Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2017 г. N Ф08-8160/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А63-11026/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Казаковой Г.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контакт" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2017 по делу N А63-11026/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Контакт" (ОГРН 1022603027688, ИНН 2623000789)
к комитету градостроительства администрации города Ставрополя (ОГРН 1052600294064, ИНН 2634064833)
о признании незаконным решения от 25.08.2016 N 06/1-05/1-1/2229 об отказе в выдаче разрешения на строительство,
с участием третьих лиц: администрации города Ставрополя; Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя; ГКУ "Ставропольское лесничество"; МБУ "Ставропольское городское лесничество",
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Контакт": представитель Есипов Р.А. (по доверенности от 07.09.2016),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Контакт" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным решения Комитета градостроительства администрации города Ставрополя (далее по тексту - Комитет) от 25.08.2016 N 06/1-05/1- 1/2229 об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Решением суда от 06.03.2017 в удовлетворении требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального.
В отзыве на жалобу Комитет градостроительства и администрации города Ставрополя опроверг изложенные в ней доводы, просит оставить принятый судебный акт без изменения. Одновременно, просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель заявителя обосновал свои возражения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы с учетом дополнения, отзыв на жалобу, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2017 по делуN А63-11026/2016 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Постановлением главы администрации города Ставрополя от 24.03.1992 N 507/1 товариществу с ограниченной ответственностью "Контакт" предоставлен земельный участок площадью 1,7 га под проектирование и строительство индивидуальных домов-коттеджей в районе кордона "Угольный" на территории Григорьевской Поляны с долевым участием Ставропольского мехлесхоза. Отвод участка решено произвести за счет частичного изъятия из земель 8 квартала Мамайской лесной дачи Ставропольского лесничества Ставропольского мехлесхоза в постоянное пользование в границах согласно прилагаемому чертежу.
На основании данного постановления комитетом по земельным ресурсам г. Ставрополя товариществу с ограниченной ответственностью "Контакт" выдано свидетельство N 2109 от 22.07.1993 о праве бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок площадью 17 010 кв.м, расположенный в районе кордона "Угольный", для проектирования и строительства индивидуальных домов-коттеджей. К свидетельству прилагался чертеж границ земельного участка.
Решением собрания учредителей (протокол N 5 от 06.06.1996) ТОО "Контакт" реорганизовано путем преобразования в ООО "Контакт".
В дальнейшем сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера 26:12:011801:18.
04.12.2007 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок с кадастровым номером 26:12:011801:18 (регистрационная запись N 26-26-12/096/2007-329).
В 2008 проведены работы по межеванию указанного земельного участка, по результатам которых составлено землеустроительное дело и внесены сведения о границах земельного участка в ГКН, что подтверждается выдачей кадастрового паспорта на земельный участок.
02.07.2012 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, представив кадастровый паспорт земельного участка, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества, доверенность подписавшего заявление представителя, копию свидетельства от 22.07.1993 N 2109 и постановления от 24.03.1992 N 507/1, выписку из ЕГРП в отношении земельного участка и сообщение об отсутствии на нем объектов недвижимости.
Уведомлением от 14.08.2012 N 09/2-06/1-3257 администрация отказала обществу в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что он не освоен.
Статьей 22 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом РФ 06.03.1993 N 4613-1 (действовавших в период предоставления земельного участка ТОО "Контакт"), установлено, что перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы, к которым в соответствии со статьей 14 Основ относились городские леса, для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти. В обоснование соблюдения требований данной нормы заявитель указывал на то, что такое согласие было выражено в письме Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 08.06.1993 N П1-34907.
Суду апелляционной инстанции в рамках настоящего дела представлена светокопия письма руководителя секретариата заместителя председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 08.06.1993 N П1-34907, согласно которого возвращены материалы землеустроительного дела товарищества "Контакт", так как в соответствии с Земельным кодексом РСФСР (п. 23-25) изымать земли в лесах I группы для нужд здравоохранения в порядке исключения могут местные органы. Рослесхоз не возражает.
В рамках дела N А63-16827/2012 обществом представлялось постановление главы администрации Ставропольского края от 08.02.1993 N 3 об изъятии у Ставропольского мехлесхоза 1,7 га земель и предоставлении их в постоянное пользование ТОО "Контакт" под строительство оздоровительного комплекса.
В пункте 3 данного постановления указано: "Внести настоящее постановление на рассмотрение Правительства Российской Федерации в установленном законом порядке".
Согласно письму Ставропольского управления лесами от 05.07.1993 N 02/1-8, Ставропольскому лесхозу дано указание об отводе не покрытого лесом земельного участка в квартале 8 выдел 9 Мамайской лесной дачи Ставропольского лесничества Ставропольского лесхоза площадью 1,7 га для строительства оздоровительного комплекса, коттеджей ТОО "Контакт" и внесении изменений в учет лесов со ссылкой на вышеназванное письмо Совета Министров - Правительства РФ.
