г. Тула |
|
1 августа 2017 г. |
Дело N А23-8188/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.08.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Холдинг Трейд" (г. Калуга, ОГРН 1164027053002, ИНН 4029054239) - Родина М.М. (доверенность от 20.09.2016 N 1), в отсутствие представителей ответчика - Министерства конкурентной политики Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1074027003434, ИНН 4027078890), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства конкурентной политики Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 26.04.2017 по делу N А23-8188/2016 (судья Кретова И.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Холдинг Трейд" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными решений Министерства конкурентной политики Калужской области (далее по тексту - ответчик, министерство) от 05.09.2016 N 553, от 19.09.2016 N 570 и от 05.10.2016 N 612 об отказе в возобновлении действия лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 26.04.2017 заявленное требование удовлетворено. Судебный акт мотивирован незаконностью принятых министерством решений от 05.09.2016 N 553, от 19.09.2016 N 570 и от 05.10.2016 N 612 об отказе в возобновлении действия лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство конкурентной политики Калужской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что министерством доказан факт того, что объект общественного питания ООО "Холдинг Трейд" не соответствует типу "кафе" в части предлагаемого ассортиментного перечня при оказании услуг общественного питания.
ООО "Холдинг Трейд" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Холдинг Трейд" лицензирующим органом выдана лицензия 40 А 002549, рег. N 40РПА0001309 от 07.06.2016, сроком действия до 07.06.2017, на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции. Местонахождение обособленного подразделения лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности: г. Калуга, ул. Николо-Козинская, д. 22А.
Решением от 22.08.2016 N 532 Министерство конкурентной политики Калужской области приостановило действие указанной лицензии 40 А 002549, рег. N 40РПА0001309 на срок с 22.08.2016 по 21.02.2017, мотивируя нарушением требований статей 10.2 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" - продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов (4-х бутылок водки "Беленькая", емк. 1 л, креп. 40%, дата розлива 28.06.2016, производство ОАО "Традиции качества", г. Краснознаменск, по цене 853 рубля; 4-х бутылок водки "Медофф", емк. 0,7 л, креп. 40%, дата розлива 19.07.2016, производство ООО "Татспиртпром", г. Казань, по цене 498 рублей) и пунктов 3 и 6 раздела I "Общие положения" Правил оказания услуг общественного питания", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 "Об утверждении "ГОСТ 30389-2013.Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Классификация и общие требования".
Общество 21.08.2016, 06.09.2016 и 22.09.2016 обратилось с заявлениями о возобновлении лицензии, указывая об устранении нарушений, явившихся основанием приостановления лицензии.
Решениями от 05.09.2016 N 553, от 19.09.2016 N 570 и от 05.10.2016 N 612 министерство отказало в возобновлении действия лицензии, сославшись на продажу обществом розничной алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Полагая, что данные решения министерства не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, ООО "Холдинг Трейд" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленного обществом требования судебная коллегия считает правильным исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закона N 171-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции согласно пункту 10 статьи 18 Закона N 171-ФЗ выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.
В статье 7 названного Закона указано, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции (пункт 1).
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (пункт 2).
Постановлением Правительства Калужской области от 04.04.2007 N 88 "О Министерстве конкурентной политики Калужской области" утверждено Положение о министерстве конкурентной политики Калужской области.
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции и полномочия (пункт 3.10 Положения): лицензирование и лицензионный контроль следующих видов деятельности: по розничной продаже алкогольной продукции; по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов, в том числе: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов; ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением; проведение лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и за осуществлением деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов.
Следовательно, как справедливо заключил суд первой инстанции, министерство обладает полномочиями по осуществлению лицензионного контроля в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Порядок проведения лицензионного контроля регламентирован Административным регламентом Министерства конкурентной политики Калужской области по исполнению государственной функции "осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции", утвержденным приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 16.12.2013 N 807.
Пунктом 3.1 Административного регламента установлен перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля, в том числе указано, что исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ и Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
К числу оснований проведения внеплановой выездной проверки отнесено поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушения лицензиатом лицензионных требований (подпункт 2 пункта 12.3 Административного регламента).
Уведомление лицензиата о проведении внеплановой выездной проверки согласно пункту 12.3.3 Административного регламента направляется лицензиату по адресу электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, и (или) непосредственно предъявляется в момент начала ее проведения в форме соответствующего приказа министра.
Основания приостановления, аннулирования действия лицензии установлены в пункте 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ.
Действие лицензии согласно статье 20 Закона N 171-ФЗ приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
После получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 14 дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.
Данный перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
Основанием принятия решения о возобновлении действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в силу пункта 12.6.2.2 Административного регламента является получение от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Решение о возобновлении действия лицензии принимается министром в течение 14 дней со дня получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. В случае непринятия министром в указанный срок решения о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии действие лицензии считается возобновленным.
Судом первой инстанции сделано справедливое заключение о том, что приостанавливая действие лицензии, министерство в решении обязано указать конкретное основание приостановления, перечисленное в пункте 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ.
При проведении проверки по поступившему заявлению о возобновлении действия лицензии министерство обязано установить, устранены ли те основания, которые послужили основанием приостановления действия лицензии и положены в основу решения о приостановлении действия лицензии.
Отказ в возобновлении действия лицензии по иным основаниям, не предусмотренным статьей 20 Закона N 171-ФЗ и не являвшихся основанием принятия решения о приостановлении действия лицензии, не предусмотрен Законом N 171-ФЗ.
Конкретные факты, обстоятельства и основания, предусмотренные статьей 20 Закона N 171-ФЗ, должны быть перечислены в актах проверки и решении о приостановлении и решениях об отказе в возобновлении действия лицензии.
Одним из оснований приостановления действия лицензии согласно статье 20 Закона N 171-ФЗ являются: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены статьей 26 Закона N 171-ФЗ, согласно которой, в том числе запрещается: розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования; розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции установлены статьей 16 Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются: без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта 12 пункта 16 Закона N 171-ФЗ без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Судом первой инстанции справедливо отмечено, что статья 20 Закона N 171-ФЗ не относит к числу оснований приостановления или аннулирования действия лицензии те дополнительные ограничения, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Законом Калужской области от 06.04.2006 N 182-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции на территории Калужской области" установлены дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
В силу подпункта "д" части 1 статьи 2.2 Закона N 182-ОЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в случае несоблюдения в совокупности следующих условий: соответствие определенному типу предприятия (объекта) общественного питания согласно "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования"; организация предприятием (объектом) общественного питания производства, реализации продукции общественного питания и обслуживания потребителей с потреблением на месте; наличие зала обслуживания, в котором должно быть не менее 6 столов и 24 мест для обслуживания потребителей с потреблением на месте.
Согласно содержанию лицензии N 40РПА0001309 от 07.06.2016, выданной Министерством конкурентной политики Калужской области, обществу с ограниченной ответственностью "Холдинг Трейд" предоставлено право на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции сроком с 08.06.2016 до 07.06.2017 с местом осуществления лицензируемого вида деятельности в кафе по адресу: г. Калуга ул. Николо-Козинская, д. 22А.
Правоотношения в сфере реализации услуг общественного питания регулируются Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036.
Согласно пункту 3 раздела 1 указанных Правил услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, определяемых в соответствии с Государственным стандартом.
Пунктом 6 названных Правил предусмотрена обязанность исполнителя (то есть организации или индивидуального предпринимателя, оказывающего потребителю услуги общественного питания по возмездному договору) соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
В соответствии с разделом 3 "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенного в действие приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 22.11.2013 N 1676-ст (далее по тексту - ГОСТ 30389-2013), ресторан, кафе, бар, кафетерии, закусочная являются предприятиями (объектами) общественного питания, то есть имущественным комплексом, используемым для оказания услуг общественного питания, в том числе для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В указанном разделе ГОСТа даны определения предприятиям общественного питания.
