Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф05-15706/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А41-86674/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями" - Рындина Л.Н. (по доверенности от 11.01.2017 г.);
от заинтересованного лица по делу - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов - Швыркова Ю.С. (по доверенности от 05.05.2017 г.),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями" на решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2017 по делу N А41-86674/16, принятое судьей Е.В. Кочергиной, по заявлению Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями" к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов о признании, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ГПБУ "Мосприрода" (далее - заявитель, учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным на основании ч. 1 ст. 49 АПК РФ, к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - ответчик, заинтересованное лицо, фонд), с требованиями:
1. Признать недействительным письмо Фонда капитального ремонта общего имущества от 14.09.2016 N 6600-2.1.1.4-исх. с дополнительным счетом от 31.10.2016 о взыскании с ГПБУ "Мосприрода" задолженность в размере 198 873 (сто девяносто восемь тысяч восемьсот семьдесят три) рубля.
2. Признать, за ГПБУ "Мосприрода" предоставленные услуги и выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества, за расчетный период с 01.05.2014 по 31.10.2016, предусмотренные по реализации региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы" в многоквартирных домах по адресу: Московская область, Ленинский район, г.п. Горки Ленинские, дом N 9, квартиры N N 9, 10, Южный проезд; дом N 2, квартиры N N 1, 5, 9, 10, 12, 14, Северный проезд; дом N 95, квартиры N N 3, 4, 7, 8, 14, Новое шоссе, в порядке установленной необходимости, следующих оплаченных работ:
- Установка общедомовых счетчиков (водомеров) - д. N 95, ул. Новое шоссе; д. 2, Северный проезд; д. 9, Южный проезд. Стоимость выполненных работ и затрат, подтвержденная Актом о приемке выполненных работ составляет 63 970 (Шестьдесят три тысячи девятьсот семьдесят) руб. 54 коп.
- Выполнение опреснение системы теплоснабжения - д. N 2, Северный проезд; д. 9, Южный проезд. Стоимость выполненных работ и затрат, подтвержденная Актом о приемке выполненных работ составляет 98 774 (Девяносто восемь тысяч семьсот семьдесят четыре) руб. 09 коп.
- Выполнение опреснение системы теплоснабжения - д. N 95, Новое шоссе. Стоимость выполненных работ и затрат, подтвержденная Актом о приемке выполненных работ составляет 72 306 (Семьдесят две тысячи триста шесть) руб. 38 коп.
- Замена автоматических выключателей АЕ2046М 63А- д. N 95 Новое шоссе. Стоимость работ, согласно товарной накладной N 4109 от 23.10.2014 составляет 2 989 (Две тысячи девятьсот восемьдесят девять) руб. 08 коп.
- Частичный ремонт мягкой кровли- д. N 2 Северный проезд. Стоимость работ, согласно справки от 22.12.2014 и Акта о приемке выполненных работ составляет 59 714 (Пятьдесят девять тысяч семьсот четырнадцать) руб. 98 коп.
3. Засчитать, за ГПБУ "Мосприрода" средства в сумме 297 755 (Двести девяносто семь тысяч семьсот пятьдесят пять) рублей 07 копеек оплаченных за предоставленные услуги и выполненные работы по капитальному ремонту, указанных в п. 2 настоящих исковых требований, в виде зачета по уплате взносов по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных по адресу: Московская область, Ленинский район, городское поселение Горки Ленинские, ул. Новое шоссе, д. N 95 (кв. N N 3, 4, 7, 8, 14), ул. Южный проезд д. N 9 (кв. N N 9, 10), ул. Северный проезд, д. N 2 (кв. N N 1, 5, 9,10,12,14).
4. Обязать Фонд выдать ГПБУ "Мосприрода" справку об отсутствии за ГПБУ "Мосприрода" задолженности по взносам на капитальный ремонт по многоквартирным жилым домам, указанным в п. 1 настоящих исковых требований, для предоставления в Администрацию г.п. Горки Ленинские.
