г. Киров |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А29-10284/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Малых Е.Г., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вяткиной А.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 02.05.2017 по делу N А29-10284/2015, принятое судом в составе судьи Суслова М.О.,
по заявлению акционерного общества "Коми тепловая компания" об уменьшении размера исполнительского сбора в рамках дела
по иску муниципального унитарного предприятия "Ухтаэнерго" администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ОГРН 1021100730661; ИНН 1102028663)
к акционерному обществу "Коми тепловая компания" (ОГРН 1041100412682; ИНН 1101205461)
с участием в деле межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми;
о взыскании задолженности,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ухтаэнерго" администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Коми тепловая компания" (далее - ответчик, Общество) о взыскании долг за оказанные услуги в период с 01.07.2015 по 31.08.2015 в размере 229 183 рублей 81 копейки и неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки оплаты оказанных услуг в сумме 1 826 рублей 04 копеек, начисленной по состоянию на 02.10.2015, а также неустойку начиная с 03.10.2015 по день фактической уплаты долга, исходя из суммы основного долга и 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.02.2016, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016, заявленные требования удовлетворены частично: с Общества в пользу Предприятия взыскано 229 183 рубля 81 копейка задолженности, 1 763 рубля 01 копейка неустойки, а также неустойка, начисленная на сумму долга в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату оплаты задолженности, за период с 03.10.2015 по день фактической оплаты суммы задолженности. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
На основании решения Арбитражного суда Республики Коми от 29.02.2016 по делу N А29-10284/2015 выданы исполнительный лист серии ФС N 011637354 (т. 1, л.д. 165-167).
27.10.2016 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по г. Сыктывкару N 1 УФССП России по Республике Коми вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 60169/16/11001- ИП, номер которого был изменен на N 15296/16/11022-ИП при передаче в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления ФССП России по Республике Коми (далее - МОСП по ИОВИП УФССП по РК).
В пунктах 2 и 3 данного постановления Предприятию предлагалось в пятидневный срок со дня его получения добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, и разъяснялось, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию сумму, но не менее 10 000 руб.
Поскольку должник добровольно не перечислил денежные средства в установленный срок, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП по РК от 17.02.2017 с должника взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы, что составило 10 000 руб.
27.03.2017 МОСП по ИОВИП УФССП по РК было вынесено постановление об окончании исполнительного производства (т. 2, л.д. 72).
01.03.2017 Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора и возврате излишне взысканной суммы исполнительского сбора с учетом его уменьшения.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 02.05.2017 требования Общества удовлетворены, подлежащая взысканию сумма исполнительского сбора уменьшена до 7 500 рублей 00 копеек.
МОСП по ИОВИП УФССП по РК с принятым определением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Республики Коми от 02.05.2017 по делу N А29-10284/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, обжалуемое определение является незаконным, поскольку судом первой инстанции дана неверная оценка представленным доказательствам. Ответчиком не доказан факт принятия всех необходимых мер для надлежащего исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Отсутствие необходимых денежных средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не может являться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора. Кроме того, суд уменьшил штрафную санкцию в виде исполнительского сбора, которая погашена должником в полном объеме.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит определение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, а также заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. МОСП по ИОВИП УФССП по РК заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и заинтересованного лица.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 2.1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам, установленным частью 2 настоящей статьи, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом.
В силу частей 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебный пристав-исполнитель применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1, 11 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. (пункт 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П разъяснил, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Из приведенных норм следует, что законодатель не установил закрытый перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника.
Из материалов дела усматривается, что содержащееся в исполнительном документе требование о взыскании с Общества государственной пошлины в добровольном порядке в установленный срок не исполнил, в связи с чем судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 10 000 руб.
Неисполнение должником решения суда, являющегося основанием выдачи исполнительного листа, немедленно после вступления его в законную силу не исключает право суда первой инстанции с учетом иных существенных обстоятельств снизить сумму взыскиваемого исполнительского сбора.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В обоснование заявленного ходатайства заявитель представил следующие документы:
- отчет о финансовых результатах за 2015 год (т. 2, л.д. 13-15, 22-24),
- сводную таблицу, где заявитель выступает в качестве взыскателя по неисполненным исполнительным листам категории "Прочие организации", задолженность на 24.04.2017 - 14 352 917 рублей копейки (т. 2, л.д. 51-54),
- сводную таблицу, где заявитель выступает в качестве взыскателя по неисполненным исполнительным листам категорий "Местный, Федеральный бюджет", задолженность на 24.04.2017 - 5 263 611 рублей 94 копейки (т. 2, л.д. 46-50),
- оборотно-сальдовую ведомость по счету 62.01 за период с 01.01.2016 по 24.04.2017 категории "Местный бюджет", задолженность - 142 399 223 рубля 31 копейка (т. 2, л.д. 55-58),
- оборотно-сальдовую ведомость по счету 62.01 за период с 01.01.2016 по 24.04.2017 категории "Федеральный бюджет", задолженность - 10 151 623 рубля 82 копейки (т. 2, л.д. 59),
- оборотно-сальдовую ведомость по счету 62.01 за период с 01.01.2016 по 24.04.2017 категории "Республиканский бюджет", задолженность в размере 16 438 315 рублей 10 копеек (т. 2, л.д. 61),
- оборотно-сальдовую ведомость по счету 62.01 за период с 01.01.2016 по 24.04.2017 категории "Население", задолженность - 382 890 798 рублей 21 копейка (т. 2, л.д. 60).
Таким образом, с учетом имущественного положения Общества, принимая во внимание соотношение сумм несвоевременно исполненного должником обязательства и исполнительского сбора, а также период просрочки и нахождении на исполнении сводного исполнительного производства, суд первой инстанции воспользовался полномочиями, предоставленными ему частью 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, и удовлетворил требования заявителя, снизив размер подлежащего взысканию с должника исполнительского сбора.
Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по данной категории апелляционных жалоб уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 02.05.2017 по делу N А29-10284/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрайонного отдела службы судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10284/2015
Истец: МУП Ухтаэнерго администрации МОГО Ухта
Ответчик: ОАО Коми Тепловая компания Троицко-Печорский филиал