24 июля 2017 г. |
А79-12346/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Репиной А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьевой Алины Александровны
на решение Арбитражного суда Чувашской области-Чувашии от 11.05.2017
по делу N А79-12346/2016,
принятое судьей Красновым А.М.
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьевой Алины Александровны о признании незаконным решения администрации Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 02.09.2016 N 02-18/220,
при участии в судебном заседании представителей:
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьевой Алины Александровны - Афанасьева А.А. по доверенности от 08.02.2017 N 22 АА 0865065 сроком действия пять лет, Зининой И.Н, по доверенности от 14.07.2017 сроком действия до 31.12.2017,
администрации Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики - Кокшарова А.Ю. по доверенности от 30.03.2017 N 1-юр сроком действия три год,
и установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьева Алина Александровна (далее - глава КФХ Афанасьева А.А.) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным решения администрации Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики (далее - орган местного самоуправления) от 02.09.2016 N 02-18/220 об отказе в предоставлении преимущественного права на заключение договора аренды на льготных условиях земельных участков сельскохозяйственного назначения.
В ходе судебного разбирательства глава КФЗ Афанасьева А.А., в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила исковые требования, просила признать преимущественное право на заключение договора аренды, используемых ею земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 21:17:130501:1231, площадью 82 800 кв.м; с кадастровым номером 21:17:130501:1240, площадью 1 421 400 кв.м; с кадастровым номером 21:17:130501:1232, площадью 883 200 кв.м; с кадастровым номером 21:17:130501:1233, площадью 1 283 400 кв.м, расположенные по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, Моргаушский район, Ярославское сельское поселение, на льготных условия, без проведения торгов. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления принять решение о предоставлении в аренду указанных земельных участков без проведения торгов и направить в его адрес проект договора аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Минсельхоз Чувашии, Министерство), филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике (далее - Кадастровая палата, орган кадастрового учета).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.05.2017 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ Афанасьева А.А. обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Афанасьева А.А. настаивает на том, что между сторонами фактически сложились арендные отношения в отношении испрашиваемых земельных участков. В течение всего срока использования земель сельскохозяйственного назначения ни стороны администрации Ярославского сельского поселения, ни со стороны администрации Моргаушского района, ни у возможных собственников долей не возникало претензий относительно нарушения главой крестьянско-фермерского хозяйства правил использования указанных земель.
Администрация Ярославского сельского поселения Моргаушского района, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представители Афанасьевой А.А. поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Представитель администрации Ярославского сельского поселения Моргаушского района указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, отсутствие оснований для его отмены.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Результаты рассмотрения заявленных в судебном заседании ходатайств отражены в протоколе судебного заседания.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что с февраля 2016 года земельные участки с кадастровым номером 21:17:130501:1231, площадью 82800 кв.м, с кадастровым номером 21:17:130501:1232 площадью 883200 кв.м, с кадастровым номером 21:17:130501:1233 площадью 1283400 кв.м принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "Ярославское сельское поселение Моргаушского района", что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Указанные земельные участки образованы из невостребованных земельных долей СХПК "Сеятель" и СПК "Чамаево" Моргаушского района.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 21:17:130501:1240 площадью 1421400 кв.м зарегистрировано за муниципальным образованием "Ярославское сельское поселение Моргаушского района" - 17.11.2016.
04.08.2016 глава КФХ Афанасьева А.А. обратилась в администрацию Ярославского сельского поселения с заявлением о предоставлении в аренду на льготных условиях (без проведения торгов) земельных участков с кадастровыми номерами 21:17:130501:1231, 21:17:130501:1232, 21:17:130501:1233.
Письмом от 02.09.2016 N 02-18/220 орган местного самоуправления уведомил Афанасьеву А.А. об отказе в удовлетворении заявления, обосновав свое решение тем, что договоры аренды земельных участков были заключены на один год и в дальнейшем не продлевались. Одновременно уполномоченный орган указал, что земли сельскохозяйственного назначения могут быть представлены в аренду путем проведения торгов.
Считая такое решение органа местного самоуправления незаконным, нарушающим ее права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, глава КФХ Афанасьева А.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39.1, 39.2, 39.6, Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 11 и 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления, обладающими правом управления и распоряжения такими земельными участками.
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу пункта 12 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона N 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Часть 3 статьи 12 Федерального закона N 101-ФЗ предусматривает, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона N 101-ФЗ список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В силу части 7 статьи 12 Федерального закона N 101-ФЗ с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Часть 8 статьи 12 Федерального закона N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Таким образом, приобретение заинтересованным лицом земельного участка без проведения торгов в порядке пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ возможно при соблюдении следующих условий: использование земельного участка сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в своей деятельности, обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
В обоснование своего преимущественного права на получение в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов глава КФХ Афанасьева А.А. указывает на их фактическое использование в течение длительного времени.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что представленные в материалы дела доказательства не подтверждают бесспорно и однозначно факт законного использования Афанасьевой А.А. именно испрашиваемых земельных участков.
При этих обстоятельствах у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований Афанасьевой А.А. о предоставлении в аренду без проведения торгов вышеуказанных земельных участков.
Суд апелляционной инстанции также считает, что решение администрации Ярославского сельского поселения Моргаушского района от 02.09.2016 N 02-18/220 принято уполномоченным органом, соответствует земельному законодательству и не нарушает права и законные интересы Афанасьевой А.А. в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требования.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба главы КФХ Афанасьевой А.А. признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.05.2017 по делу N А79-12346/2016 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.05.2017 по делу N А79-12346/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьевой Алины Александровны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-12346/2016
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьева Алина Александровна
Ответчик: Администрация Ярославского сельского поселеия Моргаушского района Чувашской Республики
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, ФГБУ филиал "Федеральная кадастровая палата Чувашской Республики-Чувашии, ООО "Юридическая фирма "Фабий"