Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19 декабря 2017 г. N Ф09-6974/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
28 июля 2017 г. |
Дело N А76-8279/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2017 по делу N А76-8279/2016 (судья Белякович Е.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - Стрельникова Е.М. (доверенность N 19 от 06.10.2016);
общества с ограниченной ответственностью ИТЦ "СпецМонтаж" - Лузин А.А. (руководитель по решению учредителя N 2 от 27.03.2015), Воронова Н.В. (доверенность от 27.07.2017);
закрытого акционерного общества "Аргус-Спектр" - Воронова Н.В. (доверенность N 340 от 23.12.2016), Кривошонок В.В. (доверенность N 341 от 23.12.2016);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Заводская М.А. (доверенность N 12 от 10.01.2017).
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - ГУ МЧС по Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Челябинской области) о признании недействительными решения N 2845/07 и предписания N 2846/07 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 37-07/15.
На основании указанного заявления Арбитражным судом Челябинской области возбуждено дело N А76-8279/2016.
Также в Арбитражный суд Челябинской области обратилось закрытое акционерное общество "Аргус-Спектр" (далее - ЗАО "Аргус-Спектр") с заявлением к УФАС по Челябинской области о признании незаконными решения и предписания от 11.03.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 37-07/15.
На основании этого заявления Арбитражным судом Челябинской области возбуждено дело N А76-7502/2016.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2016 дела N А76-8279/2016 и N А76-7502/2016 объединены в одно производство с присвоением делу номера А76-8279/2016.
Кроме того, в Арбитражный суд Челябинской области обратилось общество с ограниченной ответственностью ИТЦ "СпецМонтаж" (далее - ООО ИТЦ "СпецМонтаж") с заявлением к УФАС по Челябинской области о признании недействительным решения по делу N 37-07/15.
На основании этого заявления судом возбуждено дело N А76-11898/2016.
Также в Арбитражный суд Челябинской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Рубеж" (далее - ООО "Рубеж") о признании незаконным в части решения антимонопольного органа по делу N 37-07/15 и об обязании включить в решение меры для восстановления положения, существовавшего до нарушения согласованными действиями ГУ МЧС России по Челябинской области, ООО ИТЦ "СпецМонтаж" и ЧОО ООО "ВДПО" Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: обязать ФГКУ ОФПС по Челябинской области отключить все пультовое оборудование ПАК "Стрелец-Мониторинг" в ФГКУ ОФПС по Челябинской области; обязать ФГКУ ОФПС по Челябинской области провести выбор хозяйствующих субъектов, способных установить ПАК Стрелец-ДЦС и ПАК Стрелец-ПЧ в подразделениях пожарной охраны, а также осуществлять техническое обслуживание данного оборудования и подключение к нему объектов зашиты на конкурсной основе.
На основании этого заявления судом возбуждено дело N А76-14707/2015.
Определением суда от 18.08.2016 дела N А76-8279/2016, N А76-11898/2016 и дело N А76-14707/2016 объединены в одно производство с присвоением ему номера А76-8279/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Топаз" (далее - ООО "Топаз"), Главное контрольное управление Челябинской области (далее - ГКУ Челябинской области), общество с ограниченной ответственностью "Профессиональное аварийно-спасательное формирование "Магнитогорская служба спасения" (далее - ООО "ПАСФ МСС").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2017 (резолютивная часть решения объявлена 02.05.2017) требования ГУ МЧС по Челябинской области, ООО "Аргус-Спектр" и ООО ИТЦ "СпецМонтаж" удовлетворены, решение от 11.03.0216 и предписание от 30.12.2015 по делу N 37-07/15 признаны недействительными, в удовлетворении требований ООО "Рубеж" отказано. Также судом взыскано с УФАС по Челябинской области в пользу ЗАО "Аргус-Спектр" и ООО ИТЦ "СпецМонтаж" по 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины и возвращена ЗАО "Аргус-Спектр" излишне уплаченная госпошлина в размере 1000 руб.
