Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2018 г. N Ф07-12589/17 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А21-5926/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Потаповой А.В.,
при участии:
от заявителя: Булычева А.В. по доверенности от 15.09.2015;
от заинтересованного лица: Готовчик А.Л. по доверенности от 29.12.2016;
от 3-их лиц: 1,2,3) не явились, извещены,
4. Булычева А.В. по доверенности от 15.09.2015;
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1975/2017) ОАО "Балтик Экспо" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2016 по делу N А21-5926/2016 (судья Можегова Н.А.), принятое
по заявлению ОАО "Балтик Экспо"
заинтересованное лицо: Правительство Калининградской области
3-и лица: 1. Государственное казенное учреждение Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства",
2. АНО "Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в К/О 2018",
3. ООО "Землемер",
4. компания "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s."
о признании незаконным,
установил:
В рамках дела А21-4363/2015 открытое акционерное общество "БАЛТИК-ЭКСПО" (далее - заявитель, ОАО "Балтик Экспо") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Калининградской области, Председателю Правительства Калининградской области губернатору Калининградской области Цуканову Н.Н., Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, руководителю Агентства Васюковой Н.В., с учетом принятых судом уточнений заявления, о признании незаконными бездействия, выразившегося в невнесении в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ, надлежащих изменений в Проект планировки и в Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест в части, касающейся обустройства и строительства пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющего улицу Зарайскую, набережную Генерала Трибуца и набережную Генерала Карбышева, и пешеходных дорожек, предназначенных для обеспечения этого надземного пешеходного перехода, на земельном участке площадью 29 459 кв. м. с кадастровым номером 39:15:140302:18, расположенном в Московском районе Калининграда по улице Октябрьской, дом 3а; о признании недействительным Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов в части, касающейся обустройства и строительства указанных выше надземного пешеходного перехода и пешеходных дорожек; о признании недействующим постановления Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 в части утверждения Проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов в части, касающейся обустройства и строительства надземного пешеходного перехода и пешеходных дорожек, предназначенных для обеспечения этого пешеходного перехода; о признании недействительным Проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов в той же части.
Определением от 14.09.2015 по делу N А21-4363/2015 суд прекратил производство в части требований о признании недействительной основной части Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г.Калининграда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N1735-р; постановления Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 об утверждении Проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г.Калининграда и самого Проекта межевания (в оспариваемой заявителем части).
Решением от 15.02.2016 по делу А21-4363/2015 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 определение от 14.09.2015 по делу N А21-4363/2015 отменено в части прекращения производства по требованию о признании недействующим постановления Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 об утверждении Проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов и самого Проекта межевания, вопрос направлен на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Определением от 02.06.2016 (материалы дела N А21-4363/2015, том 3, листы 106-107) Арбитражный суд Калининградской области назначил судебное заседание по рассмотрению указанных требований на 06.07.2016.
24.06.2016 в суд поступило заявление об уточнении состава лиц, участвующих в деле (материалы дела N А21-4363/2015, том 4, листы 6-12), в котором общество просило не рассматривать требования к Председателю Правительства Калининградской области губернатору Калининградской области Цуканову Н.Н., Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, руководителю Агентства Васюковой Н.В. (как уже рассмотренные в рамках дела N А21-4363/2015), исключить из числа третьих лиц Правительство Российской Федерации и Министерство спорта Российской Федерации и привлечь к участию в деле в качестве лиц, чьи незаконные действия обжалуются, Автономную некоммерческую организацию "Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018"; Государственное казенное учреждение Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства" и Общество с ограниченной ответственностью "ЗЕМЛЕМЕР". Этим же заявлением общество дополнило основания заявленных требований.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции в судебном заседании 06.07.2016 уточненные требования приняты судом к рассмотрению, ходатайство о привлечении соответчиков в установленном порядке рассмотрено не было в связи с заявлением отвода составу суда.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 05.08.2016 суд выделил в отдельное производство требование о признании недействительным (в части) постановления Правительства Калининградской области от 30.12.2014 г. N 929 с присвоением выделенному делу номера А21-5926/2016.
Этим же определением суд исключил из числа ответчиков Председателя Правительства Калининградской области губернатора Калининградской области Цуканова Н.Н., Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, руководителя Агентства Васюкову Н.В., из числа третьих лиц - Правительство Российской Федерации и Министерство спорта Российской Федерации.
Кроме того, суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по собственной инициативе привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Автономную некоммерческую организацию "Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018"; Государственное казенное учреждение Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства" и общество с ограниченной ответственностью "ЗЕМЛЕМЕР".
28.09.2016 в судебном заседании общество заявило отвод составу суда. После рассмотрения заявления об отводе в установленном порядке судебное заседание по делу N А21-5926/2016 назначено на 30.11.2016.
До рассмотрения заявленных требований по существу Общество уточнило требования (том 5, листы дела 10-35) и просило суд:
- признать частично недействующим Постановление Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 "Об утверждении проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест" в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, в том числе, в части:
образования земельного участка N 138 пл. 105076 кв.м. "Для размещения объектов транспортной инженерной инфраструктуры" (пп. 2) пункта 2 земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно Приложения N 2) в части включения в него земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а.
- признать недействительным проект межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест", разработанный: АНО "Некоммерческая организация "Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018 г.", ГКУ Калининградской области "Региональное управление заказчика Капитального строительства" и ООО "Землемер", утвержденный Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2015 N 929, в части, касающейся:
включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За. в пп. 43 таблицы N 2 "Перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд";
включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а. в пп. 138 таблицы 5 "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";
включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а в участок 138 таблицы 6 "Описание поворотных точек границ земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства".
включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За в таблицу "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства;
"красных линий", проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18. площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За., а также проходящих по Зданию выставочного комплекса пл. 3045,2 кв.м. Литер "В" и зданию выставочного павильона пл. 1927,8 кв.м. Литер "А", включенных в "Чертеж границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства";
- обязать Правительство Калининградской области, АНО "Некоммерческая организация "Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018 г.", ГКУ Калининградской области "Региональное управление заказчика Капитального строительства" и ООО "Землемер" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Балтик Экспо" и акционерного общества "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s". в течении месячного срока после вступления в законную силу решения по настоящему делу, а именно:
- внести изменения в Постановление Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 "Об утверждении проект межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест", в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, а именно:
- исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а из земельного участка N 138 пл. 105076 кв.м. "Для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры" ( пп. 2) пункта 2 земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно Приложение N 2);
- подготовить и внести изменения в проект межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест", ранее утвержденный Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929, в части касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За, а именно:
- привести проект межевания территории Московского и Ленинградского района г. Калининграда в соответствие с Градостроительным планом земельного участка N RU39301000-5015 от 26.06.2014 и Постановлением Мэра г. Калининграда от 09.04.2003 N 731, которыми на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За, ОАО "Балтик Экспо" разрешено строительство: Экспоцентров, международных выставок, гостиниц, выставочных центров, торгово-выставочных комплексов, многоуровневых гаражей и т.д. этажностью: 4-16 этажей, в том числе:
- исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За. из пп. 43 таблицы N 2 "Перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд",
- исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а из пп. 138 таблицы 5 "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" части земельного участка пл. 8749кв.м.
- исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, из участка 138 таблицы 6 "Описание поворотных точек границ земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства",
- исключить земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За. из таблицы "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства",
- исключить "красные линии", проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18. площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3а, а также проходящие по : Зданию выставочного комплекса пл. 3045,2 кв.м. Литер "В" и зданию выставочного павильона пл. 1927,8 кв.м. Литер "А", из "Чертежа границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства",
- привести "Чертеж границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" в соответствие с "красными линиями", предусмотренными Градостроительным планом земельного участка N RU39301000-5015 от 26.06.2014.
Решением суда от 05.12.2016 ОАО "Балтик Экспо" отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018"; Государственного казенного учреждения Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства" и Общества с ограниченной ответственностью "ЗЕМЛЕМЕР". ОАО "Балтик Экспо" отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным (в части) постановления Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Балтик Экспо" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить полностью решение суда первой инстанции, прекратить производство по рассмотрению требования ОАО "Балтик Экспо" "О признании недействительным (в части) постановления Правительства Калининградской области от 30.12.2015 N 929 и самого проекта межевания", как не выделенного в отдельное производство из судебного дела N А21-4363/2015 в процессуальном порядке, предусмотренном статьями 125, 127 и 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, ОАО "Балтик Экспо" в просительной части апелляционной жалобы просило суд обязать Правительство Калининградской области представить чертеж "красных линий", являющийся Приложением N 5 к Распоряжению Правительства РФ от 05.09.2014 N 1735р, поступивший в Правительство Калининградской области из архива Правительства РФ за per. N 9599-1/8 от 10.09.2014.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Проект межевания территории Московского и Ленинградского района г. Калининграда, утвержденный оспариваемым Постановлением Правительства от 30.12.2014 N 929, был разработан в целях Чемпионата мира по футболу 2018 года на основании Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельное законодательные акты Российской Федерации".
Однако в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29459 кв. м, расположенном в г. Калининграде по ул. Октябрьская, За, находящемся в аренде до 2052 года у ОАО "Балтик Экспо", оспариваемый Проект межевания незаконно совершенно не соответствует целям и задачам, установленным Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ, имеющим более высшую юридическую силу.
Изъятие части земельного участка пл. 8749 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За, предусмотренное оспариваемым Проектом межевания в целях строительства на нем перспективной у лично-дорожной сети б. Октябрьский (после завершения чемпионата мира по футболу 2018 года) совершенно не соответствует Федеральному Федерального закона от 07.06.2013 N 108 -ФЗ.
Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ не предоставляет права Правительству Калининградской области предусматривать изъятие земельных участков под строительство на них Объектов, предусмотренных к строительству уже после завершения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу 2018 года. В том числе не предоставляет права Правительству Калининградской области предусматривать изъятие земельных участков в целях строительства на них после завершения чемпионата мира по футболу 2018 года таких Объектов как:
-перспективная улично-дорожной сети о. Октябрьский (после завершения чемпионата мира по футболу 2018 г.);
-кварталы коммерческих 6-ти этажных жилых домов;
Поскольку юрисдикция Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ, принятого в целях организации и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу 2018 года прекращается с окончанием проведения в РФ чемпионата мира по футболу 2018 года.
Также податель апелляционной жалобы указывает на то, что по состоянию на 05.08.2016 требования ОАО "Балтик Экспо": "О признании недействующим постановления Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929" из судебного дела А21-4363/2015 в действительности судом первой инстанции не выделялись, поскольку судебное дело N А21-4363/2015 в это время находилось в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде до 10.08.2016.
АО "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s" не уведомлялся о судебном разбирательстве по делу.
Суд первой инстанции необоснованно отказал ОАО "Балтик Экспо" в удовлетворении следующих ходатайств: заявления о фальсификации доказательств, о назначении судебной экспертизы и привлечении специалистов, об истребовании доказательств по делу А215926/2016, о производстве исследования и осмотра доказательств по делу N 21-5926/2016 на месте.
Также податель жалобы ссылается на то, что документация по планировке территории, разработанная за подписью Васюковой В., не имеет юридической силы, так как Руководитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Н.В. Васюкова, не является должностным лицом, имеющим право утверждать документацию по планировке территории.
Суд первой инстанции незаконно не учел доводы ОАО "Балтик Экспо" о том, что надлежащим основанием для разработки Проекта межевания территории, утвержденного оспариваемым Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929, могли являться только "красные линии" "Чертежа красных линий", являющиеся Приложением N 5 к Распоряжению Правительства РФ от 05.09.2014 N 1735р, поступивших в Правительство Калининградской области из архива Правительства РФ за per. N 9599-1X8 от 10.09.2014 (т. 5 л.д. 119).
Суд первой инстанции не проверил доводы ОАО "Балтик Экспо" о том, что часть земельного участка пл. 8749 кв.м., была образована оспариваемым Проектом межевания территории на основании "красных линий", незаконно пририсованных Васюковой Н.В. к "Чертежу красных линий" в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 пл. 29459 кв. м. в г. Калининграде по ул. Октябрьская, За.
Таким образом, в Правительстве Калининградской области отсутствовали надлежащие основания для разработки, в оспариваемой части, Проекта межевания [территории Московского и Ленинградского района г. Калининграда, утвержденного спариваемым Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2015 N 929, поскольку оспариваемый Проект межевания территории в части, касающейся земельного участка ОАО "Балтик Экспо", совершенно не соответствует "красным линиям" "Чертежа красных линий", являющегося Приложением N 5 к Распоряжению Правительства РФ от 05.09.2014 N 1735р, поступивших в Правительство Калининградской области из архива Правительства РФ за per. N 9599-1\8 от 10.09.2014.
В апелляционной жалобе приложены заявление о фальсификации доказательств, ходатайство об истребовании доказательств по настоящему делу из материалов Калининградского областного суда по делу N 3а-55/2015, ходатайство о назначении судебной экспертизы и привлечении специалистов.
27.02.2017 в канцелярию апелляционного суда поступили дополнения ОАО "Балтик Экспо" к апелляционной жалобе, в которых истец заявил ходатайство об истребовании у Правительства Российской Федерации или у Правительства Калининградской области документов.
17.03.2017 в канцелярию апелляционного суда в электронном виде от Правительства Калининградской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Правительство возражает против доводов истца, считает решение суда первой инстанции законным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Дело передано в производство судьи Тимухиной И.А.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 11.04.2017.
17.03.2017 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от Правительства Калининградской области поступил отзыв на апелляционную жалобу ОАО "Балтик Экспо", в котором Правительство возражает против доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
31.03.2017 в канцелярию апелляционного суда от ОАО "Балтик Экспо" поступило ходатайство об истребовании доказательств к заявлению по делу в целях проверки заявления о фальсификации доказательств, заявленного ОАО "Балтик Экспо" в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К ходатайству приложены дополнительные доказательства.
11.04.2017 в судебном заседании ОАО "Балтик Экспо" в порядке статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило отвод всему составу суда (председательствующему Тимухиной И.А., судьям Желтянникову В.И., Жиляевой Е.В.) по основаниям, изложенным в письменном заявлении.
Определением суда от 11.04.2017 в связи с необходимостью рассмотрения заявленного ходатайства об отводе рассмотрение апелляционной жалобы отложено.
Определением суда от 12.04.2017, апелляционный суд, руководствуясь статьями 25, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначил судебное заседание по рассмотрению ходатайства об отводе состава суда.
Рассмотрев заявление об отводе, заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции определением от 27.04.2017 заявление ОАО "Балтик Экспо" об отводе судей Тимухиной И.А., Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В. удовлетворил, передал дело для рассмотрения в ином составе суда.
Распоряжением суда от 27.04.2017 дело N А21-5926/2016 передано в производство судьи Жуковой Т.В.
Определением от 28.04.2017 рассмотрение апелляционной жалобы ОАО "Балтик Экспо" назначено на 08.06.2017.
