город Омск |
|
21 июля 2017 г. |
Дело N А75-14887/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6703/2017) Товарищества собственников жилья "Югория" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2017 по делу N А75-14887/2016 (судья Зубакина О.В.)
по заявлению Товарищества собственников жилья "Югория" (ОГРН 1028601542310; ИНН 8612008265)
к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149; ИНН 8601011604)
о признании недействительным предписания от 07.10.2016 N НЮ-597/п, вынесенного Нефтеюганским отделом инспектирования
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
установил:
товарищество собственников жилья "Югория"" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Югория") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, орган жилищного надзора, Служба) о признании недействительным предписания от 07.10.2016 N НЮ-597/п, вынесенного Нефтеюганским отделом инспектирования, а также действий указанного отдела инспектирования по выдаче оспариваемого предписания.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2017 по делу N А75-14887/2016 в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказано, обеспечительные меры, принятые определением от 30.11.2016 по настоящему делу, отменены.
Судебный акт мотивирован законностью выданного ТСЖ "Югория" предписания.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Югория" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального или процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая требования апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что Товарищество правомерно производит распределение объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (ОДН), определенного исходя их показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При этом, податель жалобы выражает несогласие с выводами Службы об обязанности Товарищества определять размер начислений на ОДН по холодному водоснабжению (ХВС) и горячему водоснабжению (ГВС) по нормативу с применением формулы 15 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД) и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По мнению ТСЖ "Югория", формула 15 приложения N 2 к Правилам N 354 не подлежит применению, поскольку дом оснащен общедомовым прибором учета. ТСЖ "Югория" определяет размер платы за ХВС и ГВС на ОДН в соответствии с решением общего собрания. Расчет объема подлежащей оплате суммы за ОДН по ГВС, превышающего сверхнормативное потребление, определен в виде разницы между количеством отпущенной в многоквартирном доме холодной воды и суммарным количеством горячей воды, потребленной собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме (по индивидуальным приборам и по нормативу). Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Служба представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ТСЖ "Югория" и Служба, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание представителей не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли.
До начала судебного заседания от Товарищества поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, установил следующие обстоятельства.
Согласно уставу ТСЖ "Югория" является некоммерческой организацией, объединением собственников недвижимого имущества (помещений) в многоквартирных домах N 1, 2, 2А, 3, 4, 6, 15, 16, расположенных в 5 микрорайоне города и многоквартирного дома N 15, расположенного в 4 микрорайоне города для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, обеспечения предоставления коммунальных услуг лицам, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами.
Службой в период с 03.10.2016 по 07.10.2016 на основании приказа от 20.09.2016 N НЮ-597 по обращению собственников квартир многоквартирного жилого дома N 3 в 5 мкр. Солнечный г. Пыть-Яха проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ "Югория" по вопросу проверки фактов, изложенных в обращении о нарушении прав потребителя при начислении платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению за январь-август 2016 года.
Результаты проверки отражены в акте от 07.10.2016 N НЮ-597/а (том 1, л.д. 27-42).
Согласно указанному акту Службой в ходе проверки установлено следующее:
Дом N 3 в 5 мкр. Солнечный г. Пыть-Яха находится под управлением ТСЖ "Югория".
Дом 1998 года постройки, высотой 9 этажей, имеет 2 подъезда, 54 помещения, из них: 54 - жилых, 0 - нежилых. Общая площадь дома составляет 4 020,00 кв.м., площадь жилых помещений - 3 456,00 кв.м., площадь нежилых помещений - 0 кв.м. Данные по дому были взяты Службой на сайте www.reformagkh.ru по состоянию на 03.10.2016. В соответствии с техническим паспортом на дом N 3 общая полезная площадь дома составляет 4 000,8 кв.м., в том числе жилая - 2 103,7 кв.м., уборочная мест общего пользования - 392,8 кв.м.
С учетом проведения работы по актуализации размера площадей МКД ТСЖ "Югория" установлен размер общей площади жилых помещений дома N 3 равной 3 449,70 кв.м. и при расчетах объема ОДН по ГВС и ХВС, приходящегося на жилые помещения за январь-август 2016 года Товариществом применялась уже указанная площадь дома жилых помещений, несмотря на то, что по данным сайта www.reformagkh.ru по состоянию на 06.10.2016 общая площадь жилых помещений составляет 3 456,00 кв.м., которая объективно не соответствует действительности
Дом оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии, ХВС.
