г. Пермь |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А50-30951/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 02 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мармазовой С.И.,
судей Даниловой И.П., Плаховой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Клаузер О.О.,
при участии:
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Пермскому краю (МИФНС N 17 по Пермскому краю): Боброва О.Ю. (удостоверение УР N 591545, доверенность от 09.01.2017 N 04-22/00001),
от иных лиц, участвующих в деле: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента земельных отношений администрации г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 24 апреля 2017 года
по делу N А50-30951/2016
по заявлению Департамента земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379) об отмене решений МИФНС N 17 по Пермскому краю (ОГРН 1135906006510; ИНН 5906123280) об исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ),
заинтересованные лица: общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Люко", "Проект 7", "Интро-Пром", Межрегиональная компания по производству и поставке тепло-электроэнергии "Теплоэнергетик",
установил:
Департамент земельных отношений администрации г. Перми (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об отмене решений МИФНС N 17 по Пермскому краю об исключении недействующих юридических лиц ООО "Локо", ООО "Проект 7", ООО "Интро-Пром", ООО "Теплоэнергетик" из ЕГРЮЛ.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 30.12.2016 в порядке ст. 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "Локо", ООО "Проект 7", ООО "Интро-Пром", ООО Межрегиональная компания по производству и поставке тепло-электроэнергии "Теплоэнергетик".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.04.2017 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, требования заявителя удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что исключением из ЕГРЮЛ юридических лиц, не исполнивших налоговые обязательства, затрагиваются права и законные интересы налоговых и муниципальных органов, в том числе заявителя, перед которым у ООО "Локо", ООО "Проект 7", ООО "Интро-Пром", ООО Межрегиональная компания по производству и поставке тепло-электроэнергии "Теплоэнергетик" имеется задолженность за пользование земельными участками.
МИФНС N 17 по Пермскому краю в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить жалобу без удовлетворения. Считает, что факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании представитель МИФНС N 17 по Пермскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно сведеньям из ЕГРЮЛ, ООО "Локо" зарегистрировано в качестве юридического лица 26.04.2006, поставлено на учёт Инспекцией Федеральной налоговой службы (далее - ИФНС) по Свердловскому району г. Перми, присвоен основной государственный регистрационный номер 1065904100536.
ООО "Проект 7" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.06.2006, поставлено на учёт в ИФНС по Индустриальному району г.Перми, присвоен основной государственный регистрационный номер 1065905047548.
ООО "Интро-Пром" зарегистрировано в качестве юридического лица 12.04.2001, поставлено на учёт ИФНС России по Свердловскому району г.Перми, присвоен основной государственный регистрационный номер 1025900922508.
ООО Межрегиональная компания по производству и поставке тепло-электроэнергии "Теплоэнергетик" зарегистрировано в качестве юридического лица 09.12.2000, поставлено на учёт ИФНС России по Свердловскому району г. Перми, присвоен основной государственный регистрационный номер 1025900893314.
Согласно справок МИФНС N 17 по Пермскому краю от 17.05.2016 N2512-О, 2512-С в отношении ООО "Локо" (л.д. 91, 92), от 12.10.2015 N 3931-О, 3931-С в отношении ООО "Проект 7" (л.д. 97, оборот), от 23.09.2015 N 2061-О, 2061-С в отношении ООО "Интро-Пром" (л.д. 104, 105), от 02.09.2015 N 969-О, 969-С в отношении ООО Межрегиональная компания по производству и поставке тепло-электроэнергии "Теплоэнергетик" (л.д. 112, 113) в течение последних 12 месяцев указанные юридические лица не представляли налоговой и бухгалтерской отчётности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не осуществляли операции по расчётным счетам.
Установив, что указанные общества обладают признаками недействующих юридических лиц, Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю приняты решения о предстоящем исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ: в отношении ООО "Локо" - от 20.05.2016 N 2030, в ЕГРЮЛ внесена запись N 2165958533464, в отношении ООО "Проект 7" - от 16.10.2015 N 4587, запись N 6155958003074, в отношении ООО "Интро-Пром" - от 25.09.2015 N 3794, запись N 2155958926760, в отношении ООО Межрегиональная компания по производству и поставке тепло-электроэнергии "Теплоэнергетик" - от 04.09.2015 N 2955, запись N2155958820279 (л.д. 90, 98, 103, 111).
Соответствующие сообщения опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 20(583) от 25.05.2016/1379, N 41(553) от 21.10.2015/1371, N 38(550) от 30.09.2015/2158, N 35(547) от 09.09.2015/1887 (л.д. 89, 96, 102, 110).
Поскольку в установленный срок заявления кредиторов и иных заинтересованных лиц не поступили, данные юридические лица исключены из ЕГРЮЛ как фактически прекратившие свою деятельность на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), о чём в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи: ООО "Локо" - 14.09.2016, запись N 2165958906980, ООО "Проект 7" - 10.02.2016, запись N 2165958150521, ООО "Интро-Пром" - 18.01.2016, запись N 2165958082189, ООО Межрегиональная компания по производству и поставке тепло-электроэнергии "Теплоэнергетик" - 30.12.2015, запись N 6155958298920.
Ссылаясь на то, что у данных юридических лиц имеется задолженность перед заявителем за пользование земельными участками: у ООО "Локо" в размере 59 092 руб. 37 коп., у ООО "Проект 7" - 659 329 руб. 25 коп., у ООО "Интро-Пром" - 78 446 руб. 21 коп., у ООО "Теплоэнергетик" - 213 656 руб. 52 коп., исключением их из ЕГРЮЛ нарушаются права заявителя на получение денежных средств за пользование земельными участками, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене решений МИФНС N 17 по Пермскому краю об исключении недействующих юридических лиц ООО "Локо", ООО "Проект 7", ООО "Интро-Пром", ООО "Теплоэнергетик" из ЕГРЮЛ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ налоговым органом соблюдён; указанные общества имели признаки недействующих юридических лиц; доказательств того, что на момент их исключения из ЕГРЮЛ, данные общества фактически деятельность не прекратили, и что восстановление юридических лиц в ЕГРЮЛ повлечёт возможность взыскания имеющейся задолженности, заявитель не представил; нарушения прав и законных интересов заявителя не допущено.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя МИФНС N 17 по Пермскому краю в судебном заседании, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч.2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В силу п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В силу п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Как установлено налоговым органом, ООО "Локо", ООО "Проект 7", ООО "Интро-Пром", ООО Межрегиональная компания по производству и поставке тепло-электроэнергии "Теплоэнергетик" документы налоговой и бухгалтерской отчётности не представлялись более 12 месяцев, движения денежных средств по счетам в банках в течение последних 12 месяцев отсутствуют, что подтверждается справками от 17.05.2016 N 2512-О, 2512-С, от 12.10.2015 N 3931-О, 3931-С, от 23.09.2015 N 2061-О, 2061-С, от 02.09.2015 N 969-О, 969-С.
Таким образом, указанные общества отвечали признакам прекративших свою деятельность юридических лиц.
Доказательства, свидетельствующие о фактическом осуществлении обществами деятельности на момент принятия регистрирующим органом обжалуемых решений и внесения в ЕГРЮЛ соответствующих записей об исключении данных обществ из ЕГРЮЛ в материалы дела не представлены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.01.2012 N 143-О-О, пункты 1-3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Из материалов дела следует, что во исполнение ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ сообщения о предстоящем исключении ООО "Локо", ООО "Проект 7", ООО "Интро-Пром", ООО Межрегиональная компания по производству и поставке тепло-электроэнергии "Теплоэнергетик" из ЕГРЮЛ опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 20(583) от 25.05.2016/1379, N 41(553) от 21.10.2015/1371, N 38(550) от 30.09.2015/2158, N 35(547) от 09.09.2015/1887.
Поскольку в течение трёх месяцев с момента опубликования сообщений заявлений заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением данных обществ из ЕГРЮЛ, не поступало, в ЕГРЮЛ внесены записи о прекращении деятельности указанных обществ.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о соблюдении регистрирующим органом установленной ст. 21.1 Закона N129-ФЗ процедуры исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.
По сведениям заявителя у исключённых юридических лиц имеется задолженность перед ним за пользование земельными участками: у ООО "Локо" в размере 59 092 руб. 37 коп., у ООО "Проект 7" - 659 329 руб. 25 коп., у ООО "Интро-Пром" - 78 446 руб. 21 коп., у ООО "Теплоэнергетик" - 213 656 руб. 52 коп..
Вместе с тем, доказательства того, что восстановление юридических лиц в ЕГРЮЛ повлечёт возможность взыскания имеющейся задолженности, в материалы дела не представлены.
Таким образом, не установив нарушение прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что исключением из ЕГРЮЛ юридических лиц, не исполнивших налоговые обязательства, затрагиваются права и законные интересы налоговых и муниципальных органов, в том числе заявителя, перед которым у ООО "Локо", ООО "Проект 7", ООО "Интро-Пром", ООО Межрегиональная компания по производству и поставке тепло-электроэнергии "Теплоэнергетик" имеется задолженность за пользование земельными участками, отклоняются.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Само по себе наличие у юридических лиц задолженности перед бюджетом и муниципальных органов не является в силу норм Закона N 129-ФЗ основанием, препятствующим исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ при условии соблюдения соответствующей процедуры, установленной в ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, поскольку процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения деятельности юридического лица.
Кроме того, в рассматриваемом случае оснований считать, что при восстановлении спорных юридических лиц в ЕГРЮЛ как действующих, задолженность перед заявителем будет реальной ко взысканию, не имеется. В обоснование того, как удовлетворение заявленных требований может восстановить, нарушенные, по мнению заявителя, права, доказательства не представлены.
Поскольку процедура, предшествующая исключению юридических лиц из ЕГРЮЛ, регистрирующим органом соблюдена, решения регистрирующего органа о предстоящем исключении обществ из ЕГРЮЛ были в установленном порядке опубликованы, заявитель не реализовал возможность направления заявлений, препятствующих принятию решений об исключении недействующих юридических лиц из реестра, регистрирующий орган правомерно исключил недействующие юридические лица - ООО "Локо", ООО "Проект 7", ООО "Интро-Пром", ООО Межрегиональная компания по производству и поставке тепло-электроэнергии "Теплоэнергетик" из ЕГРЮЛ путём внесения соответствующих записей.
Иные обстоятельства, приведённые в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу ст. 333.37 НК РФ заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 апреля 2017 года по делу N А50-30951/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.И. Мармазова |
Судьи |
И.П. Данилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-30951/2016
Истец: Департамент земельных отношений администрации города Перми
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ООО "ЛЮКО", ООО "ИНТРО-ПРОМ", ООО "ПРОЕКТ 7", ООО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И ПОСТАВКЕ ТЕПЛО-ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ "ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК"