Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2017 г. N Ф07-12779/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А26-10349/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Колосовой Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания: Винниковым А.В.
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомлен,
от ответчика: 1) представитель не явился, уведомлен, 2) представитель Ратчина М.И. (по доверенности от 01.07.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15721/2017) Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.05.2017 по делу N А26-10349/2016 (судья Михайлова А.В.), принятое
по иску ИП Кузьминой Татьяны Анатольевны
к 1) Администрации Петрозаводского городского округа, 2) Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок об обязании провести перерасчет арендной платы,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кузьмина Татьяна Анатольевна (ОГРН 304100106900092, ИНН 100101135600) (далее - Истец, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация), Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (ОГРН: 1031000016850, ИНН: 1001040110) (далее - Комитет) об обязании произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка N 5719 от 29.04.2002 за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, с применением кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 18.08.2016 N 105.
Решением от 03.05.2017 в удовлетворении иска к Администрации отказано, суд обязал Комитет в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет арендной платы по договору аренды за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 с применением кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 18.08.2016 N 105.
Не согласившись с названным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просил состоявшийся судебный акт отменить, в иске отказать. По мнению Комитета, надлежащим ответчиком по настоящему спору является Администрация. Кроме того, Комитет ссылается на ненадлежащий способ защиты нарушенного права, а также на то, что изменение размера арендной платы возможно только с 01.01.2017.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом участвующие в деле лица уведомлены.
Предприниматель и Администрация своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, апелляционный суд установил следующее.
29.04.2002 между Администрацией (арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) заключен договор N 5719 аренды земельного участка с кадастровым номером 10:01:160102:039, общей площадью 3414 кв. м., расположенного в г. Петрозаводске по Карельскому проспекту в створе ул. Питкярантской, для эксплуатации платной стоянки.
Порядок расчетов определен сторонами в разделе втором договора аренды. Кадастровая стоимость спорного земельного участка, используемая при расчете арендной платы, составляла 6 233 315 руб. 34 коп.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 18.08.2016 N 105 кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере его рыночной стоимости - 3 019 000 руб.
26.09.2016 Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о перерасчете арендных платежей за 2016 год.
Однако, в письме от 30.09.2016 Администрация указала, что вопрос об изменении размера арендной платы за пользование земельным участком относится к компетенции Комитета, в связи с чем обращение Предпринимателя было направлено в Комитет.
Комитет, в свою очередь, в письме от 14.10.2016 указал, что лицом, обязанным производить перерасчет арендной платы за пользование земельным участком, является Администрация.
Поскольку перерасчет арендной платы по договору аренды за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 с применением кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 18.08.2016 N 105, осуществлен не был, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Размер арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как было установлено судом первой инстанции, на территории Республики Карелия порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Законом Республики Карелия от 10.06.2013 N 1712-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия".
Законом Республики Карелия N 1980-ЗРК, вступившим в силу с 01.01.2016, установлено, что органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: городских округов в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 N 274-П, Комитет является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Установив, что земельный участок с кадастровым номером 10:01:160102:039 относится к землям, государственная собственности на которые не разграничена, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что права арендодателя по договору аренды земельного участка N 5719 от 29.04.2002 перешли от Администрации к Комитету независимо от переоформления договора аренды, в том числе и право на изменение размера арендной платы (пункт 2.4 договора аренды).
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Комитет, соответствует указанным выше нормам материального права и является обоснованным.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135- ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как было указано выше, решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 18.08.2016 N 105, принятым по результатам обращения Предпринимателя, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере его рыночной стоимости - 3 019 000 руб.
Следовательно, для целей определения размера арендной платы за пользование спорным земельным участком сведения о кадастровой стоимости, установленной комиссией, должны применяться с 01.01.2016, в связи с чем требования Предпринимателя о перерасчете арендной платы за пользование спорным земельным участком в рамках договора аренды земельного участка N 5719 от 29.04.2002 за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 с применением кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением от 18.08.2016 N 105, являются правомерными и обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что перерасчет арендной платы возможен с 01.01.2017, противоречат положениям статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также разъяснениям, изложенным в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия 03.05.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10349/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2017 г. N Ф07-12779/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Кузьмина Татьяна Анатольевна
Ответчик: Администрация Петрозаводского городского округа
Третье лицо: Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, ИП Представитель Кузнецовой Т.А. -адвокат Шишков А.Н.
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12779/17
10.11.2017 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28939/17
02.08.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15721/17
03.05.2017 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-10349/16