Не согласившись с таким решением, УФАС по Челябинской области обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на законность и обоснованность оспоренных ненормативных правовых актов. Указывает на наличие в действиях ГУ МЧС по Челябинской области нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Оспаривает вывод суда о том, что деятельность с использованием программно-аппаратного комплекса (ПАК) "Стрелец-Мониторинг" осуществляется исключительно в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций, не имеет экономического и конкурентного характера и не может рассматриваться на предмет нарушения антимонопольного законодательства. Обращает внимание на следующие обстоятельства: ПАК "Стрелец-Мониторинг" предназначен для оснащения подразделений МЧС; установленные ООО "Рубеж" и ООО ИТЦИ "СпецМонтаж" на основании договоров с МЧС комплекты ПАК "Стрелец-ДДС" и ПАК "Стрелец-ПЧ" производятся ЗАО "Аргус-Спектр", предназначены для введения в гражданский оборот и являются товаром в понимании Закона N 135-ФЗ, а сфера их обращения образует товарный рынок, а потому на спорные отношения подлежат распространению положения Закона N 135-ФЗ; действия ГУ МЧС по Челябинской области по заключению договоров N N 98, 190, 292 привели к установлению для пожарной охраны ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые способны установить входящее в состав ПАК оборудование в пожарных частях, осуществлять подключение к пультовому оборудованию объектов защиты и его техническое обслуживание, и оказали негативное влияние на рынок оказания услуг технического мониторинга систем пожарной сигнализации на объектах защиты и технического мониторинга каналов связи, а также на рынок по техническому обслуживанию каналообразующего устройства - объектовой станции; установленный законом порядок закупки является единым и не предусматривает возможность его несоблюдения в случае передачи имущества в безвозмездное пользование. Также указывает на то, что судом не дана оценка пункта 3 оспоренного решения и не мотивировано непринятие выводов антимонопольного органа о том, что закон не предусматривает обязанность владельцев объектов защиты обеспечивать дублирование сигналов о пожаре исключительно в подразделениях противопожарной службы. Помимо этого указывает на недоказанность нарушения оспоренными ненормативными актами прав и законных интересов ЗАО "Аргус-Спектр".
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ГУ МЧС по Челябинской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Полагает решение суда первой инстанции в обжалованной части законным и обоснованным.
Представители ООО ИТЦ "СпецМонтаж" и ЗАО "Аргус-Спектр" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы также возражали по основаниям, изложенным в отзывах.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия не явившихся представителей ООО "Рубеж" и третьих лиц.
Поскольку решение суда первой инстанции обжалуется управлением лишь в части удовлетворения требований ГУ МЧС по Челябинской области, ООО "Аргус-Спектр" и ООО ИТЦ "СпецМонтаж", и от участвующих в деле лиц не поступило возражений против пересмотра судебного акта только в указанной части, в соответствии с ч.5 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение проверяется на предмет законности и обоснованности исключительно в указанной обжалованной части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции в обжалованной части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Приказом МЧС России от 28.12.2009 N 743 (далее - Приказ N 743) в системе МЧС России принят на снабжение программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях, под условным обозначение ПАК "Стрелец", в состав которого входят аппаратура и программное обеспечение модификаций: программно-аппаратный комплекс для пожарной части - ПАК "Стрелец-ПЧ" (обеспечивающий сбор по радиоканалу извещений о нештатных ситуациях с контролируемых объектов и их ретрансляцию в ПАК "Стрелец-дежурно-диспетчерская служба"); программно-аппаратный комплекс для дежурно-диспетчерской службы - ПАК "Стрелец-ДДС", обеспечивающий сбор извещений о нештатных ситуациях с контролируемых объектов по различным каналам передачи данных и прием информации ПАК "Стрелец-ПЧ".
ГУ МЧС по Челябинской области заключены бессрочные договоры на бескорыстную передачу имущества и наделение правами владения и пользования в целях благотворительной помощи: 1) с ООО "Рубеж" N 237 - в 2011 году и N 292 - в 2013 году; 2) с ООО ИТЦ "СпецМонтаж" - N 190 - в 2014 году.
В соответствии с указанными договорами в пожарных частях ГУ МЧС по Челябинской области указанными лицами устанавливались комплекты ПАК "Стрелец-ДДС" и ПАК "Стрелец-ПЧ" производства ЗАО "Аргус-Спектр".
