г.Москва |
|
08 августа 2017 г. |
Дело N А40-233258/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жубоевым Д.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Стройпластмасс"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.05.2017 по делу N А40-233258/16
по заявлению ООО "Стройпластмасс"
к Департаменту торговли и услуг г.Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Терентьев Д.А. по дов. от 15.11.2016; |
от ответчика: |
Захаров О.В. по дов. от 11.09.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стройпластмасс" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене решения Департамента торговли и услуг города Москвы (ответчик, Департамент) от 08.11.2016 N 23-01-16-1689/Р об отказе в предоставлении государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" и обязании выдать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением суда от 05.05.2017 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Заявитель не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой ссылается на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в письменных объяснениях.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10.10.2016 общество обратилось в Департамент с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на объект лицензирования "магазин", расположенный по адресу: г.Москва, ул.Хачатуряна, вл.18Б (заявление зарегистрировано за N 1689 от 10.10.2016).
Решением Департамента от 08.11.2016 N 23-01-16-1689/Р в предоставлении государственной услуги заявителю отказано.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Стройпластмасс" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Стройпластмасс" требований, обоснованно исходя из следующего.
Как было указано выше, 10.10.2016 общество обратилось в Департамент с заявлением о выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на объект лицензирования "магазин", расположенный по адресу: г.Москва, ул.Хачатуряна, вл.18Б, (заявление зарегистрировано за N 1689 от 10.10.2016).
20.10.2016 Департаментом на основании Распоряжения от 20.10.2016 N 2885 проведена внеплановая выездная проверка (обследование) указанного объекта лицензирования на предмет его соответствия лицензионным требованиям, установленным Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) и постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП "О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции" (далее - Постановление N 1069-ПП).
По результатам проверки составлен Акт от 20.10.2016 N 1689, в соответствии с которым установлено, что заявленный объект лицензирования не соответствует особым требованиям к расположению объекта лицензирования, а именно: объект лицензирования расположен в месте, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции, поскольку расстояние от входа магазина ООО "Стройпластмасс" до входа для посетителей на огороженную территорию ГБУ "Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства "Отрадное", в котором проводятся занятия с детьми, составляет 70,7-м.
В соответствии со ст.3 Закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции согласно ст.18 Закона N 171-ФЗ подлежит лицензированию.
Вопросы выдачи лицензии регулируются ст.19 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с п.п.2, 3 ст.23.2 Закона N 171-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии, лицензирующим органом проводится внеплановая выездная проверка без согласования с органами прокуратуры, при этом основанием для проведения такой проверки является предоставленное в лицензирующий орган заявление соискателя лицензии о выдаче лицензии.
В силу п.2 ст.16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласно п.5 ст.16 Закона N 171-ФЗ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции установлены Приложением 2 к Постановлению N 1069-ПП.
Пунктом 2 указанного Приложения установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции на расстоянии до 100 метров от детских, образовательных организаций, студенческих общежитий, библиотек, осуществляющих образовательный процесс, оптовых и розничных рынков.
В соответствии с п.4 Приложения расстояния, установленные в п.2, определяются от входных дверей для посетителей предприятий розничной торговли или общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до входных дверей для посетителей предприятий, перечисленных в п.2. Расстояние измеряется по тротуарам или пешеходным дорожкам (при их отсутствии - по обочинам, велосипедным дорожкам, краям проезжих частей), аллеям, пешеходным переходам (подземным и надземным).
Согласно п.5 Приложения в случае, если детские, образовательные организации включают в себя также огороженный земельный участок, расстояния, установленные п.2, определяются от входных дверей для посетителей предприятий, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до ближайшего входа для посетителей на территорию огороженного земельного участка.
Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон N 124-ФЗ) государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Под понятием ребенок согласно ст.1 Закона N 124-ФЗ понимается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), а понятие социальная инфраструктура для детей включает в себя систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Целями государственной политики в интересах детей в соответствии со ст.4 Закона N 124-ФЗ являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Из системного толкования положений действующего законодательства (в том числе Закона N 124-ФЗ и постановления Правительства Москвы от 02.07.2002 N 488-ПП "О государственной поддержке детского движения Москвы") следует, что детская организация (тип детского общественного объединения) самодеятельное самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели). При этом детская организация не обязана иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Социальные службы для детей включает в себя организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.