Решением от 12.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы "Московское городское управление природными территориями" просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ГПБУ "Мосприрода" содержит на балансе 13 жилых помещений, расположенных в многоквартирных дома городского поселения Горки Ленинские Московской области, а именно: квартиры N 3, 4, 7, 8, 14 дома N 95 по ул. Новое шоссе, квартиры N 9, 10 дома N 9 по ул. Южный проезд, квартиры N 1, 5, 9, 10, 12, 14 дома N 2 по ул. Северный проезд.
При этом, право оперативного управления либо хозяйственного ведения учреждения на данное имущество, зарегистрировано не было.
Письмом N 03-11-36 от 24.02.2016 г., ГПБУ "Мосприрода" обратилось в Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов с заявлением о необходимости зачета произведенных учреждением работ по капитальному ремонту указанных домов в счет платы (взносов) на капитальный ремонт.
Ответным письмом N 6600-2.1.1.4-исх от 14.09.2016 г., Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов указал на наличие у ГПБУ "Мосприрода" дебиторской задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении рассматриваемых домов, в размере 192 089 руб., образовавшейся за период с 01.05.2014 г. по 31.10.2016 г.
В соответствии с региональной программой Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы", утвержденной Постановлением Правительства Московской области N 1188/58 от 27.12.2013 г., было утверждено также положение об организации и проведении ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения.
В дальнейшем, Постановлением Правительства Московской области N 406/16 от 30.05.2014 г., в упомянутую программу были внесены изменения. В частности, в перечень мероприятий по ее реализации, были включены мероприятия по капитальному ремонту домов N 95 по Новому шоссе, N 2 по Северному проезду и N 9 по Южному проезду п.Горки Ленинские, в частности: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, ремонт крыши, ремонт подвальных помещений, ремонт фасада, ремонт фундамента.
В рамках заключенных заказчиком ГПБУ "Мосприрода" с подрядчиками договоров N 203/ЭМ-2014 от 15.12.2014 г., N 069/ЭМ-2014 от 08.10.2014 г., N 070/ЭМ-2014 от 10.10.2014 г., N 092/ЭМ-2014 от 17.10.2014 г., N 211/ЭМ-2014 от 16.12.2014 г., в указанных многоквартирных домах были выполнены работы:
- по установке общедомовых счетчиков (водомеров), стоимостью 63 970 руб. 54 коп.;
- по опреснению системы теплоснабжения, стоимостью 171 080 руб. 47 коп.;
- по замене автоматических выключателей АЕ2046М 63А, стоимостью 2 989 руб. 08 коп.;
- по частичному ремонту мягкой кровли дома N 2, стоимостью 59 714 руб. 98 коп.
Указывая, что ГПБУ "Мосприрода" были понесены расходы в размере 297 755 руб. 07 коп. на финансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, истец обратился с настоящим иском к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов с требованием об их зачете в стоимости подлежащих уплате взносов на капитальный ремонт, о признании исполненной обязанности, а также о признании недействительным письма Фонда о наличии задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и об обязании выдать справку об отсутствии задолженности по взносам на капитальный ремонт.
Возражая в отношении предъявленного иска, ответчик указал, в частности, на необоснованность отнесения выполненных истцом работ к капитальному ремонту многоквартирного дома.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 180 ЖК РФ, к основным функциям регионального оператора относятся:
- аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора;
- осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
- финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Пунктом 2.1 статьи 5 Закона Московской области N 66/2013-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее- Закон) установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом.
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские, Новое шоссе, д. 95; Южный проезд, д. 9; Северный проезд, д. 2, включены в региональную программу капитального ремонта Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2038 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2038 годы", за номерами соответственно 16709, 16691 и 16682.
Региональная программа капитального ремонта официально опубликована 30.01.2014 г. на Интернет - портале Правительства Московской области htpp://mosreg.ru.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах с 01.05.2014 г.
