Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2017 г. N Ф07-12848/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А52-2370/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 июля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям на решение Арбитражного суда Псковской области от 21 февраля 2017 года по делу N А52-2370/2016 (судья Бударина Ж.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Попов Георгий Викторович (место жительства: 180000, Псковская обл., г. Псков; ОГРНИП 304602735500539, ИНН 602700062027; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям (место нахождения: 180007, Псковская обл., г. Псков, ул. Пароменская, д. 21/33;
ОГРН 1026000971831, ИНН 6027007117; далее - Комитет) о признании действий, выразившихся в отказе в проведении аукциона на земельный участок с кадастровым номером 60:27:0060242:12, оформленных письмом от 05.07.2016, незаконными и об обязании провести аукцион (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Псковской области, общество с ограниченной ответственностью Сбытовое объединение "Псковнефтепродукт" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 21.02.2017 удовлетворено требование в части признания незаконными действий, выразившихся в отказе в проведении аукциона на земельный участок с кадастровым номером 60:27:0060242:12, оформленном письмом от 05.07.2016. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Комитет с решением в части признания его действий незаконными не согласился, обратился с жалобой в суд, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что Комитет никаким образом не нарушил прав и законных интересов Предпринимателя, так как не имел права выставить на торги испрашиваемый земельный участок, который согласно инвестиционному проекту должен быть предоставлен Обществу. Полагает, что суд необоснованно отказал в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике.
Определением от 13.05.2017 суд отложил рассмотрение жалобы на 13.06.2017, истребовал в Государственном комитете Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике сведения о процедурах, проведенных до заключения инвестиционного соглашения от 16.11.2016 между администрацией Псковской области и Обществом; доказательства включения спорного инвестиционного проекта в перечень адресных инвестиционных программ Псковской области; мнение о необходимости участия данного комитета в рассматриваемом споре.
На запрос суда Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике представил:
- обращение Общества от 10.10.2013 в адрес Государственного комитета Псковской области по инвестициям и пространственному развитию о рассмотрении возможности заключения инвестиционного соглашения с администрацией Псковской области о реализации инвестиционного проекта "Сеть автоматических автозаправочных станций ООО "Псковнефтепродукт";
- обращение Общества от 23.04.2014 в адрес Губернатора Псковской области о расположении подобранных для реализации инвестиционного проекта земельных участках;
- обращение от 09.06.2016 государственного автономного учреждения "Агентство инвестиционного развития Псковской области" (далее - ГАУ "Агентство инвестиционного развития Псковской области) в Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике о возможности включения инвестиционного проекта "Создание сети автоматических автозаправочных станций в г. Пскове и г. Великие Луки" в государственные программы Российской Федерации и (или) государственные программы Псковской области,
В письменных пояснениях сообщил, что инвестиционный проект Общества включен в государственную программу Псковской области "Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением администрации Псковской области от 28.10.2013 N 499. Также указал на отсутствие необходимости участия Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике в рассматриваемом споре.
В связи с тем, что документы, поступившие во исполнение определения суда от 18.05.2017, отсутствуют у Предпринимателя, суд апелляционной инстанции определением от 13.06.2017 рассмотрение дела отложил на 13.07.2017 для направления указанных документов в адрес заявителя.
Предпринимателю в срок до 06.07.2017 предложено представить в суд и лицам, участвующим в деле, дополнения к отзыву на апелляционную жалобу с учетом документов, поступивших по запросу суда от Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике
Определением от 12.07.2017 в составе суда произведена замена судьи Зайцевой А.Я. на судью Чередину Н.В.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ рассмотрение дела начато сначала.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили.
Предприниматель в отзыве на жалобу против ее удовлетворения возражал.
Общество в отзыве на жалобу ее доводы поддержало.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Предприниматель 01.02.2016 обратился в Комитет с заявлением о предоставлении на аукционе земельного участка с кадастровым номером 60:27:0060242:12 в аренду сроком на 10 лет для строительства магазина потребительских товаров, площадью 2513 кв.м.
Сведения о государственной регистрации прав на земельный участок отсутствуют.
Письмом от 05.07.2016 Комитет отказал Предпринимателю в проведении аукциона испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что между губернатором Псковской области Турчаком А.А. и инвестором в отношении испрашиваемого земельного участка подписано инвестиционное соглашение по реализации инвестиционного проекта "Создание сети автоматических автозаправочных станций в г. Пскове и г. Великие Луки", в связи с этим выставить на торги данный земельный участок невозможно.
Предприниматель, считая отказ Комитета незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал обоснованным требование о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в проведении аукциона на земельный участок с кадастровым номером 60:27:0060242:12, оформленном письмом от 05.07.2016.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с судебным актом в обжалуемой части по следующим основаниям.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Как следует из пункта 1 статьи 39.3 указанного Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Постановлением администрации Псковской области от 08.10.2015 N 450 утверждено Положение о порядке осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе, являющемся административным центром Псковской области, и на приграничных территориях (далее - Положение N 450).
Согласно пункту 3 Положению N 450 администрация Псковской области в отношении земельных участков принимает решения, оформляемые распоряжением Администрации области: о предварительном согласовании предоставления земельного участка для строительства в случае, если: земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; о предоставлении земельного участка для строительства в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование; о проведении аукциона по продаже земельного участка в случае его предоставления для строительства и аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в случае его предоставления для строительства.
В силу пункта 4 Положения N 450 в случаях, не указанных в пункте 3 настоящего Положения, полномочия по распоряжению земельными участками осуществляются Комитетом.
Решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, решение об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также в предоставлении такого земельного участка принимается Комитетом и оформляется приказом Комитета.
Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируются статьей 39.11 ЗК РФ.
Подпунктом 15 пункта 8 статьи 36.11 ЗК РФ установлено, что земельный участок не может являться предметом аукциона, если он предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой.
Комитет по заявлению Предпринимателя осуществил необходимые действия по проверке наличия или отсутствия возможности размещения (строительства) на земельном участке магазина потребительских товаров и оснований, установленных пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ, и письмом от 05.07.2016 отказал заявителю в проведении аукциона со ссылкой на подписанное с Обществом инвестиционное соглашение по реализации инвестиционного проекта.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции Комитет приказом от 25.11.2016 N 4647 отказал Предпринимателю в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 60:27:0060242:12 на основании подпункта 15 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Законом Псковской области от 06.10.2015 N 1571-ОЗ утверждены критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставление земельного участка, находящегося в собственности Псковской области, муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, осуществляется в аренду без проведения торгов (принят Псковским областным Собранием депутатов 24.09.2015), во исполнение которого постановлением администрации Псковской области от 15.01.2016 N 10 утверждено положение "О порядке рассмотрения документов, обосновывающих соответствие масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Законом области от 06 октября 2015 года N 1571-ОЗ "Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставление земельного участка, находящегося в собственности Псковской области, муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, осуществляется в аренду без проведения торгов".
Согласно пункту 5 названного положения в случае, если проект не включен в государственные программы Российской Федерации и (или) государственные программы Псковской области в целях обеспечения их исполнения за счет внебюджетных источников финансирования, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о признании масштабного инвестиционного проекта соответствующего критериям, установленным указанным положением, с прилагаемыми документами направляет их копии, а также копии материалов, относящихся к проекту (инвестиционное соглашение, инвестиционный меморандум, проект презентации инвестиционного проекта с изложением концепции инвестиционного проекта, соглашение о государственно-частном партнерстве, проект государственно-частного партнерства), в орган исполнительной власти области - ответственный исполнитель государственной программы Псковской области, в которую предлагается включить проект.
Суд апелляционной инстанции на основании дополнительно представленных доказательств установил следующие обстоятельства.
В адрес Государственного комитета Псковской области по инвестициям и пространственному развитию от Общества (далее - Инвестор) 10.10.2013 поступило письмо N 1/2854 о рассмотрении возможности заключения инвестиционного соглашения между заявителем и администрацией Псковской области с приложением пакета документов, необходимых для заключения инвестиционного соглашения.
В соответствии с постановлением администрации Псковской области от 29.06.2010 N 249 "Об утверждении Порядка сопровождения стратегических инвестиционных проектов" указанный выше инвестиционный проект был направлен на рассмотрение и сопровождение в ГАУ "Агентство инвестиционного развития Псковской области".
В адрес губернатора Псковской области 23.04.2014 поступило письмо N 1/1282 от Инвестора о перечне земельных участков, необходимых для реализации проекта, в том числе участка с кадастровым номером 60:27:0060242:12.
Комитетом в рамках полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, согласованы земельные участки Инвестора для реализации инвестиционного проекта.
Протоколом заседания инвестиционной комиссии администрации Псковской области от 19.08.2015 N 69 с учетом согласованного перечня земельных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта, инвестиционный проект Общества рассмотрен и признан стратегическим.
На основании протокола заседания инвестиционной комиссии от 19.08.2015 N 69 в системе электронного документа оборота ГАУ "Агентство инвестиционного развития Псковской области" 06.05.2016 размещен для согласования и утверждения проект инвестиционного соглашения между администрацией Псковской области и Инвестором.
Согласно пункту 6 инвестиционного меморандума, являющегося приложением к инвестиционному соглашению, в числе земельных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта, указан земельный участок с кадастровым номером 60:27:0060242:12.
После согласования проекта инвестиционного соглашения он был вынесен для очного подписания на заседание Совета по инвестициям в Псковской области от 16.11.2016.
Кроме того, на основании письма ГАУ "Агентство инвестиционного развития Псковской области" от 09.06.2016 N АИР/11-0074 Комитет включил 26.07.2016 инвестиционный проект Общества в государственную программу "Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внеэкономической деятельности на 2014-2020 годы", утвержденную постановлением администрации Псковской области от 28.10.2013 N 499 (в редакции от 26.07.2016 N 245): мероприятие 1.4.13. "Создание сети автоматических автозаправочных станций в г. Пскове и в г. Великие Луки в рамках проекта, реализуемого ОО Сбытовое соединение "Псковнефтепродукт".
Исходя из установленных обстоятельств дела и с учетом вышеуказанных правовых норм апелляционный суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления Предпринимателя в части признания незаконным отказа Комитета в проведении аукциона на земельный участок с кадастровым номером 60:27:0060242:12, оформленного письмом от 05.07.2016, не имелось.
Обжалуемое решение в этой части подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.
При таких обстоятельствах, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 21 февраля 2017 года по делу N А52-2370/2016 отменить в части признания незаконными действий Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям, выразившихся в отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 60:27:0060242:12, оформленном письмом от 05.07.2016, и взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. за рассмотрение заявления.
В удовлетворении заявления в указанной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2370/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2017 г. N Ф07-12848/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Попов Георгий Викторович
Ответчик: Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям
Третье лицо: Администрация Псковской области, ООО Сбытовое объединение "Псковнефтепродукт", Председатель Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Гребнева Людмила Викторовна
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12848/17
20.07.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2724/17
21.02.2017 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-2370/16
19.08.2016 Определение Арбитражного суда Псковской области N А52-2370/16