Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2017 г. N Ф06-25830/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
13 июля 2017 г. |
Дело N А57-28903/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тимаевым А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интеграл"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 мая 2017 года по делу N А57-28903/2015 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интеграл" (410002, г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19, ОГРН 1136450009915, ИНН 6450078600),
заинтересованные лица: администрация Саратовского муниципального района Саратовской области (410530, Саратовская область, Саратовский район, п. Дубки, ОГРН 1026401178484, ИНН 6432003218), финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (410530, Саратовская область, Саратовский район, п. Дубки, ул. Рахова, д. 22, ОГРН 1026401181080, ИНН 6432003264), Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства и связи администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (410530, Саратовская область, Саратовский район, п. Дубки, ул. Рахова, д. 22, ОГРН 1056403205814, ИНН 6432000400), общество с ограниченной ответственностью "ТД "Строитель" (410019, г. Саратов, ул. Крайняя, д. 129, ОГРН 1036405204923, ИНН 6452075891), начальник Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области Шерозия Ольга Евгеньевна (Саратовская область, Саратовский район, п. Дубки)
о признании незаконным бездействия,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Интеграл" (далее- ООО "Интеграл", заявитель, общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области по исполнению решений Арбитражного суда Саратовской области по взысканию средств муниципального бюджета в пользу ООО "Интеграл", выразившегося в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 002985762 и обязании Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа серии АС N 002985762; о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившегося в непринятии мер по исполнению исполнительного листа: серия АС N 002985762 по делу N А57-11065/2012, выданного 04.12.2012, в установленные ч. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ сроки и обязании Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - ООО "Интеграл", исполнить требования исполнительного листа: серия АС N 002985762 по делу N А57-11065/2012, выданного 04.12.2012; о признании незаконным бездействия руководителя Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в связи с необходимостью исполнению исполнительного листа: серия АС N002985762 по делу NА57-11065/2012, выданного 04.12.2012 на основании п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ и обязании руководителя Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области внести изменения в сводную бюджетную роспись в связи с необходимостью исполнению исполнительного листа: серия АС N002985762 по делу NА57-11065/2012, выданного 04.12.2012; обязании Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, в лице Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области устранить нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью "Интеграл" исполнить решение Арбитражного суда Саратовской области по делу NА57-11065/2012; о взыскании судебных расходов в размере 45000 рублей
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.05.2017 требования общества с ограниченной ответственностью "Интеграл", г. Саратов удовлетворены в части.
Суд признал незаконным бездействие Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по исполнению исполнительного листа АС N 002985762 по делу NА57-11065/2012, выданного 04.12.2012, в установленные ч.6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ сроки.
Кроме того, обязал Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - ООО "Интеграл", исполнить требования исполнительного листа АС N 002985762 по делу N А57-11065/2012, выданного 04.12.2012.
В остальной части заявленных требований отказано.
ООО "Интеграл", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.05.2017 в части, в которой было отказано в удовлетворении заявления..
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 12 октября 2012 года Арбитражным судом Саратовской области было вынесено решение по делу N А57-11065/2012 о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны Саратовского муниципального района Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТД "Строитель", г. Саратов задолженность в размере 2000000 руб., взысканную с Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства и связи администрации Саратовского муниципального района Саратовской области решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2010 по делу N А57-26684/2009.
ООО "ТД "Строитель" в адрес Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области для исполнения судебного акта был направлен исполнительный лист N АС N 002985762 от 04.12.2012.
28 мая 2015 г. Арбитражным судом Саратовской области вынесено определение по делу N А57-11065/2012 о процессуальном правопреемстве, в соответствии с которым была произведена замена взыскателя по исполнительному листу серия АС N 002985762 от 04.12.2012 по делу N А57-11065/2012 на сумму 1990000 руб. с общества с ограниченной ответственностью "ТД "Строитель", г.Саратов на общество с ограниченной ответственностью "Интеграл", г. Саратов.
В связи с чем, ООО "Интеграл" в адрес Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области было направлено определение Арбитражного суда от 28.05.2015 для правильного исполнения судебного акта по делу N А57-11065/2012.