Прекращение договора N 292 с ООО "Рубеж" и заключение договора N 190 с ООО ИТЦ "СпецМонтаж" обусловлено претензиями к ООО "Рубеж" в части исполнения условий договора (письма ГУ МЧС по Челябинской области в адрес ООО "Рубеж" от 2014 года, а также в адрес ЗАО "Аргус-Спектр" и в адрес прокуратуры о принятии мер в отношении ООО "Рубеж", лишение ООО "Рубеж" статуса официального сервисного центра ЗАО "Аргус-Центр").
В целях исполнения договора N 190 ГУ МЧС по Челябинской области направлены указания руководителям отрядов обеспечить место в помещении ЦППС и ПЧ отрядов для установки комплекта ПАК "Стрелец ПЧ-3" и допуск представителей ООО ИТЦ "СпецМонтаж" для проведения работ по монтажу и настройке оборудования (от 23.10.2014 N 10359-10-17, от 28.11.2014 N 11639-10-6; от 02.12.2014 N 11746-10-6, от 13.03.2015 N 2185-10-17 и от 08.04.2015 N 3238-10-17).
На основании этих указаний руководителями отрядов МЧС обеспечен доступ специалистов ООО "СпецМонтаж" в помещения отрядов, в результате чего осуществлено отключение оборудования, принадлежащего ООО "Рубеж". Оборудование ООО "СпецМонгтаж" фактически установлено по актам приема-передачи в период 2014-2015 гг.
По предложению ООО ИТЦ "СпецМонтаж" 05.03.2015 между ГУ МЧС по Челябинской области и ООО ИТЦ "СпецМонтаж" заключен договор N 98 об эксплуатационно-техническом обслуживании пульта ПАК "Стрелец", поставленного за счет средств федерального бюджета и установленного в Отряде N 3 г. Челябинска. В соответствии с этим договором, работы по эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования осуществляются безвозмездно.
ГУ МЧС по Челябинской области направило письма с информацией о заключении договора N 190 и о необходимости обеспечения допуска сотрудников ООО ИТЦ "СпецМонтаж" к объектовому оборудованию на объекты защиты в адрес владельцев объектов защиты (письма от 03.12.2014 N 11821-10-17, от 03.12.2014 N 11823-10-17, от 09.12.2014 N ШШМ/К-10-17, от 22.01.2015 N 445-10-17 и N 450-10-17, от 26.01.2015 N 597-10-17 и N 601-10-17, от 05.02.2015 N983-10-17, от 25.08.2015 N 8097-10-17), а также с информацией о прекращении договора N292 с ООО "Рубеж", информировании ЗАО "Аргус-Спектр" с целью лишения ООО "Рубеж" статуса официального сервисного центра и заключении договора с ООО ИТЦ "СпецМонтаж" - в адрес органов исполнительной власти Челябинской области (письма от 27.08.2015 N8152-10-17, N 8154-10-17 и N8155-10-17, от 28.09.2015 N8151-10-17).
В связи с поступлением в УФАС по Челябинской области обращения ООО "Рубеж", содержащего сведения о нарушении действиями ГУ МЧС по Челябинской области антимонопольного законодательства и создании этими действиями препятствий ООО "Рубеж" в осуществлении предпринимательской деятельности ввиду отключения принадлежащего ему оборудования, установленного в подразделениях пожарной охраны, а также о создании ООО ИТЦ "СпецМонтаж" преимущественных условий, антимонопольным органом возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 37-07/15.