Общедомовым прибором учета ГВС дом не оборудован. Дом N 3 оборудован теплообменником, что предполагает самостоятельное производство ГВС с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
Тариф на коммунальную услугу по ГВС на 2016 год утвержден приказом Региональной службы по тарифам ХМАО - Югры от 10.12.2015 N 195-нп, и составлял: с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 176 руб. 33 коп. за 1 куб.м. (компонент на теплоноситель, компонент на тепловую энергию), с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 183 руб. 42 коп. за 1 куб.м. (компонент теплоноситель, компонент на тепловую энергию).
Тариф на коммунальную услугу по ХВС на 2016 год утвержден приказом Региональной службы по тарифам ХМАО - Югры от 26.11.2015 N 174-нп, и составлял: с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 66 руб. 43 коп. за 1 куб.м., с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 68 руб. 91 коп. за 1 куб.м.
В ходе проверки ТСЖ "Югория" представлен протокол N 1 общего собрания членов товарищества (собственников) "Югория" от 22.02.2015 (том 2, л.д. 109-112), в соответствии с которым собственниками принято решение об утверждении размера коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя показаний коллективных (общедомовых) приборов учета пропорционально количеству квартир ТСЖ, что является нарушением пункта 44 Правил N 354.
Также, ТСЖ "Югория" представлен протокол N 2 общего собрания членов товарищества (собственников) "Югория" от 23.03.2016 (том 2, л.д. 104-108), в соответствии с которым собственниками принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения с 01.03.2016.
В соответствии с приложением N 3б к договору N 13т теплоснабжения от 01.10.2015, заключенного между МУП "УГХ" МО г. Пыть-Ях и ТСЖ "Югория", ориентировочный расчет расхода тепловой энергии для приготовления горячего водоснабжения жилых домов ТСЖ "Югория" составляет 0,06 Гкал на 1 куб.м.
Службой установлен факт неправильного расчета ТСЖ "Югория" платы за услуги ХВС за период январь-февраль 2016 года и ГВС за период январь-август 2016 года, при котором Товарищество использовало расчет, не предусмотренный пунктом 44 Правил N 354.
В целях устранения выявленных нарушений Товариществу выдано предписание от 07.10.2016 N НЮ-597/п (том 1, л.д. 23-26), которым на ТСЖ "Югория" возложена обязанность в срок до 30.11.2016:
- произвести собственникам квартир N N 31, 32, 33, 34, 38, 45, 46, 48, 49, 50, 52, 54 жилого дома N 3 в 5 мкр. г. Пыть-Яха перерасчет (возврат) платы за ГВС на общедомовые нужды за период январь - август 2016 года;
- произвести собственникам жилых помещений жилого дома N 3 в 5 мкр. г. Пыть-Яха расчет по формуле 15 в пределах утвержденного в установленном порядке норматива и данных общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без учета площади лифтовых шахт, на основании полученных данных произвести перерасчет (возврат) платы излишне начисленной суммы за ГВС на ОДН за период январь - август 2016 года собственникам жилых помещений жилого дома N 3 в 5 мкр. г. Пыть-Яха (за исключением жилых помещений NN 31, 32, 33, 34, 38, 45, 46, 48, 49, 50, 52, 54, которым перерасчет должен быть произведен в соответствии с пунктами 1-12 предписания) в соответствии с формулой, указанной ниже в предписании;
- произвести собственникам квартир N N 31, 32, 33, 34, 38, 45, 46, 48, 49, 50, 52, 54 жилого дома N 3 в 5 мкр. г. Пыть-Яха перерасчет (возврат) платы за ХВС на общедомовые нужды за период январь - февраль 2016 года;
- произвести собственникам жилых помещений жилого дома N 3 в 5 мкр. г. Пыть-Яха расчет по формуле 15 в пределах утвержденного в установленном порядке норматива и данных общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без учета площади лифтовых шахт, на основании полученных данных произвести перерасчет (возврат) платы излишне начисленной суммы за ХВС на ОДН за период январь - февраль 2016 года собственникам жилых помещений жилого дома N 3 в 5 мкр. г. Пыть-Яха (за исключением жилых помещений NN 31, 32, 33, 34, 38, 45, 46, 48, 49, 50, 52, 54, которым перерасчет должен быть произведен в соответствии с пунктами 13-25 предписания) в соответствии с формулой, указанной ниже в предписании.
