г. Москва |
|
06 августа 2018 г. |
Дело N А41-8119/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Эко-Прим" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.04.2018 по делу N А41-8119/18, принятое судьей Ю.Г. Богатиной, по иску Министерства экологии и природопользования Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Эко-Прим" о взыскании денежных средств,
при участии в заседании:
от Министерства экологии и природопользования Московской области - Пономарева Е.С. по доверенности от 29.12.2017,
от ООО "Эко-Прим" - Степанов А.Н. по доверенности от 05.03.2018,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "ЭКО-ПРИМ" (далее - общество, ответчик) с требованием о взыскании ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в размере 14 917 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.04.2018 по делу N А41-8119/18 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель министерства в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
10.05.2017 министерством возбуждено дело об административном правонарушении (л.д. 56 т. 1) на основании обращения гр.Локтева С. от 27.04.2017 по вопросу несоблюдения ООО "Эко-Прим" требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления по адресу Московская область Солнечногорский район вблизи дер. Радумля (земельный участок с КН 50:09:0060126:36).
В ходе проведения административного расследования установлено, что общество осуществляет деятельность по эксплуатации комплекса по сортировке отходов на земельном участке с КН 50:09:0060126:36. На территории комплекса располагается административно-хозяйственная зона, площадка разгрузки и накопления отходов, цех сортировки и прессования отходов. Въезд специализированного автотранспорта осуществляется через железные ворота, пункт мойки колес и система дозиметрического контроля при въезде отсутствуют. Территория по всем периметру захламлена твердыми коммунальными и строительными отходами, размещенными на открытом грунте, вне специально оборудованной площадки.
ООО "Эко-Прим" имеет лицензию от 04.03.2016 на осуществление деятельности в области обращения с отходами в части их сбора, транспортирования и обработки на земельном участке с КН 50:09:0060126:36, арендуемом на основании договоров аренды от 05.05.2016 и 02.03.2017 с ООО "Северстройинвест".
16.05.2017 вынесено определение о назначении экспертизы. 19.05.2017 проведены отборы проб почвы, на которой размещены отходы, о чем составлен протокол об изъятии, акты отбора проб NN 141 и 142, схематический план точек отбора проб.
По итогам проведенной экспертизы, согласно экспертному заключению N 09/17 от 19.07.2017 установлено, что общая площадь навалов твердых коммунальных отходов на территории (непосредственно на почве) земельного участка с КН 50:09:0060126:36 составляет 7643 куб. м, общая масса твердых коммунальных отходов 4 класса опасности составляет 2983,4 тонны.
31 июля 2017 г. в отношении ООО "Эко-Прим" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - уничтожение плодородного слоя почвы а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
31 июля 2017 г. Солнечногорским городским судом Московской области общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Истцом произведен расчет вреда, причиненного окружающей среде (почвам). Согласно расчету, размер вреда составил 14 917 000 рублей (л.д. 121 т. 1).
Истец направил ответчику требование от 13.12.2017 о возмещении ущерба, после чего, в связи с невыполнением данного требования ответчиком, обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал из обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
По смыслу указанной нормы вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в гражданско-правовом порядке на основании норм статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Факт наличия нарушения в действиях ответчика и порчи земель подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, результатами экспертиз, а также вступившим в законную силу постановлением суда общей юрисдикции от 24.08.2017 по делу N 5-348/17.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вред почвам был причинен истцом в результате законно осуществляемой деятельности по обработке отходов 4 класса опасности на основании лицензии на право осуществления лицензируемого вида деятельности, отклоняется апелляционным судом, как не имеющий значения для правильного рассмотрения дела, поскольку наличие лицензии на право осуществления лицензируемого вида деятельности не предоставляет лицензиату права на причинение вреда почвам (равно как и на иное нарушение закона) и не освобождает общество от обязанности возместить причиненный почвам вред.
Отклоняя данный довод, апелляционный суд также принимает во внимание, что, как следует из материалов дела, вред почвам, заявленный к возмещению, причинен в результате размещения отходов вне площадки, предназначенной для разгрузки и накопления отходов.
При этом довод апелляционной жалобы о том, что обществу в таком случае следовало вменить нарушение, выразившееся в нарушении лицензионных требований (части 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ) и в несанкционированном размещении отходов (ст. 8.2 КоАП РФ), также не свидетельствуют об отсутствии причинения обществом вреда почвам и отсутствии у общества обязанности по его возмещению.
Ущерб рассчитан истцом в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238, и ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Доводов о замене способа возмещения вреда путем обязания ответчика произвести работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств, являвшихся предметом рассмотрения судом первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
В силу пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Согласно Закону Московской области от 19.12.2017 N 214/2017-ОЗ "О бюджете Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Министерство является главным администратором доходов соответствующих бюджетов от сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджеты городских округов или муниципальных районов.
Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных требований в заявленном размере.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.04.2018 по делу N А41-8119/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8119/2018
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 октября 2018 г. N Ф05-16133/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство экологии и природопользования Московской области
Ответчик: ООО "ЭКО-ПРИМ"
Третье лицо: ООО "Автокомфорт-2007"