город Ростов-на-Дону |
|
20 августа 2018 г. |
дело N А53-36321/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя директора Дьяченко К.Н., заинтересованного лица Федоровой Т.А. по доверенности от 01.02.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
общества с ограниченной ответственностью "Октябрьский кадастровый центр", саморегулируемой организации Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.05.2018 по делу N А53-36321/2017, принятое судьей Великородовой И.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Октябрьский кадастровый центр" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области при участии третьих лиц: Доценко Евгения Васильевича, Мирошниковой Любови Филипповны о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости; об обязании провести кадастровый учет
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственности "Октябрьский кадастровый центр" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения управления N 61-0-1-286/3103/2017-970 от 10.10.2017 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости; об обязании провести кадастровый учет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Доценко Евгений Васильевич, Мирошникова Любовь Филипповна.
Решением от 04.05.2018 арбитражный суд Ростовской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общество с ограниченной ответственности "Октябрьский кадастровый центр" и саморегулируемая организация Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просили судебный акт отменить как незаконный и необоснованный.
В судебном заседании заявители апелляционных жалоб поддержали доводы жалоб, представитель саморегулируемой организации Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" направил в суд дополнение к апелляционной жалобе.
К судебному заседанию от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, саморегулируемая организация Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" направило заявление о проведении судебного заседания без участия представителя.
В составе суда произведена замена судьи Ефимовой О.Ю. на судью Гуденица Т.Г. в связи с пребыванием в отпуске судьи Ефимовой О.Ю.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали правовые позиции по делу, третьи лица и саморегулируемая организация Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзыва заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 06.10.2017 в управление обратился Доценко Е.В. с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:28:0040129:93, расположенного по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, относительно ориентира ст-ца Кривянская, ул. Гагарина, 82, на основании межевого плана от 03.10.2017.
В связи с несоответствием представленного межевого плана от 03.10.2017 требованиям, 10.10.2017 государственным регистратором принято решение N 61-0-1-286/3103/2017-970 о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:28:0040129:93.
Полагая, что указанные действия управления произведены в нарушение норм действующего законодательства, нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
На момент рассмотрения спора по существу судом первой инстанции управлением принято решение об отказе в государственном кадастровом учете N 61-0-1-286/3103/2017- 970 от 15.01.2018.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого требования необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет недвижимого имущества -внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом о регистрации сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет носит заявительный характер в соответствии с положениями статьи 14 Закона о регистрации, согласно которой государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
Статьей 22 Закона о регистрации установлены требования, предъявляемые к межевому плану, представляющему собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно статье 22 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Согласно пункту 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. Реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
В случае поступления дополнительных документов к Заявлению, межевой план подготавливается в соответствии с требованиями Приказа. В состав Межевого плана включены реквизиты раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" на земельный участок с кадастровым номером 61:28:0040129:39, в местоположении границ которого выявлена ошибка.
Основанием для отказа в совершении регистрационного действия послужило усмотрение управлением нарушений пункта 70 приказа Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования): в разделе "Заключение кадастрового инженера" представленного межевого плана отсутствует обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, отсутствует обоснование соответствия сведений о местоположении границ земельного участка, содержащихся в межевом плане, их фактическому местоположению на местности.
В соответствии с частью 9 статьи 22 Закона о регистрации площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с Законом о регистрации требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
В нарушение требований части 9 статьи 22 Закона о регистрации значение площади исправляемого земельного участка с кадастровым номером 61:28:0040129:39 (2352 кв.м.), не соответствует площади геометрической фигуры, образованной проекцией границ данного земельного участка на горизонтальную плоскость (2249 кв.м.).
Согласно части 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке. В орган регистрации прав не представлено заявление о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 61:28:0040129:39 от лиц, установленных ст. 15 Закона.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о регистрации заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление); в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).
Согласно пункта 82 Требований случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется Акт согласования.
В результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ нескольких смежных земельных участков количество актов согласования должно соответствовать количеству уточняемых земельных участков.