Термины "социальное и социально-культурное обслуживание и создание возможностей для него" понимаются как социальные и/или культурные услуги и возможности, предоставляемые работникам некоторыми предприятиями, такие как материальная помощь, спортивные сооружения, комнаты для кормящих матерей, библиотеки, детские лагеря и т.п. (Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г.Страсбурге 03.05.1996)
По смыслу приведенных правовых норм запрещается нахождение объектов розничной продажи алкогольной продукции вблизи организаций, регулярно посещаемых детьми, и специализирующихся на работе с ними.
ГБУ "Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства "Отрадное" является организаций оказывающей социальные, психологическую и иные услуги населению, в том числе детям, то есть является детской организацией.
Таким образом, реализация алкогольной продукции в непосредственной близости от ГБУ "Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства "Отрадное", оказывающего социальные, психологическую и иные услуги населению, в том числе детям, противоречит действующему законодательству и принципам соблюдения прав ребенка в Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ООО "Стройпластмасс" о том, что при измерении расстояния сотрудниками Департамента были нарушены нормы Постановления N 1069-ПП, поскольку расстояние было измерено по территории парковки и по отмостке здания, не предназначенной для движения пешеходов.
При этом, учитывая требования СНиП III-10-75, СНиП 2.02.01-83 3.182, приложения к постановлению Правительства Москвы от 06.08.2002 N 623-ПП, а также имеющиеся фотоматериалы, суд первой инстанции обоснованно отметил, что не представляется возможным определить факт наличия отмостки у здания по адресу: г.Москва, ул.Хачатуряна, вл.18Б.
Доказательств обратного заявителем не представлено, в том числе выводов о наличии отмостки в заключении о длине маршрута от входа на объект лицензирования до входа на территорию ГБУ "Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства "Отрадное" от 12.12.2016, представленном ООО "Стройпластмасс" в материалы дела, не содержится.
Более того, в действующем законодательстве не содержится норм, запрещающих передвижение пешеходов по поверхности отмостки.
Согласно Правилам дорожного движения пешеходная дорожка - это обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Таким образом, в соответствии с представленными фотоматериалами можно сделать вывод о том, что поверхность площадки, отраженной в Акте проверки от 20.10.2016 N 1689, предназначена для передвижения пешеходов и отмосткой не является.
На плане расположения объекта, являющегося приложением к заключению о длине маршрута от входа на объект лицензирования до входа на территорию ГБУ "Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства "Отрадное" от 12.12.2016, обозначено, что у торца объекта лицензирования расположена "Парковка".
Согласно п.3.1 Свода правил стоянки автомобилей, утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/9 (далее - Свод правил стоянки автомобилей), стоянка автомобилей (автостоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка): здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) преимущественно легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров), которые могут быть: встроенными, встроено-пристроенными, отдельностоящими, пристроенными, подземными; наземными закрытого типа; плоскостными открытого типа; открытого типа; модульными быстровозводимыми; плавучими (дебаркадерными); механизированными; полумеханизированными; обвалованными; перехватывающими.
Пунктом 5.1.44. Свода правил стоянки автомобилей установлено, что покрытие стоянки автомобилей и пешеходных дорожек на них должно исключать скольжение. Тем самым предусмотрена возможность наличия пешеходных зон (дорожек) на территории автостоянки и перемещение по ним пешеходов, что соответствует порядку измерения расстояний, установленному постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП.
Требования п.5.2.9. Свода правил стоянки автомобилей устанавливают, что наземные плоскостные одноуровневые стоянки открытого типа (без устройства фундаментов) должны иметь ограждение, разнесенные места въезда и выезда, средства пожаротушения. Они также могут иметь охрану, средства сигнализации и учета времени, прочие автоматизированные системы. Обозначенная на плане заключения территория как "Парковка" таким требованиям не отвечает, что подтверждается имеющимися фотоматериалами.
