Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 декабря 2017 г. N Ф01-5305/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
11 августа 2017 г. |
Дело N А31-11552/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Бармина Д.Ю., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой Н.И.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 12.05.2017 по делу N А31-11552/2016, принятое судом в составе судьи Хубеева А.Ф.,
по иску Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (ИНН 4401006568, ОГРН 1034408610411)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (ИНН 4401101109, ОГРН 1094401003476),
Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области (ИНН 4401050197, ОГРН 1044408640220)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (ИНН 4401050246; ОГРН 1044408640561), муниципальное унитарное предприятие города Костромы "Столовая администрации города Костромы" (ИНН 4401015756, ОГРН 1024400510463); Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области (ИНН 4414009051, ОГРН 1044469013621); Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области (ИНН 4401005116, ОГРН 1024400534674); Муниципальное казённое учреждение города Костромы "Управление административными зданиями" (ИНН 4401096096, ОГРН 1084401011474),
о признании отсутствующими права собственности и права постоянного бессрочного пользования
установил:
Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (далее - истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области (далее - ответчики) о признании отсутствующими права собственности Российской Федерации, права постоянного бессрочного пользования Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040723:44, расположенный по адресу: Костромская область, г. Кострома, площадь Конституции, дом 2. Также просит снять с кадастрового учета спорный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 12.05.2017 исковые требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции вынесено при неприменении закона, подлежащего применению, суд неполно выяснил обстоятельства дела, имеющие значение, выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Российской Федерации на праве собственности принадлежат помещения в здании на спорном земельном участке. Истец не доказал, каким образом нарушены его права.
Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы в отзыве на апелляционную жалобу считает решение законным и обоснованным, просит отклонить жалобу.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение отменить, жалобу - удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя. По мнению инспекции, заявитель избрал неверный способ защиты права, решением нарушен баланс публичных интересов.
Управление Федеральной налоговой службы по Костромской области в отзыве на жалобу указало, что поддерживает позицию, заявленную в суде первой инстанции, считает, что решение суда в части прекращения права постоянного (бессрочного) пользования УФНС России по Костромской области на земельный участок правомерно и должно быть закреплено за Межрайонной ИФНС N 7, в части выводов о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и снятии его с кадастрового учета, поддерживает позицию соответчика. Управление просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Администрации города Костромы от 04.10.1999 года N 3627 "О предоставлении Государственной налоговой инспекции по Костромской области доли из части земельного участка в бессрочное пользование" последней предоставлена доля площадью 1127 кв.м. из части земельного участка площадью 2047,31 кв.м., расположенного по адресу: г. Кострома, пл. Конституции, 2 в целях эксплуатации служебных помещений (запись регистрации N 44-01.27-33.2000-136 от 21.02.2000).
26 июня 2008 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 44-44-01/088/2008-400.
Согласно заключению кадастрового инженера, выраженного в письме от 24.12.2015 в связи с отсутствием планового материала к Постановлению невозможно определить точное местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 44:27:040723:44, поскольку на нем располагается многоэтажное административное здание на одном фундаменте, под общей кровлей (5-ти этажное административное здание общей площадью 6586,6 кв.м. кадастровый номер 44:27:040723:530).
Правами на нежилые помещения в административном здании обладают следующие лица:
- Нежилое помещение с кадастровым номером 44:27:040723:401, площадью 408,7 кв.м. принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Кострома (далее - г. Кострома), закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП города Костромы "Столовая администрации г. Костромы";
- Нежилое помещение с кадастровым номером 44:27:040723:433, площадью 233,5 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области;
- Нежилое помещение с кадастровым номером 44:27:040723:423, площадью 410,7 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области;
- Нежилое помещение с кадастровым номером 44:27:040723:399, площадью 548.3 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области;
- Нежилое помещение с кадастровым номером 44:27:040723:432, площадью 1200 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области;
- Нежилое помещение с кадастровым номером 44:27:040723:415, площадью 72,3 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области;
- Нежилое помещение с кадастровым номером 44:27:040723:411, площадью 111.4 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области;
- Нежилое помещение с кадастровым номером 44:27:040723:413, площадью 244,9 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области;
- Нежилое помещение с кадастровым номером 44:27:040723:412, площадью 69,9 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области;
- Нежилое помещение с кадастровым номером 44:27:040723:421, площадью 2423,4 кв.м. принадлежит на праве собственности г. Костроме, закреплено на праве оперативного управления за МКУ города Костромы "Управление административными зданиями";
- Нежилое помещение с кадастровым номером 44:27:040723:532, площадью 362,4 кв.м. закреплено на праве оперативного управления за МКУ города Костромы "Управление административными зданиями";
- Нежилое помещение с кадастровым номером 44:27:040723:531, площадью 36,9 кв.м. закреплено на праве оперативного управления за МКУ города Костромы "Управление административными зданиями".
Согласно кадастровому паспорту от 12.09.2016 N 99/2016/7548176, земельный участок поставлен на кадастровый учёт 21.02.2000, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В связи с этим определить истцу долю не представляется возможным.
Как указал истец помещения, находящиеся в пользовании налогового органа, расположены лишь в части здания; границы земельного участка проходят под зданием (пересекают его) и делят его, что невозможно, т.к. здание неделимо и провести кадастровые работы по уточнению местоположения границ не представляется возможным, поскольку на земельном участке находится административное здание (неделимое), помещениями в котором владеют разные собственники.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной регистрации в ЕГРП подлежит право собственности и другие вещные права лишь на недвижимые вещи, к которым статья 130 того же Кодекса относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В рассматриваемом случае, истец указывал на отсутствие оснований для права собственности Российской Федерации на земельный участок, просил признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040723:44.
В материалы дела представлено заключение кадастрового инженера в письме от 24.12.2015, указано, что в связи с отсутствием планового материала невозможно определить точное местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 44:27:040723:44, поскольку на нем располагается многоэтажное административное здание на одном фундаменте, под общей кровлей (5-ти этажное административное здание общей площадью 6586,6 кв.м. кадастровый номер 44:27:040723:530).
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. Частью 3 ст. 39 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено согласование местоположения границ с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности или аренде.
Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ; в редакции, действовавшей на дату государственной регистрации оспариваемого права) предусматривала специальный порядок приобретения в собственность земельных участков, занятых объектами недвижимости; при этом для случаев, когда в одном здании помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, а также для случаев, когда помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, предусматривалось лишь оформление права аренды либо постоянного (бессрочного) пользования (части 3, 4 статьи 36 Кодекса). Аналогичное регулирование предусмотрено статьей 39.20 ЗК РФ в действующей редакции.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок в рассматриваемой ситуации нарушает права муниципального образования как собственника иных помещений в том же здание; при этом учитывая указанные выше особенности законодательного регулирования право истца не может быть защищено иным способом, кроме признания отсутствующим зарегистрированного права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 12.05.2017 по делу N А31-11552/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-11552/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 декабря 2017 г. N Ф01-5305/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы
Ответчик: РФ в лице ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в КО, ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Костромской области, УФНС России по КО, УФНС России по Костромской области
Третье лицо: МИФНС РФ N7 по КО, МИФНС РФ N7 по Костромской области, МКУ г. Костромы "Управление административными зданиями", МУП г. Костромы "Столовая администрации г. Костромы", Управление МВД РФ по КО, Управление МВД РФ по Костромской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области