город Ростов-на-Дону |
|
01 августа 2017 г. |
дело N А32-3087/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алкотек-Сочи" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2017 по делу N А32-3087/2017, принятое судьей Гонзус И.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алкотек-Сочи" к Департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алкотек-Сочи" (далее - заявитель, ООО "Алкотек-Сочи", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент) от 11.01.2017 N 13-25/533 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2017 в части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении требования удовлетворены, производство по делу об административном правонарушении прекращено, в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Алкотек-Сочи" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на пропуск срока назначения штрафа и возможность применения статей 2.9 и 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В канцелярию Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от ООО "Алкотек-Сочи" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд удовлетворил ходатайство ООО "Алкотек-Сочи" о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество в процессе осуществления деятельности по розничной продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи не своевременно в нарушение сроков установленных Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" представило декларацию об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме Приложения N 12 Правил за 1 квартал 2016 года.
При сроке представления не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, декларация представлена 20 июля 2016 года в 22 часа 44 мин.
Данное административное правонарушение совершено 21 апреля 2016 года в 00 часов 01 минуту по месту регистрации юридического лица: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Донская, 108.
Обществу по электронной почте sochigrand777@yandex.ru направлено уведомление от 13.10.16 о вызове для составления протокола об административном правонарушении 30.11.16 в 14-00 час. по адресу г. Краснодар, ул. Мира, 28, каб. 10а.
В отсутствие законного представителя общества департаментом составлен протокол об административном правонарушении от 11.01.2017 года N 13-25/533 по статье 15.13 КоАП РФ.
Посредством электронной почты департаментом направлено обществу определение о дате, времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении 11.01.2017 в 14-00 час.
Департаментом 11.01.2017 без участия представителей общества вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Алкотек-Сочи" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с информационным обеспечением производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных площадей для целей надлежащего налогообложения в Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в искажении информации и (или) нарушении порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных площадей.
Субъектами административного правонарушения являются юридические и должностные лица.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В силу части 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Порядок представления деклараций регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815.
В соответствии с пунктом 19 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила) декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Из протокола от 30.11.2016 N 13-25/533 об административном правонарушении и постановления от 11.01.2017 N 13-25/533 о назначении административного наказания следует, что административное правонарушение совершено 21 апреля 2016 года в 00 час. 01 мин.
Из материалов дела следует, что ООО "Алкотек-Сочи" представило декларацию за 1 квартал 2016 года 20 июля 2016 года в 22 часа 44 мин., что подтверждается квитанциями от 20.07.2016 N 6735726, от 20.07.2016 N 290969 о приеме декларации (т. 1 л.д. 100 - 101).
Представленные в материалы дела документальные доказательства, оцененные судом апелляционной инстанции с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, свидетельствуют о том, что декларация подана в последний день установленного законом срока - 20.07.2016.
Таким образом, доказательств наличия в деянии общества, не исполнения в установленный законом срок, возложенной на него публичной обязанности Закона N 171-ФЗ и пункта 15 Правил N 815, события вмененного административного правонарушения департаментом не представлено.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что действия общества не образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом не доказано как событие административного правонарушения, так и вина заявителя в его совершении.
Также суд отмечает, что в оспариваемом постановлении неверно указана дата совершения правонарушения, порядок исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении предусмотрен статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако до настоящего времени допущенная опечатка административным органом в установленном законом порядке не исправлена.
В постановлении по делу об административном правонарушении не нашли отражения конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что заявителем допущены виновные действия, образующие событие административного правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ.
В силу презумпции невиновности лица, привлекаемого к ответственности, доказать вину должен орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении.
Поскольку административным органом в нарушение требований статей 65, 210 АПК РФ не представлено суду надлежащих доказательств наличия обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого постановления, то у департамента отсутствовали достаточные основания для привлечения заявителя к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ, что в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа о привлечении к административной ответственности полностью.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 211 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должно содержаться указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания постановления незаконным и отмене, а заявленные обществом требования - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2017 по делу N А32-3087/2017 в обжалуемой части отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 11.01.2017 N 13-25/533 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа 50 000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3087/2017
Истец: ООО "Алкотек-Сочи"
Ответчик: Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Кк, Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края