В соответствии с письмом Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 26.05.2015 N ОГ-Д23-7475, с учетом требований п.21 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, такое понятие как "Парковка (парковочное место)" может являться частью зданий или сооружений, но не в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств.
При таких данных, вопреки информации, отраженной в заключении о длине маршрута от входа на объект лицензирования до входа на территорию ГБУ от 12.12.2016, и доводам ООО "Стройпластмасс", автостоянка на пути измерения сотрудниками Департамента расстояния от объекта лицензирования до детской организации, отсутствовала.
Указанные доводы также подтверждаются информацией, полученной от Префектуры СВАО г.Москвы от 06.02.2017 N 01-06-425/17, согласно которой в границах земельного участка свободная от застройки площадка используется жителями близлежащего дома по ул.Хачатуряна, д.18 для парковки личного автотранспорта (то есть не является специализированной парковкой для посетителей магазина), а также информацией ГУП "ГлавАПУ" от 08.02.2017 N 1 00-02-176/7-(0)-1, согласно которой заявок на разработку проекта автостоянки (парковки) по адресу: г.Москва, ул. Хачатуряна, вл. 18Б, в ГУП "ГлавАПУ" не поступало.
При этом суд обоснованно также отметил, что обществом были созданы искусственные преграды для увеличения пути доступа на объект лицензирования, а именно: обществом произведен монтаж декоративного ограждения перед входом на объект лицензирования, расширен проход между стеной здания и декоративным ограждением с одной из сторон входа на объект лицензирования по пути производства замеров расстояния, представленных ООО "Стройпластмасс".
Указанные обстоятельства подтверждаются Актами проверки от 11.04.2016 N 470 и от 20.10.2016 N 1689.
В соответствии с п.п.2.1.1, 2.1.3 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" префектура административного округа города Москвы организует проведение работ по благоустройству парков и скверов, иных территорий, находящихся в ведении префектуры и подведомственных ей организаций и осуществляет контроль за организацией работ по благоустройству, содержанию и уборке дворовых и иных территорий.
Вместе с тем согласно письму Префектуры СВАО г.Москвы от 06.02.2017 N 01-06-425/17 в префектуру и управу района "Отрадное" обращений от ООО "Стройпластмасс" о проведении работ по благоустройству по адресу: г.Москва, ул.Хачатуряна, вл.18Б, не поступало. По информации ГУП "ГлавАПУ" от 08.02.2017 N 1 00-02-176/7-(0)-1 заявок на разработку проекта благоустройства по адресу: г.Москва, ул.Хачатуряна, вл.18Б в ГУП "ГлавАПУ" также не поступало.
Таким образом, обществом самовольно произведены работы по благоустройству территории, прилегающей ко входу в магазин "Продукты" (изменение и обустройство палисадника, установка декоративного металлического ограждения), расположенного по адресу: г.Москва, ул.Хачатуряна, вл.18Б, выразившиеся в попытке увеличения расстояния при осуществлении замеров от объекта лицензирования до детской организации.
Порядок выдачи, основания для отказа в выдаче, а также сроки для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции определены в ст.19 Закона N 171-ФЗ.
Основанием для отказа в выдаче лицензии согласно подп.6 п.9 ст.19 Закона N 171-ФЗ является несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями ст.ст.2, 8, 9, 10.1, 11, 16,19, 20, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ.
Кроме того, основания для отказа в предоставлении государственной услуги содержатся в п.2.11 Административного регламента предоставления государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 N 59-ПП "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции".
Учитывая изложенное, Департамент правомерно принял решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
Принимая указанное решение, Департамент действовал в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах представляется обоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных обществом требований в связи с отсутствием условий, предусмотренных ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого решения незаконным.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы, изложенные в обоснование позиции общества при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом первой инстанции и им дана правильная оценка.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины распределены судом в порядке ст.110 АПК РФ.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.05.2017 по делу N А40-233258/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233258/2016
Истец: ООО "СТРОЙПЛАСТМАСС", Тереньтьев Дмитрий Алексеевич
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ, Департамент торговли и услуг Москвы