Не согласившись с предписанием и посчитав, что указанный ненормативный акт не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, Товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.03.2017 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано заявителем в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования Товарищества подлежат удовлетворению только в том случае, если будет установлено несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемое предписание повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
Доводы Товарищества о незаконности действий Службы по выдаче оспариваемого предписания подлежат отклонению как необоснованные.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими - лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пункт 4 Положения предусматривает, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 7 Положения государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
В силу пункта 9 Положения к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Положения в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Аналогичные функции и полномочия Службы предусмотрены и в Положении о Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-п.
Следовательно, орган жилищного надзора в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий вправе осуществлять контрольные мероприятия и выдавать предписания.
Согласно статье 17 Федерального закона N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Выдача предписания в рассматриваемом случае является предусмотренной законом мерой реагирования, направленной на пресечение и устранение таких нарушений.
Учитывая изложенное, выдав оспариваемое предписание, орган жилищного надзора действовал в рамках установленных статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Как было выше сказано, оспариваемым предписанием на Товарищество возложена обязанность в срок до 31.11.2016:
- произвести собственникам квартир N N 31, 32, 33, 34, 38, 45, 46, 48, 49, 50, 52, 54 жилого дома N 3 в 5 мкр. г. Пыть-Яха перерасчет (возврат) платы за ГВС на общедомовые нужды за период январь - август 2016 года;
- произвести собственникам жилых помещений жилого дома N 3 в 5 мкр. г. Пыть-Яха расчет по формуле 15 в пределах утвержденного в установленном порядке норматива и данных общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без учета площади лифтовых шахт, на основании полученных данных произвести перерасчет (возврат) платы излишне начисленной суммы за ГВС на ОДН за период январь - август 2016 года собственникам жилых помещений жилого дома N 3 в 5 мкр. г. Пыть-Яха (за исключением жилых помещений NN 31, 32, 33, 34, 38, 45, 46, 48, 49, 50, 52, 54, которым перерасчет должен быть произведен в соответствии с пунктами 1-12 предписания) в соответствии с формулой, указанной ниже в предписании.
Размер платы за коммунальные услуги в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, многоквартирный дом N 3 в 5 мкр. Солнечный г. Пыть-Яха оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии, ХВС, и не оборудован общедомовым прибором учета ГВС, оборудован теплообменником, что предполагает самостоятельное производство ГВС с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
В рассматриваемом случае, в ходе проведенной проверки Службой установлен и заявителем не опровергнут факт того, что при расчете платы за ГВС, предоставленное на общедомовые нужды ТСЖ "Югория" использовало способ расчета, не предусмотренный Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом, объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 10 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, размер платы за ГВС на общедомовые нужды должен рассчитываться исходя из объема потребленного коммунального ресурса на общедомовые нужды и тарифа на коммунальный ресурс.
В соответствии с пунктом 17 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
,
где:
- норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно абзацу 1 пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац 2 пункта 44 Правил N 354).
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель (абзац 3 пункта 44 Правил N 354).
В случае если, общедомовой (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (абзац 4 пункта 44 Правил N 354).
Положение, закрепленное в абзаце 2 пункта 44 Правил N 354, носит императивный характер, и выбора порядка определения объема коммунальной услуги у потребителей нет.
Указанным пунктом предусмотрено распределение объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
С учетом того, что в доме отсутствует коллективный прибор учета ГВС и невозможно определить объем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, применение пропорционального распределения не возможно.
Таким образом, размер платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды должен рассчитываться исходя из объема потребленного ресурса на общедомовые нужды и тарифа на коммунальный ресурс, следовательно, указанный Службой в оспариваемом предписании порядок расчета размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды соответствует нормам действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы ТСЖ "Югория" о том, что в предписании не указано, каким образом заявитель обязан произвести перерасчет, не соответствует фактическим обстоятельствам. Предписание содержит подробную информацию о порядке проведения перерасчета.
