г. Самара |
|
27 июля 2017 г. |
Дело N А65-6361/2017 |
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 марта 2018 г. N 306-АД17-17581 настоящее постановление отменено
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Юдкина А.А.,
без вызова сторон, рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу публичного акционерного общества "АК БАРС" БАНК
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июня 2017 года по делу N А65-6361/2017 (судья Иванов О.И.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению публичного акционерного общества "АК БАРС" БАНК (ОГРН 1021600000124, ИНН 1653001805), г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057), г. Казань,
о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях,
установил:
публичное акционерное общество "АК БАРС" БАНК (далее - ПАО "АК БАРС" БАНК) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по РТ, административный орган) по делу об административном правонарушении N 280/з от 16.02.2017 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 5000 руб. и по делу об административном правонарушении N 281/з от 16.02.2017 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.
Определением от 24.03.2017 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "АК БАРС" БАНК обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что квалификация действий Банка по части 2 статьи 14.7 КоАП РФ является неверной и несоответствующей фактическим обстоятельствам по делу.
Управление Роспотребнадзора по РТ, представив отзыв на апелляционную жалобу, просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при анализе материалов внеплановой документальной проверки в отношении ПАО "АК БАРС" БАНК Управлением Роспотребнадзора по РТ установлено, что установление банком суточного лимита по снятию наличных денежных средств не соответствует условиям заключенного договора и вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости услуги по снятию наличных денежных средств, а также ПАО "АК БАРС" БАНК не предоставило потребителю льготы и преимущества, предусмотренные действующим законодательством.
Усмотрев в действиях ПАО "АК БАРС" БАНК признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ и предусмотренного частью 2 статьи 14.7 КоАП РФ, 07.02.2017 уполномоченное должностное лицо Управления Роспотребнадзора по РТ составило в отношении "АК БАРС" БАНК (ПАО) протоколы об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо Управления Роспотребнадзора по РТ вынесло постановление от 16.02.2017 N 280/з о привлечении ПАО "АК БАРС" БАНК к административной ответственности по части 3 статьи 14.8 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 5000 руб. и постановление от 16.02.2017 N 281/з о привлечении ПАО "АК БАРС" БАНК к административной ответственности по части 2 статьи 14.7 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, ПАО "АК БАРС" БАНК обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно частью 3 ст. 14.8 КоАП РФ непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения образует непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.
Частью 17 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" зачисление сумм пенсии на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.
Факт нарушения прав потребителя, выразившийся в непредставлении льготы и преимущества, предусмотренные действующим законодательством подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ.
Оценив представленные административным органом доказательства суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) ПАО "АК БАРС" БАНК состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа назначено ПАО "АК БАРС" БАНК по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции в указанной части.
Согласно ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.10 и ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, вменяемого ПАО "АК БАРС" БАНК, определена Управлением Роспотребнадзора по РТ, как введение в заблуждение потребителя относительно стоимости услуги по снятию наличных денежных средств.
Для квалификации действий по части 2 статьи 14.7 КоАП РФ административный орган должен установить факт предоставления потребителю неполной или недостоверной информации относительно потребительских свойств или качества производимого или реализуемого товара (работы, услуги), повлекшего заблуждение потребителя относительно указанных обстоятельств.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 07.02.2017 и из содержания постановления от 16.02.2017 N 281/з о привлечении к административной ответственности следует, что в рассматриваемом случае административным органом в отношении ПАО "АК БАРС" БАНК установлен факт нарушение прав потребителя, выразившееся во взимании дополнительных денежных средств без распоряжения потребителя при снятии потребителем наличных денежных средств через кассу банка, а также отсутствии информации о снятии дополнительных суммы со счета клиента в расходном кассовом ордере.
Материалами дела подтверждается, что потребителю 27.08.2012 был открыт счет категории "Субсидия" и открыта банковская карта с тарифным планом "Социальный".
Как следует из материалов дела и установлено административным органом, из условий Тарифного плана "Социальный" по выпуску и обслуживанию банковских карт ОАО "АК БАРС" БАНК платежных систем MasterCard Worldwide, Visa International и обслуживанию банковских карт ОАО "АК БАРС" Банк платежных систем СТБ, Union Card, являющих приложением N 8 к Приказу N 341 от 18.05.2012, следует, что комиссия за получение наличных денежных средств в банкоматах и пунктах выдачи наличных Банка не взимается (п.4.1 Тарифного плана).
Из общих условий выпуска и обслуживания Банковских карт ПАО "АК БАРС" БАНК платежных систем MasterCard Worldwide, Visa International и "Мир", являющихся приложением N 1 к Приказу от 06.10.2016 N 949, приложением 1 к 05.09.2016 N 865, Приложением N 1 к Приказу от 04.07.2016 N 692, Банком в одностороннем порядке установлен Суточный лимит на получение наличных денежных средств в банкоматах Банка в размер 10 000 рублей. В случае превышения суточного лимита, Банком взимается комиссия (согласно Тарифному плану "Социальный", являющихся Приложением N 9 к Приказу от 04.07.2016 N 692).
Следовательно, Управление Роспотребнадзора по РТ пришло к правильному выводу о том, что установление банком суточного лимита по снятию наличных денежных средств не соответствует условиям заключенного договора.
Учитывая изложенные обстоятельства, на момент снятия денежных средств потребителем в размере 100 000 руб. ПАО "АК БАРС" БАНК в одностороннем порядке изменил условия тарифного плана в части введения суточного лимита и установил комиссию за превышение суточного лимита.
Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, административным органом при рассмотрении дела в арбитражном суде не представлено (ст. 65, ч.4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Административным органом не представлено доказательств того, что действия ПАО "АК БАРС" БАНК были направлены на преднамеренное введение потребителя в заблуждение.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом факт и обстоятельства совершения правонарушения предусмотренной ч. 2 статьи 14.7 КоАП РФ не установлены, наличие в действиях ПАО "АК БАРС" БАНК события административного правонарушения не доказано, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, вывод административного органа, поддержанный судом первой инстанции, о наличии в действиях ПАО "АК БАРС" БАНК состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 14.7 КоАП РФ, является ошибочным.
На основании изложенного, в соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требования ПАО "АК БАРС" БАНК о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по РТ от 16.02.2017 N 281/з как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с вынесением нового судебного акта в данной части о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по РТ от 16.02.2017 N 281/з.
В остальной части обжалуемое решение первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО "АК БАРС" БАНК - без удовлетворения.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 июня 2017 года по делу N А65-6361/2017 отменить в части отказа в удовлетворении требования публичного акционерного общества "АК БАРС" БАНК о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан от 16 февраля 2017 года N281/з, в указанной части принять новый судебный акт.
Требование публичного акционерного общества "АК БАРС" БАНК в указанной части удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан от 16 февраля 2017 года N 281/з о привлечении публичного акционерного общества "АК БАРС" БАНК к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6361/2017
Истец: ПАО "Ак Барс Банк", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Татарстан), г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитрадный апелляционный суд