Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2017 г. N Ф05-13658/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
14 июля 2017 г. |
Дело N А40-233317/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.07.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Сумароковой Т.Я., Панкратовой Н.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СТРОИТЕЛЬ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2017 г. по делу N А40-233317/16, принятое судьей Кукиной С.М. (шифр судьи 130-119) по заявлению ООО "СТРОИТЕЛЬ"
к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения
третьи лица - Централизованная религиозная организация "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря", Префектура ВАО города Москвы; Департамент культурного наследия г. Москвы
при участии в судебном заседании:
от истца: Дащинский Б.А. по доверенности от 18.11.2016 г.;
от ответчика: Родин Д.С. по доверенности от 09.01.2017 г.;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрено заявление ООО "СТРОИТЕЛЬ" о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы, оформленного письмом N 33-5-121404/16-(0)-1 от 08.09.2016 г.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
На указанный судебный акт стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель процессуального оппонента против доводов жалобы возражал.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п.п.4-16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно материалам дела, заявитель обратился к Ответчику с запросом о предоставлении государственной услуги города Москвы "Предварительное согласование предоставления земельного участка", расположенного по адресу: Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25А.
Основанием для обращения с запросом послужила необходимость оформления земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный под зданием, принадлежащим Заявителю на праве собственности (Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25А, стр. 13).
Заявителю 8 сентября 2016 года было отправлено письмо, в котором сообщалось об отказе в предоставлении данной государственной услуги N 33-5-121404/16-(0)-1 от 08.09.2016 г.).
Из письма следует, что основанием для отказа является включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
В письме также сообщается, что объект по указанному адресу (Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25А, стр. 13) включен в приложение 2 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" под N 214.
Для признания недействительным обжалуемого Заявителем распоряжения необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения прав заявителя.
Обязанность заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно - земельных отношений.
В целях реализации указанных полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом. Предоставление государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" регламентировано приложением 21 к указанному постановлению (далее по тексту - Административный регламент).
Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП утвержден Перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках, согласно п. 214 которого объекты, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Преображенский Вал, вл. 25А, стр. 13 включен в указанный Перечень, т.е. выявлен как объект недвижимости, размещенный без разрешительной документации.
Указанный пункт Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819- ПП в установленном законом порядке никем не оспорен и не отменен.
ООО "СТРОИТЕЛЬ" не оспаривается факт включения объекта недвижимого имущества заявителя в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП Перечень.
При этом ответчик не уполномочен на совершение действий по исключению объекта общества из Перечня, поскольку включение и исключение в Перечень земельных участков к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП осуществляется не Департаментом городского имущества города Москвы, а Правительством г. Москвы посредством внесения изменений в указанное постановление в соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы".
Согласно пункту 31 статьи 24 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 4.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" основанием для принятия до 01.01.2020 решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе является включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
Земельный участок по адресу: г.Москва, ул. Преображенский Вал, вл. 25А также входит в территорию объединенных охранных зон, территорию охраняемого культурного слоя, территорию зоны охраняемого природного ландшафта, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского вала)". Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины XVIIIXIXвв., арх. М.Ф. Казаков, отнесен к памятникам истории и культуры на основании Приказа Росохранкультуры N 182 от 14.02.2011.
Согласно п. 1 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 на территории памятника запрещена строительная и хозяйственная деятельность, кроме реставрации, регенерации и мероприятий для обеспечения физической сохранности памятника и условий его восприятия.
Объект Заявителя входит в территорию земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:40, который находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у Централизованной религиозной организации "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря" на основании государственного акта от 18.08.1999 N М-03-013956.
Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины и Никольского единоверческого монастыря по адресам: г. Москва, ул. Преображенский Вал, д. 17 и д.25 был отнесен к памятникам истории и культуры Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. и Указом Президента РФ от 20.02.1995 г. N 176 "Об утверждении перечня объектов историческою и культурного наследия федерального значения".
В соответствии с абз. 4 п. 4 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР N 203 от 13.05.1986 г. территорией недвижимого памятника истории и культуры является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально.
Статус территории памятника истории и культуры отражен в выданном Совету церковных приходов Преображенского монастыря государственном акте на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком по ул. Преображенский вал, д. 25 от 18.08.1999 г. N М-03-013956.
В соответствии со ст. 5 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" от 25.07.2002 г. N 75-ФЗ, земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и названным Федеральным законом.
При таких обстоятельствах, отказ Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении заявителю названной государственной услуги является законным.
С учетом того, что правовой режим земельного участка исключает возможность его предоставления в собственность заявителя, оспариваемый отказ в предварительном согласовании представления земельного участка не нарушает права и законные интересы ООО "СТРОИТЕЛЬ".
С учетом изложенного требования заявителя по заявленному основанию удовлетворению не подлежат.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данному выводу, подробно изложены в судебном акте суда первой инстанции и оснований не согласиться с ними апелляционный суд не усматривает.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявления подлежат отклонению, поскольку не нашли своего документального подтверждения.
Судебные разбирательства с префектурой Восточного административного округа города Москвы по делу N А40-76436/2012 окончены 18.07.2013, пункт 214 - объекты Заявителя, введен в постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" постановлением Правительства Москвы от 29.07.2014 N 425-1111, то есть значительно позже судебных разбирательств, на которые ссылается Заявитель.
Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, выявленных после окончания судебных разбирательств с префектурой Восточного административного округа города Москвы.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов судебного акта суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2017 г. по делу N А40-233317/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
Т.Я. Сумарокова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233317/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2017 г. N Ф05-13658/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО СТРОИТЕЛЬ
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы
Третье лицо: Департамент культурного наследия города Москвы, Префектура ВАО г. Москвы, Префектуру ВАО города Москвы., Религиозная организация Централизованная "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря", ЦРО "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря"