэродромная, 269/3//2/1, Западный внутригородской округ, по состоянию на 06.04.2017, из которых следует, что красная линия по ул. Северная (нечетная сторона) - ул. Аэродромная (четная сторона), в районе запрашиваемого земельного участка, утверждена постановлением главы муниципального образования г. Краснодар об утверждении проекта планировки от 18.03.2009 N 815. Красная линия по нечетной стороне ул. Аэродромная от ул. Северная до ул. им. Рылеева в районе запрашиваемого земельного участка не утверждена.
Администрация также полагает, что ООО "Кэпитал Инвест" осуществлен обход процедуры предоставления по результатам аукциона земельных участков для жилищного строительства, установленной нормами земельного законодательства. В обоснование данного довода администрация ссылается на положения свода правил "Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования" СП 160.1325800.2014, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.08.2014 г. N 440/пр, из которого следует, что апартаменты - это жилые помещения, предназначенные для временного проживания, которые могут проектироваться в виде гостиничных номеров или квартирного типа для временного проживания (например, при сдаче внаем). В связи с этим, администрацией сделан вывод, что жилые помещения в виде апартаментов квартирного типа и квартир - общежитий по составу и планировочным параметрам должны соответствовать своду правил СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные".
Между тем, судебная коллегия не соглашается с данным выводом администрации.
По смыслу законодательных норм жилищное строительство означает строительство объектов, в которых расположены жилые помещения.
В силу пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
Согласно пунктам 4 - 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 жилым помещением признается: жилой дом, квартира, комната. Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Применительно к СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденных приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, подразделяются гостиницы и общежития не квартирного типа, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов (Ф1.2); общежития и гостиницы квартирного типа, в том числе с апартаментами (Ф1.3).
По условиям договора долевого участия апартаменты определены как нежилые помещения.
В соответствии с пунктом 2.3.9 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513:2003) "Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 ноября 2009 N 496-ст, апартаментом считается номер, состоящий из несколько жилых комнат со спальным/спальными местом/местами и отдельным, предназначенным для отдыха, помещением с кухонным уголком.
К этой категории относятся номера, состоящие из двух и более жилых комнат (гостиной/столовой и спальни), имеющие кухонное оборудование (ГОСТ Р 53423-2009, пункт 2.3.9).
Апартотель признается гостиница, номерной фонд которой состоит из номеров категории "студия" или "апартамент" (ГОСТ Р 53423-2009, пункт 2.2.5).
Отличие "апартотеля" от "комплекса апартаментов" заключается в том, что в "апартотеле", как в любой гостинице, должна быть служба приема, а также оборудование для предоставления услуг питания (завтрак) и дополнительных услуг. В "комплексе апартаментов" соблюдение этих требований не является обязательным (ГОСТ Р 53423, пункт 2.2.6).
Аналогичные понятия даны в пункте 3.1 свода правил, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2016 N 724/пр.
Таким образом, технические требования к строительству апартаментов существенно отличаются от требований, предъявляемых к строительству жилых домов. Наличие санузла и кухонного уголка в помещении само по себе не явствует о строительстве многоквартирного жилого дома.
Как пояснил представители общества и следует из проектной документации, апартаменты занимают последние этажи многоэтажного бизнес центра, предусмотрены парковки автомобилей в том числе между этажами офисных помещений, а верхние этажи - апартаменты гостиничного типа, предназначенные исключительно для временного проживания граждан. Постоянная регистрация граждан в этих апартаментах невозможна.
Относительно возможности проведения негосударственной экспертизы внесенных изменений в проектную документацию 2014 года объекта капитального строительства Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" в г.Краснодаре по ул. Северная, 269/3 - ул. Аэродромная, 2/1. Корректировка, судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно пункту 9 частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 названного Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Проведение государственной экспертизы обязательно только в отношении тех объектов, которые прямо указаны в Градостроительном кодексе Российской Федерации и иных законах Российской Федерации. Применительно к остальным объектам застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу
Проектной документации 2010 года объекта Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" в г. Краснодаре по ул. Северной, 269/3 - ул. Аэродромная, 2/1 ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" дано положительное заключение государственной экспертизы N 23-1-4-0276-11 от 11.05.2011 г.
В 2014 году была подготовлена корректировка указанной проектной документации, по результатам исследования которой ООО "Кэпитал Инвест" уполномоченным органом выдан Приказ от 11.08.2014 г. N 237, которым внесены изменения в разрешение на строительство от 03.06.2011 г. N RU23306000-1802p.
Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы N 2-1-1-0041-14 проектной документации 2014 года объекта капитального строительства Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" в г. Краснодаре по ул. Северная, 269/3 - ул. Аэродромная, 2/1. Корректировка, выполненной ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" и утвержденной 30.07.2014 г., основные градостроительные принципы размещения здания на указанном земельном участке и его очертания в плане определены проектным решением, рассмотренном в положительном заключении ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" N 23-1-4-0276-11 от 11.05.2011 г. При корректировке проектной документации увеличена этажность здания (ограничение предельной высоты 28.0 метров снято техническими условиями филиала ООО "РОЙЛКОМ" в г. Краснодаре о 28.05.2014 г N 05/14-21), изменены состав и назначение, предусмотренных в нем групп помещений, увеличена вместимость подъземно-надземной парковки.
Данная проектная документация соответствует требованиям нормативных технических документов и результатам инженерных изысканий.
Изменение проектной документации было связано с необходимостью изменения конструктивных и других характеристик объекта капитального строительства в части увеличения его надежности и безопасности. Внесены изменения в части грунтоцементных свай под фундаментами, толщины монолитной железобетонной фундаментной плиты, замены грунта, в основание которого предусмотрено усиление грунтов ИГЭ-8, ИГЭ-10 методом "Напорной инъекторной цементации". Для обеспечения устойчивости бортов котлована в вертикальном положении в проекте предусмотрена ограждающая конструкция - железобетонная "стена в грунте" толщиной 640 мм, глубиной 15, 47-15,67 м с анкеровкой на 3.6 м ниже дна котлована. Пазухи между "стеной в грунте" и наружными стенами здания заполняются песком с послойным уплотнением.
Данные и другие характеристики указаны в Пояснительной записке Раздел 4 Конструктивные и объемно-планировочные решения 12-13-КР Том 4 2014 г. проектной документации указанного объекта строительства.
На объект капитального строительства "Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" разработаны Специальные технические условия ООО "НИЭЦ Пожарной безопасности" и согласованы письмом департамента надзорной деятельности МЧС России от 27.06.2014 г. N 19-2-2-2695.
Необходимость разработки данных СТУ обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности: к проектированию многофункциональных зданий высотой более 75 метров и наличием многосветного пространства; определение расхода воды на наружное пожаротушение для здания строительным объемом более 150 000 кубических метров; размещение встроенной механизированной автостоянки на 3-8 этажах между зданиями с апартаментами.
С учетом указанных СТУ, в соответствии с нормами пожарной безопасности и не ухудшающими характеристики противопожарных систем, разработан Раздел 9 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности 12-13-ПБ 2014 Проектной документации объекта "Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" в г. Краснодаре по ул. Северная, 269/3 - ул. Аэродромная, 2/1. Корректировка,
Корректировка выполнено ООО "Краснодаркрайстройэкспертиза", к данному документу приложено свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выданное Федеральной службой аккредитации. Данное свидетельство выдано ООО "Краснодаркрайстройэкспертиза" со сроком действия с 06.09.2012 по 06.09.2017.
Таким образом, проведение негосударственной экспертизы объекта Многофункциональный центр с помещениями "Высшей школы бизнеса" в г.Краснодаре по ул. Северная, 269/3 - ул. Аэродромная, 2/1 соответствует указанным пунктам Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 272 и Правил аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1070.
В связи с чем, негосударственная экспертиза проектной документации данного объекта, выполненная ООО "Краснодаркрайстройэкспертиза", по результатам которой дано положительное заключение негосударственной экспертизы N 2-1-1-0041-14 от 30.07.2014, не нарушает градостроительные нормы Российской Федерации и может быть предъявлена уполномоченному органу, в качестве документа, необходимого для получения разрешения на строительство.
Скорректированная проектная документация была представлена в уполномоченный орган на выдачу разрешений на строительство и внесении в них изменений и в последующем изменения в разрешение на строительство от 03.06.2011 г. N RU23306000-1802p были утверждены обжалуемым Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Краснодар от 11.08.2014 N 237.
Таким образом, с учетом положений части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Ссылки подателя жалобы на то, что к участию в деле в качестве третьего лица должен быть привлечен Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края, а также то, что суд первой инстанции преждевременно отменил обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда первой инстанции от 13.02.2017, не принимаются судебной коллегией. Администрация не обосновала, что принятый судебный акт может повлиять на права и законные интересы департамента, оснований для привлечения к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции также не усматривает.
В части отмены судом первой инстанции обеспечительных мер суд апелляционной инстанции отмечает, что в любом случае в силу части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2017 по делу N А32-5060/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5060/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 ноября 2017 г. N Ф08-7565/17 настоящее постановление отменено
Истец: Администрация г. Краснодара, Администрация муниципального образования г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодара, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР, ООО "КЭПИТАЛ ИНВЕСТ"
Третье лицо: ООО "ГИС", ООО "Кэпитал-Инвест", Ханаху Руслан Заурович, ИП Ханаху Руслан Заурович, ОСП по Западному округу г. Краснодара
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7565/17
04.07.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6921/17
11.04.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5526/17
11.04.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5528/17
11.04.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5531/17
14.03.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5060/17