Кроме того, оспариваемым предписанием на Товарищество возложена обязанность в срок до 31.11.2016:
- произвести собственникам квартир N N 31, 32, 33, 34, 38, 45, 46, 48, 49, 50, 52, 54 жилого дома N 3 в 5 мкр. г. Пыть-Яха перерасчет (возврат) платы за ХВС на общедомовые нужды за период январь - февраль 2016 года;
- произвести собственникам жилых помещений жилого дома N 3 в 5 мкр. г. Пыть-Яха расчет по формуле 15 в пределах утвержденного в установленном порядке норматива и данных общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без учета площади лифтовых шахт, на основании полученных данных произвести перерасчет (возврат) платы излишне начисленной суммы за ХВС на ОДН за период январь - февраль 2016 года собственникам жилых помещений жилого дома N 3 в 5 мкр. г. Пыть-Яха (за исключением жилых помещений NN 31, 32, 33, 34, 38, 45, 46, 48, 49, 50, 52, 54, которым перерасчет должен быть произведен в соответствии с пунктами 13-25 предписания) в соответствии с формулой, указанной ниже в предписании.
Объем коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в отношении многоквартирного дома составляет Норматив х Площадь общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354, распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, для определения объема коммунальной услуги по ХВС на ОДН в отношении конкретной квартиры необходимо применять следующий расчет: Норматив х Площадь общего имущества в многоквартирном доме * площадь квартиры/площадь жилых и нежилых помещений.
Указанный расчет полностью аналогичен формуле 15 приложения N 2 Правил N 354, в соответствии с которой:
Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
,
где:
- норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, применение формулы 15 не нарушает прав и законных интересов ТСЖ, так как не влечет причинения последнему экономического ущерба, служит для обеспечения интересов собственников помещений в МКД. Признание применения указанной формулы не правомерным повлечет нарушение прав и законных интересов собственников помещений в МКД, выражающееся в начислении последним платы за ХВС на ОДН в завышенном размере.
В отсутствие общедомового прибора учета коммунального ресурса или решения собственников помещений о распределении сверхнормативного объема коммунального ресурса размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги, то есть с применением формулы 15, приведенной в пункте 17 Правил N 354.
В рассматриваемом случае, материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнуто, что ТСЖ "Югория" производило распределение объема коммунальной услуги по ХВС, предоставленной на общедомовые нужды, сверх норматива потребления за январь-февраль 2016 года на основании протокола N 1 от 22.02.2015 (сумма объема ХВ на ОДН по домам * тариф ХВС/количество квартир в ТСЖ "Югория" (636 квартир)), при отсутствии решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, решение общего собрания не соответствует абзацу 2 пункта 44 Правил N 354 и не может быть источником возложения прав и обязанностей для ТСЖ и собственников жилых и нежилых помещений.
В данном случае решение, предусмотренное абзацем 2 пункта 44 Правил N 354 общим собранием до 01.03.2016 не принималось, а иное решение не может быть принято в силу самой нормы, изложенной в абзаце 2 пункта 44 Правил N 354.
Решение о распределении объемов приняты собственниками МКД на основании протокола N 2 от 23.03.2016, при этом, в соответствии с протоколом, решение о распределении применяется с 01.03.2016, то есть только с указанной даты ХВ на ОДН распределяется пропорционально квадратным метрам квартиры по решению ТСЖ "Югория".
При таких обстоятельствах, до 01.03.2016 подлежит применению общий порядок расчета, изложенный в абзаце 1 пункта 44 Правил N 354.
Таким образом, законные основания для начисления собственникам МКД платы за холодное водоснабжение на ОДН сверх норматива в январе-феврале 2016 года отсутствовали, следовательно, указанный Службой в оспариваемом предписании порядок расчета размера платы за ХВС на ОДН в указанный период соответствует нормам действующего законодательства
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы, то сеть на ТСЖ "Югория".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Югория" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.03.2017 по делу N А75-14887/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-14887/2016
Истец: ТСЖ "ЮГОРИЯ"
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