В нарушение пунктов 18 и 82 Требований не представлен раздел "Акт согласования местоположения границы земельного участка" в форме электронного образа бумажного документа, включаемого в состав приложения Межевого плана, подписанного электронной подписью кадастрового инженера.
Согласно пункта 18 Требований состав сведений межевого плана в форме электронного документа должен соответствовать составу сведений, содержащихся в утвержденной форме межевого плана, с учетом Требований.
Согласно пункту 35 при наличии на исходном, образуемом, уточняемом или измененном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в реквизите "4" раздела "Исходные данные", строке "7" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", строке "3" раздела "Сведения об измененных земельных участках", строке "5" реквизита "3" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" указываются кадастровые номера таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
При отсутствии в ЕГРН сведений о таких объектах недвижимости в данных реквизитах приводятся ранее присвоенные государственные учетные номера (инвентарные или условные), содержащиеся в том числе в документах, имеющихся в распоряжении заказчика кадастровых работ.
Реквизиты документов, содержащих информацию о ранее присвоенных государственных учетных номерах, указываются в разделе "Исходные данные", в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводится информация об отсутствии в ЕГРН сведений о таких объекта недвижимости.
По сведениям ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером 61:28:0040129:39 расположено здание с кадастровым номером 61:28:0040129:1372.
В нарушение пункта 35 Требований в реквизите "4" раздела "Исходные данные", строке "5" реквизита "3" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" Межевого плана не указан кадастровый номер здания, расположенного в пределах исправляемого земельного участка с кадастровым номером 61:28:0040129:39.
Доводы апелляционной жалобы заявителя, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Также с апелляционной жалобой обратилась саморегулируемая организация союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" (далее - саморегулируемая организация), не являющееся лицом, участвующим в настоящем деле.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" предусмотрено, что в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ.
В качестве обоснования права на обжалование решения суда первой инстанции саморегулируемая организация указывает на установленную Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" обязанность последней, в числе прочего, выступать заявителем по вопросам, вытекающим из нарушения прав и законных интересов членов саморегулируемой организации.
После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 270 Кодекса, и о привлечении заявителя к участию в деле.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ни в мотивировочной, ни в резолютивной части обжалуемого решения не содержится никаких указаний, свидетельствующих о том, что при рассмотрении дела и принятии решения разрешались вопросы по правам и обязанностям саморегулируемой организации.
Доводы апелляционной жалобы, в части обоснования права на обжалование решения суда по настоящему спору, направлены на несогласие с отказом в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле саморегулируемой организации в качестве третьего лица и основаны на неверном толковании норм права.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что отказ в удовлетворении указанного ходатайства судом первой инстанции является обоснованным, поскольку должного обоснования, каким образом судебный акт может повлиять на права и обязанности указанного юридического лица по отношению к какой-либо из сторон процесса, суду не представлено.
Таким образом, обжалуемым решением по настоящему делу не устанавливаются права саморегулируемой организации относительно предмета спора и не возлагаются какие-либо обязанности, в связи с чем, оснований полагать, что обжалуемый судебный акт вынесен судом первой инстанции о правах и обязанностях саморегулируемой организации союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" в деле не имеется.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
С учетом вышеизложенного, производство по жалобе обязанностях саморегулируемой организации союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" следует прекратить.
При подаче апелляционной жалобы обязанностях саморегулируемой организации союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" уплачена государственная пошлина в сумме 1500 рублей.
В связи с прекращением производства по жалобе, государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 22.06.2018 N 166, следует возвратить из федерального бюджета саморегулируемой организации союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.05.2018 по делу N А53-36321/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октябрьский кадастровый центр" - без удовлетворения.
Производство по апелляционной жалобе саморегулируемой организации Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" прекратить.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-36321/2017
Истец: объединение кадастровых инжинеров, ООО "ОКТЯБРЬСКИЙ КАДАСТРОВЫЙ ЦЕНТР"
Ответчик: Росреестр, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Доценко Евгений Васильевич, Мирошникова Любовь Филипповна, СРО Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров"