город Ростов-на-Дону |
|
08 августа 2017 г. |
дело N А32-17482/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 27.09.2016 - Чуйков В.Ю., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционной жалобы акционерного общества "Краснодаргоргаз"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.06.2017 по делу N А32-17482/2017,
принятое судьей Нигоевым Р.А.,
по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз"
(ИНН 2309029802, ОГРН 1022301172156)
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление; антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что материалами административного дела не доказано наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что должностным лицом Краснодарского УФАС России в действиях АО "Краснодаргоргаз", выразившихся в ненаправлении в адрес заявителя технических условий, правомерно установлено нарушение ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. Нарушение обществом положений п. 37 Правил N 1314 подтверждается материалами дела.
Акционерное общество "Краснодаргоргаз" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2017 отменить, ссылаясь на недоказанность наличия состава вмененного правонарушения, неправильное применение норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе общество указало, что постановление о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности содержит указание на обстоятельства и событие, которые отличаются от обстоятельств, установленных в протоколе об административном правонарушении. Так, согласно протоколу N 58А/2014 об административном правонарушении в действиях общества установлен факт направления технических условий и факт ненаправления договора о подключении в соответствии с п. 34 Правил N 1314.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя антимонопольной службы Представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в действиях АО "Краснодаргоргаз" антимонопольным органом установлен факт нарушения пункта 37 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314.
Так, обществом не были направлены в адрес Шаповал С.В. технические условия.
14.02.2017 в отношении АО "Краснодаргоргаз" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 58А/2017 и проведении административного расследования N 2814/6.
14.03.2017 в присутствии Чуйкова В.Ю. - представителя АО "Краснодаргоргаз", действующего по доверенности от 27.09.2016 N 08/2016/31 должностным лицом Краснодарского УФАС России составлен протокол по делу N 58А/2017 об административном правонарушении.
19.04.2017 руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю вынесено постановление N 58А/2017 о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в области соблюдения безопасности технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.
Объективную сторону правонарушения образуют, в том числе, действия субъекта по нарушению правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в ст. 4 ФЗ от 19.08.1995 N 147 ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
АО "Краснодаргоргаз", предоставляя услуги по транспортировке газа по трубопроводам, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", субъектом естественной монополии.
Постановлением Федеральной энергетической Комиссии Российской Федерации от 14.11.1997 N 121/1 (с учетом изменений, внесенными Постановлением ФЭК РФ от 24.03.2000 N 15/6), АО "Краснодаргоргаз" является субъектом естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и включено в раздел 2 "Транспортировка газа по трубопроводам", за регистрационным номером 23.2.2.
Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1314).
Согласно пункту 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);
б) выдача технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);
г) заключение договора о подключении;
д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;
е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно пункту 34 Правил N 1314 в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае, если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления.
В остальной части, положения Правил N 1314 не распространяются на случаи подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимся в собственности или на ином законном основании у организации, не являющейся газораспределительной организацией, в связи с чем, договор о подключение не заключается.
Как верно установлено судом первой инстанции, в данном случае строительство газовых сетей от точки врезки и до газоиспользующего оборудования осуществляется по гражданско-правовому договору с любой специализированной организацией, что подтверждается письмом ФАС России от 15.10.2015 N АГ/56690/15, порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, не принадлежащим ГРО, Правилами N 1314 не урегулирован.
С учетом изложенного, в случае подключения к сети газораспределения не принадлежащей ГРО, ГРО осуществляет мероприятия только по выдаче технических условий на основании предоставленного согласия без заключения соответствующего договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям согласно Правилам N 1314.
Как следует из материалов административного дела, на запрос заявителя от 28.07.2016 (вх. 05.1/7391) об ускорении выдачи ТУ, АО "Краснодаргоргаз" письмом от 02.08.2016 N 05.2/4135 сообщило заявителю о том, что технические условия N 05.2/3297 от 24.06.2016 и проект договора на выполнение проектных работ подготовлены и зарегистрированы и заявитель вправе обратиться для ознакомления в АО "Краснодаргоргаз".
Так, в рамках дела N 58А/2017 АО "Краснодаргоргаз" в нарушение пункта 37 Правил N1314 не представлены документы, подтверждающие направление ТУ в адрес заявителя в установленный срок - до 11.07.2016.
Исходя из вышеизложенного, должностным лицом Краснодарского УФАС России в действиях АО "Краснодаргоргаз", выразившихся в ненаправлении в адрес заявителя технических условий, согласно пункту 37 Правил N 1314, с учетом письма АО "Краснодаргоргаз" от 02.08.2016 N 05.2/4135, установлено нарушение ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Доказательств того, что общество своевременно предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Доводы общества о том, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по делу N 58В/2017 указано на нарушение разных пунктов Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, не может являться основанием для отмены оспариваемого акта, поскольку данное обстоятельство не изменило объем нарушений, выявленных в ходе проверки.
Факт нарушения обществом п. 37 Правил N 1314 следует из имеющихся материалов административного дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности в действиях АО "Краснодаргоргаз" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2017 по делу N А32-17482/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17482/2017
Истец: АО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю