Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 июля 2017 г. N Ф02-3466/17 настоящее постановление изменено
г. Красноярск |
|
15 мая 2017 г. |
Дело N А33-25348/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" мая 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (ПАО "МРСК Сибири") - Дмитрюковой Н.А., представителя по доверенности от 22.12.2015 N 00/444, Киселева А.Г., представителя по доверенности от 11.01.2016 N 00/1;
от ответчика (Региональной энергетической комиссии Красноярского края) - Сутыриной Л.А., представителя по доверенности от 15.09.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" февраля 2017 года по делу N А33-25348/2016, принятое судьей Шевцовой Т.В.,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327 (далее - ПАО "МРСК Сибири", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Региональной энергетической комиссии Красноярского края ИНН 2466070303, ОГРН 1022402656902 (далее - РЭК, регулирующий орган) о признании незаконным выраженного в письмах от 15.06.2016 N 02-1827, от 01.09.2016 N 02-2457 отказа в установлении платы по индивидуальному проекту за технологическое присоединение энергопринимающих устройств общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Енисейлесозавод" к электрическим сетям филиала ПАО"МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" и об обязании РЭК установить индивидуальный размер платы за технологическое присоединение по заявлению общества от 25.02.2016 N1.3/02/3705-исх.
Определением от "13" декабря 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Енисейлесозавод" ИНН 2464056818, ОГРН 1042402516848.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "21" февраля 2017 года в удовлетворении заявления отказано.
ПАО "МРСК Сибири" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что окончательно о нарушении своих прав общество узнало, получив письмо РЭК от 01.09.2016. Суд первой инстанции, признавая, что данное письмо не является самостоятельным актом государственного органа, не учел, что оно было направлено в ответ на обращение заявителя от 11.07.2016, по своему характеру и приложенным к нему документам не отличается от письма общества от 31.05.2016 N 1.3/01/14602, на которое РЭК дан ответ от 15.06.2016 N 02-1827, признанный судом самостоятельным актом государственного органа. В связи с этим общество считает, что им не пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения в арбитражный суд.
Заявитель, ссылаясь на пункты 28, 29, 30 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), считает, что РЭК не имеет полномочий проверять наличие технической возможности технологического присоединения и отказывать в установлении тарифа по индивидуальному проекту, ссылаясь на возможность технологического присоединения. При этом установление стандартизированных ставок не препятствует установлению платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
РЭК в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда без изменения, полагая правильными выводы суда о пропуске обществом предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения в арбитражный суд, а также указывая, что регулирующий орган должен установить наличие или отсутствие критериев технической возможности технологического присоединения.
ООО "Енисейлесозавод" о времени и месте рассмотрения дела извещено в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru, своих представителей на судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей третьего лица.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26.04.2017 был объявлен перерыв до 12 час. 00 мин. 02.05.2017.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Енисейлесозавод" 11.01.2016 обратилось в адрес сетевой организации - ПАО "МРСК Сибири" с заявкой на технологическое присоединение электроустановок многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Прибойная, на земельном участке с кадастровым номером: 24:50:0000000:192808, с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 1644,4 кВт. Планируемый срок введения энергопринимающих устройств в эксплуатацию - декабрь 2018 года. Категория надёжности энергопринимающих устройств - вторая.