Согласно пункту 3.3 ГОСТа кафе - предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.
В свою очередь, закусочной является предприятие (объект) питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров (пункт 3.9 ГОСТа).
Судом установлено и следует из материалов дела, что в связи с поступлением в Министерство конкурентной политики Калужской области информации из Городской Управы города Калуги от 09.08.2016 N 3669/1616, средств массовой информации по вопросу нарушения лицензионных требований, а именно пункта 2 части 10 статьи 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ), в соответствии с приказом от 16.08.2016 N 388 министерством назначена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Холдинг Трейд".
Проведение внеплановой выездной проверки согласовано с прокуратурой Калужской области 16.08.2016.
Министерство конкурентной политики Калужской области решением от 22.08.2016 N 532 приостановило действие лицензии 40 А 002549, рег. N 40РПА0001309 от 07.06.2016 лицензиату ООО "Холдинг Трейд" сроком с 22.08.2016 по 21.02.2017, мотивировав приостановление нарушением обществом требований статьей 10.2 и 26 Закона N 171-ФЗ - продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов (4-х бутылок водки "Беленькая", емк. 1 л, креп. 40 %, дата розлива 28.06.2016, производство ОАО "Традиции качества", г. Краснознаменск, по цене 853 рубля; 4-х бутылок водки "Медофф", емк. 0,7л, креп. 40 %, дата розлива 19.07.2016, производство ООО "Татспиртпром", г. Казань, по цене 498 рублей) и пунктов 3 и 6 раздела I "Общие положения" Правил оказания услуг общественного питания", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 "Об утверждении правил оказания услуг общественного питания", ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования.
В решении отражено, что оно принято по результатам рассмотрения информации УМВД России по г. Калуге от 18.08.2016 N 21/15652, акта проверки от 18.08.2016 N 517, заключения специалиста управления потребительского рынка и лицензирования Гореловой Е.А. от 22.08.2016 N 451 на основании пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ.
Как пояснено представителем министерства в судебном заседании в суде первой инстанции, приведенное в тексте решения от 22.08.2016 N 532 нарушение пунктов 3 и 6 Раздела I "Общие положения" Правил оказания услуг общественного питания", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 "Об утверждении правил оказания услуг общественного питания", ГОСТ 30389-2013. "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" не является основанием приостановления действия лицензии, поскольку такое основание не предусмотрено пунктом 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ.
Единственным основанием приостановления действия лицензии послужила продажа водки без сопроводительных документов.
Однако данные факты, как обоснованно констатировал суд первой инстанции, не установлены в акте внеплановой выездной проверки N 517, составленном министерством 18.08.2016.
В акте проверки изложены только факты, свидетельствующие о несоответствии требованиям ГОСТ 30389-2013.
Информация же о продаже водки без сопроводительных документов, явившаяся основанием приостановления действия лицензии, как верно отмечено судом первой инстанции, была отражена в письме УМВД по г. Калуге от 18.08.2016 без приложения документов УМВД, фиксирующих изложенные факты.
При этом, как справедливо констатировал суд первой инстанции, министерство дополнительные документы не запрашивало.
В Министерство конкурентной политики Калужской области 28.08.2016 поступило письмо ВРИО начальника УМВД по г. Калуге, в котором сообщалось, что ООО "Холдинг Трейд" в ходе возбужденного административного расследования представило товарно-сопроводительные документы на алкогольную продукцию в полном объеме, замечаний нет.
При этом дата указанного письма, как верно отмечено судом первой инстанции, имеет рукописные исправления (печатный текст "23 августа" исправлен ручкой на "28 августа").
Представитель министерства в судебном заседании в суде первой инстанции не смогла пояснить появление этих исправлений.
К указанному письму УМВД приложено ходатайство ООО "Холдинг Трейд" о представлении сопроводительных документов на алкогольную продукцию, датированное и принятое в УМВД 19.08.2016 с приложением сопроводительных документов на алкогольную продукцию.
