Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 октября 2017 г. N Ф01-4299/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
16 июня 2017 г. |
Дело N А11-6557/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2017.
Полный текст постановления изготовлен 16.06.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Вечканова А.И., Долговой Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фокеевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.02.2017 по делу N А11-6557/2016, принятое судьей Ушаковой Е.В. по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (ОГРН 1023301456903, ИНН 3328415442) к муниципальному образованию Меленковский район Владимирской области в лице администрации Меленковского района (ОГРН 1023341069366), при участии третьих лиц, - общества с ограниченной ответственностью "Тепловик" (ИНН 3319008320, ОГРН 1093334000935), общества с ограниченной ответственностью "Тепловая эксплуатационная служба" (ИНН 3319008183, ОГРН 1083334002465), о взыскании задолженности в сумме 1 101 705 руб. 14 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
от истца - Шибалова Н.П. по доверенности N 1504/1 от 30.12.2016 (сроком до 31.12.2017), Абрамова Е.А. о доверенности N 1501/1 от 30.12.2016 (сроком до 31.12.2017);
от ответчика - Макарова С.Ю. по доверенности от 07.06.2017 (сроком на 1 год), Ларина Н.И. по доверенности от 16.05.2017 (сроком на 1 год);
от третьих лиц - не явились, извещены,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (далее - истец, ООО "Газпром межрегионгаз Владимир") обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию Меленковский район Владимирской области в лице администрации Меленковского района (далее - ответчик, Администрация) о взыскании убытков в виде стоимости поставленного в период с 12.04.2016 по 30.04.2016, в мае 2016 года газа в сумме 1 101 705 руб. 14 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Тепловик", общество с ограниченной ответственностью "Тепловая эксплуатационная служба".
Решением от 09.02.2017 Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное толкование судом статьи 28.1 Закона о теплоснабжении. По мнению заявителя, права владения объектами теплоснабжения, являющимися муниципальной собственностью могли быть переданы только по концессионному соглашению.
Считает, что договоры аренды от 11.01.2016 N 04/16 (арендатор - ООО "ТЭС"), от 18.01.2016 N 06/16 (арендатор - ООО "Тепловик"), от 18.01.2016 N 07/16 (арендатор - ООО "Тепловик") были заключены с нарушением ч.3 ст.28.1 Закона о теплоснабжении и в соответствии с ч. 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении являются ничтожными.
Заявитель также оспаривает вывод суда о том, что в спорный период между истцом и ООО "Тепловик" и ООО "ТЭС" фактически сложились договорные отношения по поставке газа на основании договоров от 01.12.2015 и 08.12.2015.
Апеллянт указал на то, что обязательства ответчика по возмещении стоимости поставленного газа возникают из требований статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14,15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положений статей 11, 14, 24 Федерального закона от21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также из решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности от 12.04.2016 N 22. При этом с точки зрения заявителя, факт и размер убытков в сумме 1 101 705,14 руб., которые понес истец, подтверждены представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспариваются.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность принятого решения.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство было отложено на 08.06.2017.
Заявлением от 06.06.2017 ООО "Тепловая эксплуатационная служба" ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
После отложения истец и ответчик поддержали ранее изложенную правовую позицию по делу.
Остальные лица участвующие в деле явку полномочных представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.04.2016 в адрес администрации Меленковского района поступили уведомления ООО "Тепловик" от 12.04.2016 N 45 и ООО "ТЭС" от 11.04.2016 N 83 о полном прекращении поставки газа с 13.04.2016 на котельные, которые обеспечивают тепловой энергией весь жилой фонд города Меленки и объекты социальной сферы.
