Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 ноября 2017 г. N Ф06-26209/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
08 августа 2017 г. |
Дело N А12-3283/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 07.08.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 08.08.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 июня 2017 года по делу N А12-3283/2017 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению Акционерного общества "Волжский трубный завод" (ОГРН 1023401997101, ИНН 3435900186, 404119, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 7-я Автодорога, 6)
к Государственному учреждению - Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8 (ОГРН 1023403435637, ИНН 3444050993, 400066, г. Волгоград, ул. Донецкая,16)
заинтересованное лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. им. Ленина, 46)
о признании недействительными решений.
при участии в судебном заседании:
от Акционерного общества "Волжский трубный завод" - Гузева А.С., доверенность N ВТ-23 от 18.05.2015 года (срок доверенности по 20.01.2018 года);
от Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8 - не явились, извещены;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжский Волгоградской области - не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Волжский трубный завод" (далее - АО "ВТЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Государственному учреждению - Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8 (далее - Фонд) о признании недействительными решения N 119 от 28.10.2016 по непринятию к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия к зачету 73 974 руб. 83 коп.; N 119 от 28.10.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части недоимки в сумме 3 003 руб. 33 коп., штрафа в сумме 600 руб. 67 коп., пени в сумме 600 руб. 30 коп.; N 119 от 28.10.2016 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части недоимки на сумму 1 553 руб. 44 коп., пени в сумме 34 руб. 11 коп., штрафных санкций в сумме 310 руб. 69 коп., а также совершить действия в порядке восстановления нарушенного права (с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; том 2, листы дела 133-136).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02 июня 2017 года требования АО "ВТЗ" удовлетворены частично. Суд признал недействительными:
- решение Филиала N 8 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.10.2016 N 119 о непринятию к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия к зачету 73 974 руб. 83 коп.; в порядке восстановления нарушенного права обязал произвести зачет на сумму 73 974 руб. 83 коп.;
- решение Филиала N 8 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.10.2016 N 119 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части недоимки в сумме 2 484 руб. 56 коп., штрафа в сумме 496 руб. 92 коп., пени в сумме 469 руб. 57 коп., в остальной части требований отказано; в порядке восстановления нарушенного права обязал совершить действия, направленные на возврат недоимки в сумме 2 484 руб. 56 коп., штрафа в сумме 496 руб. 92 коп., пени в сумме 469 руб. 57 коп.;
- решение Филиала N 8 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.10.2016 N 119 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части недоимки на сумму 1 553 руб. 44 коп., пени в сумме 34 руб. 11 коп., штрафных санкций в сумме 310 руб. 69 коп.; в порядке восстановления нарушенного права обязал совершить действия, направленные на возврат недоимки в сумме 1 553 руб. 44 коп., пени в сумме 34 руб. 11 коп., штрафных санкций в сумме 310 руб. 69 коп.
Кроме того, суд взыскал с Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу АО "ВТЗ" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Фонд не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительными решений Филиала N 8 Государственного учреждения -Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и принять по делу новый судебный акт, где в обжалуемой части требований истцу отказать.
Акционерное общество "Волжский трубный завод" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Волжский Волгоградской области извещены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 410031 13 67661 9, 410031 13 67660 2, 410031 13 67662 6, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 13.07.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу обжалуется часть решения суда первой инстанции, и лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 08.07.2016 (т. 1, л.д. 42) должностными лицами Филиала N 8 Государственного учреждения -Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ФСС) проведена выездная проверка АО "ВТЗ" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015; начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2013 по 31.12.2015; правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 30.12.2015.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.09.2016 N 119 с/с (том 1, листы дела 46-51), в акте от 30.09.2016 N 119 н/с (том 1, листы дела 52-55), в акте от 30.09.2016 N 119 (том 1, листы дела 56-59).
По результатам проверки Фондом в отношении АО "ВТЗ" вынесено решение от 28.10.2016 N 119 (том 1, листы дела 28-33) (далее - решение N 119 с/с) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 82 095 руб. 25 коп.; АО "ВТЗ" не согласно с непринятием к зачету расходов на сумму 73 974 руб. 83 коп.
