Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 октября 2017 г. N Ф07-10702/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
07 июля 2017 г. |
Дело N А21-317/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от истца (заявителя): Мадиевской А.Ф. по доверенности от 29.03.2017 N 045;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: 1) Гантура А.Ю. по доверенности от 30.12.2016; 2) Локтионова А.Ю. по доверенности от 05.09.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-11058/2017, 13АП-11061/2017) ООО "Гидрострой", УФАС по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.03.2017 по делу N А21-317/2017 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ФГУП "Росморпорт" Калининградское управление Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт"
к УФАС по Калининградской области
3-е лицо:1) ООО "Гидрострой",2) ООО "БалтМорСтрой"
Об оспаривании решения и предписания
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее Управление, УФАС) решения N Т-163/2016 от 09.01.2017 и предписания N 02-Т/2017 от 09.01.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Гидрострой" и ООО "БалтМорСтрой".
Решением суда от 24.03.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФАС просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Предприятию в удовлетворении заявления в полном объеме. По мнению подателя жалобы, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном истолковании норм Федерального Закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
В апелляционной жалобе третье лицо - ООО "Гидрострой" просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Предприятия. По мнению подателя жалобы, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также судом неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель ООО "Гидрострой" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также согласился с доводами, изложенными в апелляционной жалобе УФАС, представители Предприятия и третьего лица - ООО "БалтМорСтрой" просили оставить жалобы без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.12.2016 Предприятие разместило в сети Интернет извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме (КУ 74-16) по выбору организации на выполнение ремонтных дноуглубительных работ, включая вспомогательные работы по содержанию и текущему ремонту станций рефулирования на Калининградском морском канале в 2017 году и документацию по открытому запросу предложений в электронной форме, согласно которым заявки представляются с 07 по 15.12.2016.
14.12.2016 Предприятие разместило в сети Интернет извещение о внесении изменений в документацию по запросу предложений, а также извещение в новой редакции и документацию по запросу предложений в новой редакции, согласно которым заявки представляются с 07 по 20.12.2016. При этом установлено требование об обеспечении заявок в размере 19 000 000 руб. путем внесения денежных средств на счет электронной площадки.
В соответствии с протоколом заседания комиссии N КУ 74-16/1 по открытию доступа к заявкам на участие в открытом запросе предложений в электронной форме от 20.12.2016 на участие в запроса предложений представлена одна заявка (ООО "БалтМорСтрой"), в связи с чем запрос предложений признан несостоявшимся.
23.12.2016 ООО "Гидрострой" обратилось в УФАС по Калининградской области с жалобой на действия Предприятия при проведении запроса предложений, поскольку, по мнению общества, Предприятием нарушены требования части 2 статьи 3, части 11 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом 09.01.2017 вынесено решение N Т-163/2016, в соответствии с которым:
1. жалоба ООО "Гидрострой" на действия предприятия при проведении запроса предложение признана обоснованной,
2. предприятие признано нарушившим части 2 статьи 3 и части 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
3. принято решение выдать предприятию предписание об аннулировании торгов,
4. контроль за исполнением предписания возложен на должностное лицо антимонопольного органа,
5. принято решение передать материалы дела должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований законодательства о закупках, к административной ответственности.
В тот же день Предприятию выдано предписание N 02-Т/2017, в соответствии с которым в срок не позднее 19.01.2017 Предприятие должно аннулировать запрос предложений и о выполнении предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием УФАС, Предприятие оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
На момент размещения извещения и документации и проведения запроса предложений закупочная деятельность Предприятия осуществлялась на основании Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона).
Частью 2 статьи 3 Закона предусмотрено, что извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
Следовательно, в силу прямого указания Закона, требование о размещении извещения не менее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок, распространяется исключительно на конкурс или аукцион.
Поскольку в рассматриваемом случае Предприятием проводился открытый запрос предложений в электронной форме - указанная процедура в части 2 статьи 3 Закона прямо не поименована, следовательно, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что требования части 2 статьи 3 Закона при проведении запроса предложений на Предприятие не распространяются.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 3 Закона в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Пунктом 4.1.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Росморморт" предусмотрены следующие способы закупки:
1. конкурс,
2. аукцион,
3. открытый запрос цен,
4. открытый запрос предложений,
5. простая закупка,
6. закупка у единственного поставщика.
При этом способ закупки определяется заказчиком самостоятельно (пункт 4.9.1 Положения).
Согласно пункту 4.9.6 Положения решение о закупке путем проведения открытого запроса предложений принимается в случае, если планируется закупка товаров, работ, услуг, выбор победителя которой будет осуществляться по совокупности критериев.
Решение о закупке путем проведения открытого конкурса принимается в случае, если планируется закупка товаров, работ, услуг, выбор победителя которой будет осуществляться по совокупности критериев, и при этом, по мнению заказчика, участникам закупки на изучение документации и подготовки заявки на участие в закупке требуется значительное время (не менее 20 дней) (пункт 4.9.7 Положения).
В соответствии с пунктом 4.5.1 Положения запрос предложений - это конкурентная процедура закупок, при которой информация о потребностях в товарах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте и сайте заказчика извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений. Победителем признается участник, предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора, содержащихся в заявке на участие в запросе предложений, и/или подтвердивший лучшую квалификацию (качество товаров, работ, услуг) Запрос предложений не является торгами, и извещение о проведении запроса предложений не является публичной офертой заказчика. Заказчик не несет никаких обязательств перед лицами, принявшими участие в открытом запросе предложений (пункт 4.5.2). По итогам проведенного запроса предложений заказчик вправе заключить договор с несколькими участниками в порядке убывания итогового рейтинга (пункт 4.5.3). Запрос предложений проводится в соответствии с разделом 11 Положения (пункт 4.5.4).
