г. Тула |
|
17 июля 2017 г. |
Дело N А68-2306/2017 |
Резолютивная часть определения объявлена 10.07.2017.
Определение изготовлено в полном объеме 17.07.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Рыжовой Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовой Ю.И., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору на определение Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2017 о прекращении производства по делу N А68-2306/2017, принятое по заявлению инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору (г. Тула, ИНН 7106052234, ОГРН 1037100773665) к обществу с ограниченной ответственностью "СтройСервисПроект" (г. Тула, ИНН 7128500225, ОГРН 1087154018005) об обязании предоставить документы.
Инспекция Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СтройСервисПроект" (общество) об обязании предоставить документы.
Определением от 24.05.2017 производство по делу было прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что право инспекции на обращение в суд с заявлением об обязании исполнить выданное им предписание законодательством не предусмотрено.
Не согласившись с указанным определением, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение отменить.
В обоснование жалобы инспекция указывает, что перечень способов защиты нарушенного права, приведенный в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не является исчерпывающим.
Настаивает, что целью подачи заявления в рамках настоящего дела являлась защита прав и законных интересов участников долевого строительства.
Апеллянт полагает, что его право на подачу данного рода заявления предусмотрено положениями статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Положением об инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору, утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 02.07.2014 N 313.
Общество возражений по жалобе не заявило.
Стороны, извещенные надлежащим образом, явку представителей в судебном заседании не обеспечили, в связи с чем и на основании статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителя инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "СтройСервисПроект" является собственником земельного участка с кадастровым номером 71:14:030601:396, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира строение, расположенного в границах участка; ориентир строение; почтовый адрес ориентира: Тульская область, Ленинский район, сельское поселение Ильинское, дер. Варваровка, строение 1а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 71-ЛД N 077600 от 28.01.2014.
Администрацией муниципального образования Ленинский район выданы ООО "СтройСервисПроект" разрешения на строительство N RU71514000-1992 от 30.12.2013, N RU71514000-2001 от 30.12.2013, N RU71514000-2002 от 30.12.2013, N RU71514000-2039 от 11.03.2014, N RU71514000-2040 от 11.03.2014 объектов капитального строительства (многоквартирные жилые дома), расположенных на указанном земельном участке.
Объекты капитального строительства не введены в эксплуатацию.
Строительство указанных объектов капитального строительства осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Инспекцией Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору на основании приказа начальника инспекции N 450 от 28.05.2015 в период с 02.06.2015 по 30.06.2015 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "СтройСервисПроект" на предмет соблюдения указанным липом обязательных требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при привлечении денежных средств участников долевого строительства объектов, расположенных по адресу: Тульская обл., Ленинский район, сельское поселение Ильинское, дер. Варваровка, стр. 1а (позиция 1-21).
По результатам проверки инспекцией выдано обществу предписание N ДТ-12 об устранении выявленных нарушений от 30.06.2015, в соответствии с которым обществу предписано представить в инспекцию документы по объектам долевого строительства, расположенным по адресу: Тульская обл., Ленинский район, сельское поселение Ильинское, дер. Варваровка, стр. 1а.
В последующем инспекцией в отношении общества проводились внеплановые проверки по исполнению выданных предписаний и выдавались новые предписания, аналогичного содержания.
На основании приказа N 555 от 08.08.2016 должностным лицом инспекции по государственному архитектурно-строительному надзору проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки выполнения предписания N ТЕ-3 от 10.02.2016 ООО "СтройСервисПроект", в соответствии с которым обществу необходимо было представить:
1. Приказ о назначении директора;
2. Изменения в проектную декларацию;
3. Копии всех договоров участия в долевом строительстве и договоров уступки, заключенных в отношении объектов строительства, расположенных по адресу: Тульская обл., Ленинский район, сельское поселение Ильинское, дер. Варваровка, стр. 1а;
4. Копии всех платежных документов, подтверждающих оплату объектов долевого строительства участниками долевого строительства (платежные поручения, расходно-кассовые ордера, акты взаимозачета и т.п.);
5. Документально подтвердить использование застройщиком денежных средств участников долевого строительства по целевому назначению (КС-2, КС-З. платежные поручения, счета-фактуры и другие документы);
6. Выписки из лицевых счетов, расчетных счетов на момент проверки;
7. Реестр договоров долевого участия (с указанием участника долевого строительства, номера, даты заключения и регистрации договоров долевого участия, цепы договора, даты поступления первого платежа по договору) (при наличии);
8. Договоры страхования гражданской ответственности застройщика;
9. Иные документы, относящиеся к предмету проверки.
В ходе проверки было установлено, что ООО "СтройСервисПроект" не выполнены в установленный срок (до 30.06.2016) требования предписания инспекции N ТЕ-3 от 10.02.2016 об устранении нарушений, испрашиваемые документы не представлены.
