Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 8 ноября 2017 г. N Ф06-25659/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Самара |
|
27 июля 2017 г. |
Дело N А49-16035/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Пензенской области" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 апреля 2017 года по делу N А49-16035/2016 (судья Лапшина Т.А.),
по иску Федерального государственного унитарного предприятия федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко" (ОГРН 1025801496808, ИНН 5838000953), Пензенская область, г. Заречный, к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Пензенской области" (ОГРН 1035803008988, ИНН 5836010628), Пензенская область, г. Пенза, о взыскании 25 428 руб. 86 коп.,
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пензенский государственный университет" (ОГРН 1025801440620, ИНН 5837003736), Пензенская область, г. Пенза,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП ФНПЦ "ПО "Старт" им. М.В. Проценко" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском о взыскании с ФКУ "Военный комиссариат Пензенской области" убытков в виде компенсации затрат по выплате средней заработной платы в сумме 25 428 руб. 86 коп.
Решением суда первой инстанции от 13.04.2017 г., по делу N А49-16035/2016 исковые требования удовлетворены, расходы по государственной пошлине отнесены на ответчика.
Взыскано с Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Пензенской области" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко" в счет компенсации затрат по выплате средней заработной платы сумму 25 428 руб. 86 коп., а также расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Пензенской области" обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.04.2017 г., и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции не было установлено, что Урекин В.С. призван и направлен на военные (учебные) сборы ответчиком или его структурным подразделением. Также заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что справку военного комиссариата истец суду не представил, поскольку ни ответчик, ни его структурное подразделение такую справку не оформляли, равно как не проводили отбор для призыва на военные сборы.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что в период с 01.08.2016 г. по 30.08.2016 г. работник ФГУП ФНПЦ "ПО "Старт" им. М.В. Проценко" Урекин Вадим Сергеевич был призван и направлен на военные (учебные) сборы в связи с обучением по программе военной подготовки - солдат запаса на факультете военного обучения Пензенского государственного университета и сдал итоговый экзамен, что подтверждается протоколом результатов аттестации по военной подготовке по военно-учетной специальности 131533 от 29.08.2016 г. (л.д. 82-88) и справкой N 148-236 от 01.09.2016 г., подписанной начальником факультета военного обучения ПГУ (л.д. 16).
В связи с нахождением Урекина B.C. на военных сборах ФГУП ФНПЦ "ПО "Старт" им. М.В. Проценко" направило в адрес Военного комиссариата Пензенской области счет N 18356 от 27.09.2016 г. на сумму 25 428,86 руб. на компенсацию расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений.
Письмом от 10.10.2016 г. N 18/3448 Военный комиссариат возвратил в указанный счет без оплаты, указав, что Отдел военного комиссариата Пензенской области по Первомайскому и Ленинскому районам не направлял Урекина B.C. на обучение по программе солдат запаса на факультете военного обучение Пензенского государственного университета.
Претензии истца от 27.10.2016 г. N 60/01-03/1556, от 15.11.2016 г. N 60/01-03/1618, направленные в адрес ответчика с требованием компенсировать затраты по выплате средней заработной платы Урекину B.C. за время прохождения им военных сборов в сумме 25428,86 рублей, оставлена ответчиком без исполнения. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Суд не может принять доводы заявителя жалобы ввиду следующего.
На основании ст. 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" работники, участвующие в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
В силу ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 20 Закона N 53-ФЗ к военным сборам приравниваются учебные сборы (стажировки), которые проходят граждане, обучающиеся на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях.
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" от 06.03.2008 г. N 152 утверждено Положение о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее - Положение от 06.03.2008 г. N 152).
Согласно п. 35 Положения от 06.03.2008 г. N 152 обеспечение учебных сборов производится в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации для военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, и осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели указанному Министерству в федеральном бюджете, за исключением выплаты стипендий гражданам, обучающимся по программе военной подготовки, а также оплаты командировочных расходов профессорско-преподавательскому составу военных кафедр при направлении в служебные командировки, связанные с организацией и проведением учебных сборов.
Пунктом 36 указанного Положения предусмотрено, что на граждан, направленных на учебные сборы, распространяются права и обязанности призванных на военные сборы граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.
В силу указанных норм довод заявителя жалобы о том, что прохождение учебных сборов в связи с обучением работника на военной кафедре по программе подготовки солдат запаса из числа студентов высших учебных заведений не относится к военным сборам, судом не принимается.
Согласно подпункту "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 г. N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
На основании п. 26 Положения N 333 осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б" пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. N 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Компенсация расходов, указанных в п. 2 Правил N 704, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Судом установлено, что работник Урекин B.C. принят на работу во ФГУП ФНПЦ "ПО "Старт" им. Проценко" с 18.07.2016 (приказ о приеме на работу N 778-лс от 11.07.2016). Вышеуказанным приказом Урекину B.C. установлен должностной оклад в размере 16500 За отработанное в июле время начислен оклад 7071,43 руб. (16500/168 (плановое время) х фактически отработанное время) = 7071,43).
Приказом N 1567лс-к от 28.07.2016 Урекину B.C. установлена интегрированная надбавка в размере 1100 рублей в месяц (за отработанное в июле время начислено 471,43 (1100/168 (плановое время) х 72 (фактически отработанное время) = 471,43).
Положением по оплате труда предусмотрена выплата оперативной премии (210 вид) размер которой не является фиксированным, определяется ежемесячно на основании финансовых результатов работы предприятия. За отработанное в июле 2016 года время данному работнику начислена оперативная премия в сумме 1000 (Одна тысяча рублей).
Согласно п.2, п.4 указанного Положения для расчета среднего заработка учитываются предусмотренные системой оплаты труда виды выплаты, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, шествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
В соответствие с п. 6 Положения средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.
Таким образом, средняя заработная Урекина B.C. составляет: 1000 (дополнительная премия) 168 (плановое время) х 72 (отработанное время) + 7071,43 оклад) + 471,43 (надбавка) = 7971 руб.,43 / 72 ч (отработанное время) = 110,714 руб. 72 х 176 ч (время нахождения на учебных сборах) = 19485,72 руб. страховые взносы - 30,5% = 19485,72 /100 х 30,5 = 5943,14 руб., т.е. 19485,72 + 5943,14 = 25428,86 руб.
Выплата заработной платы Урекина В.С. подтверждается выпиской из реестра на зачисление денежных средств на счета держателей международных дебетовых карт Сбербанк-VIZA от 13.09.2016 г.
При таких обстоятельствах, учитывая указанные выше правовые нормы, доказанность факта нахождения работника истца на военных сборах в период с 01.08.2016 г. по 30.08.2016 г., суд делает вывод, что у ответчика отсутствуют правовые основания для невыплаты компенсации расходов, связанных с выплатой работнику заработной платы в период его нахождения на военных (учебных) сборах.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 апреля 2017 года по делу N А49-16035/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-16035/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 8 ноября 2017 г. N Ф06-25659/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "СТАРТ" ИМЕНИ М. В. ПРОЦЕНКО", ФГУП ФНПЦ "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Пензенской области", ФКУ "Военный комиссариат Пензенской области"
Третье лицо: ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пензенский государственный университет"