г. Ессентуки |
|
24 июля 2017 г. |
Дело N А15-5735/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судьи: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу Счетной палаты Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.03.2017 по делу N А15-5735/2016 (судья Цахаев С.А.) по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ОГРН 1020502625615) к Счетной палаты Республики Дагестан (ОГРН 1020502625912) о признании незаконным и отмене предписания от 12.08.2016 N 10 пд-07, третьи лица: глава КФХ "Исмаилов Сайпулла Баширович" (РД, Тляратинский район, с. Бетельда); КФХ "Омарова Зайнап Гитинмагомедовна" (РД, Бабаюртовский район, сел. Геметюбе), КФХ "Газиев Мирзагаджи Мусаевич" (РД, Бабаюртовский район, сел. Татаюрт), КФХ "Берекет" (глава Абакаров А.Б., РД, Буйнакский район, сл. Халимбекаул), КФХ "Джалилов Р.А." (РД, Агулский район, сел. Бедюк), КФХ "Курбан" (глава КФХ Дагиров М.А., РД, Буйнакский район, сел. Н. Казанище) и КФХ "Магомедов А.А. (РД, г. Махачкала, Кировский район, п. Красноармейск, ул. Советская д.3),
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Счетной палаты Республики Дагестан (далее - Счетная палата) от 12.08.2016 N 10 пд-07.
Определением суда от 20.02.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя привлечены: глав КФХ "Исмаилов Сайпулла Баширович", КФХ "Омарова Зайнап Гитинмагомедовна", КФХ "Газиев Мирзагаджи Мусаевич", КФХ "Берекет", КФХ "Джалилов Р.А.", КФХ "Курбан" и КФХ "Магомедов" А.А.
Решением суда от 29.03.2017 заявленные требования Министерства удовлетворены, предписание Счетной палаты признано незаконным и отменено.
Счетная палата обжаловала решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Министерства.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к отзыву Министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что у Счетной палаты отсутствовали основания для вынесения оспариваемого предписания, действия Министерства по выделению субсидий законны и обоснованы.
В составе суда на основании определения председателя третьего судебного состава от 17.07.2017 в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Семенова М.У. на судью Параскевову С.А., рассмотрение апелляционной жалобы начато с самого начала.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в соответствии с планом работы на 2015 год на основании распоряжения Счетной палаты Республики Дагестан от 08.02.2016 N 17-р проведена проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных в 2015 году Министерству, в том числе на реализацию Государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы. По результатам проведенной проверки Счетной палатой 08.04.2016 составлен акт ревизии. Из содержания акта следует, что в нарушение пункта 2.1 "Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан N 160 от 15.05.2012 произведены неправомерные выплаты субсидий (грантов) 5 хозяйствам в сумме - 6184000р, в том числе: КФХ "Имамов Сайпула Баширович", с. Бетельда, Тляратинского района - 1246000р; - КФХ "Омарова Зайнап Гитиномагомедовна", с. Геметюбе, Бакбаюртовского района - 1200000р; - КФХ "Алиханов Баганд Магомедович", г. Махачкала - 1246000р; - КФХ "Газиев Мирзагаджи Мусаевич", с. Татаюрт, Бабаюртовского района - 1246000р; - КФХ "Ахмарашидов Рамазан Абубакарович", с Гуни, Казбековского района - 1246000р. В нарушения подпункта "а" пункта 2 "Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм", утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан N 159 от 15.05.2012 произведены неправомерные выплаты субсидии 4 хозяйствам в общей сумме 19716000р, в том числе: - КФХ "Берекет" Абубакарова А.Б., с. Халимбекаул, Буйнаксого района- 4929000р; - КФХ "Джалилолва Р.А.", с. Бедюк, Агульского района - 4929000р; - КФХ "Курбан" Дагирова М.А., с. Н.Казанище, Буйнакского района - 4929000р; - КФХ "Магомедов А. А.", пос. Красноармейск, г. Махачкала - 4929000р.
На основании акта ревизии от 08.04.2016 аудитором Счетной палаты 03.06.2016 в адрес Министерства направлено представление о принятии мер по устранению выявленных недостатков и восстановлении неправомерно выделенных субсидий в сумме 25900000р, в том числе в республиканский бюджет Республики Дагестан - 25161000р и в федеральный бюджет - 739000р. О принятых мерах предписано информировать Счетную палату в месячный срок с приложением подтверждающих восстановление указанных средств документов.
В связи с не исполнением Министерством указанного представления Счетной палатой 12.08.2016 в адрес Министерства вынесено предписание N 10пд-07 о незамедлительном и в полном объеме рассмотрении представления Счетной палаты от 03.06.2016 и принятии мер по обеспечению возврата неправомерно выделенных субсидий в сумме 25900000р.