В соответствии с указанным заявлением ООО "Интеграл" просило сообщить подробную информацию о ходе исполнительного производства.
Согласно ответу на заявление исх. N 1-06/577 от 25.09.2015, 07.12.2012 Финансовое Управление администрации Саратовского муниципального района сообщило, что от ООО "ТД "Строитель" поступил 07.12.2012 исполнительный лист АС N 002985762 от 04.12.2013, должником по которому является администрация Саратовского муниципального района.
Уведомление о поступлении исполнительного листа N 1-06/244 от 14.12.2012 вместе с копией исполнительного документа и заявлением взыскателя было направлено в адрес администрации Саратовского муниципального района с указанием о необходимости оплатить задолженность в установленный законом срок.
По исполнительному листу АС N 002985762 от 04.12.2012 должником платежными поручениями N 1351 от 06.12.2013 на сумму 10000 руб., N 384 от 20.07.2015 на сумму 2500 руб. частично оплачена. Сумма задолженности на 01.09.2015 составляет 1987500 руб.
До настоящего времени исполнительный лист не исполнен.
Заявитель полагая, что действия Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области по неисполнению решений Арбитражного суда Саратовской области являются незаконными, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 03 июня 2016 года требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Признано незаконным бездействие Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области по исполнению решений Арбитражного суда Саратовской области по взысканию средств муниципального бюджета в пользу ООО "Интеграл", выразившееся в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 002985762.
Суд обязал Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа серии АС N 002985762.
Признано незаконным бездействие Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по исполнению исполнительного листа АС N 002985762 по делу NА57-11065/2012, выданного 04.12.2012, в установленные ч.6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ сроки.
Суд обязал Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - ООО "Интеграл", исполнить требования исполнительного листа АС N 002985762 по делу N А57-11065/2012, выданного 04.12.2012.
Признано незаконным бездействие руководителя Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в связи с необходимостью исполнению исполнительного листа АС N 002985762 по делу N А57-11065/2012, выданного 04.12.2012 на основании п.5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ.
Суд обязал руководителя Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области внести изменения в сводную бюджетную роспись в связи с необходимостью исполнению исполнительного листа АС N 002985762 по делу N А57-11065/2012, выданного 04.12.2012.
Суд обязал администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области, в лице Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области устранить нарушения прав общества с ограниченной ответственностью "Интеграл" исполнить решение Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-11065/2012.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 августа 2016 года решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.06.2016 по делу N А57-28903/2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
В своем постановлении Арбитражный суд Поволжского округа от 31 августа 2016 года указал, что судом первой инстанции не выполнена в полной мере обязанность по определению круга обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, выводы не основаны на материалах дела.
Согласно пункту 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном названным Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (пункт 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса
В силу положений пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
В соответствии с абзацем 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом).
В части требований о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области по исполнению решений Арбитражного суда Саратовской области по взысканию средств муниципального бюджета в пользу ООО "Интеграл", выразившегося в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 002985762 и об обязании Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа серии АС N 002985762, суд пришел к правомерному выводу об отказе в их удовлетворении, исходя из следующих обстоятельств.
В силу пункта 1 статьи 242.5 Кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Законодателем предусмотрен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, предоставляющий органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, право на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в случае допущения им нарушений требований, установленных пунктами 3,6 и 7 статьи 242.5 Кодекса.
При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в управление).
В силу пункта 9 статьи 242.5 Кодекса в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 4 постановления от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентируется статьей 161 (особенности правового положения казенных учреждений) и главой 24.1 (исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) Кодекса, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается, должником по исполнительному документу выступает Саратовский муниципальный район в лице администрации Саратовского муниципального района, задолженность образовалась в связи с взысканием с Саратовского муниципального района в порядке субсидиарной ответственности задолженности Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства и связи администрации Саратовского муниципального района по муниципальному контракту N 7 от 03.02.2009 г., заключенному на выполнение работ по капитальному ремонту дымовых труб в котельных.