По результатам рассмотрения этого дела УФАС по Челябинской области принято решение от 11.03.2016 (резолютивная часть решения оглашена 30.12.2015), которым: 1) признаны нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ действия ГУ МЧС по Челябинской области, выразившееся в установлении путем заключения договоров N 292, N 190 и N 98 с ООО "Рубеж" и ООО ИТЦ "СпецМонтаж" для федеральных казенных учреждений отрядов федеральной противопожарной службы ограничений выбора хозяйствующих субъектов, способных установить ПАК "Стрелец-ДДС" и ПАК "Стрелец-ПЧ" в подразделениях пожарной охраны, а также осуществлять техническое обслуживание данного оборудования и подключение к нему объектов защиты; 2) признаны нарушением пунктов 6 и 8 части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ действия ГУ МЧС по Челябинской области, выразившиеся в обеспечении путем включения в договоры N292, N190 и N98 с ООО "Рубеж" и ООО ИТЦ "СпецМонтаж" положений, предусматривающих предоставление указанным хозяйствующим субъектам в приоритетном порядке доступа к мониторинговой информации о состоянии оборудования пожарной сигнализации на объектах защиты и технического мониторинга (пожарного аудита) каналов связи, что создает дискриминационные условия деятельности хозяйствующим субъектам на рынке оказания услуг технического мониторинга (пожарного аудита) каналов связи и состояния оборудования пожарной сигнализации на объектах защиты, а также на рынке оказания услуг по техобслуживанию каналообразующего устройства - объектовой станции на территории Челябинской области в зоне ответственности отрядов, указанных в договорах N292, N190 и N98 и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на указанном товарном рынке; 3) признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ, в том числе пункта 8 названной нормы, действия ГУ МЧС по Челябинской области по направлению в адрес объектов защиты писем от 03.12.2014 N11821-10-17, от 03.12.2014 N11823-10-17, от 09.12.2014 NШШМ/К-10-17, от 22.01.2015 N445-10-17 и N450-10-17, от 26.01.2015 N597-10-17 и N601-10-17, от 05.02.2015 N983-10-17, от 25.08.2015 N8097-10-17 о заключении договора N190 с ООО ИТЦ "СпецМонтаж" и необходимости обеспечения допуска общества к объектовому оборудованию, а также по направлению в адрес органов исполнительной власти Челябинской области писем от 27.08.2015 N8152-10-17, N8154-10-17, N8155-10-17, от 28.09.2015 N8151-10-17 о прекращении договора N292 с ООО "Рубеж", информировании ЗАО "Аргус-Спектр" с целью лишения ООО "Рубеж" статуса официального сервисного центра, заключении договора с ООО ИТЦ "СпецМонтаж", которые приводят или могут привести к созданию преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ООО ИТЦ "СпецМонтаж" на рынке эксплуатационно-технического обслуживания каналообразующего оборудования - объектовой станции, включая технический мониторинг каналов связи и неисправности оборудования (пожарный аудит), ограничению доступа или устранению иных хозяйствующих субъектов с указанного рынка, т.е. к созданию дискриминационных условий.
На основании этого решения антимонопольным органом в адрес ГУ МЧС по Челябинской области выдано предписание от 30.12.2015, которым предписано прекратить нарушение пунктов 5 и 6 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в заключении с ООО ИТЦ "СпецМонтаж" договора N 190 на бескорыстную передачу имущества и наделение правами владения и пользования в целях благотворительной помощи от 21.10.2014 и договора N 98 об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" от 05.03.2015, и включении в указанные договоры положений, предусматривающих предоставление ООО ИТЦ "СпецМонтаж" в приоритетном порядке доступа к мониторинговой информации о состоянии оборудования пожарной сигнализации на объектах защиты и технического мониторинга (пожарного аудита) каналов связи, а именно: 1.1) в срок до 15.04.2016 направить в адрес федеральных государственных казенных учреждений отрядов Федеральной противопожарной службы Челябинской области, указанных в договорах N 190 от 21.10.2014 и N 98 от 05.03.2015, информацию о самостоятельном выборе ими хозяйствующих субъектов, осуществляющих установку, техническое обслуживание пультового оборудования, а также подключение объектов защиты к пультовому оборудованию, с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и недопустимости предоставления в приоритетном порядке отдельным хозяйствующим субъектам доступа к мониторинговой информации о состоянии оборудования пожарной сигнализации на объектах защиты и технического мониторинга (пожарного аудита) каналов связи; 1.2) в срок до 01.07.2016 направить ООО ИТЦ "СпецМонтаж" уведомление о расторжении договора N 190 от 21.10.2014 в порядке пункта 1 статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации; 1.3) в срок до 01.07.2016 направить ООО ИТЦ "СпецМонтаж" уведомление о расторжении договора N98 от 05.03.2015 в порядке пункта 7.1 названного договора; 2) в срок до 30.03.2016 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ, в том числе пункта 8 названной нормы, выразившееся в направлении в адрес объектов защиты писем от 03.12.2014 N11821-10-17, от 03.12.2014 N11823-10-17, от 09.12.2014 NШШМ/К-10-17, от 22.01.2015 N445-10-17 и N450-10-17, от 26.01.2015 N597-10-17 и N601-10-17, от 05.02.2015 N983-10-17, от 25.08.2015 N8097-10-17, а также по