г. Москва |
|
27 июня 2017 г. |
Дело N А40-154128/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Триносом И.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2017 по делу N А40-154128/16, принятое судьей Дудкиным В.В. (135-1376)
по заявлению ОАО "КСХП "Химки"
к ДГИ г. Москвы
третье лицо: Москомархитектура
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: |
Кисляков Е.В. по дов. от 03.10.2016; |
от ответчика: |
Ивашурина А.А. по дов.ю от 30.12.2016; |
от третьего лица: |
Савин А.С. по дов. от 25.11.2016; |
УСТАНОВИЛ:
АО "КСХП "Химки" (далее - истец, Общество) обратилось с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы (далее - ответчик, ДГИ) о признании незаконным решения от 21.04.2016 г. N 33-5-55280/16-(0)-1 об отказе в предоставлении в собственность АО "КСХП "Химки" земельного участка площадью 6438 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0006007:1332, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования, местоположение: г. Москва, КСХП "Химки" и обязании ДГИ г. Москвы в месячный срок со дня принятия судебного акта принять решение о предоставлении АО "КСХП "Химки" в собственность земельного участка площадью 6438 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0006007:1332, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования, местоположение: г. Москва, КСХП "Химки", по цене равной кадастровой стоимости данного земельного участка, подготовить и направить АО "КСХП "Химки" проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением суда от 10.02.2017 исковые требования удовлетворены.
Департамент городского имущества г. Москвы, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ответчик ссылается на неправильное применение норм материального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению ответчика, им не рассматривалось заявление Общества по существу, так как принято решение об отказе в приеме документов. Кроме того, испрашиваемый земельный участок не может быть передан в собственность заявителю, так как попадает в зону размещения объекта "Реконструкция Ленинградского шоссе от МКАД до дороги Шереметьево-1".
В судебном заседании представитель ответчика полностью поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя с решением суда согласен, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, Москомархитектуры, поддержал апелляционную жалобу ДГИ, просил отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Представитель Москомархитектуры просил приобщить к материалам дела копию градостроительного плана земельного участка, из которого следует, что испрашиваемый в собственность земельный участок попадает в зону проектируемой части дороги.
В силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно абзацу 5 пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 АПК РФ, может в силу части 3 статьи 288 АПК РФ являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Рассмотрев ходатайство третьего лица, учитывая, что ходатайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств, судом первой инстанции было отклонено (т.2 л.д.43), суд апелляционной инстанции считает, что копия градостроительного плана земельного участка N RU-160000-006353 должна быть приобщена к материалам дела, поскольку имеет существенное значение для правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, вынесения законного и обоснованного судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.04.2016 г. заявитель обратился в ДГИ г. Москвы с заявлением N 000468 от 12.04.2016 г. N 33-5-55280/16-(0)-0 о предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов предназначенного для сельскохозяйственного использования, площадью 6 438 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва КСХП "Химки" с кадастровым номером 77:09:0006007:1332.
Указанный земельный участок принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое зарегистрировано в установленном порядке.
21.04.2016 г. за N 33-5-55280/16-(0)-1 ДГИ г. Москвы отказал заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, мотивировав отказ тем, что часть земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006007:1332 по данным ДГИ г. Москвы попадает в зону размещения объекта "Реконструкция Ленинградского шоссе от МКАД до дороги Шереметьево-1".
В обоснование отказа ДГИ г. Москвы сослался на п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования предназначении для размещения объектов федерального значения.
Считая, данный отказ ДГИ г. Москвы незаконным, АО "КСХП "Химки" обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что при обращении за получением государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность заявителем были представлены все необходимые документы, и соблюдены все требования административного регламента. Распоряжение Правительства Москвы от 17.05.2011 г. N 399-РП не является правовым актом об утверждении документации по планировке территории и не содержит сведений о размещении планируемого объекта в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006007:1332.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ доказательства по делу, считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что отказ ДГИ г. Москвы в предоставлении в собственность испрашиваемого заявителем земельного участка является незаконным.
Из материалов дела следует, что отказ ДГИ г. Москвы мотивирован п.17 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.17 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
По смыслу ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017 (ред. от 26.04.2017).
В ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно ч. 3 ст. 63 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя включают в себя сведения, предусмотренные статьей 23 настоящего Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.
Согласно статье 7 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы) утверждение документации по планировке территорий относится к полномочиям Правительства Москвы.
Статьей 23 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено, что документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы. Генеральный план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве.
Генеральный план города Москвы утвержден Законом города Москвы от 05 мая 2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы" (далее - Закон о Генеральном плане города Москвы).
Частью 3 ст. 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на указанных в пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 ГрК РФ).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Распоряжением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 399-РП в целях реализации Генерального плана города Москвы на период до 2025 года, обеспечения комплексного развития улично-дорожной сети в городе Москве и повышения уровня комфорта жизни жителей города Москвы установлено Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы обеспечить в установленном порядке размещение государственного заказа на разработку Проектов планировки участков линейных объектов улично-дорожной сети (приложение 1) и Проектной документации линейных объектов улично-дорожной сети (приложение 2).
Пунктом 1 Приложения 2 к распоряжению Правительства Москвы от 17.05.2011 г. N 399-РП в Перечень линейных объектов улично-дорожной сети для разработки проектной документации включен объект "Реконструкция Ленинградского шоссе от МКАД до дороги на Шереметьево-1".
В соответствии с ч.4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 31.12.2015, а применительно к городу федерального значения Москве до 31.12.2016 в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные план земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Приказом Москомархитектуры N 170 от 07.09.2012 утвержден градостроительный план земельного участка N RU77-160000-006353, содержащий информацию о размещении объекта "Реконструкция Ленинградского шоссе от 2011 МКАД до дороги на Шереметьево-1".
Согласно ГПЗУ N RU77-160000-006353 границы земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 77:09:0006007:1332.
Поскольку ОАО "КСХП "Химки" не является лицом, уполномоченным на строительство объекта "Реконструкция Ленинградского шоссе от 2011 МКАД до дороги на Шереметьево-1", а на момент принятия Департаментом городского имущества города Москвы оспариваемого решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, сооружений" размещение объекта "Реконструкция Ленинградского шоссе от 2011 МКАД до дороги на Шереметьево-1" было предусмотрено действующей документацией по планировке территории - градостроительным планом земельного участка N RU77-160000-006353, Департамент городского имущества города Москвы обоснованно принял решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
Требования АО "КСХП "Химки" о признании незаконным решения ДГИ Москвы от 21.04.2016 г. N 33-5-55280/16-(0)-1 об отказе в предоставлении в собственность АО "КСХП "Химки" земельного участка площадью 6438 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0006007:1332, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования, местоположение: г. Москва, КСХП "Химки" и обязании ДГИ г. Москвы в месячный срок со дня принятия судебного акта принять решение о предоставлении АО "КСХП "Химки" в собственность земельного участка площадью 6438 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0006007:1332, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования, местоположение: г. Москва, КСХП "Химки", по цене равной кадастровой стоимости данного земельного участка, подготовить и направить АО "КСХП "Химки" проект договора купли-продажи указанного земельного участка, не подлежали удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2017 подлежит отмене, апелляционная жалоба ДГИ Москвы - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2017 по делу N А40-154128/16 отменить.
Заявление ОАО "КСХП "Химки" оставить без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-154128/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2018 г. N Ф05-14688/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "КОЛЛЕКТИВНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ХИМКИ", ОАО "КСХП "Химки"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14688/17
21.12.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55620/17
13.10.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14688/17
27.06.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13146/17
10.02.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-154128/16