ООО "Холдинг Трейд" 24.08.2016 направило в министерство заявление о возобновлении действия лицензии 40 А 002549, рег. N 40РПА0001309 от 07.06.2016, в связи с представлением сопроводительных документов на алкогольную продукцию (4-х бутылок "Беленькая", емк. 1,0 л, креп. 40 %, дата розлива 28.06.2016, производство ОАО "Традиции качества", г. Краснознаменск, по цене 853 рубля; 4-х бутылок "Медофф", емк. 0,7 л, креп. 40 %, дата розлива 19.07.2016, производство ООО "Татспиртпром", г. Казань, по цене 498 рублей).
В соответствии с приказом от 30.08.2016 N 418, в связи с рассмотрением заявления о возобновлении действия лицензии от 24.08.2016 министерством назначена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Холдинг Трейд".
По результатам внеплановой проверки составлен акт проверки от 31.08.2016 N 555, в котором отражено, что меню оформлено с соблюдением пунктов 13 и 14, пункта 12 Правил оказания услуг общественного питания; мерная посуда представлена; ассортимент блюд, представленный в меню, не соответствует ГОСТ 30389-2013, а именно: отсутствуют блюда, десерты и напитки собственного производства, в том числе фирменные с учетом специфики предприятия; по оснащенности кухни технологическим оборудованием, холодильным оборудованием, столовыми приборами - соответствует ГОСТ 30389-2013 типу "кафе"; в наличии оборудованная кухня, моечная, склад, торговый (обеденный) зал, вешалка, информация для потребителей, вывеска с режимом работы.
Заключением специалиста от 05.09.2016 N 471 по экспертизе документов, представленных для возобновления действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, предложено отказать лицензиату ООО "Холдинг Трейд" в возобновлении действия лицензии по следующим основаниям: несоответствие статье 26 Закона N 171-ФЗ, а именно розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона N 171-ФЗ, подпункта "д" пункта 1 статьи 2.2 Закона Калужской области от 06.04.2006 N 182-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции на территории Калужской области", а именно: несоответствие определенному типу предприятия (объекта) общественного питания согласно ГОСТ 30389-2013. Предприятие общественного питания не соответствует типу "кафе". Узкий ассортимент реализуемой продукции предприятия общественного питания соответствует типу предприятия (объекту) питания - "закусочная".
Решением от 05.09.2016 N 553 министерство на основании акта внеплановой проверки от 31.08.2016 N 555 отказало в возобновлении действия лицензии 40 А 002549, рег. N 40РПА0001309 от 07.06.2016, мотивировав свой отказ несоответствием статье 26 Закона N 171-ФЗ, а именно: розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона N 171-ФЗ, подпункта "д" пункта 1 статьи 2.2 Закона N 182-ОЗ.
ООО "Холдинг Трейд" 06.09.2016 направило в министерство заявление о возобновлении действия лицензии 40 А 002549, рег. N 40РПА0001309 от 07.06.2016 в связи с устранением недостатков, выявленных в ходе проверки 31.08.2016, ассортимент блюд в меню существенно расширен по указанию специалистов министерства и приведен в соответствие с ГОСТ 30389-2013.
В соответствии с приказом от 08.09.2016 N 432, в связи с рассмотрением заявления о возобновлении действия лицензии от 06.09.2016, министерством назначена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Холдинг Трейд".
По результатам внеплановой выездной проверки составлен акт внеплановой проверки по контролю за исполнением устранения выявленных нарушений от 12.09.2016 N 580, в котором отражено, что отсутствуют блюда, десерты и напитки собственного производства, в том числе фирменные с учетом специфики предприятия (кафе) по ГОСТ 30389-2013, а именно: заявленный в меню ассортиментный перечень продукции общественного питания фактически отсутствует, в наличии замороженные полуфабрикаты готовых блюд промышленного производства в узком ассортименте.
Нарушения, отмеченные в пункте 3 акта внеплановой проверки от 31.08.2016 N 555, не устранены.
Заключением специалиста от 19.09.2016 N 487 по экспертизе документов, представленных для возобновления действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, предложено отказать лицензиату ООО "Холдинг Трейд" в возобновлении действия лицензии по следующим основаниям: несоответствие статье 26 Закона N 171-ФЗ, а именно: розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона N 171-ФЗ, подпункта "д" пункта 1 статьи 2.2 Закона Калужской области от 06.04.2006 N 182-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции на территории Калужской области", а именно - несоответствие определенному типу предприятия (объекта) общественного питания согласно ГОСТ 30389-2013. Предприятие общественного питания не соответствует типу "кафе". Узкий ассортимент реализуемой продукции предприятия общественного питания соответствует типу предприятия (объекту) питания - "закусочная".
Решением от 19.09.2016 N 570 на основании акта проверки от 12.09.2016 министерством отказано в возобновлении действия лицензии 40 А 002549, рег. N 40РПА0001309 от 07.06.2016 ввиду несоответствия статье 26 Закона N 171-ФЗ, а именно: розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона N 171-ФЗ, подпункта "д" пункта 1 статьи 2.2 Закона N 182-ОЗ.
ООО "Холдинг Трейд" 22.09.2016 направило в министерство заявление о возобновлении действия лицензии 40 А 002549, рег. N 40РПА0001309 от 07.06.2016, в связи с тем, что отсутствуют законные основания для отказа в возобновлении лицензии, требования, установленные федеральным и областным законодательством полностью соблюдены, торговые и складские площади соответствуют пункту 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, а оборудование кухни и меню кафе полностью соответствует спецификации предприятия по ГОСТ 30389-2013.
В соответствии с приказом от 03.10.2016 N 464, в связи с рассмотрением заявления о возобновлении действия лицензии от 22.09.2016, министерством назначена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Холдинг Трейд".
По результатам внеплановой выездной проверки 04.10.2016 составлена справка N 645 к приказу на проведение внеплановой проверки от 03.10.2016 N 464, в которой отражено, что проведение проверки невозможно, о чем поставлен в известность министр.
Заключением специалиста от 05.10.2016 N 528 по экспертизе документов, представленных для возобновления действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, предложено отказать лицензиату ООО "Холдинг Трейд" в возобновлении действия лицензии, поскольку со стороны ООО "Холдинг Трейд" не представлены подтверждения устранения нарушений, повлекших приостановление действия лицензии. По информации прокуратуры г. Калуги ООО "Холдинг Трейд" допущены нарушения особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, являющихся основанием для аннулирования лицензии - продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему лицу.
Имеются основания для отказа в возобновлении лицензии: несоответствие статье 26 Закона N 171-ФЗ, а именно: розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона N 171-ФЗ, подпункта "д" пункта 1 статьи 2.2 Закона Калужской области от 06.04.2006 N 182-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции на территории Калужской области", а именно - несоответствие определенному типу предприятия (объекта) общественного питания согласно ГОСТ 30389-2013. Предприятие общественного питания не соответствует типу "кафе". Узкий ассортимент реализуемой продукции предприятия общественного питания соответствует типу предприятия (объекту) питания - "закусочная".
Решением от 05.10.2016 N 612 министерством отказано в возобновлении действия лицензии 40 А 002549, рег. N 40РПА0001309 от 07.06.20164 по основаниям: несоответствие статье 26 Закона N 171-ФЗ, а именно: розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона N 171-ФЗ, подпункта "д" пункта 1 статьи 2.2 Закона N 182-ОЗ.
Оценивая законность оспариваемых решений, суд первой инстанции правомерно исходил из их дословного содержания.
Как справедливо заключил суд первой инстанции, в оспариваемых решениях не изложены конкретные пункты статьи 26 и статьи 16 Закона N 171-ФЗ, которые министерство посчитало нарушенными обществом; в решениях отсутствуют сведения о том, устранены ли те нарушения, которые послужили основанием принятия решения от 22.08.2016 о приостановлении действия лицензии, предусмотренные пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ; в решениях отсутствуют сведения о конкретных фактах свидетельствующий о наличии нарушений, поименованных в качестве основания для приостановления или аннулирования действия лицензии предусмотренных статьей 20 Закона N 171-ФЗ.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что нарушение подпункта "д" статьи 2.2 Закона N 182-ОЗ не является основанием приостановления действия лицензии согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ.
Как пояснено представителем министерства в ходе судебного заседания в суде первой инстанции, основанием принятия решений об отказе в возобновлении действия лицензии от 05.09.2016, от 19.09.2016, от 05.10.2016 послужило несоответствие данного кафе требованиям подпункта "д" статьи 2.2 Закона N 182-ОЗ, а именно: данное общество указало при получении лицензии на право осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукцией, что данный вид деятельности будет осуществляться в кафе по указанному адресу. При проведении проверок по заявлениям общества о возобновлении лицензии министерство пришло к выводу о том, что данное кафе не соответствует тем критериям, которые позволяют соотнести с его с понятием "кафе", данному в ГОСТ 30389-2013, поскольку обществом предлагается узкий ассортимент блюд в меню, что позволяет отнести его к типу "Закусочная". Положенное в основу решения о приостановлении действия лицензии от 22.08.2016 основание - продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов согласно информации УМВД устранено, само по себе данное основание не является основанием аннулирования действия лицензии, то есть является устранимым.
Учитывая, что перечень оснований для приостановления и аннулирования действия лицензии, установленный статьей 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, является исчерпывающим и не содержит такого основания как нарушение пунктов 3 и 6 Раздела I "Общие положения" Правил оказания услуг общественного питания", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 "Об утверждении правил оказания услуг общественного питания", ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения об отказе в возобновлении действия лицензии не соответствуют требованиям Закона N 171-ФЗ и нарушали права общества.
По ходатайству представителя заявителя, в отсутствие возражений представителя министерства, судом первой инстанции к материалам дела приобщена флэшкарта, содержащая видеозапись проверочной процедуры, проведенной сотрудниками министерства 22.09.2016, и видеозапись непосредственно кафе, произведенная директором ООО "Холдинг Трейд", которая просмотрена в судебном заседании с участием представителя заявителя и представителя министерства.
Озвученные в судебном заседании в суде первой инстанции представителем министерства новые доводы о том, что общество должно было обратиться за переоформлением лицензии по причине его несоответствия типу "кафе", а непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии является самостоятельным основанием приостановления лицензии согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, не могут служить подтверждением законности оспариваемых решений, поскольку в решении о приостановлении действия лицензии от 22.08.2016 не указано, что основанием приостановления является непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии.
Последующие решения по заявлениям общества о возобновлении действия лицензии должны были содержать сведения об устранении или не устранении оснований, положенных в основу решения о приостановлении действия лицензии от 22.08.2016.
Судом первой инстанции справедливо отмечено, суд не наделен полномочиями по восполнению недостатков, допущенных при принятии решений административных органов, а лишь оценивает их законность исходя из их буквального содержания.
Доводы представителя министерства, в том числе о фактах продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему, как верно указал суд первой инстанции, также не положены в основу решения о приостановлении действия лицензии от 22.08.2016 и оспариваемых решений об отказе в восстановлении действия лицензии, не обнаружены и не зафиксированы в актах при проведении указанных в настоящем деле проверок.
Срок приостановления действия лицензии, указанный в данном решении, истек 21.02.2017.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование.
Доводы апелляционной жалобы министерства направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела во взаимосвязи с вышеприведенными нормативными положениями и не подтверждают неправомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 26.04.2017 по делу N А23-8188/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства конкурентной политики Калужской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-8188/2016
Истец: ООО "Холдинг Трейд", ООО Холдинг Трейд
Ответчик: Министерство конкурентной политики Калужской области