Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2017 г. N Ф04-3956/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
1 августа 2017 г. |
Дело N А45-1983/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Павлюк Т.В.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя (ООО "Научно-Технический центр по разработке Горно-обогатительных машин") - Третьяков В.В. по доверенности от 08.06.2017;
от заявителя (ООО "Промышленный Аудит") - Третьяков В.В. по доверенности от 08.06.2017;
от заинтересованного лица - Выприцкая С.А. по доверенности от 06.04.2017;
от третьего лица - Третьяков В.В. по доверенности от 08.06.2017,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр по разработке Горно-обогатительных машин", общества с ограниченной ответственностью "Промышленный аудит" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 апреля 2017 г. по делу N А45-1983/2017 (судья Нахимович Е.А.)
по заявлению 1) общества с ограниченной ответственностью "Научно-Технический центр по разработке Горно-обогатительных машин", г. Новосибирск, 2) общества с ограниченной ответственностью "Промышленный Аудит", г. Новосибирск,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Новосибирской области (г. Новосибирск)
о признании недействительным решения от 06.10.2016 N 41839А, об обязании провести государственную регистрацию,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Термофор" (г. Новосибирск),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-Технический центр по разработке Горно-обогатительных машин" (далее - ООО "НТЦ ГОМ), общество с ограниченной ответственностью "Промышленный Аудит" (далее - ООО "Промышленный Аудит") обратились в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Инспекция) о признании решения от 06.10.2016 N 41839А недействительным, об обязании провести государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.04.2017 по делу N А45-1983/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявители обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.04.2017 по делу N А45-1983/2017; признать недействительным решение N 41839А от 06.10.2016 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр по разработке горно-обогатительных машин" (ИНН 5407012129) при реорганизации в форме присоединения, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области произвести государственную регистрацию прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр по разработке горно-обогатительных машин" (ИНН 5407012129) при реорганизации в форме присоединения к Обществу с ограниченной ответственностью "Термофор" (ИНН 5404213229) на основании ранее предоставленных документов.
Подробно доводы заявителей изложены в апелляционных жалобах.
Регистрирующий орган в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил отзыв на апелляционные жалобу, в котором, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционные жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителей доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении; представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усмотрел основания, установленные пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции и рассмотрения дела в арбитражном суде апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции - принятие судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - общества с ограниченной ответственностью "Термофор".
Определением от 28.06.2017 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А45-1983/2017 по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Термофор" (ОГРН 1035401509010, ИНН 5404213229), г. Новосибирск, ул. Сибревкома, д. 2, оф. 715; судебное разбирательство назначено на 25.07.2017 на 09 час. 30 мин.
В связи с нахождением судей Кривошеиной С.В. и Хайкиной С.Н. в отпуске в порядке статьи 18 АПК РФ сформирован состав суда для рассмотрения дела: председательствующий Сбитнев А.Ю., судьи Павлюк Т.В., Скачкова О.А.
Рассмотрение дела по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, произведено в новом составе суда.
ООО "Термофор" представило в материалы дела отзыв.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 13.10.2016 регистрирующим органом решением N 41839А отказано в государственной регистрации прекращения деятельности ООО "НТЦ-ГОМ" при реорганизации в форме присоединения к ООО "ТЕРМОФОР" по причине того, что договор о присоединении не содержит сведений об участниках присоединяемого общества, перешедших в результате реорганизации в состав участников ООО "ТЕРМОФОР", следовательно, представленный договор не может быть принят как документ, необходимый для государственной регистрации.
Не согласившись с данным решением, ООО "НТЦ ГОМ", ООО "Промышленный аудит" обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании всех представленных в дело доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии с частью 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В силу части 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Пунктом пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закона N 129-ФЗ) определено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Как следует из материалов дела, при реорганизации в форме присоединения ООО "НТЦ ГОМ" к ООО "ТЕРМОФОР" лицом, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, 06.10.2016 в Инспекцию представлены документы (вх. N 41839А), предусмотренные пунктом 3 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, в том числе договор о присоединении от 27.05.2016.
Заявителем при данном виде государственной регистрации выступал директор ООО "НТЦ ГОМ" Мочкин Евгений Геннадьевич подпись и полномочия которого, удостоверены нотариусом нотариального округа г. Новосибирска Бочковой Т.А. в порядке, установленном Основами законодательства РФ о нотариате, утвержденными ВС РФ 11.02.93 N 4462-1 по форме N 56, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 N 99.
Сообщение о реорганизации ООО "НТЦ ГОМ" в форме присоединения к ООО "ТЕРМОФОР" опубликованы в журнале Вестник государственной регистрации от 29.06.2016 N 25 (588) (первая публикация) и от 03.08.2016 N 30 (593) (вторая публикация).