23.05.2017 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ОАО "Балтик Экспо" поступили:
- дополнения к заявлению ОАО "Балтик Экспо" о фальсификации доказательств по делу N А21-5926/2016,
- заявление о приостановлении производства по апелляционной жалобе до вступления в законную силу решения по делу N А21-3015/2017 о проверке полномочий заместителя Председателя Правительства Калининградской области Рольбинова А.С.;
- заявление о проверке полномочий в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 200 АПК РФ и об истребовании доказательств в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 65, частью 4 статьи 66, частями 5, 6 статьи 200 АПК РФ.
31.05.2017 в канцелярию апелляционного суда от ОАО "Балтик Экспо" поступило заявление об установлении в судебном порядке Объекта инфраструктуры регионального значения и о приостановлении производства по апелляционной жалобе до вступления в силу решений Калининградского областного суда по административным исковым заявлениям N N 71-К6-13, 71-КГ17-2, 71-КГ17-3.
08.06.2017 в судебном заседании представитель ОАО "Балтик Экспо" поддержал ранее заявленные ходатайства, а также заявил следующие ходатайства: о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с чем, что АО "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s" не было уведомлено судом первой инстанции о судебном разбирательстве по делу, о прекращении производства по делу.
Ответчик, третьи лица N 1, 2, 3, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Довод истца о не извещении судом первой инстанции третьего лица N 4 о судебном разбирательстве проверен судом апелляционной инстанции и отклонен, поскольку данное утверждение ОАО "Балтик Экспо" опровергается материалами дела. В частности, из материалов дела следует и подтверждено истцом в судебном заседании апелляционного суда, что Булычев А.В. представлял интересы третьего лица N 4 в судебном заседании 28.09.2015, следовательно, Компания "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." обладала информацией о судебном процессе.
Ходатайство о прекращении производства по апелляционной жалобе также отклонено коллегией судей как необоснованное. Истцом не приведены основания, предусмотренные частью 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых производство по делу подлежит прекращению.
В связи с необходимостью представления ответчиком письменной правовой позиции по всем заявленным ОАО "Балтик Экспо" ходатайствам и признанием судом присутствия представителей ответчика в судебном заседании рассмотрение апелляционной жалобы определением от 08.06.2017 отложено на 13.07.2017.
27.06.2017 в канцелярию апелляционного суда от Правительства Калининградской области поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.
28.06.2017 в канцелярию апелляционного суда от ОАО "Балтик Экспо" поступили письменные объяснения к заявлению о фальсификации доказательств.
13.07.2017 в судебном заседании истец, третье лицо 4 настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы. Истец непосредственно в судебное заседание представил запросы и ответы по вопросу истребования Калининградским областным судом оригинала чертежей планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, являющихся приложением к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р.
Третьи лица N 1, 2, 3, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Ходатайство истца о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств удовлетворено апелляционным судом.
Рассмотрев иные заявленные истцом ходатайства с учетом мнения представителя ответчика, коллегия судей не усмотрела оснований для их удовлетворения.
Представленное истцом заявление о фальсификации доказательств в связи с тем, что Правительством Российской Федерации и уполномоченными Федеральными органами исполнительной власти чертежи, являющиеся приложением N 5 к распоряжению N 1735-р от 05.09.2014 не утверждались и не согласовывались, а представленные в материалы судебного дела чертежи незаконно и по собственной инициативе размещены Правительством Калининградской области и администрацией ГО "Город Калининград"; согласовательные надписи и подписи должностных лиц разнятся на экземплярах чертежей, официально опубликованных в газете "Гражданин", сайте администрации ГО "Город Калининград" и других.
Данное ходатайство отклонено апелляционным судом, поскольку исходя из формулировки указанного заявления не представляется возможным установить предмет проверки, как это предусмотрено статьей 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фальсификация доказательств предполагает внесение в доказательства недостоверных сведений, изменение содержания документа или в целом фабрикацию документа, сознательное искажение представляемых доказательств путем их подделки, подчистки, внесения исправлений, искажающих действительный смысл, или ложных сведений.
В данном случае непосредственно в судебном заседании апелляционного суда истец и ответчик подтвердили, что содержательная часть чертежей, представляемых ответчиком, имеющихся в материалах дела, опубликованных на сайте администрации ГО "Город Калининград", не имеет различий. Несогласие истца сводится к оформительской части документа.
Делая заявление о фальсификации доказательства, ОАО "Балтик Экспо" утверждает, что План планировки территории Острова и План Межевания территории Острова не опубликован в соответствии законом, что План планировки в части схем-приложений к распоряжению Правительства Российской федерации от 05.09.2014 года N 1735-р самим Правительством РФ не утвержден, так как на схемах-приложениях нет печати и подписи РФ, более того, в тексте указано, что схемы-приложения "не приводятся".
Статьями 45 и 46 Градостроительного кодекса определены порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктами 15, 16 статьи 45 Градостроительного кодекса установлено, что документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации муниципального района, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.
Глава местной администрации обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Из изложенного следует, что ОАО "Балтик Экспо" заблуждается в порядке принятия, опубликования и вступления в силу документов по межеванию территории, указывая на фальсификацию.
Заявитель считает, что указанные им документы сфальсифицированы, так как в графической части распоряжения Правительства Российской Федерации N 1735-р от 05.09.2014 они не указаны, в связи с чем, не вступили в силу и не могут быть основаниями к изъятию спорного земельного участка. Вместе с тем, спорный земельный участок указан в текстовой части распоряжения Правительства Российской Федерации N 1735-р от 05.09.2014, утвержденной и подписанной уполномоченными лицами, и к которой у заявителя претензии отсутствуют.
Заявление об установлении в судебном порядке объекта инфраструктуры не может быть удовлетворено в силу того, что указанное требование является самостоятельным требованием, не заявленным в установленном процессуальном порядке.
Оснований для приостановления производства по настоящему делу коллегия судей не усмотрела исходя из положений части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопросы, предлагаемые истцом для проведения экспертизы, по сути направлены на оценку законности правовых актов, что не соответствует предмету заявленных исковых требований и не может являться предметом судебной экспертизы, в связи с чем в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы по делу апелляционным судом отказано.
Иные ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, отклонены судом в силу того, что направлены на установление таких обстоятельств, которые не входят в предмет доказывания по настоящему делу исходя из заявленных истцом исковых требований.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, письменных позиций по апелляционной жалобе, заслушав присутствовавших в судебном заседании 13.07.2016 лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ОАО "Балтик Экспо" является собственником двух объектов недвижимости - здания выставочного комплекса общей площадью 3 045,2 кв.м. и здания выставочного павильона общей площадью 1 927,8 кв. м., расположенных на земельном участке площадью 29 459 кв.м. с кадастровым номером 39:15:140302:18 по адресу: Калининград, улица Октябрьская, дом 3а.
Указанный земельный участок предоставлен обществу в аренду по договору от 09.06.1998 N 001764.
Письмом от 13.03.2015 Правительство Калининградской области со ссылкой на Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р, и Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов, утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014. N 929, уведомило ОАО "Балтик Экспо" о формировании в границах арендуемого им земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 земельного участка для размещения транспортной и инженерной инфраструктуры и о необходимости в связи с этим изъятия части арендуемого обществом участка.
Считая Проект межевания, утвержденный Постановлением от 30.12.2014 N 929 незаконным и нарушающим его права, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В данном случае истцом заявлены требования о признании незаконным:
- включения земельного участка с КН 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м. в
Постановление Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 "Об утверждении проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест";
- образования земельного участка N 138 площадью 105076 кв.м. "для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры", в части включения в него земельного участка с КН 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м.;
- проекта межевания, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 года N 929, в части включения в него земельного участка с КН 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м.
Истец также заявил требование об обязании внести изменения в проект межевания, утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 года N 929, в части исключения из него земельного участка с КН 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств по делу суд первой инстанции пришел к правомерному заключению о необоснованности заявленных исковых требований.
Оставляя в силе обжалуемое решение, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
В апелляционной жалобе истец указывает, что изъятие для государственных нужд спорного земельного участка после завершения чемпионата мира по футболу 2018 не соответствует Федеральному закону от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу".
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (пункта 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
В связи с проведением в Российской Федерации в 2018 году чемпионата мира по футболу принят Закон N 108-ФЗ, предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
Названным Законом N 108-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которым нормы Закона N 108-ФЗ подлежат приоритетному применению при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд и осуществлении градостроительной деятельности в связи с проведением мероприятий в рамках подготовки и проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу.
Статьей 27 Закона N 108-ФЗ установлены особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, под которыми согласно пункту 25 статьи 2 Закона понимаются предназначенные для подготовки и проведения спортивных соревнований объекты спорта (в том числе стадионы и тренировочные базы) и необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур, которые включены в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.
Согласно части 2 статьи 27 Закона N . 108-ФЗ проект планировки территории для размещения стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований, финансирование строительства и (или) реконструкции которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Статьей 30 Закона N 108-ФЗ допускаются изъятие земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, предназначенных в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, а также изъятие расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры в собственность Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Данной статьей установлены особенности изъятия земельных участков и (или) объектов недвижимости для размещения объектов инфраструктуры.
Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2013 N 282 Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусмотрев перечень объектов инфраструктуры, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, объемы и источники финансирования и особенности осуществления мероприятий с учетом государственных программ Российской Федерации и входящих в их структуру федеральных целевых программ, ответственными исполнителями которых являются федеральные органы исполнительной власти. Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусматривающая строительство в Калининграде стадиона на 35 000 зрительских мест (в том числе временные трибуны на 10 000 зрительских мест), Солнечный бульвар, (в редакции постановления от 20.02.2015 N 148) с финансированием проектных и изыскательских работ за счет бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета, строительно-монтажных работ - за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона N 108-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р утверждена Основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенная для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета.
Приложением N 2 к Основной части проекта планировки является Характеристика проектной улично-дорожной сети, включающей строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего Зарайскую улицу, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева.
На основании данного Проекта планировки постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 со ссылкой на статью 27 Закона N 108-ФЗ утвержден Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест.
Данным постановлением в границах территории, подлежащей межеванию. образованы земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно приложению N 2, в том числе участок N 138 общей площадью 105 076 кв. м. включающий арендуемый Обществом земельный участок, для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.
Указанные выше Проект планировки и Проект межевания опубликованы в порядке, установленном частью 16 статьи 45 Градостроительного кодекса.
Проект планировки со всеми приложениями является правовым актом, действующим в полном объеме, принятым в установленном законом порядке и обязательным к исполнению всеми лицами, на которые он распространяется. Отображение в Проекте планировки зон и границ образованных земельных участков, предназначенных для размещения объектов строительства, полностью соответствует требованиям статей 41-43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и публично-правовым целям по обеспечению функционирования вышеуказанной территории г. Калининграда не только на период проведения чемпионата мира по футболу, но и в последующем.
Графическая часть проекта планировки (приложения N 5) утверждена Правительством Российской Федерации в составе чертежей: чертеж границ зон планируемого размещения объектов; чертеж красных линий; чертеж объектов транспортной инфраструктуры; чертеж объектов инженерной инфраструктуры.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2015, оставленным без изменения определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 отказано в удовлетворении требований заявителей об оспаривании в части Распоряжения N 1735-р. Указанное решение вступило в законную силу.
Таким образом, распоряжение N 1735-р является правовым актом, действующим в полном объеме, принятым в установленном законом порядке и обязательным к исполнению всеми лицами, на которые он распространяется.
Решением от 15.02.2016 по делу N А21-4363/2015, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, ОАО "Балтик Экспо" отказано в признании незаконным бездействия, выразившегося в не подготовке предложений о внесении изменений в Основную часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов, ранее утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р, в части, касающейся строительства надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего. Зарайскую улицу, набережную Генерала Трибуца и набережную Генерала Карбышева.
В части обязания Правительства Калининградской области на внесение изменений в постановление Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929, следует указать, что документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры согласно части 9 статьи 27 Закона N 108-ФЗ, как и документация по межеванию территории, утверждается без проведения публичных слушаний. Законом исключена возможность непосредственного участия населения при осуществлении органами государственной власти своих градостроительных функций в рамках подготовки государства к чемпионату мира по футболу 2018 года, что обусловлено особой значимостью объектов строительства, тогда как требование Общества о возложении такой обязанности на Правительство Калининградской области предполагает широкое понимание Закона N 108-ФЗ и нарушает права и законные интересы третьих лиц.
На основании вышеизложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, у Правительства Калининградской области отсутствуют законные основания для подготовки каких-либо изменений в Проект межевания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" (далее - Постановление N 518) утверждены предельные объемы финансирования и мероприятия по строительству/реконструкции объектов к чемпионату.
Пунктом 192 раздела III Постановления N 518 утверждено мероприятие -строительство улично-дорожной сети на территории острова. обеспечивающей подъезд к стадиону, г. Калининград: исполнитель -Правительство Калининградской области; источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации с софинансированием из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Калининградской области от 31.10.2013 N 800 "О программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу" (далее - Постановление N 800) утверждены соответствующие строительные мероприятия, планирующиеся к проведению на территории Калининградской области. Пунктом 27 Приложения N 2 к Постановлению N 800 утверждено мероприятие - строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, наб. Ген. Трибуна, наб. Ген. Карбышева в г. Калининграде.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 866 утверждена Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года (далее - Постановление N 866).
Пунктом 15 приложения N 7 к Постановлению N 866 указано мероприятие: "Инфраструктурное обеспечение эффективного функционирования объектов спортивной инфраструктуры, возводимых в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году", в рамках которого предусмотрено строительство, в том числе, автомобильных дорог общего пользования, сетей водоподачи и водоотведения, очистных сооружений, форма собственности которых указана как "государственная собственность Калининградской области".
В пункте 14 приложения N 10 к Постановлению N 866 также указано, что инфраструктурное обеспечение эффективного функционирования объектов спортивной инфраструктуры, возводимых в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году, осуществляется за счет бюджета Калининградской области в сумме 2 717 620 000 рублей.
Разделом 16 (Инфраструктурное обеспечение эффективного функционирования объектов спортивной инфраструктуры, возводимых в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году) Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 года N 866. предусмотрено строительство надземного пешеходного перехода через проспект Московский, соединяющего ул. Зарайскую, набережную Адмирала Трибуна и набережную Генерала Карбышева в г. Калининграде.
Кроме того, строительство надземного пешеходного перехода предусмотрено основной частью Проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, утвержденного распоряжением Правительства РФ N 1735-р от 05.09.2014, где в приложении N 2 к основной части Проекта планировки "Характеристика проектной улично-дорожной сети" указан объект "Строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева".
В силу пункта 25 статьи 14 Закона N 108-ФЗ вышеуказанные объекты являются объектами инфраструктуры чемпионата мира по футболу 2018 года, для строительства которых допускается изъятие земельных участков на основании пункта 1 статьи 30 указанного Закона N 108-ФЗ"...
В свою очередь, надземный пешеходный переход является самостоятельным объектом капитальною строительства, строительство которого планируется к финансированию самостоятельно от финансирования улично-дорожной сети, в связи с чем, может не входить в какие-либо этапы программы "О состоянии автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры Калининградской области", предоставленной от имени ОАО "Балтик Экспо" в обоснование его апелляционной жалобы.
Какие-либо нормативные либо ненормативные акты, свидетельствующие об отсутствии у Калининградской области потребности в строительстве пешеходного перехода и улично-дорожной сети на территории острова, в том числе на изымаемом у ОАО "Балтик Экспо" земельном участке, в материалы дела заявителем не представлено.
Таким образом, доводы ОАО "Балтик Экспо" о том, что арендуемый им земельный участок не входит в границы красных линий, установленных Проектом планировки и изымается без каких-либо законных оснований, а объекты инфраструктуры (пешеходный переход и элементы улично-дорожной сети) строиться не будут, отклоняются апелляционным судом на основании вышеизложенного, а кроме того, они не имеют юридического значения для обстоятельств настоящего дела, поскольку не входят в предмет доказывания.
Как обоснованно установлено обжалуемым решением, все нормативные и ненормативные правовые акты, регламентирующие порядок подготовки к чемпионату мира РФ, а также касающиеся проектирования и межевания объектов, опубликованы в определенном законом порядке. Уведомление и постановление об изъятии земельного участка были направлены заявителю.
Направление заинтересованным лицам дополнительных документов, подтверждающих целесообразность строительства и источники финансирования объектов чемпионата мира по футболу, не предусмотрено Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ, Распоряжением N1735-р, а также иными правовыми актами.
Понуждение Правительства Калининградской области к совершению указанных действий, приводит к возложению на госорганы субъекта РФ дополнительных обязанностей. не установленных законом, что является недопустимым.
Возражения заявителя в его апелляционной жалобе по своей сути содержат его несогласие с содержанием оспариваемых правовых актов.
Судом не установлено несоответствие Проекта межевания территории Основной части проекта планировки территории. утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р, и Программе подготовки.
Вышеуказанная информация подтверждается письмом Администрации Президента Российской Федерации с исх. N А26-09-5472891 от 03.02.2016, направленного в адрес ОАО "Балтик Экспо" и представленном им в материалы настоящего дела, в частности, пунктом 2 (соблюдение порядка принятия распоряжения Правительства Российской федерации от 05.09.2014 N 1735-р), пунктом 3 (абзац 1 предусматривает комплексное развитие территории как на период до 2018 года, так и на последующие периоды; предусмотрено строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект).
Кроме того, часть изымаемого спорного земельного участка планируется использовать для организации движения пешеходных потоков прибывающих (убывающих) клиентских групп.
Каких-либо иных нормативных и ненормативных правовых актов, свидетельствующих об отсутствии планируемого строительства на спорном земельном участке для нужд Чемпионата Мира по футболу до настоящего времени не издано.
Вопрос о целесообразности строительства для нужд Чемпионата Мира по футболу на спорном земельном участке подтвержден протоколом совещания от 30.09.2015 года N 506-ПРМ-ЮР под председательством заместителя Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации, а также действующими правовыми актами Российской Федерации и Калининградской области.
Истец указал в апелляционной жалобе также на отсутствие у Правительства Калининградской области необходимости изъятия спорного земельного участка, в связи с тем, что строительно-монтажные работы на объекте "Строительство улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей подъезд к стадиону, г. Калининград I этап" выполняются в соответствии с проектной документацией, не предусматривающей съезд с улицы Солнечный бульвар к выставочному комплексу по Октябрьской улице, д. За, и действующими нормативными правовыми актами.
Данные доводы получили объективную правовую оценку в судебных актах по делу N А21-4363/2015, вступивших в законную силу, в которых указано, что доводы, изложенные ОАО "Балтик Экспо", подлежат отклонению по причине несоответствия их фактическим обстоятельствам во взаимосвязи с процессуальными нормами.
Кроме того, истец указывает, что координаты "х" и "у" в общих положениях основной части Проекта планировки, утвержденного распоряжением N 1735-р от 05.09.2014 года, не соответствуют чертежам в обжалуемом постановлении Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929.
В общих положениях основной части Проекта планировки, утвержденного распоряжением N 1735-р от 05.09.2014, содержатся указания на соответствующие границы участков: территория Московского района г. Калининграда в границах рек Новая и Старая Щеголя, красных линий проектируемой эстакады "Восточная", предназначенная для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета; территория Ленинградского района г. Калининграда, предназначенная для размещения инженерно-транспортной инфраструктуры, в границах красных линий проектируемой эстакады "Восточная", улиц Молодой гвардии, Сергея Снегова, Суздальская, а также линий, соединяющих поворотные точки с указанным в основной части Проекта планировки координатами.
