г. Пермь |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А50-5571/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Васильевой Е.В., Голубцовым В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.
при участии:
от заявителя ПРОО "ЖФК "ЗВЕЗДА-2005" - не явились, извещены надлежащим образом
от заинтересованных лиц ИФНС РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ПЕРМИ- Лыкова И.Н. - представитель по доверенности от 05.06.2017 г.
от ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми - не явились, извещены надлежащим образом
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, Пермской региональной общественной организации "Женский футбольный клуб "Звезда-2005",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 апреля 2017 года
по делу N А50-5571/2017,
принятое судьей Ю.В.Шаламовой
по заявлению Пермской региональной общественной организации "Женский футбольный клуб "Звезда-2005" (ОГРН 1095900002770 ИНН 5904215753)
к ИФНС России по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029 ИНН 5904101890), Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда России в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460 ИНН 5904149532)
об обязании ИФНС России по Свердловскому району г. Перми произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов,
установил:
Пермская региональная общественная организация "Женский футбольный клуб "Звезда-2005", с учетом уточнения, обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Свердловскому району г. Перми об обязании зачесть излишне уплаченные страховые взносы за июнь 2013 г. в сумме 51 033,36 руб. в счет уплаты предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, взыскать с налогового органа расходы по уплате госпошлины в сумме 2041 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.04.2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Заявитель по делу, не согласившись с вынесенным решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части требований, предъявленных к налоговому органу, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требовании об обязании произвести зачет.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в силу положений ст.20, п.3 ст.21 и ст.20 Закона N 250-ФЗ, ст.78 НК РФ налоговый орган уполномочен производить зачеты излишне уплаченных страховых взносов, при этом налоговый орган располагает всеми сведениями о начисленных и уплаченных страховых взносах по состоянию на 01.01.2017 г.
Налоговый орган и пенсионный фонд с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласны, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя и заинтересованного лица - пенсионного фонда, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении Общественной организации проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и в территориальные фонда обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт от 29.01.2015 N 27/06900414АВ0001313 и вынесено решение N 36 от 02.04.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства российской Федерации о страховых взносах.
Названным решением Общественная организация привлечена к ответственности по п.1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 в виде штрафов в общем размере 406 949,07 руб., ей начислены пени по состоянию на 31.12.2013 в размере 491 785,43 руб., а также заявителю предложено уплатить выявленную недоимку в общем размере 2 872 287,41
руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.10.2015 по делу
N А50-13301/2015, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015, заявленные требования удовлетворены, решение от 02.04.2015 N 36 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах признано недействительным в части доначисления страховых взносов, пени и привлечения к ответственности в связи с выводами о занижении базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование на суммы ежемесячной компенсации за аренду жилья, суммы компенсации расходов на оплату проезда в связи с переездом.
27.09.2016 организация предоставила в фонд уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное
страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РСВ-1 за полугодие 2016 г. с уточненным расчетом за период с 01.06.2013 по 30.09.2015. В разделе 1 расчета по строке 120 и разделе 4 уменьшены взносы: в графе 3 (страховые взносы на обязательное страхование на страховую часть) на 916 712,03 руб.; в графе 8 (страховые взносы на обязательное медицинское страхование) на 257 822,57 руб., в графе 4 (страховые взносы на финансирование страховой пенсии) на 676 304,49 рублей; в графе 5 (страховые взносы на обязательное страхование на накопительную часть) на 133 652,51 руб.
Основанием для перерасчета страховых вносов и внесения уточнений в РСВ-1 за указанный период послужило неправильное начисление страховых
взносов некоторым работникам организации ввиду начисления страховых взносов на суммы компенсаций расходов на оплату проезда работников в связи с переездом, а также ежемесячной компенсации за аренду жилья, в результате чего, по мнению заявителя, у него образовалась переплата по страховым взносам в вышеуказанных суммах.
23.09.2016 общество обратилось в пенсионный фонд с заявлениями о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов за 2013 г., в том числе
за июнь 2013 г.
Решением от 03.10.2016 N 107 фонд отказал в проведении зачета, поскольку камеральная проверка представленной отчетности за полугодие 2016 г. не завершена и факт наличия (отсутствия) переплаты излишне уплаченных страховых взносов не установлен.
При рассмотрении дела N А50-28605/2016 заявитель уточнил заявленные требования в части оспаривания решения N 107 от 03.10.2016, оспаривал данное решение только в части отказа в проведении зачета на сумму 180 123,85 руб. (взносы на финансирование страховой пенсии) и 27 713,33 руб. (взносы на финансирование накопительной пенсии).