Документация о закупке может содержать требование об обеспечении заявки на участие в закупке, которое в равной степени распространяется на всех участников закупки (пункт 5.4.3.1 Положения).
Исполнение обязательств участника закупки связи с подачей заявки на участие в закупке обеспечивается перечислением денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке на расчетный счет, указанный в документации о закупке. Размер обеспечения заявки на участие в закупке указывается в документации о закупке и не должен превышать десяти процентов начальной цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении закупке (пункт 5.4.3.2 Положения).
В соответствии с пунктом 11.1 Положения в целях закупки путем проведения запроса предложений заказчик в соответствии с требованиями пункта 5.1 Положения составляет и размещает на официальном сайте и сайте заказчика извещение и документацию о проведении запроса предложений (подпункт 1) и при необходимости вносит изменения в извещение о проведении запроса предложений (подпункт 3).
При этом в силу пункта 11.2.1 Положения извещение и документация о проведении запроса предложений размещается на официальном сайте и сайте заказчика не менее чем за пять рабочих дней до дня окончания приема заявок.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что действия Предприятия по размещению извещения и документации о запросе предложений 07.12.2016 при установленном сроке окончания срока подачи заявок 15.12.2016 соответствует требованиям пункта 11.2.1 Положения, разработанного в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Одновременно пункта 11.2.5 Положения установлено, что в любое время до истечения срока представления заявок на участие в запросе предложений заказчик вправе по собственной инициативе либо в ответ на запрос какого-либо участника закупки внести изменения в извещение и документацию о проведении запроса предложений. В течение трех дней со дня принятия решения о необходимости указанных изменений соответствующая информация размещается на официальном сайте и сайте заказчика. При этом, в случае принятия решения о необходимости внесения изменений, срок подачи заявок на участие в запросе предложений может быть продлен на срок, достаточный для учета изменений при подготовке заявок на участие в запросе предложений.
Следовательно, воспользовавшись предусмотренным пунктами 5.4.3.1 и 5.4.3.2 Положения правом установить требование об обеспечении заявки в размере не более 10% начальной цены договора (199 980 770 руб.) в рассматриваемом случае заказчик внес изменения в извещение и документацию о проведении запроса предложений, установив необходимость предоставления участником обеспечение заявок на участие в запросе предложений в размере 19 000 000 руб. При этом срок подачи заявок продлен Предприятием на 4 рабочих дня.
Указанное продление срока подачи предложений соответствует логике законодателя, установившего в части 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ право заказчика предусмотреть в положении иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, порядок проведения которых должен быть определен в таком положении.
При этом предусмотренная частью 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ обязанность заказчика продлить срок подачи заявок на участие в закупке на срок не менее пятнадцати дней до даты окончания подачи заявок в случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке является логическим продолжением установленного в части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ требования о размещении извещения о проведении конкурса или аукциона (только конкурса или аукциона) не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок.
Применение при проведении запроса предложений предусмотренного частью 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ срока продления подачи заявок на не менее чем пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок противоречит установленному частью 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ праву заказчика определить в Положении порядок проведения запроса предложений.
С учетом вышеизложенного является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что действия Предприятия по установлению в Положении процедуры закупки путем проведения запроса предложений, установление срока размещения соответствующих извещения и документации и изменений в такие извещение и документацию с указанием на необходимость внесения обеспечения заявок на участие в запросе предложений, соответствует части 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Росморпорт".
В рассматриваемом случае приведенные выше требования части 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ применению не подлежат, а действия заказчика соответствуют названному выше Положению.
Изменения в извещение и документацию о запросе предложений, устанавливающие требование о необходимости предоставления участниками обеспечения заявок в размере 19 000 000 руб., размещены Предприятием в установленном порядке и сроки для всеобщего ознакомления.
Доказательств антиконкурентного поведения заказчика при проведении запроса предложений материалы дела не содержат.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что действия Предприятия были направлены на обеспечение победы в запросе предложение ООО "БалтМорСтрой" или иному заранее определенному лицу.
Само по себе отсутствие у ООО "Гидрострой" в период проведения запроса предложений необходимых для предоставления в обеспечении заявки денежных средств не свидетельствует об ограничении предприятием конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223 целями регулирования Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, основной задачей законодательства о закупках является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств.
В рассматриваемом случае требование о предоставления обеспечения заявки обусловлено значимостью работ, необходимостью оценить надежность участника и отсутствием в проекте договора авансирования работ (в соответствии с пунктом 8.1 проекта договора оплата работ осуществляется по завершении работ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Предприятием требования.
Конкретные судебные акты, упомянутые ООО "Гидрострой" в апелляционной жалобе, не могут быть приняты судом в качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции, так как они приняты по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему спору.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателей жалоб с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 марта 2017 года по делу N А21-317/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Гидрострой" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-317/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 октября 2017 г. N Ф07-10702/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП "Росморпорт" Калининградское управление Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по К/О
Третье лицо: ООО "БалтМорСтрой", ООО "Гидрострой"