ОАО "Балтик Экспо", указывая на то, что изымаемый спорный земельный участок не находится в границах зоны, определенной Проектом планировки координатами "х" и "у", не учитывает, то что спорный участок находится на территории Московского района г. Калининграда в границах рек Новая и Старая Преголя в г. Калининграде.
Распоряжением Правительства Российской федерации от 05.09.2014 N 1735-р в состав Проекта планировки территории входит чертеж границ зон планируемого размещения объектов (первое приложение). Из указанного чертежа следует, что спорный земельный участок находится в зонах дорог, в территориальной зоне "Зона инженерной и транспортной инфраструктуры", а также Зоне исторического центра города, подзоне "ОИ-7.2 "Подзона регенерации исторической среды, общественно-жилые здания до 6 этажей".
Кроме того, в районе спорного земельного участка установлены красные линии, которые нарушаются спорным участком и имуществом заявителя, в связи с чем, для соблюдения установленных Планом планировки красных линий, требуется изъятие спорного участка.
Статьей 43 Градостроительного кодекса определено, что проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Постановление N 929 и Проект межевания, также как и распоряжение Правительства Российской федерации от 05.09.2014 N 1735-р и Проект планировки, в соответствии с пунктом 16 статьи 45 Градостроительного кодекса были опубликованы соответственно в газете "Гражданин" N 36 от 10.07.2015 и N 34 от 08.07.2015.
На странице 2 газеты "Гражданин" N 36 в разделе "Использование территории в период подготовки проекта межевания" Проекта межевания в таблице N 1 "Информация о расположении кадастровых кварталов в границах проектируемой территории" указано, что подготовка проекта межевания осуществлена на территории кадастровых кварталов, в том числе с КН 39:15:140302, в состав которого входит спорный земельный участок.
На странице 4 газеты "Гражданин" N 36 в разделе 2. "Проектное предложение по межеванию территории" в таблице 2 "Перечень земельных участков (частей земельных участков), подлежащих изъятию для государственных нужд", указан перечень земельных участков (частей земельных участков) подлежащих изъятию для государственных нужд, среди которых под номером N 43 указан спорный земельный участок как подлежащие изъятию для государственных нужд.
На странице 9 газеты "Гражданин" N 36 в разделе 2. "Проектное предложение по межеванию территории" в таблице 5 "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" под номером 138 указан участок, относящийся к территориальной зоне "Т" с разрешенным использованием "для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры" общей площадью 105 076 кв.м.
Указанный земельный участок образован на месте спорного земельного участка.
Вышеуказанное подтверждается и страницами 13-14-15 газеты "Гражданин" N 36 (приложением N 1 к постановлению Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929) "Чертеж границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов инфраструктуры, иных объектов капитального строительства".
Таким образом, постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 года N 929 спорный земельный участок включен в проект межевания с целью создания на нем государственных объектов Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В свою очередь, решением Городского Совета депутатов Калининграда (пятого созыва) от 01.07.2015 года N 197 в Генеральный план МО "Город Калининград" внесены изменения в части функционального зонирования на основании постановления Правительства Калининградской области от 30.12.2014 года N 929, в связи с чем, распоряжение Правительства Российской федерации от 05.09.2014 года N 1735-р и постановление Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 не противоречат Генеральному плану МО "Город Калининград".
Вышеуказанная информация подтверждается письмом Администрации Президента Российской Федерации с исх. N А26-09-5472891 от 03.02.2016 года, направленного в адрес ОАО "Балтик Экспо", в частности пункт 2 (соблюдение порядка принятия распоряжения Правительства Российской федерации от 05.09.2014 года N 1735-р), пункт 3 (абзац 1 предусматривает комплексное развитие территории как на период до 2018 года, так и на последующие периоды; предусмотрено строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект).
Кроме того, ОАО "Балтик Экспо" указывает, что есть два текста распоряжению Правительства Российской федерации от 05.09.2014 N 1735-р, которые разнятся по составу документов.
Вместе с тем, есть распоряжение Правительства Российской федерации от 05.09.2014 N 1735-р, без схем-приложений, которое хранится в Аппарате Правительства РФ, а также сшитые и заверенные одним пакетом: распоряжение Правительства Российской федерации от 05.09.2014 N 1735-р, схемы-приложения Плана планировки, представленные от имени Правительства Калининградской области в адрес Правительства РФ - в обоснование распоряжения N 1735-р, хранящееся в Агентстве по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Данные факты подтверждены письмом в адрес ОАО "Балтик Экспо" из Администрации Президента Российской Федерации от 03.02.2016, а также постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного по делу N А21-4363/2015 от 26.07.2016.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2016 по делу N А21-5926/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5926/2016
Истец: ОАО "Балтик Экспо"
Ответчик: Правительство Калининградской области
Третье лицо: АНО "Исполнительная дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в К/О 2018", ООО "Землемер", осударсвтенное казенное учреждение Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства", "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s.
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1975/17
31.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15454/18
18.09.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16030/18
07.05.2018 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-5926/16
17.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12589/17
28.12.2017 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-5926/16
03.08.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1975/17
05.12.2016 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-5926/16