МБУ "Ставропольское городское лесничество" в письменных пояснениях подтвердило отвод в постоянное пользование ТОО "Контакт" постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 08.06.1993 N П-1-34907 не покрытого лесом земельного участка в квартале 8 выдел 9 Мамайской лесной дачи. При этом, лесничество указало, что земельный участок площадью 17 010 кв.м по результатам лесоустройства, проведенного в 1997 году Государственным специализированным предприятием "Воронежлеспроект", не входит в состав городских лесов города Ставрополя.
По результатам межевания городских лесов города Ставрополя в 2009 данный земельный участок также не входит в состав городских лесов, в подтверждение приложена выкопировка из планшета N 15.
С учетом изложенного судом в рамках дела N А63-16827/2012 установлено, что к обществу как правопреемнику ТОО "Контакт" перешло право бессрочного (постоянного) пользования на спорный земельный участок, признан незаконным отказ администрации города Ставрополя от 14.08.2012 N 09/2-06/1-3257 в предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Контакт" земельного участка с кадастровым номером 26:12:011801:18, администрация обязана предоставить названный земельный участок обществу.
На основании решения суда от 30.07.2013 по делу N А63-16827/2012 администрацией города Ставрополя Ставропольского края принято постановление от 24.10.2013 N 3680 о предоставлении обществу в аренду сроком на 3 года земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:011801:18 площадью 17 010 кв.м для продолжения строительства индивидуальных домов-коттеджей с присвоением земельному участку почтового адреса: город Ставрополь, ул. Космонавтов, 33.
Во исполнение постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:011801:18 сроком с 24.10.2013 по 23.10.2016.
Договор зарегистрирован регистрирующим органом 07.05.2014.
28.10.2013 обществом получен градостроительный план земельного участка, в котором указано, что земельный участок расположен в зоне Р-1 "Зона городских лесов", в качестве назначения объекта капитального строительства названо проектирование и строительство индивидуальных домов-коттеджей, также установлены границы мест допустимого размещения объектов капитального строительства.
16.08.2016 общество обратилось в Комитет градостроительства с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Письмом от 25.08.2016 N 06/1-05/1-1/2229 Комитет отказал обществу в выдаче разрешения на строительство.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявленными требования в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых для получения такого разрешения документов в порядке, установленном частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Исходя из положений части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на строительство должен быть приложен градостроительный план земельного участка.
По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Исходя из части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Согласно части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном плане земельного участка должны быть указаны границы земельного участка, минимальные отступы от границ участка, информация о градостроительном регламенте. При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
28.10.2013 обществом получен градостроительный план земельного участка, в котором указано, что земельный участок расположен в зоне Р-1 "Зона городских лесов", в качестве назначения объекта капитального строительства названо проектирование и строительство индивидуальных домов-коттеджей, также установлены границы мест допустимого размещения объектов капитального строительства.
Между тем, на момент выдачи градостроительного плана спорного земельного участка, вступили в силу Правила землепользования и застройки в городе Ставрополе, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97, в соответствии с которыми земельный участок по адресу: г. Ставрополь, ул. Космонавтов, 33 находится в границах территориальной зоны Р-1 "Зона городских лесов", разрешенное использование которой, не предусматривает строительство домов-коттеджей.
Пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В данном случае, на момент обращения общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство в отличие от момента получения обществом градостроительного плана, утвержденного 09.10.2013, в отношении планируемого к застройке земельного участка, имелся утвержденный в установленном порядке градостроительный регламент. Представленный заявителем градостроительный план содержал информацию, не соответствующую действующему градостроительному регламенту.
Таким образом, оценив все представленные в материалы дела доказательства, а также отсутствия у суда сведений об обращении общества в комиссию по землепользованию и застройке г. Ставрополя и внесении в Правила изменений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о принятии Комитетом градостроительства решения об отказе в выдаче разрешения на строительства в соответствии с нормами действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании обществом вышеприведенных норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что на момент принятия судебного акта судом первой инстанции, а также на момент рассмотрения апелляционной жалобы, срок аренды земельного участка истек (23.10.2016). В отсутствие прав на земельный участок, возложение обязанности на комитет по выдаче разрешения на строительство, в отсутствии прав заявителя на земельный участок, будет противоречить действующему закону (пп. 1 пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2017 по делу N А63-11026/2016 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе общества по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена при подаче жалобы в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2017 по делу N А63-11026/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
Г.В.Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-11026/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2017 г. N Ф08-8160/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Контакт"
Третье лицо: администрация г. Ставрополя, ГКУ "Ставропольское лесничество", Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя, МБУ "Ставропольское городское лесничество", КОМИТЕТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