г. Красноярск |
|
08 июня 2017 г. |
Дело N А33-28788/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" июня 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "СТК-Логистика-Красноярск") - Даровской Е.В., представителя по доверенности от 12.12.2016 N 15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" марта 2017 года по делу N А33-28788/2016, принятое судьёй Смольниковой Е.Р.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СТК-Логистика-Красноярск" (ИНН 2466118361, ОГРН 1042402950017) (далее - заявитель, общество, ООО "СТК-Логистика-Красноярск") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Красноярска (ИНН 2466095964, ОГРН 1022402652557 (далее - ответчик, Пенсионный фонд), уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
* о признании незаконными действий, выразившихся в бесспорном взыскании денежных средств с расчетного счета ликвидируемого общества на основании решения от 07.12.2016 N 205S02160090978 на общую сумму 167 854 рубля 09 копеек;
* об обязании принять решение о возврате незаконно взысканных денежных средств в общей сумме 167 854 рубля 09 копеек и направлении его в налоговый орган для фактического возврата.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "23" марта 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд ссылается на следующие обстоятельства.
- До отмены Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ), при взыскании указанной денежной суммы ответчик руководствовался вышеназванной редакцией, в соответствии со статьей 19.1 которой в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
- В добровольном порядке требование Пенсионного фонда заявителем исполнено не было, из чего следует, что действия ответчика по взысканию денежных средств с заявителя законны и обоснованы.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Пенсионный фонд, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Пенсионного фонда.
Представитель общества доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Красноярска обществу "СТК-Логистика-Красноярск" выставлено требование от 16.11.2016 N 205S01160279072 об уплате до 06.12.2016 недоимки по страховым взносам, пени и штрафам в общей сумме 167 854 рубля 09 копеек, в том числе: 133 493 рубля 69 копеек недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, 30 946 рублей 27 копеек недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, 2771 рубль 61 копейка пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии и 642 рубля 52 копейки пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Поскольку по состоянию на 07.12.2016 недоимка в сумме 167 854 рубля 09 копеек заявителем уплачена не была, ответчик, руководствуясь статьями 19, 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", принял решение от 07.12.2016 N 205S02160090978 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
На списание указанных выше сумм фондом выставлены инкассовые поручения на расчетный счет общества от 07.12.2016 N 232614 на сумму 133 493 рубля 69 копеек, N 232616 на сумму 642 рубля 52 копейки, N 232618 на сумму 30 946 рублей 27 копеек, N 232620 на сумму 2771 рубль 61 копейка.
02.11.2016 года единственным участником общества "СТК-Логистика-Красноярск" Смаль Еленой Александровной принято решение о добровольной ликвидации общества в связи с недостижением цели его создания. Ликвидатором общества назначен Войнов Дмитрий Степанович. Сведения о ликвидации и назначении ликвидатора внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 11.11.2016.
Со счета плательщика денежные средства, на которые фондом обращено взыскание, в соответствии с отметками банка в инкассовых поручениях списаны 08 декабря 2016 года.
Посчитав, что списание страховых взносов произведено с нарушением установленного законом порядка ликвидации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указывает на то, что действовал в рамках действующего законодательства, которым предусмотрено право Пенсионного фонда на взыскание страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, в случае неисполнения требования об уплате в добровольном порядке.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Судом первой инстанции признаны незаконными действия государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Красноярска, выразившиеся в бесспорном взыскании денежных средств на общую сумму 167 854 рубля 09 копеек с расчетного счета общества с ограниченной ответственностью "СТК-Логистика-Красноярск" на основании решения от 07.12.2016 N 205S02160090978. Суд обязал государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возврате обществу с ограниченной ответственностью "СТК-Логистика-Красноярск" незаконно взысканных денежных средств в общей сумме 167 854 рубля 09 копеек и направления его в налоговый орган для фактического возврата.
Ответчик, в свою очередь, полагает, что действовал в рамках закона, ссылаясь на статью 19 Закона N 212-ФЗ, которой предусмотрено право Пенсионного фонда на взыскание страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, в случае неисполнения требования об уплате в добровольном порядке.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции и отклоняет указанные доводы Пенсионного фонда, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество "СТК-Логистика-Красноярск" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
Правоотношения по уплате страховых взносов в спорный период регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 18 названного Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям части 3 статьи 25 Закона о страховых взносах за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным названным Законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно начисляются пени. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам (часть 8 статьи 25 Закона о страховых взносах).
В силу пунктов 1,2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный законом срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов-организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов организации или индивидуального предпринимателя.
В то же время, статьи 18, 19 Закона о страховых взносах не регулируют порядок взыскания страховых взносов и пеней с организации - плательщика, находящегося в стадии ликвидации. Общие правила ликвидации юридического лица и порядок удовлетворения требований кредиторов определен статьями 61 - 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
В силу пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами.
В силу положений пункта 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
В пункте 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 данного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно пункту 2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды погашается в третью очередь.
При этом в силу статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению ликвидационной комиссии. Иной порядок и очередность удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого должника приведенными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 212-ФЗ не предусматривается.
Таким образом, указанные нормы не допускают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения имеющихся требований. Следовательно, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации территориальный орган Пенсионного фонда не вправе принимать решения о бесспорном взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, так как это нарушает порядок и очередность удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди ликвидируемого юридического лица.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом периоде общество находилось в стадии ликвидации. 11.11.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятии решения о ликвидации общества, о назначении ликвидатора. Спорная сумма списана со счета общества в бесспорном порядке на основании инкассовых поручений Управления Пенсионного фонда после принятия заявителем решения о ликвидации организации.
При этом из материалов дела следует, на момент осуществления спорных списаний у общества имелась задолженность перед кредиторами первой и второй очереди.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия, выразившиеся в бесспорном взыскании денежных средств с расчетного счета ликвидируемого общества на основании решения от 07.12.2016 N 205S02160090978 на общую сумму 167 854 рубля 09 копеек, как противоречащее ГК РФ.
То обстоятельство, что страхователем ответчик не извещен о начавшейся процедуре ликвидации суд первой инстанции, по мнению апелляционного суда, обоснованно посчитал не имеющим правового значения, поскольку обязанность по уведомлению Пенсионного фонда Российской Федерации возложена на регистрирующий налоговый орган.
Пунктом 9 Правил представления в регистрирующий орган иными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1092 "О порядке представления в регистрирующий орган иными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней с момента внесения в соответствующий государственный реестр сведений о ликвидации юридических лиц бесплатно предоставляет указанные сведения в территориальные органа Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.
Таким образом, внеся 11 ноября 2016 года в Единый государственный реестр юридических лиц запись о принятии решения о ликвидации общества "СТК-Логистика-Красноярск", налоговый орган обязан был до 18.11.2016 представить указанные сведения в Пенсионный фонд.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Красноярска, выразившиеся в бесспорном взыскании денежных средств с расчетного счета ликвидируемого общества "СТК-Логистика-Красноярск" на общую сумму 167 854 рублей 09 копеек, являются незаконными.
Как верно указано судом первой инстанции, в целях восстановления баланса интересов, спорные денежные средства должны быть возвращены заявителю.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при признании действий незаконными в решении должен указать на обязанность органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Общество просит суд принять восстановительную меру в виде обязания Управления Пенсионного Фонда принять решение о возврате взысканных страховых взносов.
Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов был определен статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, который признан утратившим силу с 01.01.2017 в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В соответствии со статьёй 21 Федерального закона N 250-ФЗ:
решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов,
решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года,
на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Таким образом, возврат денежных средств может быть произведен только налоговым органом на основании решения страховщика. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя подлежит устранению путем обязания Управления Пенсионного фонда принять решение о возврате обществу "СТК-Логистика-Красноярск" незаконно взысканных денежных средств и направить его в налоговый орган.
По сведениям ответчика, у страхователя, помимо взысканной недоимки, также имеется задолженность по страховым взносам.
Между тем, апелляционный суд вслед за судом первой инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае зачет излишне взысканных сумм в счет погашения имеющейся в настоящее время у общества задолженности по страховым взносам не может быть произведен в силу того, что заявитель находится в процессе ликвидации и, как установлено выше, погашение задолженности третьей очереди до удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди повлечет нарушение законных интересов последних. При таких обстоятельствах апелляционный суд считает верным вывод суда первой инстанции о возможности обязать ответчика принять решение о возврате страховых взносов в общей взысканной сумме - в размере 167 854 рубля 09 копеек - и направить его в налоговый орган для их фактического возврата.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Красноярска освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" марта 2017 года по делу N А33-28788/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-28788/2016
Истец: ООО "СТК-ЛОГИСТИКА-КРАСНОЯРСК"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЙОНЕ Г. КРАСНОЯРСКА