Решением от 13.02.2017 по делу N А50-28605/2016 указанное решение пенсионного фонда в заявленной части признано недействительным.
Полагая, что сумма 51 033,36 руб. является переплатой, но в отношении
нее пропущен трехлетний срок на обращение в фонд с заявлением о зачете, заявитель обратился в суд с требованием к налоговому органу о проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов в счет уплаты предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что фактически переходными положениями Закона N 250-ФЗ исключена возможность осуществления пенсионным фондом и налоговым органом зачета переплаты по страховым взносам, возникшей до 01.01.2017, в счет предстоящих платежей. Как указал суд, ранее образовавшуюся переплату до 01.01.2017 с учетом действующего законодательства и положений Закона N 250-ФЗ можно только вернуть, однако заявитель требования не уточнил.
Заявитель апелляционной жалобы с данными выводами суда не согласен, поскольку полагает, что в силу положений ст.20, п.3 ст.21 и ст.20 Закона N 250-ФЗ, ст.78 НК РФ налоговый орган уполномочен производить зачеты излишне уплаченных страховых взносов, при этом налоговый орган располагает всеми сведениями о начисленных и уплаченных страховых взносах по состоянию на 01.01.2017 г.
Указанные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, относятся к плательщикам страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В порядке части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в
соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 названного Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом, а также в
результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно абзацу первому статьи 129 ТК РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера)
и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует сам по себе о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Как установлено судом первой инстанции, в 2013-2015 году организация на основании Положения о дополнительных гарантиях и компенсациях спортсменам, тренерам и иным сотрудникам ПРОО "ЖФК "Звезда-2005" (Клуб) выплачивала своим работникам компенсации расходов за аренду (найм) жилья и расходы на переезд в связи необходимостью выполнять трудовые функции вне места их постоянного жительства.
Вместе с тем, поскольку указанные выплаты, произведенные организацией, не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, следовательно, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 не являются оплатой труда работников
(вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, и, соответственно, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Судом установлено, что с сумм компенсаций, выплаченных работникам - гражданам Российской Федерации (резидентам) Организация в июле 2013 года - сентябре 2015 года ошибочно начисляла страховые взносы в Пенсионный фонд работникам - гражданам Российской Федерации (резидентам).
Данные обстоятельства установлены вступившим в силу решением от 13.02.2017 по делу N А50-28605/2016 и в силу ст. 69 АПК РФ не подлежат доказыванию вновь.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что факт излишней уплаты заявителем страховых взносов в суммах 38 619,84 руб. - страховые взносы на обязательное страхование на страховую часть пенсии; 12 413,52 руб. - страховые взносы на финансирование накопительной пенсии, подтвержден материалами дела.
Между тем, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании произвести зачет переплаты в счет предстоящих платежей по следующим основаниям.
Как правильно установил суд, на момент обращения в суд с требованием к налоговому органу об обязании зачесть излишне уплаченные страховые взносы в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ ""О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее
Закон N 250-ФЗ).
Согласно ст. 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает
вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 20 Закона N 250-ФЗ).
Из анализа данных норм права, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что фактически администратором страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, является пенсионный фонд, а не налоговый орган.
При этом, переходными положениями Закона N 250-ФЗ исключена возможность осуществления пенсионным фондом зачета переплаты по страховым взносам, возникшей до 01.01.2017, в счет предстоящих платежей, на налоговый орган данная обязанность также не возложена.
Поскольку заявитель не уточнил требования с учетом положений Закона N 250-ФЗ, суд рассмотрел именно заявленные требования о зачете переплаты в счет предстоящих платежей.
Учитывая, что ранее образовавшуюся переплату до 01.01.2017 можно только вернуть, то суд первой инстанции правомерно не установил оснований для удовлетворения требований заявителя об обязании налоговый орган произвести зачет излишне уплаченных за июнь 2013 г. страховых взносов в сумме 51 033,36 руб. в счет уплаты предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Довод заявителя жалобы на необходимость применения статьи 78 НК РФ отклоняется, поскольку по настоящему делу судом первой инстанции законно и обоснованно применены и истолкованы положения статей 21 и 21 Закона N 250-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Пермского края от 26 апреля 2017 года по делу N А50-5571/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 апреля 2017 года по делу N А50-5571/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5571/2017
Истец: Общественная организация ПЕРМСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ "ЖЕНСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "ЗВЕЗДА-2005"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ПЕРМИ