Согласно заключению общества отсутствует техническая возможность технологического присоединения устройств ООО "Енисейлесозавод" (заявка 11000289355) к электрическим сетям, так как на момент подачи заявки обязательства ПАО "МРСК Сибири" перед заявителями по ранее заключенным договорам об осуществлении технологического присоединения от центра питания ПС "Медпрепараты" N 7 110/6 кВ составили 9,237 мВт, обязательства по поступившим до 11.01.2016 заявкам на технологическое присоединение к данному центру питания составили 1,765 мВт. Таким образом, максимальная мощность, возможная к потреблению по ПС "Медпрепараты" N 7 110/6кВ на 11.01.2016 при полном использовании всех вновь присоединённых энергопринимающих устройств заявителей (с учётом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истёк) составляет 11,002 мВт. На основании расчётов максимальной мощности, предельно допустимой нагрузки силового трансформатора с учётом его перезагрузки, максимальной мощности по действующим техническим условиям и при подключении новых заявителей по заявкам с учётом загрузки подстанции, перспективной загрузки ПС "Медпрепараты" N7 на момент обращения с заявлением ООО "Енисейлесозавод" у сетевой организации отсутствует техническая возможность на присоединение мощности 1644,4 кВт к электрическим сетям от ближайших центров питания. Для технологического присоединения электроустановок предполагается выполнить строительство следующих объектов: ПС-110/6 кВ с одним силовым трансформатором 2,5 мВА; двух КЛ-110 кВ от ВЛ-110 кВ КТЭЦ-2 - о. Отдыха (с-12) и ВЛ-110 кВ Красноярская ТЭЦ-2 - БНС-2 (С-11) до РУ-110 кВ новой ПС-110/6 кВ сечением 185 мм, протяжённостью ориентировочно 2,77 км каждая; двух КЛ-6 кВ от РУ-6кВ новой ПС-110/6кВ до объекта заявителя сечением 70 мм
, протяжённостью ориентировочно 0,72 км каждая.
Мероприятия по строительству электрических сетей для технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Енисейлесозавод" мощностью 1644,4 кВт не включены в Инвестиционную программу ПАО "МРСК Сибири" по развитию электросетевого комплекса на 2016-2020 годы, утверждённую приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28.12.2015 N 1043, в связи с чем плата за технологическое присоединение должна утверждаться уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту. К заключению приложена схема электроснабжения и схема расположения участков ООО "Енисейлесозавод".
Письмом от 25.02.2016 N 1.3/02/3705-исх ПАО "МРСК Сибири" обратилось в РЭК с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Енисейлесозавод", расположенных по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Прибойная, кадастровый номер земельного участка: 24:50:0000000:192808 (номер заявки N 11000289355).
В заявлении указано, что экономическое обоснование размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" выполнено в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1, и включает следующие материалы: расчёт необходимой валовой выручки по технологическому присоединению; калькуляцию стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении; расчёт фонда оплаты труда (без заработной платы водителя); калькуляцию стоимости эксплуатации автомобиля; расчёт стоимости транспортных услуг; копию заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Енисейлесозавод"; проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Енисейлесозавод" к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго"; проект технических условий к договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Енисейлесозавод" к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго"; копию пояснительной записки по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ООО "Енисейлесозавод"; сметный расчёт стоимости строительства; копии доверенностей.
К заявлению приложен расчёт размера платы за технологическое присоединение ООО "Енисейлесозавод" к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" и копии доверенностей представителей.
Из ответа РЭК от 04.03.2016 N 02-730 следует, что по результатам предварительного рассмотрения заявления от 25.02.2016 N 1.3/02/3705-исх (входящий от 26.02.2016 N 758) установлено, что максимальная мощность присоединяемых устройств заявителя составляет 1644,4 кВт, уровень напряжения 6,0 кВ, категория надёжности - вторая. В соответствии с представленными к расчёту техническими условиями не выявлено ни одного фактора, позволяющего установить наличие хотя бы одного из критериев отсутствия технической возможности технологического присоединения заявителя. Приказом РЭК от 29.12.2015 N 648-п "О плате за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям на территории Красноярского края" установлены стандартизированные тарифные ставки на технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям, ставки платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям за единицу максимальной мощности, формулы платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям. В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1, размер платы за технологическое присоединение для конкретного заявителя определяется сетевой организацией на основании утверждённых регулирующим органом отдельных ставок по каждому мероприятию приложения N 2 к Методическим указаниям, исходя из суммы затрат, рассчитанных по ставкам за технологическое присоединение (мероприятия 1, 4, 5, 6 приложения). Для каждого конкретного заявителя при определении размера платы на основании утверждённых регулируемым органом ставок платы применяются те ставки, которые согласно поданной заявке соответствуют способу технологического присоединения. Дополнительно к представленному обоснованию необходимости строительства объектов "последней мили" для заявителя и подтверждения факта отсутствия технической возможности технологического присоединения в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения заявителю необходимо представить: заключение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения, подписанное уполномоченной комиссией, со всеми обосновывающими приложениями; уведомление (решение) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об образовании земельных участков и прав на земельные участки, на которых предполагается осуществить строительство объектов "последней мили": подстанции с уровнем напряжения 35 кВ и выше; документальное подтверждение согласования (предварительной суммы НВВ) с заявителем строительства исполнителем объектов: строительство двух КЛ-110 кВ от ВЛ-110 кВ Красноярская ТЭЦ-2 - БНС-2 с отпайками (С-11) и ВЛ 110 кВ КТЭЦ-2 - о. Отдыха с отпайками (С-12) до новой ПС 110/6 кВ ориентировочная протяжённость 2,77 км каждая, строительство новой двухтрансформаторной ПС-110/6 кВ с трансформатором мощностью 6,3 МВА, строительство двух КЛ-6 кВ от РУ-6кВ новой ПС-110/6 кВ до границ земельного участка, ориентировочная протяжённость 0,36 км.
Дополнительно заявителю сообщено, что вышеуказанные мероприятия по строительству аналогичны мероприятиям, указанным в заявлении от 25.02.2016 N 1.3/02/3704-исх об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) ООО "Енисейлесозавод" к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" по индивидуальному проекту. В целях недопущения необоснованно завышенной платы за счёт инвестиционных расходов РЭК просит представить все вышеперечисленные документы и пояснения, а при необходимости - уточнённый расчёт.
Заявителем в адрес РЭК направлено письмо от 25.03.2016 N 1.3/02/5967-исх, в котором с учётом письма РЭК от 04.03.2016 N 02-730 указано следующее:
обоснование необходимости строительства объектов "последней мили" для заявителя, содержащее подтверждение факта отсутствия технической возможности технологического присоединения в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения было направлено ранее в составе заявления об установлении платы за технологическое присоединение от 25.02.2016 N 1.3/02/3705-исх (указано в пояснительной записке по проекту);
выполнение реконструкции либо нового строительства объектов ПАО "МРСК Сибири" определяется в проектной документации, которая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" содержит сведения о земельных участках, изымаемых во временное (на период строительства) и (или) постоянное пользование, обоснование размеров изымаемого земельного участка, если такие размеры не установлены нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, или правилами землепользования и застройки, или проектами планировки, межевания территории, при необходимости изъятия земельного участка; категории земель, на которых располагается (будет располагаться) объект капитального строительства; размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков, в случае их изъятия во временное и (или) постоянное пользование. Уведомления исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об образовании земельных участков и прав на земельные участки, на которых предполагается строительство объектов, могут быть направлены в адрес РЭК только после утверждения приказом РЭК платы за технологическое присоединения по индивидуальному проекту, заключения договора с заявителем на разработку проектной документации;
необходимость выполнения в отношении заявителя мероприятий по строительству, идентичных мероприятиям, указанным в заявлениях от 25.02.2016 N 1.3/02/3704-исх, от 25.02.2016 N 1.3/02/3706-исх (строительство КЛ-110 кВ и ПС-110/6 кВ), обусловлена выбором сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению объектов данного заявителя к электрическим сетям в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения нагрузок по данной заявке от ближайшей ПС 110/6 "Медпрепараты" N 7. При этом наличие одинаковых мероприятий в данных технических условиях является необходимым, поскольку предусмотрено пунктом 25 "б" Правил технологического присоединения, определяющим содержание технических условий;
дополнительное согласование предварительной суммы НВВ с потребителем не предусмотрено действующим законодательством.
К письму приложена копия уведомления третьего лица о направлении в РЭК заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
На основании изложенного заявитель повторно просил рассмотреть заявление об установлении индивидуального тарифа для технологического присоединения объектов ООО "Енисейлесозавод" в кратчайшие сроки. К письму приложена копия уведомления заявителя ООО "Енисейлесозавод" и копии доверенностей представителей.