По итогам рассмотрения представленных документов, регистрирующий орган пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 3 статьи 53 Закона N 14-ФЗ договор о присоединении содержит сведения о том, что состав участников ООО "ТЕРМОФОР" в процессе реорганизации не изменится (пункт 4 договора о присоединения).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вывода налогового органа о том, что представленный договор о присоединении не относится надлежащим документам необходимым для государственной регистрации, в связи с чем, Инспекцией 13.10.2016 принято решение N 41839А об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции признает правильными выводы регистрирующего органа.
Порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью путем присоединения регламентирован статьей 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Закона N 14-ФЗ присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
В силу пункта 4 статьи 53 названного Закона, статьи 58 ГК РФ при присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным актом.
Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в устав общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении.
В силу пункта 3.1 статьи 53 Закона N 14-ФЗ при присоединении общества подлежат погашению: принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение; доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие этому обществу; доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение; принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, доли в уставном капитале этого общества.
Таким образом, при реорганизации подлежат погашению только те доли, которые принадлежат юридическим лицам - непосредственным участникам реорганизации.
Из пункта 6.1 договора о присоединении от 27.05.2016, следует, что доля в уставном капитале присоединяемого общества в размере 90 000 руб., принадлежащая основному обществу, погашается при реорганизации.
Однако, пункт 6.2 договора от 27.05.2016 о том, что доля в уставном капитале присоединяемого общества в размере 10 000 руб. принадлежащая участнику ООО "Промышленный аудит" переходит к основному обществу и погашается при реорганизации" нарушает пункт 3.1 статьи 53 Закона N 14-ФЗ, так как указанная норма права четко определяет список случаев, при которых доли реорганизуемых юридических лиц подлежат погашению и не содержит каких-либо исключений.
С учетом изложенного, при реорганизации обществ путем присоединения совместное общее собрание участников обществ должно определить статус участников в обществе, продолжающем деятельность после реорганизации.
Следовательно, доля в уставном капитале ООО "НТЦ ГОМ", принадлежащая его участнику - юридическому лицу ООО "Промышленный аудит", не может быть погашена в связи с реорганизацией основного общества, данное общество должно войти в состав участников ООО "ТЕРМОФОР" с такой же долей в уставном капитале, какая была у него в уставном капитале ООО "НТЦ ГОМ" до присоединения.
Между тем, в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства подтверждающие принятие решения об исключении ООО "Промышленный аудит" из числа участников общества.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции считает, что участники присоединяемых обществ должны приобрести доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение, за исключением случаев, когда участником присоединяемого общества является само общество, к которому осуществляется присоединение.
Таким образом, поскольку договор о присоединении от 27.05.2016 не содержит сведений о достижении участниками обоих обществ договоренностей о порядке приобретения (обмена) участниками присоединяемого общества долей в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение, о распределении долей в уставном капитале реорганизованного общества, данный договор не может считаться утвержденным применительно к требованиям статей 33, 37, 53 Закона N 14-ФЗ.
Представление же ненадлежащим образом оформленных документов означает непредставление в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что требования ООО "НТЦ ГОМ", ООО "Промышленный Аудит" о признании недействительным решения Инспекции от 06.10.2016 N 41839А удовлетворению не подлежат.
Согласно абзацу 2 пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 апреля 2017 г. по делу N А45-1983/2017 подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 руб.
Таким образом, размер государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции по данной категории дел, подлежащий уплате юридическими лицами, составляет 1 500 руб.
На основании изложенного, излишне уплаченная ООО "НТЦ ГОМ" и ООО "Промышленный Аудит" по платежным поручениям от 27.04.2017 N 8, от 28.04.2017 N 158 государственная пошлина в размере 1 500 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции подлежит возврату из федерального бюджета каждому обществу на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, частью 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 апреля 2017 г. по делу N А45-1983/2017 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Научно-Технический центр по разработке Горно-обогатительных машин" и общества с ограниченной ответственностью "Промышленный Аудит" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Новосибирской области от 06.10.2016 N 41839А, об обязании провести государственную регистрацию отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Научно-Технический центр по разработке Горно-обогатительных машин" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 27.04.2017 N 8.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Промышленный Аудит" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 28.04.2017 N 158.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1983/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2017 г. N Ф04-3956/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО РАЗРАБОТКЕ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫХ МАШИН", ООО "ПРОМЫШЛЕННЫЙ АУДИТ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 16 по Новосибирской области
Третье лицо: ООО "ТЕРМОФОР"