Не согласившись с предписанием Счетной палаты, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Министерства, исходил из следующего.
Во исполнение Постановлений Правительства РФ от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров" и от 28.02.2012 N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм" и приказами Минсельхоза России от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N166" и от 22.03.2012 N198 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N165" постановлениями Правительства Республики Дагестан от 15.05.2012 N159 утверждены Порядок предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и Порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, устанавливающие порядок и условия предоставления данных видов субсидий и грантов (указанные нормативные акты приведены с учетом редакции, действовавшей в спорный период).
Условия подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров утверждены приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166" (далее - Приказ N197). Для получения гранта на поддержку начинающего фермера заявитель одновременно должен соответствовать всем установленным Приказом N197 условиям, в том числе пунктам 2.1 и 2.3. Согласно абзацу 1 пункта 2.1 Приказа N197 заявитель не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являться учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ), главой которого он является. Данное ограничение введено с целью недопущения к участию в конкурсах индивидуальных предпринимателей, получивших государственную поддержку на открытие предпринимательской деятельности по другим программам поддержки, также осуществляющих иные виды предпринимательской деятельности, кроме сельскохозяйственной. При этом фермер имеет право на получение гранта в случае, если он является главой того КФХ, которое претендует на получение государственной поддержки. Абзацем 2 пункта 2.1 Приказа N197 допускается осуществление предпринимательской деятельности, если этот период в совокупности составлял не более шести месяцев в течение последних трех лет. Разрешение на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров заявителям с периодом ведения предпринимательской деятельности не более шести месяцев в течение последних трех лет дает возможность главам КФХ принять участие в мероприятии в случае ошибки при регистрации организационно-правовой формы хозяйства в налоговых органах и необходимости перерегистрации хозяйства в установленном порядке. Согласно пункту 2.3 Приказа N197, заявитель имеет право на получение гранта, если является главой хозяйства, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня его регистрации и зарегистрировано на территории того же субъекта Российской Федерации, где подается заявка в конкурсную комиссию. Введение данного условия обусловлено смыслом грантовой поддержки начинающих фермеров - она предоставляется на создание нового КФХ, на начало сельскохозяйственной деятельности. Учитывая срок регистрации и оформления КФХ, фермерам предоставляется возможность в осуществлении деятельности не более 24 месяцев. Соответствие КФХ всем указанным пунктам Приказа N197 является обязательным. Условия пунктов 2.1 и 2.3 не противоречат друг другу.
Из акта проверки и материалов дела следует, что деятельность КФХ, которым были выделены субсидии, не превышало сроков, указанных в пунктах 2.1 и 2.3 Приказа N 197. Соответственно выводы Счетной палаты о неправомерности выплаты субсидий (грантов) 5 хозяйствам в сумме - 6184000р являются необоснованными и не соответствуют действующему законодательству.
Как следует из материалов дела КФХ "Имамов Сайпула Баширович" зарегистрировано 03.09.2013, на день подачи заявки крестьянское фермерское хозяйство осуществляло свою деятельность 20 месяцев. КФХ "Омарова Зайнап Гитиномагомедовна" зарегистрировано 14.03.2014, на день подачи заявки крестьянское фермерское хозяйство осуществляло свою деятельность 14 месяцев. КФХ "Алиханов Баганд Магомедович", зарегистрировано 14.05.2015, на день подачи заявки крестьянское фермерское хозяйство осуществляло свою деятельность 23 месяца. КФХ "Газиев Мирзагаджи Мусаевич", зарегистрировано 14.05.2015, на день подачи заявки крестьянское фермерское хозяйство осуществляло свою деятельность 10 месяцев. КФХ "Ахмарашидов Рамазан Абубакарович", зарегистрировано 12.05.2015, на день подачи заявки крестьянское фермерское хозяйство осуществляло свою деятельность 10 месяцев.
Являясь главами указанных КФХ, ими осуществлялась предпринимательская деятельность более 6 месяцев, однако это не противоречит пункту 2.1 Порядка, поскольку главы КФХ иной предпринимательской деятельностью, кроме сельскохозяйственной не занимались и со дня регистрации действовали менее 24 месяцев.
Таким образом, доводы Счетной палаты о том, что в нарушение пункта 2.1 "Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан N 160 от 15.05.2012 Министерством произведены неправомерные выплаты субсидий (грантов) 5 хозяйствам в сумме - 6184000р поскольку эти хозяйства созданы в 2013 и 2014 годах и соответственно не подпадают под перечень хозяйств, указанных пунктами 2 и 2.1 Порядка правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными.
