Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 ноября 2017 г. N Ф03-3639/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
19 июля 2017 г. |
А73-1891/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от КГБУЗ "СП N 18": не явились;
от ГУ Хабаровского РО ФСС РФ филиал N 7: представителя Николенко Я.Ю,;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Филиал N 7
на решение от 22.05.2017 по делу N А73-1891/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 18" министерства здравоохранения администрации города Хабаровска
к Государственному учреждению Хабаровскому региональному отделению Фонда социального страхования филиал N 7
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 18" Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022701192469, ИНН 2723014440; далее - учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 (далее - фонд) от 21.11.2016 N524.
Решением суда от 22.05.2017 оспариваемое решение отделения признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просило его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт привел доводы о том, что поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику по уходу за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источника финансирования такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, следовательно, сумма расходов на оплату выходных дополнительных дней для ухода за ребенком-инвалидом в размере 277 569,95 руб. подлежала обложению страховыми взносами.
Представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель учреждения в судебном заседании участия не принимал.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва и заслушав представителя заявителя, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, КГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 18" Министерства здравоохранения Хабаровского края является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фондом проведена документальная выездная проверка правильности исчисления, уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств в Фонд социального страхования Российской Федерации за период 2013 - 2015 годы, в ходе которой установлено занижение базы для исчисления страховых взносов в связи с не включением суммы 277 569,95 руб. в виде оплаты дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом.
07.10.2016 составлен акт проверки N 460н/с, по результатам рассмотрения которого 21.11.2016 фондом принято решение N 524, которым страхователь привлечен к ответственности по статье 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в сумме 111,03 руб. Кроме того, страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 555,12 руб., начисленные пени в сумме 57,91 руб., а также внести исправления в документы бухгалтерского учета.
Посчитав данное решение незаконным, страхователь оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования ввиду установления совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления КГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 18" спорной суммы страховых взносов, пеней, штрафа послужили выводы отделения ФСС о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму 277 569,95 руб., представляющую собой оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами.
В силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1).
В соответствии со статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.
Статьей 129 Трудового кодекса предусмотрено, что оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 этого Кодекса определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере
среднего заработка и порядке, установленном федеральными законами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 N 1048 утверждены Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами (далее - Правила), которые определяют порядок предоставления в соответствии со статьей 262 ТК РФ дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.
На основании пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются, в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или
инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Доказательств обратному фондом в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к верному выводу, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.05.2017 по делу N А73-1891/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1891/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 ноября 2017 г. N Ф03-3639/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 18" министерства здравоохранения администрации города Хабаровска
Ответчик: ГУ Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 7
Третье лицо: ГУ Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2018 Определение Верховного Суда России N 303-КГ17-23764
08.11.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3639/17
19.07.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3705/17
22.05.2017 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1891/17