Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 ноября 2017 г. N Ф01-4628/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А31-5446/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Малых Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Комитета городского хозяйства администрации города Костромы, ИНН 4401097364, ОГРН 1084401012706
на решение Арбитражного суда Костромской области от 26 апреля 2017 года по делу N А31-5446/2016, принятое судом в составе судьи Паниной С.Л.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" (ИНН 4401057114 ОГРН 1054408698409)
к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Комитета городского хозяйства администрации города Костромы (ИНН 4401097364 ОГРН 1084401012706)
об обязании восстановить наружную циркуляционную линию от ЦТП до многоквартирного дома N 27 по ул. Совхозная г. Костромы,
к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН 7606053324 ОГРН 1057601091151)
об обязании поддерживать на границе балансовой принадлежности нормативную температуру, позволяющую обеспечить жителей дома качественным бесперебойным горячим водоснабжением,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 1" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Комитета городского хозяйства администрации города Костромы (далее - Комитет, ответчик 1, заявитель) об обязании организовать работы по ремонту сетей горячего водоснабжения с целью обеспечения циркуляции горячей воды в сетях горячего водоснабжения от источника (центрального теплового пункта) до многоквартирного дома N 27 по ул. Совхозной г. Кострома; к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (в настоящее время публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2, далее - Компания, ответчик 2) об обязании поддерживать на границе балансовой принадлежности нормативную температуру, позволяющую обеспечить жителей дома N 27 по ул. Совхозная г. Кострома качественным бесперебойным горячим водоснабжением.
Исковые требования Общества основаны на пункта 31, 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26 апреля 2017 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, Комитет обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель полагает, что оспариваемым судебным актом на Комитет возложено выполнение мероприятий, которые отраслевой функциональный орган администрации города Костромы не должен осуществлять в силу законодательно установленных полномочий последнего, а также с учетом обстоятельств настоящего дела. Бремя ответственности за качество коммунальных услуг законодатель относит к управляющей компании. Компания, как энергоснабжающая организация, обязана обеспечивать гарантированную надежность горячего водоснабжения (включая качественные характеристики поставляемого ресурса) до границы разграничения эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности), то есть до стены многоквартирного дома. Согласно судебно-технической экспертизе температура горячей воды в точках ввода в дом соответствует нормативным требованиям и составляет 70 0С. Учитывая, что Компания свои обязательства в границах зоны ответственности исполняет надлежащим образом, соответственно, обеспечение соответствия качественных характеристик горячего водоснабжения внутри дома (по внутридомовым сетям, включая точку водоразбора) лежит на управляющей компании. Реализация полномочий органа местного самоуправления по организации в границах городского округа электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в силу учредительного документа возложено на МУП г. Костромы "Городские сети". Суд неправомерно возлагает на муниципальное образование организацию выполнения ремонта сетей горячего водоснабжения. Производство ремонтных работ в отношении эксплуатируемых сетей горячего водоснабжения в силу Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 649, отнесено к обязанности ресурсоснабжающей организации. Бойлер, посредством которого осуществляется горячее водоснабжение в спорный дом, в собственности муниципального образования не значится, не закреплен на каком-либо вещном праве за муниципальным предприятием и учреждением, эксплуатируется исполнителем коммунальной услуги. Также судом не учтены аргументы Комитета по экспертному заключению и несогласие с его содержанием. Также заявитель считает, что МУП "Городские сети" необходимо было привлечь к участию в деле, поскольку сети, проходящие между домом N 98 по ул. Ленина и домом N 27 по ул. Совхозной, находятся в хозяйственном ведении указанного предприятия.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на судебную экспертизу, которая подтвердила, что причиной отсутствия нормативной температуры в точках водоразбора является именно отсутствие циркуляционной линии от ЦТП до многоквартирного дома. Довод заявителя о том, что именно отсутствие внутридомовой циркуляционной линии влияет на температуру горячей воды в точках водоразбора, несостоятелен, поскольку снабжение жителей дома N 27 по ул. Совхозной горячей водой производится из вынесенного за пределы дома бойлера, который расположен в многоквартирном доме N 98 по ул. Ленина, и при отсутствии наружной циркуляционной линии от дома до бойлера вода в трубах циркулировать не будет даже при наличии внутридомовой циркуляционной линии. Также истец отмечает, что транзитный трубопровод, проходящий по подвалу жилого дома, не может быть отнесен к общедомовому имуществу. Обратная циркуляционная линия от дома N 27 по ул. Совхозной до ЦТП не передавалась МУП "Городские сети", так как на момент передачи уже отсутствовала. Просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Компания отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской области от 26 апреля 2017 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
На основании решения общего собрания собственников помещений Общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 27 по ул. Совхозной в городе Костроме (далее - спорный дом).
Между собственниками помещений спорного дома и Обществом заключен договор управления многоквартирным домом, по условиям которого Общество предоставляет собственникам помещений спорного дома услуги по содержанию и ремонту общего имущества и является исполнителем коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающей организацией по указанному дому является Компания.
Между Компанией и Обществом заключен договор теплоснабжения N 1104, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязана обеспечивать температуру теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности тепловых сетей для нужд горячего водоснабжения, позволяющую обеспечить исполнителю температуру горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения не ниже 60 градусов по Цельсию и не выше 75 градусов по Цельсию.
Компания, как ресурсоснабжающая организация, обязана поставлять на границу эксплуатационной ответственности горячую воду надлежащей температуры, позволяющей обеспечить жителей бесперебойным нормативным горячим водоснабжением в соответствии с Приложением N 1 Правил N 354.
Жители спорного дома получают услугу горячего водоснабжения ненадлежащего качества, температура горячей воды в точках водозабора не соответствует нормативной.
Собственники помещений обращались в Государственную жилищную инспекцию Костромской области, в связи с чем было вынесено постановление ГЖИ КО N 02-13 о назначении административного наказания.
Факт поставки на границу эксплуатационной ответственности горячей воды ненадлежащего качества подтверждается актом обследования от 23.03.2016 на предмет замера температуры ГВС на вводе в дом, составленным с участием МУП г. Костромы "Городские сети" и Компании.
Истец полагает, что причиной ненадлежащего качества услуги по ГВС является то, что бойлер на центральном тепловом пункте вынесен за пределы спорного дома, от него до дома отсутствует циркуляционная линия, которая находится на балансе администрации г. Костромы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 491 внешней границей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Положениями статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии, при этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Согласно пункту 5 приложения N 1 к Правилам N 354 температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20). Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
В соответствии с требованиями пункта 9.5.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60 °C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50 °C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75 °C - для обеих систем.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Согласно заключению эксперта от 30.01.2017:
1. Схема горячего водоснабжения жилого дома N 27 по ул. Совхозной в г. Костроме не соответствует требованиям СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий".
2. Температура горячей воды на вводе в дом соответствует нормативным требованиям, в местах водоразбора наиболее удаленных от ввода в дом горячего водоснабжения не соответствует нормативным требованиям.
3. Параметры горячей воды не соответствуют нормам и правилам по причине отсутствия циркуляционной системы горячего водоснабжения.
4. Для обеспечения параметров качества горячего водоснабжения дома N 27 по ул. Совхозная, соответствующих действующим нормам и правилам существует два варианта:
1 вариант: Восстановление наружной линии циркуляции горячего водоснабжения от центрального теплового пункта до жилого дома N 27 по ул. Совхозной с последующим устройством внутридомовой линии циркуляции горячего водоснабжения.
2 вариант: Разработка проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ по устройству внутридомовой линии циркуляции горячего по устройству внутридомовой линии циркуляции горячего водоснабжения с устройством в бойлерной дома индивидуального теплового пункта с установкой водоподогревателя.
Пунктами 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Положения об отделах Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 30.04.2014 N 1087 "Об утверждении положений об отделах Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы", отдел в сфере организации на территории города Костромы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом организует обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории города Костромы, в том числе принимает меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктами 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что организация теплоснабжения в соответствии с положениями Федерального закона "О теплоснабжении" отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) и пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относены организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств и организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на собственника, если иное не предусмотрено законом или договором. Исходя из буквального толкования указанной нормы под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, следует понимать обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На территории города Костромы полномочия по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения отнесены к компетенции Комитета, что последним не отрицается.
Ссылка заявителя на то, что сети, проходящие между домами N 98 по ул. Ленина и домом N 27 по ул. Совхозной г. Костромы находятся в хозяйственном ведении МУП "Городские сети", в связи с чем данное лицо следовало привлечь к участию в деле, несостоятельна, поскольку обратная циркуляционная линия не передавалась МУП "Городские сети", так как на момент передачи в хозяйственное ведение отсутствовала. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 26 апреля 2017 года по делу N А31-5446/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета городского хозяйства администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5446/2016
Истец: ООО "УК ЖКХ N 1"
Ответчик: МО городской округ г. Кострома в лице Комитета городского хозяйства Администрации г. Костромы, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2"
Третье лицо: МУП г. Костромы "Городские сети", ООО "Строительный контроль"
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3404/18
16.11.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4628/17
03.08.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4825/17
26.04.2017 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-5446/16