Также правильным является вывод, что постановлением администрации городского поселения Горки Ленинские от 07.04.2014 N 146 "О выборе способа формирования фонда капитального ремонта" фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам сформированы на счете регионального оператора.
Согласно представленному ответчиком расчету, за период с мая 2014 года по февраль 2017 года, по жилым помещениям, находящимся на балансовом учете ГПБУ "Мосприрода", имеется задолженность перед Фондом по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в сумме 219 798 руб. 86 коп.
Суд первой инстанции правомерно указал, что ч. 5 ст. 181 ЖК РФ и статья 19 упомянутого Закона предусматривает возможность зачета стоимости ранее проведенных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома при соблюдении следующих условий: выполненные работы предусмотрены региональной программой, оплата выполненных работ произведена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора, повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой, не требуется, зачету подлежат выполненные работы в размере, не выше предельной стоимости, решение о проведении работ по капитальному ремонту должно быть принято всеми собственниками помещений в многоквартирных домах.
Согласно частям 3 и 4 статьи 19 упомянутого Закона, подтверждением оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ является акт приемки и документы, подтверждающие оплату оказания услуг и (или) выполнения работ подрядной организации. Указанные документы предоставляются региональному оператору лицом, осуществляющим управление таким многоквартирным домом, или лицом, уполномоченным на совершение таких действий решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что истцом не представлено доказательств наличия согласия собственников иных помещений многоквартирных домов на осуществление работ по установке приборов учета, опреснению системы теплоснабжения, замене автоматических выключателей и ремонту кровли, в том числе и решения общего собрания собственников многоквартирных домов. Доказательств того, что проведение таких работ было возложено на ГПБУ "Мосприрода", не представлено, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о реализации данным учреждением воли иных собственников помещений в рассматриваемых многоквартирных домах, на выполнение и зачет выполненных работ в счет взносов на капитальный ремонт.
Также обоснованным является вывод, что с учетом утвержденного Постановлением Правительства N 406/16 от 30.05.2014 г. перечня мероприятий по ремонту рассматриваемых домов, проведенные по заказу ГПБУ "Мосприрода" работы, такие как частичный ремонт мягкой кровли, установка общедомовых водосчетчиков, работы по опрессовке системы теплоснабжения, а также поставка автоматических выключателей, не соотносятся с составом работ по капитальному ремонту общего имущества, упомянутыми в постановлении.
Пунктом 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), установлено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (пункт 18 Правил).
Кроме того, как следует из постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Раздел II, Приложение N 7 "Перечень работ, относящихся к текущему ремонту") и Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем РФ (Перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей относится к текущему ремонту.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у суда оснований полагать, что проведенные истцом мероприятия относятся к капитальному ремонту имущества. Оснований для удовлетворения требования о признании за истцом факта выполнения мероприятий по капитальному ремонту имущества, на сумму 297 755 руб. 07 коп., и о зачете указанной суммы в счет взносов на капитальный ремонт, не имеется.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что исходя из установленных ст. 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав, оснований для признания недействительным письма N 6600-2.1.1.4-исх от 14.09.2016 г., не имеется, т.к. данное письмо не имеет признаков правового акта, а также не имеет признаков односторонней сделки, порождающей возникновение либо прекращение прав и обязанностей по отношению к истцу. Аналогично не имеется и правовых оснований для обязания ответчика выдать справку об отсутствии задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества. Доказательств наличия у ответчика такой обязанности истцом не представлено. Ответчик не является органом, для которого установлена обязанность по выдаче справки в пользу истца.
Отсутствие на стороне истца обязанности по уплате соответствующих взносов не относится к предмету настоящего спора.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2017 по делу N А41-86674/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-86674/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф05-15706/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы "Московское городское управление природными территориями"
Ответчик: Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, Фонд Некоммерческая организация " Капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов"