Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2017 г. N Ф07-10203/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
08 июня 2017 г. |
Дело N А66-13632/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 июня 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от администрации города Твери представителя Никитиной Е.Б. по доверенности от 11.08.2016 N 83, от общества с ограниченной ответственностью "ЮККА" представителя Ладоша Д.И. по доверенности от 14.11.2016 N 156, от Департамента потребительского рынка и рекламы администрации города Твери представителя Никитиной Е.Б. по доверенности от 23.03.2017 N 22/4-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮККА" на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2017 года по делу N А66-13632/2016 (судья Белова А.Г.),
установил:
администрации города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ИНН 6901000920, ОГРН 1066950062717; далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЮККА" (место нахождения: 170019, город Тверь, улица Маяковского, дом 33, помещение 63; ИНН 6901094171, ОГРН 1066901002849; далее - Общество) о возложении на ответчика обязанности освободить земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0100169:42, 69:40:0100169:46, 69:40:0100169:1, занимаемые ярмарочной территорией по адресу: город Тверь, улица Хрустальная, напротив дома 10, от конструкций и оборудования своими силами и за свой счет в течении десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда. В случае неисполнения решения суда в установленный десятидневный срок предоставить Администрации возможность своими силами освободить земельные участки с последующим возмещением Обществом затраченных денежных средств.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Департамент потребительского рынка и рекламы администрации города Твери (место нахождения: 170001, город Тверь, проспект Калинина, дом 62; ИНН 6950186298, ОГРН 1146952016738; далее - Департамент потребительского рынка), Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Новоторжская, дом 1; ИНН 6901043057, ОГРН 1036900087806; далее - Департамент управления имуществом).
Решением суда от 20.03.2017 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Общества в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять новый судебный акт, которым в иске отказать, взыскать с Администрации в пользу Общества 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. С учетом того, что Департамент благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери наделен полномочиями организатора конкурса, является стороной договора от 28.04.2015 N 5, самостоятельным юридическим лицом, он вправе быть истцом и ответчиком в суде, Администрация не является надлежащим истцом по данному делу. При размещении конкурса на выбор администратора ярмарок на территории города Твери и заключении договоров не имелось условия о размещении объектов на земельных участках с указанными кадастровыми номерами. Тот факт, что Обществу предоставлен земельный участок, не подтвержден документально. Суд не определил местонахождение объектов на земельных участках. Договор на предоставление права исполнять обязанности администратора ярмарки по адресу город Тверь, улица Хрустальная, напротив дома 10 не является договором аренды или договором безвозмездного пользования. Истцом неправильно квалифицированы спорные отношения и неверно выбран способ защиты права. Суд не принял во внимание, что дела N А66-13632/2016 и А66-197/2017 связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и предоставленным доказательствам, не предоставил возможность решить конфликт вне судебного разбирательства. Суд, отказав в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство, нарушил нормы процессуального права, предусмотренные статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Суд не учел пункт 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), решения Арбитражного суда Тверской области по делам N А66-9508/2015, А66-7064/2015. Суд неправильно изложил пункт 2.2.13 договора от 28.04.2015 N 5 и номер договора, указав N 3.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Администрация и Департамент потребительского рынка в отзыве на жалобу и их представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Департамент управления имуществом надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителей Общества, Администрации и Департамента потребительского рынка, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1 перечня ярмарочных территорий, утвержденного постановления Администрации от 24.02.2015 N 195 "Об организации ярмарок на территории города Твери", к ярмарочной территории относится территория по адресу: город Тверь, улица Хрустальная напротив дома 10. Данная ярмарочная территория расположена на земельных участках с кадастровыми номерами 69:40:0100169:42, 69:40:0100169:46, 69:40:0100169:1, которые относятся к государственной собственности до разграничения и собственности муниципального образования.
В соответствии с Порядком организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Тверской области (далее - Порядок), утвержденным постановлением правительства Тверской области от 01.10.2013 N 464-пп (далее - Постановление N 464-пп) на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 11.03.2015 размещена информация о проведении открытого конкурса, вместе с условиями его проведения, проектом договора и конкурсной документацией.
На основании итогов данного конкурса в связи с признанием Общества победителем Департамент благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери (правопредшественник Департамента потребительского рынка) заключили договор о предоставлении права исполнять обязанности администратора ярмарки от 28.04.2015 N 5.
Согласно пункту 1.1 договора в соответствии с решением конкурсной комиссии по конкурсному отбору администратора ярмарки на территории Тверской области от 16.04.2015, протокол N 1, Департамент благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери предоставляет Обществу право исполнять обязанности администратора ярмарки по адресу: город Тверь, улица Хрустальная напротив дома 10.
Согласно пункту 2.2.13 договора Общество приняло на себя обязательство освободить занимаемую территорию от конструкций и оборудования в течение 10 дней после окончания права исполнять обязанности администратора ярмарки или в случае досрочного расторжения договора.
Постановлением Администрации о предоставлении права исполнять обязанности администраторов ярмарок на территории города Твери от 15.05.2015 N 674 Обществу предоставлено соответствующее право быть администратором ярмарочной территории.
В результате осмотра Департаментом благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери земельного участка 25.10.2016 выявлено, что Общество разместило конструкцию нестационарного торгового объекта в виде павильона и торгового оборудования, составлен акт обследования.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 29.09.2015 по делу N А66-7064/2015 признаны недействительными итоги конкурса по выбору администраторов ярмарки на территории города Твери в части выборов администраторов ярмарки по адресам: город Тверь, бульвар Молодежный у дома 6, город Тверь, улица Хрустальная, напротив дома 10, город Тверь, улица Орджоникидзе у дома 48, город Тверь, улица Можайского у дома 58а. Суд признал недействительными договоры от 28.04.2015 N 3-5, заключенные между Департаментом благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери и Обществом, прекратив их действие на будущее время в неисполненной части.
Постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.2016 решение Арбитражного суда Тверской области от 29.09.2015 по делу N А66-7064/2015 оставлено без изменения.
Постановлением Администрации от 20.06.2016 N 1035 внесены изменение в постановление Администрации от 15.05.2015 N 674 о предоставлении права исполнять обязанности администраторов ярмарок на территории города Твери, пункт, предусматривающий право ответчика исполнять обязанности администратора ярмарки признан утратившим силу.
Департамент благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери в претензии от 25.10.2016 N 01/6613 предложил Обществу освободить земельные участки от конструкций и оборудования в добровольном порядке.
Общество требование не выполнило, территорию ярмарки не освободило.
Считая, что оснований для использования земельных участков у ответчика не имеется, Общество обязано освободить земельные участки, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
В силу статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Вступившим в силу с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 3.3 Закона N 137-ФЗ, согласно которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административным центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законом соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно данным изменениям закреплена передача Администрации полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории города, государственная собственность на которые не разграничена, поэтому Администрация в силу закона и переданных ей полномочий вправе обратиться в суд с настоящим иском.
Доводы подателя жалобы о ненадлежащем истце являются необоснованными.
Суд первой инстанции установил, видно из материалов дела, на землях кадастрового квартала 69:40:0100169 в 34,6 м к югу от дома 10 на улице Хрустальной возведено нестационарное строение площадью около 570 кв.м (площадь строения получена путем расчетов согласно масштабу схемы участка 1:500), представляющее собой металлический каркас со стеклопакетами. Указанное строение используется для размещения торговых точек, часть из которых представляет собой обособленные помещения, а часть - торговые развалы.
Суд установил, что возведенное строение расположено на следующих земельных участках.
Часть строения площадью 390 кв.м - на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100169:42. Земельный участок площадью 1584 кв.м с кадастровым номером 69:40:0100169:42, расположенный по адресу: город Тверь, улица Хрустальная, находится в государственной собственности до ее разграничения. Для участка установлено разрешенное использование "под мини-рынок".
Часть строения площадью 140 кв.м - на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100169:46. Земельный участок площадью 223 кв.м с кадастровым номером 69:40:0100169:46, расположенный по адресу: город Тверь, улица Кольцевая, находится в государственной собственности до ее разграничения и относится, согласно техническому отчету по инвентаризации земель, к свободным землям городской застройки.
Часть строения площадью 40 кв. м - на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100169:1. Земельный участок площадью 5396 кв.м, расположенный по адресу: город Тверь, улица Хрустальная, находится в собственности муниципального образования "город Тверь". Для участка установлено разрешенное использование "под разворотное кольцо трамвая".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Общества отсутствуют правовые основания для размещения указанного нестационарного строения на указанной территории, которая находится в кадастровом квартале 69:40:0100169, и использования земельных участков под ним.
В соответствии с пунктом 1 Перечня ярмарочных территорий утвержденных постановление Администрации от 24.02.2015 N 195 "Об организации ярмарок на территории города Твери", рассматриваемый земельный участок на территории городского округа по адресу: город Тверь, бульвар Молодежный у дома 6, включен в данный перечень в качестве городской ярмарки, проводимой органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 пункта 15 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку земельный участок городского округа, на котором располагается ярмарочная территория, занят Обществом, что также делает невозможным реализацию полномочий органа местного самоуправления по проведению ярмарки, объявлению нового конкурса и правомерному (свободному от прав третьих лиц) предоставлению данной территории иным лицам, в том числе профильным муниципальным учреждениям.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Довод о том, что суд не установил местонахождение конструкции, опровергается материалами дела, в том числе договором, актами, фотоматериалами. Представитель Общества не оспаривает нахождение на земельных участках конструкции, ему известны ее вид и размеры. Требования истца фактически направлены на освобождение земельных участков, на которых Общество разместило конструкцию в период действия договора от 28.04.2015.
Ссылки подателя жалобы на допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения не принимаются во внимание, поскольку материалами дела не подтверждаются.
Все заявленные сторонами ходатайства судом рассмотрены, принятие судебные акты отвечают требованиям норм АПК РФ. Правовых оснований для объединения заявленных Общество дел в одно производство суд не установил, в удовлетворении ходатайства ответчика отказал обоснованно.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20 марта 2017 года по делу N А66-13632/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮККА" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-13632/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2017 г. N Ф07-10203/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТВЕРИ
Ответчик: ООО "ЮККА"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И РЕКЛАМЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТВЕРИ, ДЕПАРТАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТВЕРИ
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10203/17
02.10.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10203/17
08.06.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3679/17
20.03.2017 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-13632/16
02.02.2017 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-13632/16