Ответчик решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности от 12.04.2016 N 22 в целях недопущения чрезвычайной ситуации обязал истца обеспечить поставку газа на следующие котельные:
- котельная школы N 1 - г. Меленки, ул. Ленина, д. 41,
- котельная Конышева - г. Меленки, ул. Конышева,
- котельная м/р Бахор - г. Меленки, ул. Мира,
- котельная школа N 3 - г. Меленки, ул. 1 мая,
- котельная реабилитационного центра - г. Меленки, ул. Комсомольская,
- котельная центр занятости - г. Меленки, ул. 1 мая, д. 15,
- котельная гостиницы - г. Меленки, ул. Комсомольская, д. 101,
- котельная Центр города - г. Меленки, ул. Коммунистическая, д. 14,
- котельная N 5 Молокозавод - г. Меленки, ул. Коминтерна, д. 208,
- котельная мкр. Черемушки - г. Меленки, ул. Ак. Королева,
котельная Заречье ("Сельхозтехника") - г. Меленки, ул. 60 лет Октября.
Указанное теплоснабжающее оборудование, являющееся муниципальной собственностью, было передано в аренду теплоснабжающим организациям на основании решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области о даче согласия на предоставление муниципальной преференции (решения Управление Федеральной антимонопольной службы от 17.12.2015 N 02/6786-шас от 18.01.2016 N 02/133-бюа) на основании договоров аренды муниципального имущества:
- от 11.01.2016 N 04/16 (арендатор - ООО "ТЭС");
- от 18.01.2016 N 06/16 (арендатор - ООО "Тепловик");
- от 18.01.2016 N 07/16 (арендатор - ООО "Тепловик").
Правоотношения по поставке газа между газоснабжающей организацией (истцом) и потребителями газа (ООО "Тепловик" и ООО "ТЭС"), отпускаемого на котельные до начала 2016 года, регулировались заключенными в 2011 году договорами поставки с ООО "ТЭС" и ООО "Тепловик" сроком действия до 31.12.2015.
В заключение договоров поставки газа на 2016 год указанным теплоснабжающим организациям истцом было отказано (письмо от 21.03.2016 N ЮЛ-01/841 и письмо от 21.03.2016 N ЮЛ-01/842).
Согласно позиции истца, мотивированной частью 23 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов"), упомянутые выше договоры аренды муниципального имущества в силу прямого указания Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (части 33 статьи 28.1) являются ничтожными в связи с непредоставлением ООО "ТЭС" и ООО "Тепловик" поставщику газа банковской гарантии, обеспечивающей обязательства по оплате поставляемого газа.
Истец в период с 12.04.2016 по 30.04.2016, в мае 2016 года поставил на спорные объекты газ, который не был оплачен своевременно в полной сумме.
Поскольку фактически поставка природного газа в период с 12 по 30 апреля 2016 года и в мае 2016 года осуществлялась в целях недопущения чрезвычайной ситуации на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности от 12.04.2016 N 22 на объекты теплоснабжения в отсутствие заключенных договоров поставки газа, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, полагая, что обязанность по оплате задолженности за поставленный газ лежит на муниципальном образовании Меленковкий район Владимирской области в лице администрации Меленковского района Владимирской области.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался следующими нормами материального права, применение которых апелляционная инстанция считает правильным.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация в
границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (статьи 14, 15 указанного Федерального закона).
Решением Совета народных депутатов муниципального образования городское поселение город Меленки от 26.12.2012 N 70/12 отдельные полномочия муниципального образования городское поселение город Меленки были переданы муниципальному образованию Меленковский район, в том числе, в следующих сферах:
1) формирование, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
3) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
4) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно Уставу муниципального образования Меленковский район Bлaдимирской области, принятому решением Совета народных депутатов Меленковского района от 29.08.2007 N 81/8 (далее - Устав МО Меленковский район), администрация муниципального образования Меленковский район является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения. На администрацию муниципального района возлагается исполнение полномочий местной администрации муниципального образования городское поселение город Меленки, являющегося административным центром муниципального района (статья 35 Устава МО Меленковский район).
Согласно статье 7 Устава муниципального образования городское поселение город Меленки, принятого решением Совета народных депутатов муниципального образования городское поселение г. Меленки от 24.10.2007 N 63/9 (далее - Устав города Меленки), к вопросам местного значения городского
поселения относятся: - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со статьей 6 Устава МО Меленковский район к вопросам местного значения муниципального образования Меленковский район относятся:
- составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района (пункт 1);
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Меленковский район (пункт 3);
- организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4);
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования Меленковский район (пункт 8);
- организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 24).