Таким образом, суд первой инстанции не вправе был применять иную норму права, которая регулирует иной порядок исполнения судебных актов.
В силу данных обстоятельств, исполнение исполнительных документов, предусматривающих взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 242.2 Бюджетного кодекса.
Согласно п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Из диспозиции данной статьи можно сделать вывод о том, что исполнительный документ ООО "Интеграл" АС N 002985762 выдан на взыскание денежных средств за счет средств бюджета Саратовского муниципального района и должны быть исполнены в порядке, предусмотренном ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, а не ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, на которую ссылается ООО "Интеграл".
В соответствии с ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, обязан направить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.
При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к муниципальному образованию и удовлетворяемых за счет муниципальной казны, главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования, также информирует финансовый орган муниципального образования о наличии оснований для обжалования судебного акта.
При наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель средств бюджета муниципального образования обязан предоставить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах обжалования не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.
Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Таким образом, данной статьей определен исчерпывающий перечень мер, направленных на организацию и исполнение судебных актов, предусматривающих взыскание на средства местного бюджета.
Со стороны финансового управления были исполненные все меры, направленные на принятие к исполнению исполнительного листа и направления его для непосредственного исполнения в орган, представляющий Саратовский муниципальный район в судебном процессе, т.е. в администрацию Саратовского муниципального района.
Таким образом, суд первой инстанции не вправе был применять иную норму права, которая регулирует иной порядок исполнения судебных актов.
Учитывая изложенное требования ООО "Интеграл" в данной части не законны и не обоснованы, противоречат нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
В силу п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляют бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполнен исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его вед получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с ор местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия глав! распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств мест бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
Согласно п. 5 ст. 242.2 Бюджет кодекса РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных а в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В силу п. 3 ст. 217 Кодекса утвержденные показатели сводной бюджетной росписи, должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решение) внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (орган управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие измен в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете только в определенных, предусмотренных данным пунктом, случаях, в том числе, случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете н исполнение в текущем финансовом году.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации (Определение 01.10.2009 N 1312-0-0) данные законоположения направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов этих целях во взаимосвязи с иными нормами Бюджетного кодекса РФ ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по иск; муниципальным образованиям (абзац девятый статьи 69 Бюджетного кодекса РФ).
Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (в соответствии с абзацем 5 пункта 3 ст 217 Бюджетного кодекса РФ).
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна соответствовать (абзац 10 статьи 6, абзац 1 пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представитель органом муниципального образования. Иное приводило бы к произвольному изменению местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, как она определена пунктом 2 ч 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, направление актом исполнительно- распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Соответственно, из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса РФ следует, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Поскольку в бюджете Саратовского муниципального района имелся недостаток средств для полного погашения всей задолженности по судебным актам, находящимся на исполнении в финансовом управлении, погашение задолженности финансовым управлением производилось частично по всем исполнительным листам, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на эти цели. Иное перераспределение расходов в пределах указанной статьи в целях погашения задолженности перед предпринимателем привело бы к неисполнению других исполнительных документов.
В силу того, что направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, а сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иной подход свидетельствовал бы о вмешательстве в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавал угрозу сбалансированности бюджета.
Администрацией Саратовского муниципального района были предприняты все действия направленные на исполнение судебных актов, в том числе исполнительного листа АС N 002985762 от 04.12.2012.
Письмами N 1797/01-30 от 17.07.2014 на имя Губернатора Саратовской области, N 1798/01-30 от 17.07.2014, N 2613/01-30 от 15.10.2014 в Министерство финансов Саратовской области, были направлены сведения об отсутствии денежных средств на оплату кредиторской задолженности и необходимости выделения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности или предусмотреть дотацию на поддержку мер по обеспечению сбалансированности муниципального района. Однако до настоящего времени дотация выделена, в связи с чем, денежные средства, достаточные для оплаты задолженности исполнительным документам, в том числе исполнительного листа АС N 002985762 04.12.2012 в бюджете Саратовского муниципального района отсутствуют.