направлению в адрес органов исполнительной власти Челябинской области писем от 27.08.2015 N8152-10-17, N8154-10-17, N8155-10-17, от 28.09.2015 N8151-10-17, путем: 2.1) отзыва указанных писем; 2.2) информирования адресатов указанных писем о расторжении договоров N190 от 21.10.2014 и N98 от 05.03.2015 с ООО ИТЦ "СпецМонтаж", о самостоятельном выборе подразделениями пожарной охраны хозяйствующих субъектов, осуществляющих установку, техническое обслуживание пультового оборудования и подключение объектов защиты, о порядке подключения объектов защиты к пультовому оборудованию, установленному в подразделениях федеральной пожарной охраны, включая сведения о перечне выполняемых услуг при подключении, а также порядке получения информации о техническом мониторинге каналов связи и неисправности пожарного оборудования, установленного на объектах защиты. 3) в срок до 10 июля 2016 года представить в УФАС по Челябинской области доказательства исполнения предписания, а именно: надлежаще заверенные копии уведомлений о расторжении договоров N190 от 21.10.2014 и N98 от 05.03.2015, писем в адрес федеральных государственных казенных учреждений отрядов Федеральной противопожарной службы Челябинской области, с приложением доказательств их направления адресатам (реестры почтовых отправлений, отметки о получении и т.д.), а также писем, подтверждающих исполнение пунктов 2.1 и 2.2 настоящего предписания, в том числе об информировании адресатов и отзыве писем ГУ МЧС по Челябинской области от 03.12.2014 N11821-10-17, от 03.12.2014 N11823-10-17, от 09.12.2014 NШШМ/К-10-17, от 22.01.2015 N445-10-17 и N450-10-17, от 26.01.2015 N597-10-17 и N601-10-17, от 05.02.2015 N983-10-17, от 25.08.2015 N8097-10-17, от 27.08.2015 N8152-10-17, N8154-10-17 и N8155-10-17, от 28.09.2015 N8151-10-17, с приложением доказательств направления их адресатам (реестры почтовых отправлений, отметки о получении и т.д.).
Не согласившись с этими решением и предписанием, заявители оспорили их в судебном порядке.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ГУ МЧС по Челябинской области нарушений требований ч.1 ст.15 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем удовлетворил требования ГУ МЧС по Челябинской области, ЗАО "Аргус-Спектр" и ООО ИТЦ "СпецМонтаж" и отказал в удовлетворении требований ООО "Рубеж"
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходи к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии со ст.3 Закон N 135-ФЗ, положения этого закона распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции.
В соответствии с ч.1 ст.15 Закона N 135-ФЗ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5); предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке (пункт 6); создание дискриминационных условий (пункт 8).
Пунктом 8 части 1 статьи 4 Закона N 135-ФЗ установлено, что под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п.8 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч.1 ст.15 Закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что признаки нарушения п.п.5, 6 и 8 ч.1 ст.15 Закона N 135-ФЗ антимонопольным органом установлены в действиях ГУ МЧСМ по Челябинской области, выразившихся в: 1) установлении путем заключения договоров N 292, N 190 и N 98 с ООО "Рубеж" и ООО ИТЦ "СпецМонтаж" для федеральных казенных учреждений отрядов федеральной противопожарной службы ограничений выбора хозяйствующих субъектов, способных установить ПАК "Стрелец-ДДС" и ПАК "Стрелец-ПЧ" в подразделениях пожарной охраны, а также осуществлять техническое обслуживание данного оборудования и подключение к нему объектов защиты; 2) включении в договоры N292, N190 и N98 с ООО "Рубеж" и ООО ИТЦ "СпецМонтаж" положений, предусматривающих предоставление указанным хозяйствующим субъектам в приоритетном порядке доступа к мониторинговой информации о состоянии оборудования пожарной сигнализации на объектах защиты и технического мониторинга (пожарного аудита) каналов связи, что создает дискриминационные условия деятельности хозяйствующим субъектам на рынке оказания услуг технического мониторинга (пожарного аудита) каналов связи и состояния оборудования пожарной сигнализации на объектах защиты, а также на рынке оказания услуг по техобслуживанию каналообразующего устройства - объектовой станции на территории Челябинской области в зоне ответственности отрядов, указанных в договорах N292, N190 и N98 и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на указанном товарном рынке; 3) направлении в адрес объектов защиты писем о заключении договора N190 с ООО ИТЦ "СпецМонтаж" и необходимости обеспечения допуска общества к объектовому оборудованию, а также в направлении в адрес органов исполнительной власти Челябинской области писем о прекращении договора N292 с ООО "Рубеж", информировании ЗАО "Аргус-Спектр" с целью лишения ООО "Рубеж" статуса официального сервисного центра, заключении договора с ООО ИТЦ "СпецМонтаж", которые приводят или могут привести к созданию преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ООО ИТЦ "СпецМонтаж" на рынке эксплуатационно-технического обслуживания каналообразующего оборудования - объектовой станции, включая технический мониторинг каналов связи и неисправности оборудования (пожарный аудит), ограничению доступа или устранению иных хозяйствующих субъектов с указанного рынка, т.е. к созданию дискриминационных условий.
Межу тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, названные действия ГУ МЧС по Челябинской области не могут быть квалифицированы в соответствии с ч.1 ст.15 Закона N 135-ФЗ.
Так, пунктом 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ определено, что конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.17 ст.4 Закона N 135-ФЗ).
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", которым обеспечивается правовое регулирование отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с которым МЧС России является федеральным органом исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (п.1). МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (п.2).
Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372 (далее - Приказ N 372), установлено, что ГУ МЧС России является органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (п.п.1, 2). Главное управление МЧС осуществляет функции по организации деятельности подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил МЧС России на территории области; осуществляет в установленном порядке государственный надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения) и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий (п.12).
Пунктом 2.1 Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны, утвержденного Приказом МЧС России от 31.01.2011 N 156, установлено, что действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными по возвращении сил и средств на место постоянного расположения. Действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, включают в себя следующий первоначальный этап: прием и обработка сообщения о пожаре (вызове).
Диспетчер гарнизона пожарной охраны обязан осуществлять прием и отработку сообщений о пожаре (вызове) по телефонным линиям связи или другим способом (пункт 2.7 Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 05.04.2011 N 167).
В целях материально-технического обеспечения технологической схемы передачи извещения о пожаре разработан ПАК "Стрелец-Мониторинг", принятый на снабжение в системе МЧС России Приказом МЧС России от 28.12.2009 N 743.
Для обеспечения функционирования ПАК "Стрелец-Мониторинг" Министерством обороны России МЧС России выделен радиочастотный канал связи, который относится к сетям связи специального назначения, обеспечивающим, государственную безопасность (статья 16 Федерального закона "О связи").
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, определение порядка эксплуатации ПАК "Стрелец-Мониторинг", в том числе и порядка вывода сигналов о пожаре с объектов защиты на пультовое оборудование ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленное в подразделениях ФПС МЧС России, находится в прямой компетенции территориального органа МЧС России и осуществляется им в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения пожарной безопасности и разработанными в соответствии с ним ведомственными нормативными актами. Указанная деятельность территориального органа МЧС России осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, не имеет экономического и конкурентного характера, а потому положения Закона N 135-ФЗ на нее не распространяются.
Кроме того, имевшее место в настоящем случае предоставление безвозмездной помощи противопожарной службе МЧС России в рамках благотворительности в виде безвозмездной передачи в пользование ПАК "Стрелец-Мониторинг" и безвозмездного оказания услуг по его установке, пуско-наладочным работам, техническому обслуживанию (на основании заключенных с ООО "Рубеж" и ООО ИТЦ "СпецМонтаж" договоров N N 292, 190 и 98) допускается без проведения конкурсных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок (предоставление имущества и оказание услуг на безвозмездной основе не является закупкой товара по смыслу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Доказательств обращения в ГУ МЧС по Челябинской области иных хозяйствующих субъектов по вопросам установки на безвозмездной основе указанного ПАК, а также доказательств отказа таким субъектам ГУ МЧС по Челябинской области антимонопольным органом не представлено.
Также, действия ГУ МЧС по Челябинской области по заключению указанных договоров не могут расцениваться в качестве ограничения выбора подразделениями пожарной охраны (отрядами) хозяйствующих субъектов, способных установить оборудование ПАК в пожарных частях (как на то указывает антимонопольный орган), поскольку соответствующими распорядительными функциями указанные подразделения пожарной охраны не наделены (в силу Приказа N 743 и Положения N 372 уполномоченным органом в указанной части является территориальный орган МЧС России - ГУ МЧС, в подчинении которого находятся в том числе отряды ФПС МЧС России).
Включение в договоры N 292, N 190 и N 98 с ООО "Рубеж" и ООО ИТЦ "СпецМонтаж" положений, предусматривающих предоставление указанным хозяйствующим субъектам доступа к мониторинговой информации о состоянии оборудования пожарной сигнализации на объектах защиты и технического мониторинга (пожарного аудита) каналов связи обусловлено необходимостью надлежащего оказания этими лицами услуг по обслуживанию оборудования ПАК на безвозмездной основе, и не может рассматриваться в качестве создания дискриминационных условий деятельности хозяйствующим субъектам на рынке оказания услуг технического мониторинга (пожарного аудита) каналов связи и состояния оборудования пожарной сигнализации на объектах защиты, а также на рынке оказания услуг по техобслуживанию каналообразующего устройства - объектовой станции в зоне ответственности отрядов ФПС МЧС по Челябинской области.
Законность расторжения ГУ МЧС по Челябинской области договора N 292 с ООО "Рубеж" и заключения договора N 190 с ООО ИТЦ "СпецМонтаж" антимонопольным органом не оценивалась. Направление ГУ МЧС по Челябинской области в адрес владельцев объектов защиты информационных писем, содержащих сведения о расторжении договора с ООО "Рубеж" и заключении договора с ООО ИТЦ "СпецМонтаж", произведено в целях исполнения договора N 190. Такие действия нельзя признать направленными на создание ООО ИТЦ "СпецМонтаж" преимущественных условий и на создание дискриминационных условий на рынке.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях ГУ МЧС по Челябинской области нарушений части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, а следовательно и о несоответствии закону оспоренного решения антимонопольного органа и выданного на основании такого решения предписания.
Кроме того, содержащееся в оспоренном предписании требование о расторжении договора N 190 (п.1.2 предписания) противоречит п.3 ч.1 ст.23 Закона N 135-ФЗ, не наделяющему антимонопольный орган полномочиями на выдачу предписаний подобного рода (требование о расторжении договора антимонопольным органом может быть предъявлено только в судебном порядке в соответствии с п.6 ч.1 ст.23 Закона N 135-ФЗ).
Поскольку оспариваемыми ненормативными правовыми актами нарушены права и законные интересы заявителей - ГУ МЧС по Челябинской области и ООО ИТЦ "СпецМонтаж" (в силу необоснованного прямого вмешательства в их хозяйственную деятельность и возложения на них обязанности по расторжению договора), а также ЗАО "Аргус-Спектр", как производителя ПАК (ввиду направленности названных актов на изменение определенной этим лицом технологической схемы подключения объектов защиты к ПАК и его технологического обслуживания путем допуска к указанным процессам любых лиц, в том числе не аккредитованных ЗАО "Аргус-Спектр"), следует признать подтвержденным наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности требований этих лиц.
Таким образом, требования ГУ МЧС по Челябинской области, ООО ИТЦ "СпецМонтаж" и ЗАО "Аргус-Спектр" удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований, а приведенные в апелляционной жалобе возражения антимонопольного органа в этой части подлежат отклонению.
В отношении вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ООО "Рубеж" участвующими в деле лицами возражений не заявлено, а потому решение в этой части судом апелляционной инстанции не проверяется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения судом, не установлено.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалованного судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.05.2017 по делу N А76-8279/2016 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8279/2016
Истец: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, ГУ МЧС России по Челябинской области, ЗАО "Аргус-Спектр", ООО "Рубеж", ООО ИТЦ "СпецМонтаж"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (УФАС)
Третье лицо: Главное контрольное управление Челябинской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, ГУ МЧС по Челябинской области, ЗАО "Аргус-Спектр", ООО "Рубеж", ООО "Топаз", ООО ИТЦ "СпецМонтаж", ООО Профессиональное Аварийно-Спасательное формирование "Магнитогорская Служба Спасения"
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6974/17
12.03.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1607/19
19.12.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6974/17
28.07.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7478/17
10.05.2017 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-8279/16