ПАО "МРСК Сибири" в адрес РЭК направлено письмо от 31.05.2016 N 1.3/02/11225-исх (в ответ на письмо от 12.05.2016 N 02-1481, не представленное в материалы дела), в котором указано, что на момент подачи ООО "Енисейлесозавод" заявки на технологическое присоединение 11.01.2016 мощностью 1644,4 кВт обязательства ПАО "МРСК Сибири" перед заявителями по ранее заключённым договорам об осуществлении технологического присоединения от центра питания ПС 110/6кВ "Медпрепараты" N 7 составили 9,237 мВт, обязательства по поступившим до 11.01.2016 заявкам на технологическое присоединение к данному центру питания составили 1,765 мВт. Фактическая загрузка с учётом заявок и договоров составляет 107,2 %, дефицит мощности, свободной для технологического присоединения, составляет 2,69 мВт. Текущий резерв мощности на ПС 110/6 кВ "Медпрепараты" N 7 отсутствует.
Информация о результатах максимальных замеров за последние 5 лет на ПС110/6 кВ "Медпрепраты" N 7 размещена на официальном сайте ПАО "МРСК Сибири" в сети интернет по адресу: www.mrsk-sib.ru в разделе "карта уровней загрузки центров питания". На основании уточнённых сметных расчётов в дополнение к заявлению от 25.02.2016 N 1.3/01/3705-исх и от 25.03.2016 N 1.3/02/5967-исх представлен скорректированный расчёт размера платы за технологическое присоединение с приложением обосновывающих документов. Для технологического присоединения электроустановок третьего лица предполагается выполнить строительство следующих объектов: двух КЛ 110 кВ от ВЛ 110 кВ "КТЭЦ-2" - "БНС-2" с отпайками (С-11) и ВЛ 110 кВ "КТЭЦ-2" - "о. Отдыха" с отпайками (С-12) до новой ПС 110/6 кВ. Рельеф местности - равнинный. Протяжённость КЛ 110 кВ составляет приблизительно 2,77 км. Трасса прокладывается в нормальных условиях, переходы через автодорогу выполняются методом горизонтально-направленного бурения 50 метров; двухтрансформаторной ПС 110/6 кВ с установкой силовых трансформаторов 110/6кВ номинальной мощностью 2,5 МВА, тип трансформаторов ТДН-2500/110/6кВ; двух ЛЭП 6кВ от РУ 6 кВ новой ПС 110/6кВ до земельного участка заявителя, тип кабеля АПвП2г 3х70, протяжённостью 0,36 км. Рельеф местности - равнинный.
В части выдачи мощности и заключения договоров технологического присоединения от ПС110/6кВ "Медпрепараты" N 7 было сообщено, что в 2015 году проведены корректирующие мероприятия, в результате которых филиалом ПАО "МРСК Сибири" договоры технологического присоединения от данного центра питания не выдаются (за исключением льготных категорий заявителей).
К письму обществом был приложен реестр заключённых договоров технологического присоединения от центра питания ПС110/6кВ "Медпрепараты" N 7, реестр заявителей по обязательствам об осуществлении технологического присоединения от центра питания ПС 110/6 кВ "Медпрепараты" N 7, скорректированный расчёт платы за осуществление технологического присоединения и копии доверенностей представителей.
РЭК в адрес ПАО "МРСК Сибири" направлено письмо от 15.06.2016 N 02-1827 в котором указано, что у РЭК отсутствуют основания установления размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) потребителей к электрическим сетям по индивидуальному проекту. К ответу приложен реестр отказных заявлений об установлении платы за технологическое присоединение, в котором за номером 3 указана заявка от 25.02.2016 N 1.3/02/3705-исх (входящий от 26.02.2016 N 758) в отношении объектов ООО "Енисейлесозавод" (кадастровый номер земельного участка: 24:50:0000000:192808).
ПАО "МРСК Сибири" в адрес РЭК направлено заявление от 11.07.2016 1.3/01/14602-исх об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальным проектам, в котором указано, что получены письма РЭК от 15.06.2016 N 02-1827, от 22.06.2016 N 02-1886 (в материалы дела не представлено), в которых отказано в установлении платы по направленным индивидуальным проектам.
Общество не согласилось с отсутствием технической возможности технологического присоединения, указывая, что в составе заявлений об установлении платы по индивидуальным проектам, а также в составе дополнительных материалов заявителем были направлены документы, обосновывающие отсутствие технической возможности технологического присоединения. Правилами технологического присоединения определено, что при отсутствии технической возможности технологического присоединения размер платы может быть определён только по индивидуальному проекту. Отказ РЭК в установлении платы не соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем заявитель просит повторно рассмотреть направленные ранее заявления об установлении платы по индивидуальному проекту. К заявлению приложены копии доверенностей представителей.
В ответ на указанное письмо РЭК в адрес заявителя направлено письмо от 01.09.2016 N 02-2457, которым заявителю повторно сообщено, что основания установления размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) заявителей к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" по индивидуальным проектам, указанным в письме, не усматриваются. Также в данном письме указано на необходимость применения стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям, ставок платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям за единицу максимальной мощности, формул платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям, установленных приказом РЭК от 29.12.2015 N 648-п. Причины невозможности применения указанных стандартизированных тарифных ставок исполнителем в письме не приведены.
Заявитель оспорил в судебном порядке выраженный в письмах от 15.06.2016 N 02-1827, от 01.09.2016 N 02-2457 отказ РЭК в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту по объектам третьего лица.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Заявитель оспаривает отказ регулирующего органа в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания отказа незаконным в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо установить несоответствие отказа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что заявителем пропущен срок подачи заявления в Арбитражный суд Красноярского края о признании незаконным отказа РЭК, выраженного в письме от 15.06.2016 N 02-1827, ходатайство о восстановления пропущенного срока оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием уважительных причин пропуска срока, а отказ, содержащийся в письме от 01.09.2016 N 02-2457, не является самостоятельным актом государственного органа.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в установленном порядке с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту объектов третьего лица общество обратилось 25.02.2016, заявитель оспаривает отказ РЭК в удовлетворении данного заявления, изложенный в письмах от 15.06.2016 N 02-1827 и от 01.09.2016 N 02-2457.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что письмо РЭК от 15.06.2016 N 02-1827 содержит общие выводы об отсутствии факторов, позволяющих в соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения установить наличие хотя бы одного критерия отсутствия возможности технологического присоединения потребителя, а также о необходимости применения стандартизированных тарифных ставок, ставок и формул платы за технологическое присоединение, установленных приказом РЭК от 29.12.2015 N648-п. Данное письмо не содержит какого-либо анализа документов, представленных обществом с заявкой 25.02.2016 N 1.3/02/3705-исх по объектам третьего лица.
Получив 21.06.2016 письмо РЭК от 15.06.2016 N 02-1827 заявитель 11.07.2016 направил регулирующему органу письмо 1.3/01/14602-исх, указывая, что с заявлениями об установлении платы по индивидуальным проектам, а также в составе дополнительных материалов обществом были направлены документы, обосновывающие отсутствие технической возможности технологического присоединения. В связи с этим общество просит повторно рассмотреть направленные ранее заявления и установить плату по индивидуальным проектам.
Письмом от 01.09.2016 N 02-2457 РЭК повторно разъяснила заявителю основания для отказа с дополнительным разъяснением причин отказа применительно к необоснованности неприменения стандартизованных тарифных ставок.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что документы и дополнительные материалы, которые направлялись обществом в обоснование заявки от 25.02.2016, не были возвращены регулирующим органом, письма РЭК от 15.06.2016 N 02-1827 и от 01.09.2016 N 02-2457 содержат отказ с одинаковым обоснованием на заявление общества от 25.02.2016, направляя в разумные сроки после получение ответа от 15.06.2016 письмо от 11.07.2016, заявитель пытался решить вопрос об установлении платы по индивидуальному проекту в соответствии с Правилами технологического присоединения, указывая на необходимость оценки документов, представленных в регулирующий орган в подтверждение отсутствия технической возможности технологического присоединения объектов третьего лица.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции оценивает письма РЭК от 15.06.2016 N 02-1827 и от 01.09.2016 N 02-2457 как единый отказ на заявку общества от 25.02.2016, поэтому обратившись в арбитражный суд с заявлением об оспаривании данного отказа через систему "Мой Арбитр" 02.11.2016 заявитель не нарушил срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с этим отказ судом первой инстанции в удовлетворении заявленного требования по основанию пропуска заявителем срока обращения в арбитражный суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
На основании статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пункта 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В силу статьи 1 Закона Красноярского края от 18.09.2001 N 16-1469 "О Региональной энергетической комиссии Красноярского края" РЭК является органом исполнительной власти края, осуществляющим государственное регулирование тарифов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 N 216-п, РЭК является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов). Пунктом 3.6 названного Положения к компетенции РЭК отнесено установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.
Пункт 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 (далее - Методические указания), различает полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям по утверждению на период регулирования стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности (руб/кВт), формулы платы за технологическое присоединение, а также по обращению сетевой организации платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Пунктом 30 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Критериями наличия технической возможности технологического присоединения в соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения являются:
- сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
- отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
- отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
Согласно пункту 29 Правил технологического присоединения в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 данных Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
ООО "Енисейлесозавод" 11.01.2016 обратилось в адрес сетевой организации ПАО "МРСК Сибири" с заявкой на технологическое присоединение электроустановок многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Прибойная на земельном участке с кадастровым номером: 24:50:0000000:192808, с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 1644,4 кВт. Планируемый срок введения энергопринимающих устройств в эксплуатацию - декабрь 2018 года. Категория надёжности энергопринимающих устройств - вторая.
Обществом с заявлением от 25.02.2016 в РЭК было направлено заключение сетевой организации об отсутствии технической возможности технологического присоединения устройств ООО "Енисейлесозавод" (заявка 11000289355) к электрическим сетям, а также обоснование необходимости строительства электросетевого хозяйства для технологического присоединения электроустановок многоквартирных жилых домов с максимальной мощностью 1644,4 кВт, так как на момент подачи заявки третьего лица обязательства ПАО "МРСК Сибири" перед заявителями по ранее заключенным договорам об осуществлении технологического присоединения от центра питания ПС "Медпрепараты" N 7 110/6кВ составили 9,237 мВт, обязательства по поступившим до 11.01.2016 заявкам на технологическое присоединение к данному центру питания составили 1,765 мВт. Таким образом, максимальная мощность, возможная к потреблению по ПС "Медпрепараты" N 7 110/6 кВ на 11.01.2016 при полном использовании всех вновь присоединённых энергопринимающих устройств заявителей (с учётом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истёк) составляет 11,002 мВт. На основании расчётов максимальной мощности, предельно допустимой нагрузки силового трансформатора с учётом его перезагрузки, максимальной мощности по действующим техническим условиям и при подключении новых заявителей по заявкам с учётом загрузки подстанции, перспективной загрузки ПС "Медпрепараты" N7 на момент обращения с заявлением ООО "Енисейлесозавод" у сетевой организации отсутствует техническая возможность на присоединение мощности 1644,4 кВт к электрическим сетям от ближайших центров питания.
Для технологического присоединения электроустановок предполагается выполнить строительство следующих объектов: ПС-110/6 кВ с одним силовым трансформатором 2,5 мВА; двух КЛ-110 кВ от ВЛ-110 кВ КТЭЦ-2 - о. Отдыха (с-12) и ВЛ-110 кВ Красноярская ТЭЦ-2 - БНС-2 (С-11) до РУ-110 кВ новой ПС-110/6 кВ сечением 185 мм, протяжённостью ориентировочно 2,77 км каждая; двух КЛ-6 кВ от РУ-6 кВ новой ПС-110/6 кВ до объекта заявителя сечением 70 мм
, протяжённостью ориентировочно 0,72 км каждая.
Также обществом в адрес РЭК направлено письмо от 31.05.2016 N 1.3/02/11225-исх, в котором указано, что на момент подачи ООО "Енисейлесозавод" заявки на технологическое присоединение 11.01.2016 мощностью 1644,4 кВт обязательства ПАО "МРСК Сибири" перед заявителями по ранее заключённым договорам об осуществлении технологического присоединения от центра питания ПС 110/6кВ "Медпрепараты" N 7 составили 9,237 мВт, обязательства по поступившим до 11.01.2016 заявкам на технологическое присоединение к данному центру питания составили 1,765 мВт. Фактическая загрузка с учётом заявок и договоров составляет 107,2 %, дефицит мощности, свободной для технологического присоединения, составляет 2,69 мВт. Текущий резерв мощности отсутствует.
К письму обществом был приложен реестр заключённых договоров технологического присоединения от центра питания ПС110/6кВ "Медпрепараты" N 7, реестр заявителей по обязательствам об осуществлении технологического присоединения от центра питания ПС 110/6 кВ "Медпрепараты" N 7.
Из данных документов следует отсутствие текущего резерва мощности на ПС 110/6кВ "Медпрепараты" N 7 и необходимость строительства новых объектов электросетевого хозяйства, которые не включены в утвержденную инвестиционную программу.
Порядок установления платы уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту регламентирован пунктами 30.1 и 30.3 Правил технологического присоединения.
Согласно пункту 30.1 Правил технологического присоединения к заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:
- проект договора;
- проектная документация (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети);
- индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором);
- калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту;
- расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Пунктом 30.3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что при отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения в срок не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений.
Следовательно, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов может уведомить сетевую организацию об отсутствии документов и сведений, необходимых только для расчета платы.
РЭК не представлены замечания по комплекту документов, указанным в пункте 30.1 Правил технологического присоединения.
Письмами от 15.06.2016 N 02-1827 и от 01.09.2016 N 02-2457 регулирующий орган отказал в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в связи с тем, что обществом не обосновано отсутствие технической возможности технологического присоединения объектов третьего лица.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РЭК должна доказать наличие у заявителя технической возможности технологического присоединения к сетям заявителя электроустановки.
Отказ РЭК в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, выраженный в письмах от 15.06.2016 N 02-1827 и от 01.09.2016 N 02-2457, не содержит фактического и правового обоснования возможности технологического присоединения третьего лица.
Кроме того, согласно пункту 31 Правил технологического присоединения в целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил, третье лицо вправе обратиться в орган федерального государственного энергетического надзора для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.
Следовательно, проверка технической возможности технологического присоединения находится в компетенции специального органа государственного энергетического надзора - Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Такое заключение уполномоченного органа в материалах дела отсутствует.
При установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в соответствии с пунктом 7 Методических указаний стандартизированные тарифные ставки не применяются.
Таким образом, отказ регулирующего органа в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, изложенный в письмах от 15.06.2016 N 02-1827 и от 01.09.2016 N 02-2457, не соответствует пункту 7 Методических указаний, пунктам 28,29,30,31 Правил технологического присоединения.
Отказ РЭК в установлении платы по индивидуальному проекту нарушает права и законные интересы заявителя, так как в соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике, пунктами 16, 30.4 Правил технологического присоединения препятствует обществу заключить договор об осуществлении технологического присоединения объектов ООО ""Енисейлесозавод" в целях строительства объектов электросетевого хозяйства и осуществления деятельности по передаче электрической энергии.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях устранения нарушенных прав заявителя на РЭК следует возложить обязанность установить по заявлению общества от 25.02.2016 N 1.3/02/3705-исх индивидуальный размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Енисейлесозавод" к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго".
На основании изложенного, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с РЭК в пользу заявителя в возмещение расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" февраля 2017 года по делу N А33-25348/2016 отменить. Принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Признать незаконным отказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края, выраженный в письмах от 15.06.2016 N 02-1827 и от 01.09.2016 N 02-2457, в установлении платы по индивидуальному проекту за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Енисейлесозавод" к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго".
Обязать Региональную энергетическую комиссию Красноярского края установить по заявлению ПАО "МРСК Сибири" от 25.02.2016 N 1.3/02/3705-исх индивидуальный размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Енисейлесозавод" к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго".
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Красноярского края в пользу ПАО "МРСК Сибири" 4500 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-25348/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 июля 2017 г. N Ф02-3466/17 настоящее постановление изменено
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ", ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Красноярского края
Третье лицо: ООО "Енисейлесозавод", ООО Енисейлесозавод