В акте проверки Счетной палаты от 08.04.2016 также указано, что в нарушение подпункта "а" пункта 2 "Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм", утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан N 159 от 15.05.2012 произведены неправомерные выплаты субсидии 4 хозяйствам в общей сумме 19716000р. По мнению Счетной палаты, предоставление грантов 4 хозяйствам в общей сумме 19716000р, в том числе: КФХ "Берекет" - 4929000р; КФХ "Джалилова Р.А." - 4929000р; КФХ "Курбан" - 4929000р и КФХ "Магомедов А. А." - 4929000р осуществлено Министерством с нарушением установленного подпункта "а" пункта 2 Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан N159 от 15.05.2012, так как члены КФХ, являющиеся родственниками главы КФХ, фактически не принимают личного участия в осуществлении совместной производственной деятельности.
Суд первой инстанции, отклоняя указанный довод Счетной палаты, установил следующее.
В соответствии с Государственной программой Республики Дагестан "Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.12.2013 года N 673 и ведомственной целевой программой "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских(фермерских) хозяйств на 2015-2017 годы" утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 10.10.2014 N226 на предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм, фермерам в 2015 году предусматривались средства всего - 227074000р, в том числе федерального бюджета в сумме - 109406000р, средства республиканского бюджета в сумме - 26838000р, и внебюджетные средства в сумме - 90830000р.
Судом первой инстанции установлено, что Министерству в 2015 году на указанные мероприятия были предусмотрены из республиканского бюджета средства в сумме - 26837700р, которые были в полном объеме профинансированы. Финансирование средств из федерального бюджета составило 203100000р, и внебюджетных источников -153300000р. В 2015 году, предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм, осуществлялось Министерством на основании Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан N 159 от 15.05.2012 (далее - Порядок N 159).
В соответствии с Порядком N 159, гранты предоставляются в рамках и соответствии с ведомственной целевой программой "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2015-2017 годы", утвержденной Приказом Министерства от 10.10.2014 N 226. Отбор крестьянских фермерских хозяйств, для получения грантов осуществляется на конкурсной основе в виде открытого конкурса, проводимого Министерством с учетом требований утвержденных приказом Министерства от 22.03.2012 N 198.
В проверяемом периоде, гранты на развитие семейных животноводческих ферм за счет средств республиканского бюджета были выделены 7 сельскохозяйственным товаропроизводителям в общей сумме 26837700р.
Согласно подпункту "р" пункта 6 Порядка N 159 одним из документов для участия в конкурсном отборе КФХ, который заявитель обязан представить в конкурсную комиссию документ, подтверждающий наличие двух и более членов КФХ, состоящих в родстве и совместно осуществляющих производственную деятельность, основанную на их личном участии.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что КФХ "Берекет", КФХ "Джалилов Р.А.", КФХ "Курбан" и КФХ "Магомедов А.А." для участия в конкурсном отборе представили соглашение о создании КФХ, в которых числятся по два члена КФХ, состоящих в родстве. Всеми указанными КФХ для получения спорных грантов в Министерство были представлены все необходимые документы, в том числе и соглашения о создании хозяйств, которые подписаны всеми участками этих хозяйств, в том числе родственниками главы КФХ. Какие-либо сведения о недостоверности указанных сведений Счетной палатой материалы проверок не содержат, в материалы дела не представлено.
Таким образом, довод Счетной палаты о неправомерности выплаты субсидии 4 хозяйствам на сумму 19716000р неправомерен.
Представленные главами КФХ соглашения подтверждают наличие в хозяйствах двух и более членов, находящихся в родстве и их участие в деятельности хозяйств. Отсутствие начисления заработной платы членам хозяйств, находящихся в близком родстве, не может служить основанием для выводов о том, что они не принимают личного участия в деятельности хозяйства.
В части доводов Счетной палаты о нарушении судом первой инстанции требований пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание обладает признаками ненормативного правового акта, затрагивает сферу имущественных прав и законных интересов Министерства, поскольку обязывает его совершить определенные действия, направленные на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, и создает препятствия для осуществления экономической деятельности.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 10.05.2016 N 310-КГ16-4902 по делу NА23-2564/2015.
Доводы апелляционной жалобы Счетной палаты не нашли своего подтверждения. Судом апелляционной инстанции принимаются доводы Министерства, изложенные в отзыве и дополнении к отзыву.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.03.2017 по делу N А15-5735/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-5735/2016
Истец: Министерство сельского хозяйства РД
Ответчик: Счетная палата РД
Третье лицо: КФХ Глава "Ахмарашидов Рамазан Абубакарович", КФХ Глава "Берекет" Абакаров А.Б., КФХ Глава "Газиев Мирзагаджи Мусаевич", КФХ Глава "Джалилов Р.А.", КФХ Глава "Исмаилов Сайпулла Баширович", КФХ Глава "Курбан" Дагиров М.А., КФХ Глава "Магомедов А.А.", КФХ Глава "Омарова Зайнап Гитинмагомедовна"