По результатам проверки в отношении ООО "СтройСервисПроект" должностным лицом инспекции составлены акт проверки N ДТ-35 от 17.08.2016 и протокол N 193 об административном правонарушении в области строительства от 17.08.2016; выдано предписание N ДТ-28 от 17.08.2016 о представлении в инспекцию указанных выше документов, предоставлен срок до 30.10.2016.
На основании приказа N 910 от 30.11.2016 должностным лицом инспекции по государственному архитектурно-строительному надзору проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки выполнения предписания N ДТ-28 от 17.08.2016 ООО "СтройСервисПроект", в ходе которой установлено, что обществом не выполнены в установленный срок (до 30.10.2016) требования предписания инспекции N ДТ-28 от 17.08.2016 об устранении нарушений, а именно: не представлены испрашиваемые документы.
По результатам проверки в отношении ООО "СтройСервисПроект" должностным лицом инспекции составлены акт проверки N ДТ-58 от 13.12.2016 и протокол N 319 об административном правонарушении от 23.12.2016; выдано предписание N ДТ-48 от 13.12.2016 о представлении в инспекцию указанных выше документов, предоставлен срок до 28.02.2017.
В установленный предписанием N ДТ-48 от 13.12.2016 срок ООО "СтройСервисПроект" не представлены в инспекцию документы по позициям 3-7.
Поскольку ООО "СтройСервисПроект" требования предписаний инспекции не исполнены в полном объеме, застройщик уклоняется от исполнения требовании Федерального закона N 214-ФЗ и предписаний инспекции, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Перечень дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и подлежащих рассмотрению в арбитражном суде, предусмотрен пунктами 1 - 5 части 1 статьи 29 АПК РФ.
Требование инспекции об обязании общества исполнить выданное предписание об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства не отнесено к категории дел, указанных в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 29 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Частью 1 статьи 53 АПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
При рассмотрении вопроса о наличии у государственного органа процессуального права на обращение в арбитражный суд с заявлением в защиту публичных интересов необходимо учитывать положения федерального закона, обуславливающего объемы и механизмы реализации этого права применительно к спорным отношениям.
Согласно пункту 8 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ) контролирующий орган вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства.
В соответствии с Постановлением Правительства Тульской области от 02.07.2014 N 313 "Об утверждении Положения об инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору" (далее Положение) Инспекция является органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Согласно пункту 4 Положения инспекцией осуществляются также функции:
27) осуществление контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в соответствии с федеральным законодательством;
28) осуществление контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, в том числе и на основании документов и информации, полученных от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации;
29) осуществление контроля за деятельностью застройщика на основании ежеквартально представляемой от застройщика отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточной и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
30) признание в соответствии с установленными критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и чьи права нарушены, пострадавшими, а также ведет реестр таких граждан;
31) осуществление контроля за соблюдением застройщиком:
а) установленных частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" требований к застройщику;
б) установленных статьей 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ требований к раскрытию и размещению им информации;
в) примерных графиков реализации проектов строительства;
г) установленных частью 1.2 статьи 18 Федерального закона N 214-ФЗ требований к ведению учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства;
33) осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона N 214-ФЗ, в том числе запрашивать у Центрального банка Российской Федерации информацию о соответствии банка, с которым застройщиком заключен договор поручительства, или страховой организации, с которой застройщиком заключен договор страхования, требованиям Федерального закона N 214-ФЗ, а также рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями Федерального закона N 214-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Положения инспекция имеет право также выдавать участникам строительства обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений; выступать истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде по вопросам, отнесенным к компетенции инспекции (подпункты 7, 8).
Пунктом 6 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ инспекции предоставлено право выдавать предписания лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, об устранении нарушений законодательства.
Право инспекции на обращение в суд с заявлением об обязании исполнить выданное им предписание законодательством не предусмотрено. То есть в данном случае истребование документов должно производиться инспекцией в единственно возможной процедуре - административной.
Невыполнение в установленный срок законного предписания административного органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд первой инстанции справедливо отметил, что нормы действующего законодательства определяют способ реализации инспекцией права на защиту публичных интересов при неисполнении каким-либо лицом предписания путем привлечения его к административной ответственности.
Судебная коллегия отмечает, что арбитражный суд собой не подменяет административный уполномоченный орган. Компетенция суда - рассмотрение споров. В данном случае спор как таковой между сторонами отсутствует. Реализация административных полномочий через суд действующим законодательством не предусмотрена. При этом необходимо учитывать, что право на получение документов, предоставленное инспекции пунктом 4 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ не является тождественным с правом истребовать указанные документы в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, следовательно суд по праву прекратил производство по данному делу.
Доводы жалобы, суд апелляционной инстанции отклоняет, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции от 24.05.2017 и отклоняет доводы инспекции о его незаконности.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2017 по делу N А68-2306/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2306/2017
Истец: Инспекция Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору, Инспекция Тульской области по госудорственному архитектурно-строительному надзору
Ответчик: ООО "СтройСервисПроект"