Доводы ООО "Интеграл" о том, что администрацией Саратовского муниципального района не представлены доказательства подготовки проектов решений о бюджете соответствующий финансовый год, не представило доказательств в суд о невозможности внесения изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения требований исполнительного листа не соответствуют обстоятельствам дела.
Финансовым управлением были представлены все необходимые документы, в качестве доказательства планирования бюджетных ассигнований в бюджете муниципального района в целях оплаты исполнительного документа, а также пояснения об отсутствии оснований для внесения изменений в своди бюджетную роспись в соответствии с ст. 217 Бюджетного кодекса. Представлены доказательства принятия всех действий, направленных на изыскание возможности оплаты задолженность по исполнительным листам и в том числе задолженность перед ООО "Интеграл". Представлены доказательства обращения в представительный орган Саратовского муниципального района с предложением о необходимости планирования в решение о бюджете денежных средств на оплату исполнительных листов, в том числе исполнительного листа ОС "Интеграл".
Довод апелляционной жалобы ООО "Интеграл" о том, что имеется возможность обязать Администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области в лице Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области устранить нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью "Интеграл" исполнить решение Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57- 11065/2015 отклоняется апелляционной коллегией.
В силу ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ финансовое управление является органом, организующим процесс исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по обязательствам муниципальных казенных учреждений, органов местного самоуправления, имеющих статус казенных учреждений и исполнительных документов предусматривающих взыскание денежных среде за счет казны муниципального образования.
В соответствии с ст. 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительные документы направляются взыскателем, судом в орган, по месту открытия и ведения лицевого счета казенного учреждения как получателя бюджетных средств (ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ или в соответствующий финансовый орган (ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ).
Данными статьями предусмотрен порядок исполнения исполнительного документа момента его поступления на исполнение до момента полной оплаты с закрепление полномочий субъектов исполнительного производства направленных на исполненение исполнительного листа. Однако, ни в ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ ни в ст. 242 Бюджетного кодекса РФ не предусмотрена обязанность финансового органа исполнять требования, содержащиеся в судебном решении (за исключением случаев взыскания денежных средств с финансового органа как с казенного учреждения по неисполненным денежным обязательствам). По общему правилу, в исполнительном документе указывается лиц взыскатель в пользу которого выдан исполнительный лист и лицо-должник обязанное совершить в пользу взыскателя какое-либо действие (либо воздержаться от их совершения).
Со стороны финансового управления были исполненные все меры, направленные на принятие к исполнению исполнительного листа и направления его для непосредственного исполнения в орган, представляющий Саратовский муниципальный район в судебном процессе, т.е. в администрацию Саратовского муниципального района.
Таким образом, со стороны финансового управления, в арбитражный суд были представлены все необходимые документы, свидетельствующие об отсутствии в действиях финансового управления признаков нарушений прав и интересов ООО "Интеграл".
Доводы относительно уменьшения арбитражным судом суммы расходов на оплату услуг представителя судебная коллегия считает необоснованными, поскольку со стороны Финансового управления были заявлены возражения и приведены доказательство чрезмерности взыскиваемой суммы со ссылкой на судебную практику по аналогичной категории дел.
Судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции оценил фактические обстоятельства дела, а также совокупность представленных сторонами доказательств и пришел к правомерному выводу о необоснованности доводов общества.
Доводы подателя жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств. Вместе с тем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной правовой оценки, поскольку суд первой инстанции полностью и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 мая 2017 года по делу N А06-1006/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-28903/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2017 г. N Ф06-25830/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Интеграл"
Ответчик: Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, Фин.управление Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: Начальник Шерозия О. Е. Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, ООО "ТД "Строитель", Управление ЖКХ, транспорта, строительства и связи Администрации Саратовского муниципального района, Начальник Финансового управления Администрации Саратовсчкого муниципального района Саратовской области Шерозия О. Е., ООО "Торговый дом "Строитель", Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства и связи администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25830/17
13.07.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7153/17
15.05.2017 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-28903/15
31.08.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12580/16
12.07.2016 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7474/16
03.06.2016 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-28903/15