Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 ноября 2017 г. N Ф02-5341/17 настоящее постановление отменено
г. Чита |
|
4 июля 2017 г. |
Дело N А19-831/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 июля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Жигаловский район" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2017 года по делу N А19-831/2017 (суд первой инстанции - Пугачев А.А.),
установил:
Администрация муниципального образования "Жигаловский район" (ОГРН 1023802374870, ИНН 3824000276, далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, далее - ответчик, антимонопольный орган) о признании незаконным решения N 774 от 14.12.2016 и предписания N 246 от 14.12.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Жигаловское коммунальное управление" (ОГРН 1153850050639, ИНН 3827049544, далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2017 года по делу N А19-831/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В частности, заявитель жалобы полагает, что поскольку действующим законодательством допускается создание муниципальных унитарных предприятий и закрепление за ними муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, оспариваемые решение N 774 и предписание N 246 от 14.12.206 года Управления ФАС по Иркутской области являются необоснованными и незаконными.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП "Жигаловское коммунальное управление" поддержало доводы апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган с доводами жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 02.06.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в УФАС России по Иркутской области поступило коллективное обращение жителей поселка Жигалово (вх. N 12496 от 09.11.2015) на действия Администрации МО "Жигаловский район" в связи с передачей объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, Жигаловскому муниципальному унитарному теплоэнергетическому предприятию (Жигаловское МУТЭП) на праве хозяйственного ведения и фактическим пользованием муниципальным имуществом ООО "Жигаловские коммунальные сети".
Управлением установлено, что 01 января 2013 года между Администрацией МО "Жигаловский район" и Жигаловским МУТЭП заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. Согласно приложению N 1 указанного договора за Жигаловским МУТЭП закреплены на праве хозяйственного ведения, в том числе, объекты теплоснабжения, являющиеся муниципальной собственностью муниципального образования "Жигаловский район".
04 августа 2015 года между Жигаловским МУТЭП и ООО "Жигаловские коммунальные системы" заключен договор временной эксплуатации объектов теплоснабжения, согласно которому предприятие поручает, а общество обязуется оказывать услуги по эксплуатационному обслуживанию находящихся на праве хозяйственного ведения у Заказчика и переданных по акту приема-передачи теплоисточников. Согласно акту приема-передачи объектов теплоснабжения от 04 августа 2015 г. (приложение N 2 к договору) Жигаловское МУТЭП передало, а ООО "Жигаловские коммунальные системы" приняло во временное пользование перечисленные источники теплоснабжения, тепловые и водопроводные сети.
09.02.2016 УФАС по Иркутской области Администрации выдано предупреждение N 2 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона РФ "О защите конкуренции от 26.07.2006 года N135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), которым указано на неправомерную передачу прав владения и пользования муниципальным имуществом (источников тепло-, водоснабжения, тепловых и водопроводных сетей, зданий котельных) без проведения торгов (конкурса на право заключения концессионного соглашения). Администрация предупреждена о необходимости совершения действий, направленных на осуществление передачи прав пользования и (или владения) в отношении муниципального имущества (объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), являющихся предметом договора от 04.08.2015, заключенного между Жигаловским МУТЭП и ООО "Жигаловские коммунальные системы" с соблюдения порядка, предусмотренного действующим, в том числе антимонопольным законодательством, в срок до 15.03.2016.
21.03.2016 Администрация обратилась в Управление с заявлением от 18.03.2016 о продлении срока для добровольного исполнения вышеуказанного предупреждения.
Решением Управления, оформленным письмом N 2836 от 30.03.2016 срок исполнения предупреждения был продлен до 15.09.2016.
15.09.2016 в управление поступило письмо Администрации, согласно которому объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории муниципального образования "Жигаловский район" закреплены на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием "Жигаловское коммунальное управление" на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП Жигаловское коммунальное управление" от 04.04.2016.
Управление, посчитав, что предупреждение N 2 от 09.02.2016 не исполнено, приказом N 209 от 29.09.2016 возбудило в отношении Администрации дело о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия).
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом проведен анализ конкурентной среды и определение продуктовых и географических границ товарного рынка тепловой энергии, в ходе которого установлено, что на основании особенностей и свойств услуг теплоснабжения и единственной возможности транспортировки и приобретения товара по соответствующим системам коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, географическими границами рынка является зона обслуживания потребителей в границах, имеющихся у Жигаловского МУТЭП объектов теплоснабжения на территории Жигаловского муниципального образования. Жигаловское МУТЭП является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке по передаче тепловой энергии в названных границах.
Также антимонопольным органом установлено, что 10.10.2016 решением Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12586/2016 Жигаловское МУТЭП признано банкротом, введено конкурсное производство.
Объекты теплоснабжения переданы на праве хозяйственного ведения МУП "Жигаловское коммунальное управление" по договору от 04.04.2016, что нельзя признать исполнением выданного предупреждения, так как в силу положений части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Поскольку в данном случае объекты теплоснабжения передавались заявителем без учета названных положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (не по договору аренды, заключаемому на торгах или не по концессионному соглашению), Управление признало Администрацию нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с совершением действий, выразившихся в передаче прав на объекты теплоснабжения в нарушение действующего законодательства, что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке.
На основании данного решения в отношении Администрации МО "Жигаловский район" выдано предписание от 14.12.2016 года N 246, согласно которому заявителю предписывалось прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем осуществления действий по передаче прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУП "Жигаловское коммунальное управление" с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством в срок до 30.04.2017 года.
Полагая, что вышеуказанное решение и предписание не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Статьями 40, 41, 50 названного Закона определено, что для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее также - комиссия). Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.
Комиссия принимает заключения об обстоятельствах дела, предупреждения, определения, решения, предписания.
По окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение. Решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Нарушений процессуальных требований к вынесению оспариваемых решения и предписания судом первой инстанции не установлено, из материалов дела не следует.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" определено, что под объектами теплоснабжения понимаются источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность, а под источником тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии.
Несмотря на отсутствие в Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" нормативно установленного определения "Котельная", котельные, указанные в договоре от 04.04.2016 г. являются объектами теплоснабжения, источниками тепловой энергии и используются МУП "Жигаловское коммунальное управление" в хозяйственной деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, что подтверждается пунктом 3.20 Приказа МЧС России от 24.04.2013 N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", согласно которому под котельной понимается комплекс зданий и сооружений, здание или помещение с установленными в них теплогенераторами (котлами) и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для выработки тепловой энергии в целях теплоснабжения.
Учитывая изложенное, а также то, что Администрацией в числе прочего имущества были переданы котельные, довод заявителя о том, что объекты теплоснабжения им не передавались, судом правильно признан несостоятельным.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Закрепленные в данной норме запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
По смыслу абзаца 2 пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" на антимонопольном органе лежит бремя доказывания того, что акты, действия (бездействие) органа местного самоуправления приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В свою очередь, орган местного самоуправления вправе опровергать факт нарушения антимонопольного законодательства путем указания на конкретную норму федерального закона, разрешившую ему принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям.
Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ).
Целями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Пункты 10, 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ относят к числу объектов концессионного соглашения объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В силу пункта 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом N 190-ФЗ (пункт 4.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (часть 2 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ).
В силу части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Частью 5 названной статьи предусмотрено, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Из приведенных положений следует, что передача органами местного самоуправления прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, иначе как на основании договоров аренды или концессионных соглашений, заключенных по результатам конкурсных процедур, предусмотренных Законом N 190-ФЗ и Законом N 115-ФЗ, не допускается.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что закрепление указанных объектов за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения без проведения таких процедур препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении муниципального имущества во временное владение и (или) пользование и лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты.
Довод апеллянта о том, что у Администрации как органа местного самоуправления имеются полномочия по созданию муниципальных предприятий и наделению их имуществом на праве хозяйственного ведения, что и было сделано путем передачи МУП "Жигаловское коммунальное управление" имущества по договору о закреплении муниципального имущества от 04.04.2016, поэтому нарушения требований антимонопольного законодательства не допущено, нельзя признать состоятельным с учетом приведенного правового регулирования. Кроме того, реализация указанных полномочий вопреки требованиям федерального законодательства об особенностях оборота, предоставления отдельных видов имущества (в данном случае объектов теплоснабжения) не допустима. Регистрация права хозяйственного ведения на спорные объекты не освобождает Администрацию от исполнения обязанностей по соблюдению норм действующего законодательства.
При передаче объектов теплоснабжения необходимо учитывать специальные нормы, которыми регламентирован порядок распоряжения такими объектами, а именно положения главы 6.1 Закона о теплоснабжении. Передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.
Довод администрации о том, что Управление ФАС по Иркутской области обязало администрацию МО "Жигаловский район" передать транспортные средства и иное имущество, не являющееся объектами теплоснабжения, посредством проведения торгов в форме конкурса на право заключения концессионного соглашения, разыгрывая на торгах, в том числе движимое и недвижимое имущество, передача которого через торги не обязательна, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку поскольку оспариваемым решением N 774 признаны незаконными действия администрации по передаче объектов теплоснабжения, а не всего закрепленного на праве хозяйственного ведения имущества. Предписанием N 246 администрации предписано осуществить действия по передаче прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, а не всего закрепленного за МУП "Жигаловское коммунальное управление" имущества.
Ссылка администрации на ч.2 ст. 39 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" несостоятельна, поскольку положения ч.2 ст. 39 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" вступили в силу 1 января 2017 года (ч.1 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"), то есть после принятия Иркутским УФАС России решения N 774 от 14.12.2016 г. и предписания N 246 от 14.12.2016 г.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2017 года по делу N А19-831/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-831/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 ноября 2017 г. N Ф02-5341/17 настоящее постановление отменено
Истец: Администрация муниципального образования "Жигаловский район"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: МУП "Жигаловское коммунальное управление"