Решением Фонда от 28.10.2016 N 119 (том 1, листы дела 24-25) (далее - решение N 119) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах Обществу доначислены страховые взносы в сумме 3 003 руб. 33 коп., пени по состоянию на 31.12.2015 в сумме 600 руб. 30 коп., а также Общество привлечено к ответственности в виде штрафа на сумму 600 руб. 67 коп.
Решением Фонда от 28.10.2016 N 119 (том 1, листы дела 26-28) (далее - решение N 119 н/с) о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Обществу предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом, в сумме 9 768 руб. 20 коп. (в указанной части решение не оспаривается); Обществу доначислены страховые взносы на сумму 1 553 руб. 44 коп., пени в сумме 34 руб. 11 коп., а также Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 310 руб. 69 коп.
Суммы страховых взносов, пени и штрафов, указанных в оспариваемых решениях, уплачены Обществом в бюджет ФСС, что подтверждается платежными поручениями: от 23.11.2016 N 289; от 23.11.2016 N 290; от 23.11.2016 N 291; от 23.11.2016 N 292; от 23.11.2016 N 293; от 23.11.2016 N 294 (том 1, листы дела 17-22).
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности расходов на обязательное социальное страхование, произведенных страхователем, в связи с чем, частично удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц.
Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения работником трудового договора.
В силу статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий граждан надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
На основании статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 4.1. Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Согласно части 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В силу пункта 2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Листок нетрудоспособности выдают медицинские работники указанных лиц, в том числе лечащие врачи медицинских организаций, фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения.
Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы (пункт 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
В соответствии с частью 2 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.
Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Как следует из материалов дела, фонд в ходе проверки пришел к выводу о том, что пособия Калашникову В.В., Сафину М.З., Бисенову Н.М., Крысенко О.Ю., Егорову Е.В., Кобликовой А.А., Зайцевой С.А., Иваненко А.А., Ковалеву В.А., Топилину В.С., Асрян А.И., Земенкову С.Е., Смирнову В.В. назначены и выплачены на основании листков временной нетрудоспособности (том 2, листы дела 93-107), оформленных с нарушением требований Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н), в связи с чем Фонд признал расходы, понесенные Обществом в связи с выплатой пособий указанным лицами на сумму 73 974 руб. 83 коп., необоснованными.
В ходе проведенной проверки Фонд установлено, что:
- листок нетрудоспособности N 077694443133 выдан Калашникову В.В. с нарушением пунктов 56, 59 Порядка N 624н, так как в листке трудоспособности в графе "Подпись руководителя бюро СМЭ" подпись руководителя отсутствует, отсутствует оттиск печати учреждения СМЭ рядом с подписью руководителя (т. 2 л.д. 93);
- листок нетрудоспособности N 097086750311 выдан Сафину М.З. с нарушением пункта 14 Порядка N 624н, так как листок нетрудоспособности не был продлен за прошедшее время по решению врачебной комиссии, когда гражданин был освидетельствован медицинским работником (в графе "Освобождение от работы" разорван период нетрудоспособности - отсутствует 7 сентября, 8 сентября, должна быть подпись председателя врачебной комиссии) (т. 2 л.д. 94);
- листок нетрудоспособности N 088648576756, выдан Бисенову Н.М., листок нетрудоспособности N 064528556248, выдан Крысенко О.Ю. с нарушением пункта 5 Порядка N 624н, поскольку дата выдачи листка нетрудоспособности не соответствует дате освобождения от работы (т. 2 л.д. 95,96);
- листок нетрудоспособности N 101464502370 выдан Егорову Е.В., листок нетрудоспособности N 077721186867 выдан Кобликовой А.А. с нарушением пункта 19 Порядка N 624н, поскольку выдача листка нетрудоспособности не соответствует дню выписки из стационара (т. 2 л.д. 97,98);
- листок нетрудоспособности N 097084856120 выдан Зайцевой С.А., листок нетрудоспособности N 108585227392 выдан Иваненко А.А. с нарушением пункта 14 Порядка N 624н, так как листок нетрудоспособности выдан за прошедший период без врачебного освидетельствования (не в день обращения, следовательно, необходима подпись председателя врачебной комиссии) (т. 2 л.д. 99,100);
- листок нетрудоспособности N 088619910072 выдан Ковалеву В.А. с нарушением пункта 28 Порядка N 624н, так как при установлении инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в МСЭ (в листке нетрудоспособности в графе "Дата регистрации документов в бюро МСЭ" указано 07.05.2013, следовательно, окончание временной нетрудоспособности должно быть 06.05.2013) (т. 2 л.д. 101);
- листок нетрудоспособности N 077767276723 выдан Топилину В.С. с нарушением пункта 14 Порядка N 624н, так как листок нетрудоспособности не был продлен за прошедшее время по решению врачебной комиссии, когда гражданин был освидетельствован медицинским работником (в графе "Освобождение от работы" разорван период нетрудоспособности - отсутствует 20 апреля и 21 апреля, должна быть подпись председателя врачебной комиссии) (т. 2 л.д. 102);