В силу статьи 7 Устава МО Меленковский район в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования Меленковский район обладают следующими полномочиями:
- полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении" (пункт 5.1);
- полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (пункт 5.2).
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В соответствии с частью 2 статьи 11 указанного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Финансовое обеспечение установленных названным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования; организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что чрезвычайная ситуация носит муниципальный характер в том случае, если зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.
В силу Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340, для ликвидации чрезвычайных ситуаций решением органов местного само управления создаются местные резервы материальных ресурсов.
Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов мате шальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств местных бюджетов (местные резервы материальных ресурсов).
Согласно пункту 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), координационным органом единой системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
Пункт 34 Положения N 794 также предусматривает, что организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
В соответствии с Положением о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Меленковского района, утвержденным постановлением главы Меленковского района от 06.02.2015 N 209 (далее - Положение о комиссии по ЧС), комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Меленковского района (далее - Комиссия по ЧС) является координационным органом районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Владимирской области и выполнении мероприятий по снижению риска, смягчению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Меленковского района.
Комиссия по ЧС в соответствии с возложенными на нее задачами организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности.
Согласно пункту 4.4 Положения о комиссии по ЧС, решения Комиссии по ЧС, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для администрации района и администраций муниципальных образований, организаций и предприятий района.
В рассматриваемом случае принятие комиссией решения от 12.04.2016 N 22 было продиктовано необходимостью предотвращения ситуации, при которой отсутствие теплоснабжения населения и объектов социальной сферы могли повлечь неблагоприятные и необратимые последствия.
При таких обстоятельствах решение от 12.04.2016 N 22 носило законный и обоснованный характер, было принято в пределах полномочий, которым наделен соответствующий орган местного самоуправления.
В нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено безусловных и неопровержимых доказательств наличия в спорной ситуации у ответчика обязательства по возмещению стоимости поставленного истцу газа, совершения им противоправного действия (бездействия), факта возникновения убытков и причинения их именно в результате принятия решения комиссии.
Из материалов дела усматривается, что на территории города Меленки в соответствии со схемой теплоснабжения муниципального образования городское поселение город Меленки, утвержденной постановлением главы муниципального образования город Меленки от 15.11.2012 N 237, эксплуатацию котельных и тепловых сетей на территории городского поселения город Меленки осуществляют две теплоснабжающие организации - ООО "Тепловик" и ООО "ТЭС".
Эксплуатация объектов теплоснабжения в спорный период, осуществлялась на основании договоров аренды муниципального имущества от 11.01.2016 N 04/16, от 18.01.2016 N 06/16 и от 18.01.2016 N 07/16.
Данные объекты теплоснабжения переданы поименованным организациям в аренду без проведения торгов на основании решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области о даче согласия на предоставление муниципальной преференции (решения Управление Федеральной антимонопольной службы от 17.12.2015 N 02/6786-шас от 18.01.2016 N 02/133-бюа).
При этом довод истца о ничтожности упомянутых выше договоров аренды муниципального имущества в силу прямого указания Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (части 33 статьи 28.1) в связи с непредоставлением ООО "ТЭС" и ООО "Тепловик" поставщику газа банковской гарантии, обеспечивающей обязательства по оплате поставляемого газа, рассмотрен судом и правомерно отклонен.
В силу части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, законодатель устанавливает возможность передачи объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, без проведения соответствующих конкурсных процедур, в соответствии с антимонопольным законодательством.
В силу положений главы 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 35-ФЗ "О защите конкуренции" муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях, определенных статьей 19 указанного нормативного правового акта, путем предоставления преференции: с предварительного согласия антимонопольного органа; на основании нормативного правового акта органов местного самоуправления о бюджете; в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Поскольку вышеуказанными решениями Управления Федеральной антимонопольной службы выдача муниципальной преференции была согласована, положения части 23 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении к рассматриваемой ситуации неприменимы, так как передача муниципального имущества состоялась на основании преференции, выданной антимонопольным органом, а не по результатам конкурса.
В части 23 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении прямо указано, что заключение договора аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только после предоставления победителем конкурса организатору конкурса в установленный для заключения договора аренды срок предусмотренных настоящей статьей документов. Следовательно, положения части 33 указанной нормы, которая отсылает к требованиям, установленным частью 3 или 23 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, также неприменимы.
Согласно статье 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации.
В спорный период между истцом, ООО "Тепловик" и ООО "ТЭС", не прекращавшими отбор газа после 31.12.2015, по мнению апелляционного суда, имели место договорные отношения по поставке газа на основании договоров, заключенных в 2011 году и пролонгированных на 2016 год в порядке части 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом договоры аренды муниципального имущества заключены 18.01.2016 и 11.01.2016 года, то есть на дату подписания договоров аренды договоры на поставку газа являлись действующими.
В рамках договора на поставку газа в адрес покупателя (ООО "Тепловик") был отпущен природный газ, что подтверждается актами о количестве принятого-поданного газа за январь N 10/5175/01 от 31.01.2016 в количестве 459 667 м3, за февраль N 10/5175/02 от 29.02.2016 в количестве 287 673 м3. При этом за март 2016 года предприятию отпущено 110 109 м3 газа, а в апреле 2016 года (с 01 по 12 апреля 2016 года) отпущено 63,62 м3 газа.
Задолженность по оплате поставленного ресурса частично погашена ООО "Тепловик" платежными поручениями N 80 от 14.03.2016, N 79 от 17.03.2016, N 90 от 08.04.2016, N 92 от 13.04.2016, N 99 от 21.04.2016, N 99 от 22.04.2016.
В рамках договора на поставку газа от 08.12.2015 N 01-10/1388-16, заключенного между истцом и ООО "ТЭС", последнему также был отпущен газ, что подтверждается актами о количестве принятого-поданного газа за январь N 10/2495/01 от 31.01.2016 в количестве 170 960 м3, за февраль N 10/2495/02 от 29.02.2016 в количестве 117 126 м3, за март 2016 года предприятию отпущено 110 109 м3 газа, в апреле 2016 года (до 30.04.2016) покупателю отпущено 63,62м3 газа.
В силу статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и вышеуказанных обстоятельств покупатели были обязаны оплатить поставленный газ; по отношению к поставщику ООО "Тепловик" и ООО "ТЭС" являлись потребителями природного газа.
Затраты на газ, потребленный источниками теплоты для выработки тепловой энергии, включены в тариф ООО "Тепловик" и ООО "ТЭС" (пункт 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075).
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела в порядке статьи 71 АПК ПРФ, пришел к правомерным выводам, что спорными объектами фактически владели и пользовались ООО "Тепловик" и ООО "ТЭС"; котельные использовались последними для выработки тепловой энергии, реализуемой потребителям за плату, за счет которой компенсировались затраты предприятий на эксплуатацию названных объектов; между поставщиком газа и третьими лицами (покупателями) сложились договорные отношения по поставке газа.
Поскольку возникновение задолженности за поставленный газ и иные, приведенные истцом в обоснование предъявленного требования обстоятельства, не явились следствием принятия решения Комиссии по ЧС, то предъявленная ко взысканию сумма не может быть отнесена к категории расходов на предотвращение или ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о наличии вины ответчика в возникших на стороне истца убытков не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.02.2017 по делу N А11-6557/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-6557/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 октября 2017 г. N Ф01-4299/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Владимир"1
Ответчик: Администрация Меленковского района Владимирской области
Третье лицо: ООО "ТЕПЛОВАЯ ЭКСПЛУТАЦИОННАЯ СЛУЖБА", ООО "ТЕПЛОВИК", ООО "Тепловая эксплуатационная служба"