- листок нетрудоспособности N 077697988294 выдан Асрян А.И., листок нетрудоспособности N 055136363182 выдан Земенкову С.Е., листок нетрудоспособности N 088647239584 выдан Смирнову В.В., с нарушением пункта 11 Порядка N 624н; так как листок нетрудоспособности продлен свыше 15 дней без разрешения врачебной комиссии (период освобождения 15 дней без решения врачебной комиссии (период освобождения 16 дней, следовательно, продление должна быть подпись председателя врачебной комиссии) (т. 2 л.д. 103, 105, 107).
Указанные обстоятельства, по мнению Фонда, исключают возможность принятия к зачету сумм, выплаченных Обществом в качестве пособия по временной нетрудоспособности на основании данных листков нетрудоспособности.
В пункте 11 Порядка N 624н указано, что при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, лечащий врач единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 15 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается и продлевается по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации.
Согласно пункту 14 Порядка N 624н при заболеваниях, профессиональных заболеваниях (травмах, в том числе полученных вследствие несчастного случая на
производстве), когда лечение осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях, листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь период временной нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни. Не допускается выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником.
Выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время может
осуществляться в исключительных случаях по решению врачебной комиссии при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому.
В пункте 19 Порядка N 624н указано, что при выписке гражданина после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдается в день выписки из стационара за весь период стационарного лечения. При продолжении временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности может быть продлен до 10 календарных дней.
В соответствии с 28 Порядка N 624н при установлении инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, факты наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, Фондом не опровергнуты, доказательств их выдачи при отсутствии оснований не представлено.
Пунктом 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности определено, что записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не допускается использование шариковой ручки. Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей. Все записи в специально отведенных ячейках проставляются, начиная с первой ячейки. Печати медицинской организации, учреждения медико-социальной экспертизы могут выступать за пределы специально отведенного места, но не должны попадать на ячейки информационного поля бланка листка нетрудоспособности.
Оттиск печати медицинской организации должен соответствовать названию, указанному в уставе медицинской организации. При оформлении листков нетрудоспособности в некоторых медицинских организациях (психиатрических, наркологических организациях, центрах по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями и др.) могут быть использованы специальные печати или штампы без указания профиля организации.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выявленные в ходе проверки нарушения при оформлении листков нетрудоспособности допущены не обществом, а медицинским учреждением, являются незначительными и носят устранимый характер.
Доказательств того, что недостатки в оформлении листков нетрудоспособности влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию, органом фонда социального страхования в материалы дела не представлено.
В Постановлении от 11.12.2012 N 10605/12 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства не могут быть возложены на страхователя.
В силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листов нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о неправомерном отказе Государственным учреждением - Волгоградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 8 в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Вывод суда первой инстанции о необходимости признания оспариваемых решений отделения фонда социального страхования недействительными является верным.
В апелляционной жалобе учреждение настаивает на оформлении листков нетрудоспособности с нарушением требований Порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Данные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 июня 2017 года по делу N А12-3283/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3283/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 ноября 2017 г. N Ф06-26209/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ВОЛЖСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N8, ГУ Волгоградское региональное отделение ФСС РФ, Филиал N 8 Государственного учреждения Волгоградского регионального отделения ФСС РФ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ВОЛЖСКОМУ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